.RU

Обучающая программа для родителей после отпуска по уходу за ребенком vpd1/esf/nva/06/gs 3 /0001/0098/36






Рига, апрель – декабрь 2007 года
















Обучающая программа для родителей после отпуска по уходу за ребенком

VPD1/ESF/NVA/06/GS/3.3.3./0001/0098/36

Введение 4

1 курс. Профессиональная коммуникация 5

Задачи 1 курса 5

Квадрат главных жизненных сфер 6

Стандарт реагирования
на собственную ошибку 7

^ Стандарты личной эффективности руководителя 8

Принципы личной эффективности руководителя 8

Системный взгляд 9

Что такое ответственность 9

Решение проблем 11

Психологический контакт 12

Установление и поддержание контакта 13

Невербальные средства общения 13

Наиболее важные аспекты невербального поведения 14

^ Умение слушать партнера 16

Приемы активного слушания 17

Стандарт умения слушать 19

Техника постановки вопросов 19

Техника «внутренний переводчик» 22

^ Уровни коммуникации 23

Синтоны и конфликтогены 24

Обратная связь в общении 25

Одобрение 27

Критика 27

Стратегия и тактика ведения принципиальных переговоров 30

Подготовка к переговорам 31

Лидерский прорыв 32

Стандарт имиджа 33

2 курс. Эффективная деятельность 35

Задачи курса 35

Что мешает эффективности в работе? 36

Цели 37

Постановка целей 38

Колесо жизни 40

Система планирования Б. Франклина 43

Карты жизненных ценностей 43

Три круга ценностей 45

«Дерево планирования» и организация труда 46

^ Задачи (мероприятия) 48

Принцип Эйзенхауэра - расстановка приоритетов 49

Планирование 51

Построение графика работы 52

Тайм-менеджмент 54

Главные мотивирующие факторы 57

Концепция системы делового планирования 60

3 курс. Лидерство и руководство 62

Природа лидерства 62

Тест на самоощущение лидера 65

Теории лидерства 65

Основное содержание деятельности менеджера 70

^ Особенности и содержание
управленческого труда 74

Особенности труда подчиненных 75

Основные источники ошибок 77

Политика ситуативного руководства 78

Стили ситуативного руководства 79

Сценарий взаимодействия с сотрудником 82

Делегирование прав и обязанностей 83

Контроль 87

Как отдавать распоряжения 87

^ КАК ОБРАТИТЬСЯ К РУКОВОДСТВУ 88

Пирамида потребностей maslow 88

Методы вовлечения 89

Стили убеждения 90

Стили влияния 90

Правила мотивирования 91

Доли заработной платы 92

^ Анализ решения проблем 93

Тактики поведения в конфликтных ситуациях 93

Работа в команде 95

Что такое команда? 95

Параметры командной работы 96

Этапы развития взаимоотношений В команде 97

Описание командных ролей 99

Иерархия разрешения проблем в команде 100

4 курс. Эмоции, воля, энергия 103

Категории детского и взрослого мышления 105

Личностная карта 105

Шкала эмоциональных тонов 107

Общая схема эмоционального реагирования 109

Событие, его осмысление и способы переживания 109

Линии эмоционального реагирования 111

^ Ключи к управлению эмоциями 113

Быть собранным 114

Позитивное мышление 114

Здоровый образ жизни 115

Энергия, сила, скорость, напор, здоровая агрессивность 115

^ Негативные эмоции 116

Форс-мажор под контролем 116

Независимость от чужих эмоций 117

Техника «Светофор» 117

Техника душевной страховки 120

Защитные мыслеформы 121

Верования 123

Примеры верований 125

Расслабление и визуализация 128

^ Позиции родителя, взрослого и ребенка
в общении 129

Распознавание эго-состояний 131

Список полезной литературы 136


Введение

Сегодня работодателю нужен не просто профессионально подготовленный сотрудник. Уважающий себя работодатель ценит личностно адекватного сотрудника. Такой сотрудник на работе не просто находится, а действительно работает. Это сотрудник, работе которого не мешают разные настроения: он всегда деловит и позитивно настроен. Как ваш подчиненный, он не изображает чуть что невинно обиженную жертву, на распоряжение он отвечает с улыбкой: «Будет сделано!», а не с кривым лицом: «А как вы себе это представляете?..» И, самое главное, вы знаете, что в срок вы получите требуемый результат, а не подробные объяснения причин, почему на самом деле ничего сделать было нельзя. Он умеет работать с вами, он умеет работать и под вами, и без вас. Он умеет работать — и строить вокруг себя рабочие отношения.

Личностная адекватность — это такая же фундаментальная вещь, как наличие у сотрудников рук, ног, слуха и зрения. В эффективных организациях к личностным качествам сотрудников предъявляются требования не менее жесткие, чем к их профессиональным умениям и навыкам, и это не лозунг, а реальная, повседневная и дающая великолепную отдачу работа

Цель обучающего тренинга «Деловой стандарт» развить личностные и деловые качества, навыки успешного сотрудника, руководителя и подчиненного. Он создан для людей с мотивацией добиться успеха в своем бизнесе или улучшить свое место на рынке труда.

Программа осознанно не затачивалась под «руководителей» или «нет». Если я руководитель среднего звена, для шефа я — подчиненный (и должен быть великолепным подчиненным), для коллег я — сотрудник, а для подчиненных — руководитель: я должен уметь это все.

Если у меня есть такие простые вещи, как, например, внимание, интерес и доверие к людям, ответственность, смелость быть лидером, конструктивность и позитивное отношение к жизни, то меня можно впрягать в любую работу - я везде буду успешен.

Данное посособие включает в себя методические материалы, предназначенные для работы с преподавателем на тренниге. Хотя, теоретическая часть может быть использована и для самостоятельного изучения.

Мы выражаем глубокую благодарость основателю и руководителю учебного центра практической психологии «Синтон» Николаю Ивановичу Козлову (Москва, Россия) за неоценимую помощь, оказанную при подготовке курса «Деловой стандарт».


Рижская школа менеджеров
^ 1 курс. Профессиональная коммуникация
основа эффективной деятельности
Задачи 1 курса Партнерская коммуникация
Цель. Видение результата. Позиции восприятия, Объем ответственности.

Нацеленность на результат. Адресность и целесообразность. Кому и зачем. Вдумчивость, конкретика.

^ Дисциплина и осознанность. Собранность. Уравновешенность, а не импульсивность. Могу сделать паузу перед репликой.

Контакт. Держу внимание партнера, управляю лучом своего внимания. Представление, статус.

Понимаю. Ситуация партнера, его чувства и намерения. Могу повторить услышанное.

^ Позитив, доброжелательность: партнер друг или враг? Не оправдывайся. Без наездов. Настрой на сотрудничество. Учет его интересов. Поддержка по пути. Кредит доверия.

^ План, сценарий. Последовательность сцен, энергий и пространств.

Гибкость: Айки-до. Отвлекай, раскачивай. Не можешь справиться — возглавь. Пристройка-захват-коррекция

^ Инициатива, проактивность. Уверенность. Смену тем задаю я. Предупреждай, а не реагируй.

Смысл. Не возражай. Нет «Неткам». Согласись с разумным, дополни неточность. Формируй смыслы себе и партнеру.

Управляю. Инструкции, внушения.
^ Сервисные техники и навыки
Навыки: «Спокойное присутствие», «Энергия!». Прием «Ошибочка!»

Техники: «Пристройка», «Касания», «Знаки слушания», «Вчувствование». «Серебренные нити», «Позитивный и негативный Переводчик».
^ Групповая коммуникация
Оперативное решение групповых задач. Стратегия точечного воздействия. Техника «Лидерский прорыв».


ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ (D. Colb)


1.Практика, опыт


Что произошло?

Что происходит?



4. Эксперимент


2.Рефлексия, анализ


3.Теоретические схемы и модели поведения




Как можно

действовать

иначе?


Почему так

происходит?

^ Квадрат главных жизненных сфер

Предметные цели и проекты










Личная собственность

Квартира, дача, машина,

одежда, аппаратура



Работа

Проекты, задачи,

повышение квалификации




Личная жизнь





Работа, бизнес


Личная жизнь

Любовь, друзья,

отношения с близкими


Рабочие контакты

Нужные контакты, связи

репутация, авторитет,

доверие, влияние


Контакты, отношения, эмоции


Поставьте оценки от 0 до 10





Важно,

перспективно

Разбираюсь,

умею строить

Имею продуманный

план

Работа










Рабочие контакты










Личная собственность










Личная жизнь










Профессиональное и личностное развитие












^ Стандарт реагирования
на собственную ошибку




Стандарты личной эффективности руководителя

^ Стандарт позитива

Считай что есть, а не чего не хватает

Опирайся на лучшее в себе и других

Управляй, подчеркивая достоинства


Стандарт конструктива

Не борись против, а создавай свое

Ищи не причины, а возможности

Не «Кто виноват?», а «Что делать?»

Не пыхти, а отдавай распоряжения


Стандарт ответственности

Что себе соорудишь, то тебе и будет

Бездействие – поступок тоже

Руководитель не оправдывается

^ Принципы личной эффективности руководителя



Принцип

Результата

Каков сухой остаток?

Смысл любой деятельности не в процессе, а конечном результате

Принцип

Опережающего

лидерства

^ На полшага впереди!

Формируй события, а не реагируй на то, что создали тебе другие

Принцип

Направленности

в будущее

^ Зачем, а не Почему

Настоящее должно быть организовано будущим, а не прошлым

Принцип

Ответственности

Объяснения и оправдания никому не нужны

Что ты соорудишь, то тебе и будет

Принцип

Счетности

Считай

Все имеет свою цену.

Часто – в деньгах.

Принцип

Системности

Учти контекст

Смысл элемента определяет система, в которую он включен

Принцип

Сотрудничества

Выиграл – выиграл

Лучшая сделка та, в которой учтены интересы обеих сторон



^ Системный взгляд

Что такое ответственность
Поставьте галочки рядом с ответственными фразами, отметьте знаком вопроса спорные обороты, минусами – формулировки в безответственном формате.

Где надо – промоделируйте разницу интонаций.

  1. Я не могу.

  2. У меня не получается...

  3. Мне требуется от вас следующая помощь...

  4. Я это сделаю.

  5. Я просчитаю целесообразность и приму решение.

  6. Я боюсь, что не справлюсь с этой проблемой.

  7. Интересная, творческая задача! Будем разбираться.

  8. Но ведь жалко!

  9. Я взвешу плюсы и минусы и решу.

  10. Тут ничего не получается.

  11. Это невозможно.

  12. Чтобы решить поставленную задачу, мне требуется следующее...

  13. Я не передал – там телефон не отвечает.

  14. Ну, я не знаю...

  15. Мне трудно себя сдерживать, у меня импульсивный характер.

  16. Я не хочу и не буду.

  17. Получи задание.

  18. Нет, утренняя зарядка мне не подходит: я сова.

  19. Принимаю решение.

  20. Я попробую.

  21. Это моя ошибка.

  22. Вы меня не поняли!

  23. Дело в том, что там меня обманули.

  24. Я не готов!

  25. Я не привез – там не было.

  26. Задачу понял и беру под свою ответственность. Все будет сделано, о результатах сразу же сообщу.
^ Распределение ответственности
Как распределяется ответственность (в процентах) в ситуациях:

1. Вам зимой на голову упала сосулька...

2. Вам необходимо было сделать пересадку, но из-за того, что ваш первый поезд опоздал, вы не смогли пересесть...

3. Вы пришли домой уставшие, рассчитывая на то, что ужин уже готов. А он не готов...

4. Вы договорились с коллегой, что он вас выручит, а он в последний момент сослался на обстоятельства и отказался...

5. Дети вас не слушаются...

6. Сын не сделал уроки...

7. Жена убеждена, что вы обязаны ее содержать всегда и вообще слушаться, а не то она повесится. На вас лежит ответственность за ее жизнь и содержание если у вас есть дети.

8. Началась третья мировая война.

9. На планету Земля падает огромный астероид.


Событие

Ваша ответственность, %

Сосулька




Поезд опоздал




Ужин не готов




Коллега подвел




Дети не слушаются




Уроки




Жена




Война




Астероид



^ Признаки ответственности

^ Стандарт ответственности руководителя Высказывания в ответственном формате


^ Решение проблем


ПРОБЛЕМА АНАЛИЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

ШАГИ К ЦЕЛИ ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТЕ


^ Проблемное мышление



  1. В чем состоит проблема?

  2. Чем особенно неприятна эта проблема?

  3. Из-за кого и как возникла проблема?

  4. Какие главные затруднения в решении проблемы?

  5. Чего я боюсь в связи с этой проблемой?


Какие пункты – ваши?


^ Конструктивное мышление



  1. Каким могло бы быть решение проблемы (задачи)?

  2. Какими способами эту проблему (задачу) можно решить?

  3. Кто может помочь мне достичь моей цели, на каких условиях?

  4. Каков будет мой план?

  5. Когда я начну делать намеченое?


Какие пункты для вас наиболее перспективны?
^ Вместо оправданий и извинений —
конструктивные установки на будущее

Упражнение


Ниже вам предлагаются несколько фраз с извиняющимися интонациями: найдите свои варианты, достойные уверенно держащего себя лидера.

– ^ Так получилось, мой спутник задержится.











– ^ Вы позвонили неожиданно, и я не вполне готов к беседе…











– ^ К сожалению, у меня с собой нет всех материалов…











^ Психологический контакт


При установлении контакта нужно пройти четыре этапа:


1. Переключение от общения с самим собой на общение с партнером. На этом этапе партнер становится важнейшим компонентом ситуации, происходит перераспределение внимания. Начинается изучение и оценивание партнера. Прерывается, заканчивается или оттесняется на задний план предыдущая деятельность. Обычно переключение занимает доли секунды, однако за неполное прохождение этой фазы приходится расплачиваться потерями на последующих этапах.


2. ^ Установление контакта: контакт установлен тогда, когда у обоих партнеров сложилась уверенность в участии партнера в общении (например, улавливая следы своего присутствия в микродвижениях партнера). Контакт чаще всего устанавливается невербальными средствами (направление взгляда, поворот головы, выражение лица, уменьшение дистанции и т.п.), когда это не действует, включается словесное обращение (”Иван Петрович”, “Господин Карклиньш”, “Ирочка”), что одновременно сигнализирует партнеру о выбранном типе ситуации - игровой, рабочей, интимной. Если оба выбирают один и тот же тип ситуации, то этим автоматически определены и роли каждого. Благодаря ролям последующее общение приобретает четкие рамки, каждый знает, что можно ожидать от партнера, что следует делать ему самому.


3. ^ Поддержание контакта во время передачи основного сообщения: действуют те же средства, но они оттеснены на задний план словом, которое поглощает основную долю внимания.


4. Выход из контакта: подготовка к выходу начинается за десятки секунд до произнесения последнего слова.

^ Установление и поддержание контакта

Самый важный человек в мире тот,
кто находится перед вами


  1. Приветствие: улыбка, обратитесь по имени, покажите дружеское расположение

  2. Установите зрительный контакт

  3. Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился

  4. Настройтесь на волну собеседника, проявите неподдельный интерес к его проблеме

  5. Ищите то, что вас сближает

  6. Щадите собеседника, освободите его от колкостей, обид и жалоб

  7. Уважайте собеседника даже если он не прав




У вас никогда не будет еще одной возможности

произвести первое впечатление!


^ Невербальные средства общения

55 % наших отношений и чувств выражается через визуальные средства общения, такие как внешний вид, поза и жесты;

38% - через тон нашего голоса;

7% - через слова, которые мы выбираем.

Что же влияет больше? Что мы говорим (7%) или как мы это делаем (93%)?


Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  1. создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать процесс общения

  2. придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужную сторону

  3. выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Невербальные средства тонко скоординированы как между собой, так и со словами. Совокупность этих средств можно сравнить с оркестром, а слово - с солистом на фоне оркестра.


Учебное задание:

Проверьте, на все ли невербальные средства Вы обращаете внимание при общении:


1. Визуальные:

- подчеркивание или скрытие особенностей телосложения (признаков пола, возраста, расы)

- средства преобразования природного телосложения - одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы - борода.


2. Акустические:


3. Контактные:

прямое физическое воздействие: ведение за руку, контактный танец, борьба, прикосновение, пожатие руки, обнятие, поцелуй


4. Запахи:


На поведение в значительной степени влияют различные культурные традиции, поэтому у человечества нет общих норм поведния – в разных странах невербалику надо учить так же как иностранный язык.

^ Наиболее важные аспекты невербального поведения

1. Выражение лица (мимика)

Выражение лица - главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции - счастье, любовь, удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение.

На лице человека написано все его прошлое, настоящее и будущее. Хотите о его прошлом догадаться - подключите наблюдательность и ум. Хотите прочувствовать его настоящее и будущее, воспроизведите своим лицом внешне и внутренне его лицо, и все его чувства, его душевный строй перейдут к вам.


^ 2. Контакт глаз

Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но это помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят.


Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, и мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы.


Мы склонны больше смотреть на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают контакта глаз в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят, как выражение враждебности.


Мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии, чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с вами и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный или неуместный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.


Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, значит он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: "Я все сказал, теперь Ваша очередь".


^ 3. Интонация и тембр голоса

Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, слышит больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, слышит частые паузы.


Тон голоса - особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов, можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита.


Сила и высота голоса - также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.


Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро.


^ 4. Позы и жесты

Установку и чувства человека можно определить по тому, как он сидит или стоит, по его жестам и движениям. Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле.


Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно, например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как не скрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись - признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе.


Во время разговора люди постоянно поворачивают голову; кивки головой действуют на говорящего одобряюще, и в групповой беседе, поэтому, говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывают на то, что слушающий хочет высказаться.


Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Черезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства и неуверенности.


^ 5. Межличностное пространство

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, "держаться подальше" от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или "держаться поближе" к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу.

Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседникам и, он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:


Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда выбирают расстояние в соответствии с указанными выше видами взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении.

^ Умение слушать партнера

Умение слушать другого является ключевым моментом для ориентирования, когда необходимо получить от клиента максимум исходной информации для принятия решения.

Мы обычно экономим время на выслушивание партнера и склонны преждевременно переходить к решению. В результате - из-за неполной исходной информации решение начинает затягиваться, неизвестно откуда берутся страсти, и в итоге мы тратим непомерно много сил и времени.


Потому что:

  1. считаем ошибочно, что слушание - это просто неговорение. На самом деле слушание - активная, кропотливая работа, требующая большой степени сосредоточенности;

  2. мы часто слишком заняты тем, что сразу готовим ответ собеседнику, и с нетерпением ждем возможности высказать свою идею;

  3. нам своих забот достаточно; особенно в трудные моменты нашей жизни нам грозит опасность пропустить мимо ушей важные сведения;

  4. не хотим слушать - особенно тогда, когда у нас по данному вопросу есть давно готовое решение;

  5. иногда мы неуверенны и тревожны; в такие минуты мы не слушаем потому, что боимся услышать что-то неприятное или критику в наш адрес;

  6. постоянно заняты оцениванием и осуждением того, что говорят и делают другие;

  7. не умеем слушать: не хватает умений, навыков, привычки.


^ С чего начинается улучшение умения слушать?

    • четко развести во времени фазу ориентации и фазу принятия решения; поведение на двух фазах резко различается;

    • научиться отличать подлинно эффективные техники слушания от тех, которые внешне напоминают слушание, однако на самом деле мешают собеседнику говорить о своей проблеме.



^ Приемы активного слушания

Не способствующие пониманию партнера:


  1. НЕГАТИВНАЯ ОЦЕНКА - в беседе делаются высказывания, принижающие личность партнера (например, "Глупости ты говоришь", "Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь" и т.п.)




  1. ИГНОРИРОВАНИЕ - высказывания, которые вытекают из мыслей только самого слушающего, не затрагивая мысли или чувства, выраженные собеседником.




  1. ЭГОЦЕНТРИЗМ - собеседник пытается найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют его самого.


Промежуточные техники:


  1. ^ БЕЗМОЛВНОЕ СЛУШАНИЕ - выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак подтверждения готовности слушать, спокойствие в общем рисунке движений.




  1. ПОДДАКИВАНИЕ - собеседник сопровождает высказывания партнера реакциями типа "Да-да", "Угу…"




  1. ^ ЗАМЕЧАНИЯ О ХОДЕ БЕСЕДЫ - в ходе беседы собеседник вставляет высказывания типа; "Пора приступить к предмету разговора", "Мы несколько отвлеклись от темы", "Давайте вернемся к цели нашего разговора" и т.п.


^ Техники, способствующие пониманию партнера (активное слушание):


1. УТОЧНЕНИЕ неясных мест, просьба поговорить поближе о чем-то из уже сказанного.

^ Уточните, пожалуйста...

Скажите подробнее о...

Не могли бы Вы еще раз объяснить...


2. ПЕРЕСКАЗ услышанного, обычно в сокращенном виде, выделяя и сохраняя то, что показалось главным для слушающего. Если же он неверно определит главное, говорящий имеет возможность это скорректировать. Слушающий исходит только из сказанного, но может в пересказе учитывать и невысказанные мысли или намерения говорящего.

Вы говорите о том, что...

Если я Вас правильно понял...

По Вашему мнению...


3. ^ ОПИСАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ говорящего, если наблюдается расхождение слов и невербального поведения. Можно указать на возможные причины эмоций, которые говорящий сам недостаточно осознает, чтобы поощрить его говорить об этом подробнее.

Видимо эта тема Вас очень волнует.

Мне кажется, что Вы чувствуете...

Похоже, что Вы не совсем довольны результатом.


4. ^ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МЫСЛЕЙ собеседника - но только в тех рамках, которые тот задавал. В противном случае это переходит в игнорирование.

Если исходить из того, что Вы сказали, то выходит, Вы так считаете потому, что...


5. ^ ПОДВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ - уместно после особенно длинной реплики партнера. Структурирование мыслей партнера во время слушания позволяет предотвратить расплывчатость последующего разговора.

Вашими основными идеями, как я понял, являются...

^ Стандарт умения слушать

Техника постановки вопросов

О чем спрашивать?

Очень просто; о том,

что знает собеседник,

о чем он говорит охотно,

что является его сильной стороной.


Один из самых глупых вопросов, который может задать агент, звучит так: "Знаете ли вы уже наш новейший...?"

Спрашивайте только то, что собеседник знает. Спрашивайте только то, что является его сильной стороной.

А это то, о чем он может говорить с готовностью, чем он, возможно, гордится. Возможно, в ответ на Ваш вопрос он изложит стратегию развития магазина, которую, по вашему мнению, можно значительно усовершенствовать. Но он не знает никакого другого способа; возможно, он сам ввел его и теперь гордится этим.

Оставьте его при гордости. Не делайте сейчас (пока! ) никаких предложений, для этого еще не настало время. Продолжайте еще некоторое время задавать вопросы.


^ 1. ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ

Оставляют клиенту свободу выбора ответа. Служат для ориентации в клиенте, поэтому их называют также ориентирующими вопросами.


^ Это вопросы:

Кто? Что? Где? Когда? Какой? Каким образом? (Почему?)

Кто является Вашим основным покупателем?

Каким образом Вы предполагаете увеличить объем продаж?

^ Что заставляет Вас сомневаться в выгодности наших предложений?


На стадии ориентации лучше использовать открытые вопросы - этим мы меньше ограничиваем свободу собеседника.

Однако, при задавании открытых вопросов важно следить за тем, чтобы не создать у клиента ощущения, что он находится "на допросе" и его "выжимают".

Основные ошибки при задавании открытых вопросов - подсказывание ответов. После того, как вы задали открытый вопрос, часто наступает молчание. И, хотя оно может быть тягостным для вас, пауза необходима собеседнику, чтобы сформулировать ответ. Избегайте предложения вариантов ответов на свои вопросы, стремясь уменьшить внутренний дискомфорт или продемонстрировать свой интеллект.


^ 2. ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ

Это вопросы с очень ограниченными возможностями ответа (чаще всего "да" или "нет"). При задавании закрытых вопросов вы не получаете дополнительной информации, а только узнаете точку зрения клиента. Торговый представитель использует эти вопросы как инструмент управления и поэтому их еще называют управляющими вопросами.


Три вида закрытых вопросов:


^ 2.1. Подтверждающие (наводящие)

Служат для увеличения доверия со стороны клиента.

Они обращаются к имеющимся общим точкам зрения, делают их явными, пытаются усилить общность между клиентом и торговым представителем. Но, при частом и неумеренном употреблении могут стать смешными и банальными.

^ Вы согласны, что этим Вы сэкономите больше денег?

Это именно то предложение, которое необходимо Вашей фирме?

Хотели бы Вы иметь...?

Вы согласны, что это предложение, по крайней мере, частично решает Ваши проблемы?

Отрицательная сторона у этих вопросов состоит в том, что продавец здесь может доминировать, без учета точки зрения клиента.


2.2 Контрольные

Мерчендайзер использует контрольные вопросы для:

а) определения, понял ли клиент твои высказывания (особенно специальные маркетинговые термины):

^ Понятно ли я объяснил особенности использования...?

б) уточнения желания клиента:

Вы хотите, чтобы этот товар был доставлен уже завтра?

в) определения согласия между собой и клиентом:

^ Представляли ли Вы себе это таким образом?

Могу я исходить из того, что наши взгляды совпадают?

г) определения успеха беседы. В конце беседы необходимо проверить:


^ 2.3. Альтернативные ("или-или")

Как правило, предлагают клиенту две положительные возможности. Торговый представитель тем самым исключает отрицательные для него варианты и ускоряет принятие решения.

^ Вам удобно, чтобы я подъехал к Вам завтра после обеда или в четверг утром? Вы платите наличными или по перечислению?

Так как по опыту известно, что сказанное в конце лучше "ложится на слух", чем начало, формулируйте свои альтернативные вопросы таким образом: то, что для вас нежелательно, называйте в начале, то, на что вы хотели бы услышать в ответ ДА; называйте в конце
^ Общие правила постановки вопросов

  1. Там где возможно общение без вопросов, - пользуйтесь техниками активного слушания, особенно пересказом.

  2. Для ориентации в клиенте и его проблемах пользуйтесь открытыми вопросами.

  3. Закрытые вопросы используйте для контроля взаимопонимания с клиентом, управления ходом беседы и ее завершения.

  4. Избегайте двойных вопросов:

С чем связаны трудности в своевременной оплате, и когда, все-таки, вы намерены расплатиться?

  1. Делайте паузы после того, как задали вопрос, и после того, как клиент закончил свой ответ.


Самое главное правило про вопросы:

Дайте ответить!


^ Техника «внутренний переводчик»

Говоря что-то, человек обычно в свои слова вкладывает самые разные смыслы, часть из которых и сам не очень осознает.


^ Первая наша задача – понять сказанное, услышав не только текст, но и подтекст. Разные возможные подтексты.


Вторая задача: услышав самые разные подтексты и смыслы, помочь понять человеку, что он сказал «на самом деле», поняв его («переведя») ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ.

Вернуть ему его слова и смыслы, переведенные нами определенным образом.


^ Основные виды переводчиков

Понимающий Что под текстом

Психотерапевтический Что болит на самом деле

Деловой А если по делу, конструктивно?

^ Позитивный Лучшее намерение

Негативный Как услышат при напряге


Если хотите, чтобы вас самих было трудно перевести негативно, научитесь переводить собеседника – позитивно.


Практика:


- Почему отчет до сих пор не сделан? До каких пор это будет продолжаться?

















^ Уровни коммуникации



Конфликтогены

Наезды, обвинения

Усиление обвинений (обобщение, доведение до абсурда),

Оскорбления, оправдания


^ Негативные оценки

Возражения, насмешка, пренебрежение,

изображение усталости

Отдельность

Дистанция, игнорирование, закрытость,

сокрытие информации, неблагодарность

^ Позиция превосходства

Категоричность,

перебивания

Давление

Авторитарность,

приказания, запреты



^ Синтоны и конфликтогены



Конфликтогены

Нейтрал

Синтоны

Обязан, должен, но не сделал

Обязан, должен и сделал

Не обязан, а сделал

Должен по межличностному или деловому договору, но не сделал

Должен и сделал

Сделал сверх договора

Отрицательная оценка личности или ее поступков

Отсутствие оценок

Положительная оценка личности или ее поступков

Обвинение в адрес партнера

Отказ от обвинения, несмотря на долю вины партнера. Объединение вины, общность, разложение вины

Снятие вины с партнера, самообвинение

Неблагодарность, обесценивание благодеяния

Пассивная благодарность, благодарность, соответствующая благодеянию

Активное выражение благодарности, благодарность сверх благодеяния

Категоричность, безапеляционность

Не категоричность, но и определенность

Приглашение к обсуждению

Авторитарность

Отказ от авторитарности

Совместное принятие решения

Невнимание к партнеру,тянуть «одеяло внимания» на себя

Внимание пополам

Направлять внимание на партнера, «знаки внимания»  партнеру

Знаки неприятия, недоброжелательный стиль общения

Отсутствие знаков неприятия, нейтральный стиль общения

Знаки приятия, доброжелательный стиль общения

Перебивание

Неперебивание

Самоперебивание

Долгоговорение

Пассивное слушание

Активное слушание

Юмор на партнера

Отказ от юмора на партнера

Юмор на себя, на ситуацию, юмор без адреса

Пристройка «сверху», поучительство

Пристройка на «равных» (если статус позволяет)

Пристройка немного «снизу», просьба о совете

Отказ от нужного партнеру общения

Деликатный уход от общения, пассивное общение

Щедрое дарение общения

«Нет» и «Не-» как начало фразы, междометие, мусорное слово

Отказ от использования «Нет» и «Не-»

«Да» как начало фразы и поиск согласия

Мусорные слова: «Как бы», «Вот», «Значит», «Понимаешь», «Э-э-э…», «Короче» и т.д.

Отказ от мусорных слов

Ясное, четкое и красивое выражение мыслей
^ Обратная связь в общении
Обратная связь - это наша реакция (словесная или несловесная) на поведение партнера. Это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей мере сведения о Вас самих в связи с этим человеком.

Говорить надо и о том, что Вам приятно, и о том, что Вам неприятно.
^ Правила подачи обратной связи

  1. 1.Говорите о поведении партнера, а не о его личности.

  2. 2.Говорите больше о своих наблюдениях, а не о заключениях, к которым Вы пришли.

  3. Больше описаний, меньше оценок.

  4. Описывая поведение другого человека, старайтесь больше пользоваться категориями типа: “в большей или меньшей степени”, а не типа “ ты всегда...” или “ты никогда...”

  5. Говорите больше о том, что происходит сейчас или о том,. Что происходило в недалеком прошлом, не упоминайте далекое и уже ранее обсуждавшееся.

  6. Старайтесь давать как можно меньше советов, лучше высказывайте свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.

  7. Выделяйте то, что может другому помочь, что он мог бы при желании изменить, а не то, что дает разрядку Вам самим.

  8. Не давайте обратную связь слишком большими порциями, иначе партнер не успеет все осмыслить.

  9. Выбирайте подходящие время, место и ситуацию.

  10. Подача обратной связи - серьезная работа, требующая сосредоточенности, смелости, уважения к себе и к другим.
^ Правила принятия обратной связи

  1. Сначала выслушайте до конца, не поддавайтесь искушению выработать по ходу слушания контраргументы.

  2. Для преодоления излишней эмоциональной вовлеченности можно своими словами пересказать то, что услышали.

  3. Не забывайте, что партнер представляет только самого себя, а не человечество в целом, его сведения о Вас могут быть неполными.

  4. Из полученной обратной связи не должно автоматически вытекать намерение изменить свое поведение.

  5. Помогите партнеру в его трудной задаче, поощряйте его рисковать.


В повседневном общении случаи непонимания между собеседниками - явление нередкое. Значительная доля ответственности за это падает на напряженность, вызванную неуклюжей критикой или одобрением.


^ Критика - это умение подать отрицательную обратную связь, одобрение - это положительная обратная связь. Оба действия целенаправленны и включают вербальное и невербальное реагирование.

Не все, что подпадает под обратную связь, поддается сознательному контролю, однако при критике и одобрении это возможно. Благодаря этому критика и одобрение поддаются обучению и усвоению. Как любое сознательное действие, критику и одобрение можно заранее планировать, обдумывать словесные формулировки, а по ходу общения все это корректировать.

Основное препятствие при одобрении и критике - это сложившиеся установки к себе и к другим людям.


^ Одобрение звучит фальшиво и теряет свою ценность в глазах партнера, если его автор:

Фальшивое одобрение, подсказанное сложившимися установками, вызывает у другого чувство дискомфорта и ненужное напряжение между партнерами. Свободное от подобных установок одобрение формулируется в системе отсчета партнера, а не исходя из собственных интересов и соображений. Обдуманное одобрение исходит из того, что ценно в глазах самого одобряемого.

Одобрение может сорваться и у того, кто испытывает трудности в установлении эмоциональной связи с людьми, поскольку одобрение требует подлинных чувств как от того, кто хвалит, так и от того, кого хвалят.

Одобряя просто так, с первого взгляда, не так уж легко увидеть реальный поступок человека, за который его можно похвалить. Подлинное одобрение - редкое явление в нашей жизни.

В избытке встречаем мы отрицательную обратную связь, но лишь небольшую долю ее составляет конструктивная критика. При критике помехой также становятся сложившиеся установки.


Есть люди, которые стараются избежать всякой критики в адрес другого. При этом возможны следующие причины:

Неконструктивная критика может вызвать у партнера защитное поведение в виде агрессии, гнева, самооправдания и т.п.
^ Наиболее частые ошибки при высказывании критики

1. Неправомерное обобщение

“^ Вечно одно и тоже, никогда не можешь работу сделать в срок”.

2. Наставление

“Сегодня ты опоздал на целых пять минут. Уважающие себя люди приходят на встречу вовремя”.

3. Тотальное осуждение

“Твоя статья полна ошибок. Это никуда не годится”.

4. Необоснованное истолкование

“Ты стал опаздывать на наши встречи, видимо ты перестал уважать коллектив”.

5. Спекулятивная ссылка на других

“^ Все считают, что ты способен на большее”.


Критика оказывает разрушительное воздействие, когда критикующий смотрит на критикуемого свысока и одновременно с вынесением отрицательной оценки старается привлечь внимание к самому себе.

Критика объективна, когда критикующему удается освободиться от сложившихся установок относительно партнера, что позволяет ему провести четкую грань между человеком и его поступками. Это ключевой вопрос критики, поскольку существует тенденция вместо поступка оценивать человека.

Заметим также, что вероятность быть услышанным увеличивается, если вначале мы выражаем принятие, поддержку и признание партнера, говорим о его достоинствах и лишь после этого конструктивно критикуем. При этом критические замечания не должны превышать одной трети сказанных слов. Иначе у нас появляется слишком много шансов искать себе нового собеседника или в конце концов остаться в одиночестве.
Одобрение
Твое одобрение становится более понятным и оказывает нужное действие, если учитывать некоторые советы.


^ НАСТРАИВАНИЕ СЕБЯ НА СОБЕСЕДНИКА

  1. Принимай партнера таким, какой он есть, без выдвижения дополнительных условий.

  2. Сформулируй свои предположения о самооценке, ценностях, умениях и способностях партнера.

  3. Определяй состояние и настроение собеседника, подбирая соответствующий способ поведения.


^ НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Передай свое положительное отношение к собеседнику:


^ ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

  1. Обращаться можно как от своего имени, так и от имени других.

  2. Связывай одобрение с конкретным событием или поступком.

  3. Одобряй поступок, а не человека непосредственно, или человека на примере поступка.

  4. Подбирай эмоциональные выражения, но без многословия и лишней пышности.
Критика
Твою критику собеседник воспринимает легче и учитывает больше, если исходить из следующих советов.


^ НАСТРАИВАНИЕ СЕБЯ НА СОБЕСЕДНИКА

  1. Будь терпим к собеседнику, избегай лишних эмоций.

  2. Сформулируй свои предположения о самооценке, ценностях, умениях и способностях партнера.

  3. Выбирай подходящее место и время, или сам создай походящую ситуацию.

  4. Сделай скидку на эмоциональное состояние партнера.

  5. Выбери подходящую тактику и стратегию поведения.


^ НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1. Избегай излишней оценочности:

  1. в выражениях лица (напр., презрения)

  2. в позах (напр., воинственности)

  3. в жестах (напр., угроз, поучительства)

2. Держи дистанцию.

3. Избегай прикосновения.


^ ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

  1. Обращайся к собеседнику от самого себя ('' Мне кажется... '', ''Я считаю...'').

  2. Указывай на конкретное событие, поступок или форму поведения.

  3. Критику направляй на поступок, а не на самого человека, потому что в силах партнера изменить свое поведение, а не личность в целом.

  4. Избегай излишней оценочности, не сообщай партнеру, что его поступок совершенно неприемлем.

  5. Подбирай только такие выражения, которые собеседник безупречно понимает.

  6. Собственно критику предоставляй компактно и четко, не впадай в воспоминания о прошлых неприятностях.

  7. Предлагай со своей стороны более приемлемые варианты поведения.

  8. Не требуй безоговорочного принятия твоего мнения.



^ Пункты эффективной критики

Контакт

Хорошие слова: доверие, снять защиты

Разобраться

Скорее в позиции позитива

Косвенно напрячь

Предупредить безразличие

^ Самокритика наша

Мы тоже не совершенны

Его самокритика

Его собственные оценки: пристроились и уточнили

Позитив и конкретика

Что добавить или изменить

^ Энергия выхода

Хорошие слова или бодрые интонации:

пинок, поддержка, отвлечение

Упражнения

Одинокий посетитель


Вы попросили своего опытного и качественного администратора сделать нужный вам отчет, однако к назначенному сроку отчета не оказалось. Пройдя по офису, вы с разнообразными чувствами обнаружили, что у рабочего места администратора вместо нее гуляет одинокий посетитель, бумаги не разобраны, а сама администратор Наталья в соседнем помещении уютно попивает чай за приятной беседой с другой сотрудницей.

^ Ваши чувства? Ваши действия? А также конкретные формулировки?






























^ Коммерческая тайна


Вы поручили своему новому, очень энергичному и амбициозному сотруднику разрабатывать важный перспективный проект, содержаний моменты коммерческой тайны. В процессе разработки у него возникла необходимость консультации со сторонней организации, вашим возможным конкурентом. Скоро вы узнаете, что эта организация в курсе некоторых моментов вашего проекта, и информация к ним попала от этого вашего сотрудника. Ваши чувства? Ваши действия? А также конкретные формулировки?
































^ Стратегия и тактика ведения принципиальных переговоров

1. ЛЮДИ: отделите людей от проблем


Сделайте разграничение между участниками переговоров и сущностью переговоров.

Тактические приемы:

^ А. ВОСПРИЯТИЕ:

^ В. ЭМОЦИИ:

^ C. ОБЩЕНИЕ:.



2. ИНТЕРЕСЫ: сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях


Цель переговоров состоит в удовлетворении интересов сторон. Чтобы достичь разумного соглашения, необходимо примирить интересы, а не позиции.

Тактические приемы:


3. ВАРИАНТЫ: изобретайте взаимовыгодные варианты


Расширяйте круг вариантов на столе переговоров, вместо того чтобы искать единственный ответ

Тактические приемы:


4. КРИТЕРИИ: настаивайте на том, чтобы результат основывался на

каких-то объективных критериях


Вы можете настаивать на том, что неуступчивость не является достаточным аргументом, и что соглашение должно отображать какие-то справедливые нормы, а не зависеть от голой воли каждой из сторон.

Тактические приемы:
^ Подготовка к переговорам






Мои

Оппонента

Интересы

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Варианты

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Критерии

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Запасной вариант

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Предложения

Стремлюсь

добиться

Готов довольствоваться

Готов

примириться
^ Лидерский прорыв


Стандарт имиджа





Упражнения
^ Друзья и нужные контакты
Какой(-ая) я:


Вопросы:

Кто мои друзья? Зачем я дружу с этими людьми? Сколько мне это стоит? Как это работает на цели моей жизни? Есть ли более эффективные решения?























^ Задания самому себе

























^ 2 курс. Эффективная деятельность
как цели ставить, как цели достигать


Задачи курса



Задача

Ранжир

Четкое видение своих главных жизненных и бизнес-целей на ближайший год (и более), ощущение их как своих целей




Подробный план-схема достижения этих целей




Календарный план действий на уровне конкретных действий с датами




Знание технологий, как все это делать самостоятельно в будущем




Новые перспективы: цели, представлявшиеся ранее неосуществимыми, теперь видятся как реальные




Знание техник тайм-менеджмента: умение учитывать и планировать свое время




Воодушевление и мотивация — жить вкусно, идти на работу хочется, бизнес делать интересно






МЕТОД







^ ДЕЛАТЬ ВЕЩИ ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ

ПРАВИЛЬНО ВЕЩИ


ГРУППИРОВАНИЕ СОБЫТИЙ


  1. По уровню приоритетности




  1. По проектам




  1. По времени



^ Что мешает эффективности в работе?



  1. Неясные цели




  1. Отсутствие приоритетности в заданиях




  1. Неумение сказать “нет”




  1. Слишком много дел одновременно




  1. Неумение доводить дело до конца




  1. Отсутствие обзора будущих дел




  1. Недостаточное планирование




  1. Недостаток коммуникации




  1. Недостаток мотивации




  1. Шум




  1. Телефон




  1. Посетители




  1. Недостаточная координация




  1. Недостаточное делегирование




  1. Недостаточное архивирование




  1. Личная дезорганизованность




  1. Собрания, совещания




  1. Недостаточная самодисциплина



Цели

ПЕРВЫЙ ШАГ: БУДУЩЕЕ


^ Список желаний


Я хочу















Я буду















Я ЕСТЬ


формулируем образ будущего в настоящем времени –
как будто будущее уже наступило!














^ Постановка целей

ВСЕ, ЧТО НЕ СФОРМУЛИРОВАНО НАМИ КАК ЦЕЛИ,

ЕСТЬ ПУСТАЯ ТРАТА ВРЕМЕНИ


Превращение наших ожиданий в результаты должно представлять из себя процесс SMART, а цели, которые мы определили, должны быть:
^ Грамотная постановка цели



ЦЕЛИ – ТОЧКИ, КУДА ИДЕМ


Критерий: ты можешь проверить, достиг ты цели или нет


^ ЗАДАЧИ – НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ


Критерий: понятность что, когда и кому делать





^ Пример постановки рабочей цели

Цель: увеличить продажи


Конкретнее: увеличить продажи на 600 тыс/мес


Детализированная цель:



Этапные цели:


- по продукту А количество покупок в 1,5 раза

- частоту покупок сопутствующих товаров по продуктам С, D, Е в 1,2 раза


ПОД ЭТИ задачи:


^ 1. Обеспечить необходимыми ресурсами для увеличения контактной работы

^ 2. Увеличить эффективность работы
^ Колесо жизни
Нарисуйте колесо по факту.




Перерисуйте колесо, как оно должно выглядеть через 1 год и через 3-5 лет.





^ Итого, мои три решения:










^ КВАДРАТ ГЛАВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СФЕР


Предметные цели и проекты










Личная собственность

Квартира, дача, машина,

одежда, аппаратура



Работа

Проекты, задачи,

повышение квалификации




Личная жизнь





Работа, бизнес


Личная жизнь

Любовь, друзья,

отношения с близкими


Рабочие контакты

Нужные контакты, связи

репутация, авторитет,

доверие, влияние


Контакты, отношения, эмоции


Поставьте оценки от 0 до 10





Важно,

перспективно

Разбираюсь,

умею строить

Имею продуманный

план

Работа










Рабочие контакты










Личная собственность










Личная жизнь











^ ЕСЛИ ПОМЕЧТАТЬ:

МОИ ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ НА БЛИЖАЙШИЕ 3 – 5 ЛЕТ


Бизнес, дело

Личная жизнь

































Личностное развитие, здоровье и образование


















^ КОНКРЕТИЗАЦИЯ ГЛАВНЫХ ЦЕЛЕЙ


Через три года:

Что во мне должно измениться как в личности и как в специалисте, чтобы мой ранг поднялся, чтобы моя ценность для фирмы и людей существенно возросла?

Что должно произойти в моей жизни, чтобы я мог говорить о серьезных достижениях, о существенных положительных сдвигах?

Список каких конкретных дел я сформирую для этого?

























^ МОИ ЦЕЛИ НА БЛИЖАЙШИЙ ГОД

Прописать подробно и по возможности расставить по ранжиру


Бизнес, дело

Личная жизнь

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

Личностное развитие, здоровье и образование

1.

5.

2.

6.

3.

7.

4.

8.



^ Система планирования Б. Франклина



Карты жизненных ценностей



^ Главные ценности

Стратегический ранжир

Тактический ранжир

Семья, взаимопонимание, дети







Дом, комфорт, деньги







Карьера, власть, статус, уважение







Духовный рост, познание, служение







Любовь, азарт, развлечения и отдых







Красота, здоровье, гармоничное развитие







Мое дело, мои проекты







Образование, повышение квалификации







Личностный рост






^ Рабочая раскладка Карт Жизненных Ценностей




Главная цель жизни


для этого:


а для этого:


^ Важная цель жизни


для этого:


а для этого:


Тоже хочется


Сейчас не важно


^ Совсем не важно

oao-suek-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-2-fevralya-2010-goda.html
oao-tatavtodor-sovremennie-tehnologii-v-stroitelstve-i-remonte-avtodorog-opit-stroitelstva-selskih-dorog-s-perehodnim-tipom-pokritiya.html
oao-yaroslavskij-zavod-krasnij-mayak-avtotraktornoe-i-sh-mashinostroenie.html
oapavlova-i-a-sinkevich-kand-ped-nauk-docent-mgpu.html
ob-adaptacii-mirovogo-opita-zhilishnogo-ipotechnogo-kreditovaniya-v-rossii-chast-3.html
ob-administrativnih-procedurah-osushestvlyaemih-gosudarstvennimi-organami-i-inimi-organizaciyami-po-zayavleniyam-grazhdan-stranica-12.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-podgotovki-kvalificirovannih-rabochih-vo-francii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-15-rabochaya-programma-disciplini-mezhdunarodnoe-pravo-cikl.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-pravovom-statuse-geneticheskih-resursov-v-nacionalnom-zakonodatelstve-otdelnih-stran-v-tom-chisle-v-ih-prave-sobstvennosti-v-sluchayah-primenimosti-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-assortiment-izdatelskoj-produkcii-dlya-komplektovaniya-fondov-bibliotek-muk-cbs-g-irkutska-stranica-8.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tehnologii-zashiti-zheleznodorozhnih-vagonov-i-mehanicheskoj-obrabotki-visokotverdih-vosstanovlennih-uprochnennih-i-zakalennih-detalej-zheleznodorozhnogo-transporta.html
  • crib.bystrickaya.ru/iv-dolzhnosti-rabotnikov-administrativno-hozyajstvennogo-i-uchebno-vspomogatelnogo-personala.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliografiya-pr-tehnologii-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-i-mechnikov-v-1894-godu-obratil-vnimanie-na-vozmozhnost-ispolzovaniya-nekotorih-saprofitnih-bakterij-v-borbe-s-patogennimi-mikroorganizmami.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-uroka-metodi-i-formi-obucheniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dengi-funkcii-sushnost.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sinibi-8-a-pn-ataui.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-ispolzovanie-elektivnih-kursov-kak-novoe-napravlenie-estestvennonauchnoj-podgotovki-uchashihsya-starshih-klassov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-22-na-poroge-xx-veka-bohanov-a-n-gorinov-m-m-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vdoklade-rassmotreni-resheniya-sistemi-predostavlyayushie-polzovatelyam-sleduyushie-vozmozhnosti-raboti-v-graficheskom-rezhime.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-voprosov-po-pedagogike.html
  • turn.bystrickaya.ru/oprosnij-list-20-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ugolovnoe-pravo-nizhnij-novgorod-2010.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vkus-vizivaetsya-nalichiem-v-vode-rastvorennih-veshestv-i-mozhet-bit-solenim-gorkim-sladkim-i-kislim.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-rabochee-vremya-i-vremya-otdiha.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-istoriya-i-teoriya-muziki-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostavlenie-obosnovanij-polozhenij-shemi-territorialnogo-planirovaniya-stranica-21.html
  • student.bystrickaya.ru/2-metodi-issledovanij-v-menedzhmente-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-referatov-i-nauchnih-rabot-dlya-studentov.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-fenomen-levshestva-s-pozicij-nejropsihologii-prakticheskoe-posobie-dlya-psihologov-i-roditelej-m-genezis-2008.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/magisterskie-kursi-lekcij-programma-universiteti-rossii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/virazitelnoe-chtenie-i-ego-rol-v-razvitii-rechi-shkolnikov-nachalnih-klassov-na-primere-shkol-respubliki-tadzhikistan.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-2-pravovoj-rezhim-voennih-rashodov-kak-istochnika-finansirovaniya-vooruzhennih-sil-rossijskoj-federacii.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-irkutskij-gosudarstvennij-universitet-yuridicheskij-institut-martinov-a.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-3-elementi-obshej-algebri-pridnestrovskij-gosudarstvennij-universitet-im-t-g-shevchenko-inzhenerno-tehnicheskij.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-i-uchrezhdeniyah-prokuraturi-rossijskoj-federacii-stranica-8.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rf-vihodit-iz-pod-kontrolya-deputatov-gosdumi-novosti-10.html
  • college.bystrickaya.ru/-v-gorode-projdet-edinij-parad-pobedi-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pourochno-tematicheskoe-planirovanie-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-anglijskij-yazik.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/r-sh-zhemuhov-antropogennoe-izmenenie-klimata-i-upravlenie-vodnimi-i-zemelnimi-resursami-orositelnoj-sistemi.html
  • tests.bystrickaya.ru/kopchenie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-17-zakat-krepostnoj-epohi-bohanov-a-n-gorinov-m-m-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
  • pisat.bystrickaya.ru/telnost-buzhdeniya-otricatelnih-emociogennih-centrov-vovlecheniya-kurs-fiziologii-funkcionalnih-sistem.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.