.RU

Общие выводы - Учебное пособие омск 2007 Г. Г. левкин


^ Общие выводы
1. Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от первичного источника до конечного потребителя.

2. Исторически сложилось три источника формирования термина «логистика»: военный, математический, экономический (управленческий), но основное направление её – военное дело. До конца XIX в. логистика в России была распространена как искусство управления движением войск. После почти столетнего забвения логистика вернулась в Россию как прикладная наука об организации транспортного и складского хозяйства.

3. Первый этап развития логистики (60-е гг. ХХ в.) – интеграция складского хозяйства с транспортом, которые начинают функционировать по единому графику и по согласованной технологии. Второй этап (80-е гг.) – интеграция складского хозяйства и транспорта с производством. Третий этап (настоящее время) – интеграция всех участников логистического процесса. Логистика в сегодняшнем понимании становится инструментом общего менеджмента.

4. Логистика как наука и практика управления материальными и связанными с ними потоками финансовых ресурсов и информации становится все более востребованной в России. Организация обеспечения производителей и продвижения их продукции на рынок на принципах логистики дает значительный экономический, социальный и экологический эффект.

7. Принято выделять следующие функциональные области логистики: логистика запасов, транспортная, закупочная, сбытовая, распределительная логистика, логистика производственных процессов, складирования, информационная логистика, логистика сервисного обслуживания, ретрологистика.

Контрольные вопросы

  1. Исторические источники формирования термина «логистика».

  2. Схожесть подходов к определению понятия «логистика» в военном и математическом аспектах.

  3. Основные этапы развития логистики и их характеристика.

  4. Основной объект логистического управления на микроуровне.

  5. Функциональные области логистики на уровне предприятия и их взаимосвязь.
Практическая задача
Производитель мужских рубашек изготавливает рубашки на фабрике в городе Хьюстон (штат Техас). Стоимость производства одной рубашки 8 долларов (включая стоимость материала). Город Чикаго является основным рынком, потребляющим 100000 рубашек ежегодно, розничная цена на рубашку – 15 долларов. Транспортные и складские расходы составляют 5 долларов за 1 центнер. Каждая упакованная рубашка весит 500 граммов.

У компании существует альтернатива – она может производить рубашки на Тайване. Стоимость производства одной рубашки 4 доллара (включая стоимость материала). Материал транспортируют из Хьюстона до Тайваня по цене 2 доллара за 1 центнер. Когда рубашки готовы, они транспортируются прямо в Чикаго. Транспортные и складские расходы в этом случае составляют 6 долларов за 1 центнер. Пошлина за провоз одной рубашки составляет 0, 5 доллара. Исходя из расчета логистических издержек, сделайте вывод: стоит ли производить рубашки на Тайване?

Тест

1. Логистика пришла в экономику из:

а) строительства;

б) медицины;

в) военного дела;

г) биологии.

2. С точки зрения логистического подхода объектом управления на макроуровне является:

а) служба сбыта;

б) служба снабжения;

в) сквозной материальный поток;

г) транспорт.

3. Логистика как наука изучает:

а) логику;

б) планирование, организацию управление и контроль движения материальных потоков;

в) кибернетику;

г) экономическую теорию.

4. Логистика – это:

а) способ ведения бухгалтерского учёта;

б) теория и практика управления материальными потоками;

в) наука, изучающая логическое мышление людей;

г) наука о словах.

5. Задача «выбора поставщика» относится к функциональной области логистики:

а) производственная логистика;

б) закупочная логистика;

в) транспортная логистика;

г) распределительная логистика.
Литература
1. Левкин Г.Г. Логистика в России: использование опыта стран Европы / Г.Г. Левкин. - Вестник ОмГАУ, №1, 2004. – С. 68-70.

  1. Левкин Г.Г. Конспект лекций по дисциплине «Логистика на предприятиях АПК» / Г.Г. Левкин. – Омск: Издательство ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2006. – 60 с.

  2. Николин В.И., Витвицкий Е.Е., Мочалин С.М. Грузовые автомобильные перевозки. – Омск. – 2004. – 480 с.

  3. Скоробогатова Т.Н. Логистика: Учебное пособие: 2-е изд. – Симферополь: ООО «ДиАйПи», 2005. – 116 с.

  1. Стукач В.Ф. Логистика / В.Ф.Стукач, В.С.Пецевич, О.В.Косенчук, Г.Г.Левкин. - Омск, 2004. – 255 с.

  2. Arnold D. – Handbuch Logistik / D. Arnold, H. Isermann, A. Kuhn, H. Tempelmeier. – Berlin, 2002.

  3. Mau M. Logistik: mit Übungsaufgaben und Lösungen / M. Mau. – Köln: WRW-Verl., 2002.



Тема 2. Основные проблемы в логистических системах

Одним из основных заблуждений на начальном этапе изучения логистики, в особенности практикующихся в коммерческой области, является стремление сразу использовать логистические методы в работе – использовать логистику ради логистики. Наиболее часто задаваемые вопросы на курсах повышения квалификации при освоении метода – как можно его использовать. Как правило, бездумное использование «логистических инструментов» приводит к неудачам и к неправильным выводам о том, что логистика не обладает практической значимостью.

Логическая последовательность в области управления материальными потоками и запасами может быть следующая: изучение и характеристика существующей системы; выявление проблем логистической системы; постановка цели и задач исследования для устранения проблем; выбор нужных логистических «инструментов»; применение существующих методов или разработка новых (или использование комплекса методов); определение результата воздействия; коррекция воздействия.

Следует отметить, что как в логистике не может быть готовых решений для выявляемых проблем (каждая ситуация, каждое предприятие и его окружение уникально), так и повторное использование разработанных подходов каждый раз должно быть проверено и обоснованно.

Таким образом, возникает актуальное научное направление: выявление и описание проблем логистической системы (ровень отдельного предприятия), а также разработка теоретических основ в этой предметной области. Поэтому мы сочли целесообразным включить в эту главу теорию логистических систем, а также существующие проблемные ситуации на уровне межфункционального взаимодействия фирмы.


2.1. Классификация логистических систем

Система (от греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.

Логистическая система – это приспосабливающаяся система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.

Отличительными свойствами логистических систем являются наличие потокового процесса и определенная системная целостность. Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек

Логистические системы подразделяются по масштабу сферы деятельности на макрологистические и микрологистические.

Макрологистическая система – это крупная система, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств. Их связи строятся на базе товарно-денежных отношений. При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолевать трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями.

Важным критерием классификации макрологистических систем является используемая в этой системе логистическая цепь. В зависимости от вида логистических цепей логистические системы подразделяются на: логистические системы с прямыми связями; логистические системы эшелонированные; логистические системы гибкие.

Логистические системы с прямыми связями – это логистические системы, в которых материальный поток доводится до потребителя без участия посредников.

Логистическая система эшелонированная, или многоуровневая – логистическая система, в которой материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит через посредников (дилеры, дистрибьюторы и др.).

Логистическая система гибкая – система, в которой доведение материального потока до потребителя может осуществляться как по прямым связям, так и с участием посредников.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относятся различные производственные и торговые предприятия, отдельные подразделения предприятия. Теоретическое обоснование логистических процессов является слабо проработанной частью общего логистического менеджмента предприятий. В существующих учебных пособиях по логистике основное внимание уделено изучению уровня взаимоотношений между предприятиями или формированию глобальных логистических систем.

Любая система обладает определенной совокупностью свойств, которые позволяют говорить об объекте как о системе. Выделяют следующие основные свойства логистических систем:

1) ^ Целостность и членимость. Система – это целостная совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом. Элементы существуют лишь в системе, так как вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы.

Это свойство можно рассматривать как на макроуровне, так и на микроуровне. На макроуровне рассматриваются предприятия и связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система представляет собой взаимодействие подразделений внутри одного предприятия.

2) ^ Наличие связей. Между элементами системы имеются существенные связи. Они должны быть более сильными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, иначе система не сможет существовать. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые и обратные.

В макрологистических системах основу связи между элементами составляют договоры.

В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

3) Организация. Наличие системообразующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо создать упорядоченные связи, то есть определенную структуру, организацию системы.

4) ^ Интегративные (суммарные) качества. Это свойство предполагает наличие у системы интегративных качеств, то есть качеств присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Интегративные качества системы позволяют закупать материалы, производить из них товары и выдавать их во внешнюю среду. По размерам логистическая система может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Она способна адаптироваться к возмущениям внешней среды, реагировать на неё в том же темпе, в котором происходят события.

^ Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

^ Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производительному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Одним из важных механизмов взаимодействия элементов систем является явление синергии (совместный (корпоративный) эффект взаимодействия элементов в системе). Явление синергии изучает междисциплинарная наука синергетика.

Синергетика – это наука о процессах нелинейной самоорганизации в природе и обществе. Основы синергетики были заложены еще в исследованиях Аристотеля «целое больше простой суммы его частей».

Закон синергии: сумма свойств целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав целого элементов. То есть свойства целого не сводятся к сумме свойств его частей. Эффект синергии обусловлен появлением нового качества. Синергетика обратна стереотипному или линейному мышлению.

2.2. Системный подход в логистике

Основой сквозного управления материальным потоком является системный подход. Системный подход - это рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах. Предполагает интеграцию, синтез, рассмотрение разных сторон явления.

Работа реальных логистических систем характеризуется наличием сложных случайных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой.

Информация логистических систем отражает внешнюю и внутреннюю среду организации. Информация внешней среды организации включает себя сведения о поставщиках сырья, товаров и их надежности, данные о потребителях продукции и посредниках, информацию о рынке сбыта, то есть какая продукция и ее модификации пользуются спросом у разных потребителей, посредников, в разных регионах.

Информация о внутренней среде организации состоит из данных о состоянии и движении материальных потоков в организации, сведения об имеющихся запасах сырья, объеме продукции в производстве, объеме готовой продукции на складах, информацию о реализации продукции во времени. При этом задачи, решаемые в рамках логистических систем следующие: сбор и обработка заказов; управление закупками сырья; учет материалов, полуфабрикатов, продукции на складах в натуральной и денежной форме; контроль состояния запасов; прогнозирование потребности в продукции; прогнозирование потребности в транспорте.

При формировании логистической системы должны учитываться следующие принципы системного подхода:

1. ^ Принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макроуровне, то есть во взаимоотношениях со внешней средой, а затем на микроуровне, то есть внутри своей структуры.

2. ^ Принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем.

3. Принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Система при системном подходе формируется в несколько этапов.

^ На первом этапе определяются и формулируются цели функционирования системы.

На втором этапе - на основании анализа целей функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система;

^ На третьем этапе, на базе требований формируются ориентировочно некоторые подсистемы.

Четвертый этап – наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему.

Системному подходу противопоставляется классический или индуктивный подход.

2.3. Логистическая координация

Понятие «координация» в буквальном переводе с латинского языка означает «совместное упорядочение», то есть «взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие».

Логистическая координация - это согласование деятельности звеньев логистической системы, участвующих в продвижении материального, информационного и финансового потоков.

Принято выделять межфункционалную логистическую координацию - согласование деятельности подразделений организации бизнеса для повышения эффективности функционирования фирмы в целом, и межорганизационпую логистическую координацию - упорядочение, согласование работы компаний-партнёров в интегрированной логистической системе для достижения целей последней.

Различают также горизонтальную и вертикальную межорганизационную логистическую координацию. Под горизонтальной логистической координацией имеется в виду эффективное взаимодействие фирм, находящихся на одном уровне логистической системы (в одном «эшелоне логистической цепи»), например, транспортных посредников или розничных операторов. Вертикальная координация означает согласованное функционирование организаций, представляющих разные уровни или «эшелоны» логистической системы. Примером вертикальной межорганизационной логистической координации может служить взаимодействие нескольких фирм, осуществляющих производство, транспортировку и реализацию продукции. Проблема межорганизационной логистической координации, хотя и является относительно новой (проблема возникла в связи с внедрением в практику бизнеса концепции интегрированной логистики в 1980-1990-е годы), очень активно изучается и обсуждается в экономически развитых странах. Министерством образования РФ был разработан и утвержден новый государственный образовательный стандарт ГОС ВПО 080506 «Логистика и управление цепями поставок», что свидетельствует о значительном прогрессе в этой области в нашей стране.

Опыт и изучение специальной литературы показывает, что координации служб на внутриорганизационном (микро) уровне уделяется недостаточное внимание. Распространено мнение, что стадия внутренней интеграции и координации является пройденным этапом развития логистики, и настала пора интеграции и координации межорганизационной. Но внутрифирменная интеграция и координация каждого из звеньев логистической системы является необходимым условием эффективного функционирования всей товаропроводящей системы.

^ 2.2. Основные проблемы в логистике

Переход от управления отдельными функциями к интегрированному управлению процессами связан с нарушением функциональных границ деятельности различных служб организации, вмешательством в ранее «суверенные» области. Поэтому на предприятии возможно возникновение серьезных организационных конфликтов. Служба логистики должна эффективно управлять этими конфликтами, а также теми конфликтными ситуациями, которые «традиционно» возникают из-за противоречивости интересов различных подразделений организации. Различают типичные проблемные области внутрифирменной логистики - источник возникновения конфликтных ситуаций между подразделениями организации: запасы; закупка; поставка на склад; планирование заказов; обработка заказов; поставка со склада; логистический сервис; сбор порожней тары и товароносителей. Первые три области связаны с входящим потоком, остальные пять – с выходящими потоками.

Рассмотрим подробнее проблемы связанны с входящими потоками и соответствующие им межфункциональные конфликты.


Запасы

Серьёзную проблему для многих фирм представляют запасы, чрезмерный объём которых «замораживает» значительные финансовые ресурсы, создаёт затруднения на складе и препятствует нормальной работе компании. С другой стороны, зачастую возникает ситуация дефицита необходимых покупателям запасов, что чревато не только прямыми потерями продаж, но и далеко идущими последствиями вплоть до потери клиентов. Таким образом, уровень запасов часто становится предметом конфликтов, возникающих между такими подразделениями компании, как закупки, продажи, маркетинг, финансы, а также находящимся под «юрисдикцией» службы логистики складом. Служба маркетинга заинтересована в максимизации запасов с целью повышения уровня обслуживания покупателей и уменьшения вероятности возникновения дефицита запасов. Финансовый отдел стремится минимизировать запасы, так как осознаёт, что они «омертвляют» значительные денежные средства, которые могли бы быть направлены на другие цели, и приносить прибыль. Служба закупки, преследуя локальную цель минимизации стоимости закупки, стремится к получению максимальных оптовых скидок и зачастую закупает чрезмерный объём продукции, не учитывая возможности склада, имеющиеся в наличии запасы и издержки на их содержание и обработку.

^ Управление закупками

Управление запасами неразрывно связано с проблемами осуществления закупок и поставок на склад. При управлении закупками типичны межфункциональные конфликты, возникающие по таким параметрам, как ассортимент закупаемой товарной партии, базисные условия поставки, условия поставки (вид транспортного средства, а также транс­портная тара и товароноситель), выбор поставщика (см. таблицу выше). Рассмотрим каждый из перечисленных источников конфликтов.

^ Ассортимент закупаемой партии товара (в частности, на уровне грузовой единицы) - предмет конфликта между службой закупок и складом. Отдел закупок, в целях получения скидок, приобретает крупные партии однородной продукции и предпочитает не оплачивать поставщикам дополнительные услуги по комплектации грузовой единицы в том ассортиментном составе, который требуется конечным потребителям и логистической цепи - розничной сети и организациям сферы услуг. Склад заинтересован в том, чтобы ассортиментный состав грузовых единиц, на уровне транспортной тары-коробов, совпадал с типичным ассортиментом заказов большинства клиентов, так как это позволяет значительно сократить издержки на грузопереработку.

Базисные условия поставки. Как известно, широко используемые в практике международной торговли базисные условия поставки определяют распределение рисков, затрат и обмен документацией между сторонами договора купли-продажи. Служба закупок склонна, при определении базисных условий поставки, как бы выступать на стороне поставщика, пытаясь извлечь максимальную выгоду из отношений с ним. Эта выгода, как правило, выражается в предоставлении разнообразных скидок и льготных условий работы. Финансовый отдел заинтересован в минимизации затрат компании на закупку и последующую поставку закупленной партии на склад. Интересы транспортного подразделения фирмы заключаются в сокращении издержек на осуществление перевозок собственным транспортом, что диктует необходимость переноса основной ответственности за доставку товара, а также сопутствующих рисков на продавца.

^ Условия поставки (вид транспортного средства). Служба закупки, стремясь к достижению максимально выгодных отношений с поставщиком, с точки зрения минимизации стоимости закупаемой продукции, может не при­давать особого значения транспортному средству доставки, предлагаемому поставщиком, и не требовать от последнего дополнительных услуг (в частности, услуг добавленной стоимости в сфере транспортировки). В то же время склад заинтересован в том, чтобы параметры транспортного средства поставки сочетались с техническими характеристиками, оснащением погрузочно-разгрузочного фронта и используемым подъёмно-транспортным оборудованием. Подобное соответствие даст возможность минимизировать время подготовительных работ для проведения грузопереработки, механизи­ровать разгрузку транспортных средств, сократить простои последних и,

^ Условия поставки (транспортная тара и товароноситель). Тара и товароноситель являются предметом пересечения разнонаправленных интересов уже неоднократно упоминавшихся выше службы закупок и склада. Отдел закупок, пытаясь получить скидки и дополнительные льготы от по­ставщиков, не уделяет особого внимания параметрам тары и наличию товароносителя. Склад заинтересован в использовании современных средств механизации при разгрузке транспортного средства, минимизации времени подготовки к проведению разгрузочных работ, минимальном количестве перевалок и т.п.

Определение тары и товароносителя может привести к конфликтной ситуации между службой закупок и транспортным отделом, входящим в со­став службы логистики. Транспортный отдел стремится к максимально полной загрузке транспортных средств и, соответственно, уменьшению частоты рейсов с целью сокращения транспортных расходов. Отсутствие гар­монизации учётно-договорных единиц, которое лежит в основе данного конфликта, приводит к существенному увеличению издержек обращения.

Выбор поставщика. Проблема выбора поставщика является одной из основных в управлении закупками. Её значимость обусловлена не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковой продукции, но главным образом тем, что по­ставщик должен быть надёжным партнёром фирмы в реализации её логистической стратегии. Выбор поставщика осуществляется по определённым критериям, среди которых выделяют качество поставляемых материальных ресурсов и сервиса, надёжность поставок, финансовые условия, возможности (способности) удовлетворить требования фирмы-заказчика, расположение, сопутствующий сервис и др. Предпочтение тех или иных критериев различными подразделениями фирмы и игнорирование остальных показателей, важных для нормального функционирования других подразделений организации, является основой возникновения целого ряда межфункциональных конфликтов. Данные конфликты могут решаться в рамках логистической функции управления закупками путём согласования локальных интересов организационных подразделений с системными целями компании.

^ Поставка товаров на склад

Перейдём теперь к рассмотрению проблемы поставки закупленного товара на склад.

Величина партии поставки. Служба закупок заинтересована в приобретении как можно больших партий продукции с целью получения оптовых скидок от поставщиков. Склад хотя и заинтересован в максимальной загрузке своих мощностей, всё же имеет ограничения, связанные с объёмом последних, и стремится избежать дополнительных затрат, возникающих вследствие необходимости экстренного размещения прибывающих грузов (сверхурочная работа, привлечение дополнительного персонала, до­полнительная эксплуатация подъёмно-транспортного оборудования, необходимость пересмотра размещения складированных грузин и т.п.). Вследствие существенного различия интенсивности входящих и исходящих материальных потоков, склад вынужден нести значительные издержки на со­держание запасом. Сокращение издержек на содержание запасов и потерь от дефицита является принципиальным моментом и для отдела управления запасами службы логистики.

Транспортный отдел заинтересован в минимизации расходов на перевозки, а, следовательно, осуществлении редких рейсов с полным использованием грузовместимости транспортных средств.

Наконец, величина партии поставки может стать «яблоком раздора» для служб закупок и продаж оптового предприятия. Данная конфликтная ситуация в особенности характерна для компаний, занимающихся реализацией скоропортящейся продукции, товаров с ограниченным сроком хранения, либо сезонных продуктов. 13 отличие от службы закупок, стремящейся получить максимальные оптовые скидки, отдел продаж прекрасно понимает возможные трудности и потери, связанные с реализацией подобных продуктов, и пытается снизить объёмы закупок такой

требующей особого искусства продаж продукции.

Срок поставки. Служба закупок в этом конфликте опять, образно говоря, находится на стороне поставщика. Сокращение сроков поставки, как правило, сопряжено с возрастанием стоимости закупаемого товара за счёт оказания услуги добавленной стоимости, что не отвечает локальным функциональным интересам рассматриваемого подразделения организации.

Служба маркетинга стремится сократить срок поставки с тем, чтобы интересующая потребителя продукция как можно быстрее оказалась у него. Кроме того, уменьшение продолжительности цикла поставки даёт возможность маркетинговому подразделению составлять более точные и реалистичные планы продаж. Как и служба маркетинга, отдел продаж заинтересован в снижении времени поставки, что позволяет точнее выполнять планы продаж и избежать трудностей, связанных с реализацией вышедшей из моды либо сезонной продукции.

Функциональный интерес транспортного хозяйства фирмы заключается в осуществлении перевозок по наиболее экономичным маршрутам, что далеко не всегда означает минимизацию продолжительности транспортного цикла.

Отдел управления запасами заинтересован в установлении срока поставки, позволяющего оптимизировать уровень запасов в логистической системе фирмы.

Анализ функциональных областей предприятия, связанных с выходящими потоками с предприятия не представляет трудности и может быть проведен аналогично с вышеизложенным. Безусловно, приведённый список конфликтов в сфере логистики не является исчерпывающим и универсальным, но он даёт возможность сделать некоторые важные выводы и наметить пути обнаружения скрытых проблем предприятия в области межфункционального взаимодействия.
^ Общие выводы

  1. Функциональные подразделения организации бизнеса (предприятия
    оптовой торговли), участвующие в управлении движением потоков, имеют локальные цели и задачи (интересы).

  2. Цели служб компании зачастую носят противоречивый, взаимоисключающий характер и поэтому являются источником возникновения внутриорганизационных, межфункциональных конфликтов.

  3. Преследование организационными единицами исключительно своих
    локальных целей ведёт к усилению межфункциональных конфликтов и серьёзным отклонениям от стратегического курса и целей фирмы.

  4. Одна из основных задач службы логистики в компании - предотвращение и разрешение межфункциональных конфликтов путём эффективной координации деятельности подразделений организации.

  5. Служба логистики как звено, обладающее интегрирующим и коор­динирующим потенциалом практически на всех уровнях орга­низационной иерархии и реализующее процессный принцип управления потоками, имеет реальные возможности и инструменты для согласова­ния локальных целей подразделений компании и глобальных, системных целей организации.

^ Контрольные вопросы

    1. Функциональные проблемные области на уровне предприятия.

    2. Причина конфликтов на предприятии, связанных с прохождением через него материального потока.

    3. Направления разрешения конфликтов в области управления запасами.

    4. Порядок разрешения конфликтов в области закупок.

    5. Примеры межфункциональной и межорганизационной интеграции.

^ Практическая задача

Фирме необходимо закупить комплектующее для собственного завода. Необходимо определить, где выгодней закупать – в России или за рубежом. Стоимость комплектующего в России – 108 у.е., в Юго-Восточной Азии – 89 у.е. Стоимость 1 м3 – 3000 у.е.

Транспортный тариф при доставке от удаленного поставщика составляет 105 у.е.. Импортная пошлина на товар 12% от стоимости 1 м3 груза, ставка на страховые запасы 0,8%.

Определить целесообразность выбора территориально удаленного поставщика.

Тест

^ 1. К макрологистической системе относят…

а) Крупная железнодорожная станция.

б) Связанные договорами поставщик, покупатель и транспортная организация.

в) Взаимосвязанные участники цепи, обеспечивающие продвижение материального потока в пределах металлурги­ческого комбината.

г) Крупный аэропорт.

  1. ^ К микрологистической системе относят…

а) Совокупность станций железной дороги, соединяющей два города.

б) Связанные договорами поставками, покупатель и транспортная организация.

в) Взаимосвязанные участники цепи, обеспечивающие продвижение на российский рынок импортного товара.

г). Крупный морской порт.

3
Система – это целостная совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом.


. Вопросы на соответствие.

а) Целостность и членимость.



Это свойство предполагает наличие у системы таких возможностей, которые присущи системе в целом, а не отдельным элементам.





б) Наличие связей.


в
Для создания системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. создать определенную структуру, организацию.

) Организация.





г) Интеграционные качества.


Между элементами системы имеются существенные связи. Они должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.







^ 4. Связи в макрологистических системах устанавливаются на основе:

а) товарно-денежных отношений

б) внутрипроизводственных отношений

в) нормативных документов

г) должностных инструкций

Литература

1. Виноградов А. 8 проблем логистики. Маркетолог. - №3. – 2003. - С. 47-54.

2. Ковалев К.Ю. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную розничную сеть / К.Ю.Ковалев, С.А.Уваров, П.Е.Щеглов. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.

3. Левкин Г.Г. Практикум по дисциплине «Логистика на предприятиях АПК» Омск: Издательство ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2006. – 60 с.

4. Гаджинский А.М. Практикум по логистике / А.М.Гаджинский. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005. – 260 с.

Тема 3. Теория и практика менеджмента в логистике

3.1. Основы менеджмента в логистической системе

Важное место в подготовке логиста, как показывает миро­вой опыт, занимает постижение науки и искусства менеджмента.

Менеджмент (management) — слово английского происхож­дения и означает «управление», «умение руководить». Трактовок понятия «менеджмент», существует великое множество. И это оправдано, так как на любой стадии развития организации мы имеем дело с менеджментом различ­ного типа (технологическим, финансовым, функциональным, логистическим и т.д.).

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. В ме­неджменте речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффектив­ную и производственную силу. Можно сказать и так, что ме­неджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Ранее вместо термина «менеджмент» использовали термин «управление». Разница между ними заключается в том, что кате­гория «управление» шире категории «менеджмент», так как она применяется к различным видам человеческой деятельности, например, к управлению средствами передвижения — будь то конный экипаж или самолет. Термин же «менеджмент» означает управление социально-эко­номическими процессами на уровне организации — управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом. Поэтому для характеристики менеджмента в логистике необходимо дать основополагающее представление о логистических организациях различного типа и логистической стратегии в формировании и изучении материалопотока.

Для эффективного функционирования логистики должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность логистов-менеджеров - персонал, управляющий логис­тическим процессом. Специалистов по логистике по своей роли в управленческой иерархии фирмы и организационных уровнях логистической системы можно разделить на:

— top management — высший управленческий персонал, например вице-

президент компании по логистике, директор по логистике, интегральный

логистический менеджер, начальник отдела (службы) логистики,
члены исполнительной дирекции фирмы, выполняющие функции высших логистических менеджеров, и т.п.;

руководители структурных подразделений отдела (службы) логистики
компании, логистические менеджеры среднего звена с большим опытом работы, супервайзеры (координаторы) функциональных областей
логистики компании или ключевых логистических функций, аналитики, ведущие логистические менеджеры и т.п.;

- lower management — управленческий персонал нижнего звена службы логистики фирмы: логистические менеджеры с небольшим стажем ра­боты, инженеры-логисты, аналитики-статистики, вспомогательный персонал и т.п.

Назначение логистического менеджмента — поддержание корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспече­ние системной устойчивости фирмы на рынке за счет сглаживания внутри­фирменных противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов и продаж и оптимизации межорганизационных взаи­моотношений с поставщиками, потребителями и логистическими посредни­ками.

Логистическую организацию следует рассматривать как модель, показывающую взаимоотношения внутренних переменных (цели, структура, задания, технология и люди), так и взаимосвязь с окружающей средой.

Во внутренней среде главной переменной является цель. Цель логистики – доставка продукции в заданное место в определенный час, день, в нужном количестве и ассортименте при оптимальном уровне затрат. Цель эта тесно связана с миссией. Миссия – это поручение. Поэтому миссия организации – это поручение организации выполнять логистические цели.

Для того чтобы организация могла успешно работать, ею необходимо управлять. Управление следует рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. Функции управления – конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется разными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем, планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Рассмотрим подробно эти функции.

Планирование. Эта функция предполагает решение о том, ка­кие должны быть цели логистической организации и что долж­ны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути, это под­готовка сегодня к определению того, что требуется к завтраш­нему дню и как этого добиться. План должен представлять со­циально-экономическую модель будущего состояния логистиче­ской организации. План — эта карта пути, по которому должна пройти логистическая организация за конкретный период вре­мени. Планы могут быть стратегическими, тактическими и опе­ративными.

Стратегическое планирование (высший уровень) — это по­пытка взглянуть в долгосрочную перспективу, оценить тенден­ции развивающиеся как внутри организации, так и во внешнем окружении.

Процесс стратегического планирования состоит из следующих фаз: оценка, постановка задачи, установление приоритетов и внедрения.

На среднем уровне управления занимаются тактическим пла­нированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути дос­тижения стратегических целей и задач в логистической системе.

Основой для разработки логистической системы является оперативное планирование. В оперативных планах разрабатыва­ются стандарты логистической деятельности, описание работ и т.п.; они вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей логистической организации.

^ Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями ло­гистической организации, определении порядка и условий функ­ционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных логистической организацией целей.

Для построения логистической структуры можно использовать одну из типовых оргструктур: линейную, функциональную, мат­ричную, дивизиональную и др. Классики менеджмента указыва­ли, что в организации каждая функциональная единица (отделение, отдел или сектор) обязана выполнять часть общей рабо­ты. А каждая такая часть необходима для достижения общих це­лей организации.

Организационная структура логистической компании может быть построена линейно или на основе деятельности функцио­нальных групп. Может быть избрана и матричная структура, ко­гда функции логистики будут пронизывать всю деятельность компании по горизонтали.

Важной функцией управления логистикой является и моти­вация. Поведение человека всегда мотивировано. Он может усерд­но трудиться, с воодушевлением и энтузиазмом, а может укло­няться от работы. Мотивация — это процесс побужде­ния себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Для использования этой функции необходимо применять су­ществующие современные теории и методы мотивации.

К примеру, в случае использования равной оплаты труда (независимо от результатов работы), эффективность работы по доведению материального потока от оптовой базы к розничным точкам резко снижается. Экспедиторы не заинтересованы в результате – в любом случае они получают свои деньги. Отсутствует мотивация к увеличению производительности. Для мотивации работников может быть разработана методика распределения оплаты между экспедиторами. Выработанная методика дает возможность активным экспедиторам больше заработать и выявляет «узкие» места – непроизводительных экспедиторов.

Итак, составлен план работы логистической организации, соз­дана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще один компонент, который необходимо добавить к функциям управления — контроль.

Контроль — это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились? Что в следующий раз следует де­лать? В чем причина отклонений от намеченного? Какое воз­действие контроль оказал на принятие решений? Было ли воз­действие контроля позитивным или негативным? Какие выводы следует сделать для выработки новых целей?

Например, необходимо разработать процедуру получения свое­временной информации относительно текущего положения дел в логистической системе. Эта процедура может называться «Кон­тролем за распределением». Она применяется для проверки сче­тов компании, а также как средство систематического и регуляр­ного анализа эффективности распределения затрат, использова­ния ресурсов и результатов обслуживания. Он должен прово­диться регулярно и систематически с тем, чтобы иметь показатели тенденций и обеспечить гарантию извлечения максимума инфор­мации из имеющихся данных.

Задача контроля за распределением может рассматриваться как преобразование данных в информацию. Для выполнения этой задачи необходимо создать соответствующую базу данных и разработать процедуры для извлечения нужной информации.

Можно отметить две причины установления такого контроля.

^ Первая причина учитывает факторы как внутреннего окруже­ния (номенклатура продукции, конфигурация системы процеду­ры и т.д.), так и внешнего (требования потребителя, политика обслуживания, применяемая конкурентами, государственные за­конодательства и т.д.).

^ Вторая причина — оказание помощи при поиске мер повы­шения производительности логистической системы. Производи­тельность можно определить как отношение вывода системы к вводу в нее. Для логистики выводом служит осуществление об­служивания потребителя, а вводом — номенклатура элементов логистики (например, запасы, хранение и погрузка, разгрузка, транспортировка, обработка заказа и т.д.). Повышение произво­дительности требует, во-первых, понимания нынешней ситуа­ции и, во-вторых, идентификации возможностей для улучшения этой ситуации.

Контроль состоит в управлении выводом и вводом с учетом заранее определенных стандартов функционирования и в идентификации корректирующих мер там, где это необходимо.

В идеальном случае контроль распределения следует считать непрерывным мероприятием, однако контроль общей системы распределения — мероприятие, требующее больших затрат вре­мени и денежных средств. В связи с этим следует различать по­вседневный и стратегический контроль системы.

^ Стратегический контроль системы проводится, например, в следующих ситуациях:

• когда компания реализует существенные изменения в сво­ей стратегии маркетинга (например, переход к продажам непосредственно конечным пользователям от продаж че­рез посредников);

Наряду со стратегическим контролем распределения произ­водится тактический контроль, цель которого, как видно из на­звания, заключается главным образом в управлении отклонения­ми от плана и в оповещении руководства о необходимости при­нятия коррективных мер.

Основные требования проведения тактического контроля распределения следующие: набор стандартов; своевременная информация о затратах; существование базы данных. Эти требования реализуются посредством программы управления и анализа. С внедрением информационных технологий потребность в упрощении процедур контроля и обработки стала более острой, особенно в связи с ростом объема имеющейся информации.


3.2. Структура фирм и организация управления логистикой

Внедрение логистики на микроуровне неизбежно приводит к перераспределению функций между подразделениями предприятия. Процесс изменения функций логистики может проходить довольно болезненно. Роль одних подразделений возрастает, другие теряют свою значимость или ис­чезают совсем.

Для решения логистических задач в фирмах созда­ются логистические подразделения, которые могут быть объединены в единую службу. К примеру, на некоторых предприятиях основные логистические функции централизованы.

Служба логистики на предприятии подразделяется, как правило, на пять основных функциональных групп, отвечающих за транспортировку; структуру основных средств; запасы; маневрирование материальными ресурсами; коммуникации и информацию. В соответствии с назначением функциональных групп предусматривается перечень видов их деятельности, а именно:

- транспортировка – внутренние, внешние и международные перевозки, выбор вида транспорта, транспортных средств и вариантов их обслуживания;

- планирование и управление складским хозяйством и оборудованием, центрами распределения, складскими производственными площадями;

- снабжение сырьем и материалами; формирование запасов (страхового, подготовительного, производственного) и готовой продукции, обработка возвращенной продукции;

- маневрирование материальными ресурсами, их сортировка, обработка, упаковка;

- обработка заказов, прогнозирование спроса; планирование производства, связь с центрами распределения; расширение информационной сети коммуникаций; обновление банка данных.

Следует отметить, что такое формирование функциональных групп службы логистики на предприятии не соответствует традиционным организационным структурам фирм, так как все названные виды деятельности в течение довольно длительного времени делегировались отделом снабжения материально-техническими ресурсами (закупки), который относился к производству; обработки заказов и связи с клиентами, занимавшемуся маркетингом; транспортных операций (существовал как самостоятельный); управления складским и тарным хозяйством (также являлся самостоятельным).

В последнее время наблюдается тенденция к группировке и централизации управления всей системой логистики. Такой подход может снимать многие конфликты между различными функциями. Кроме того, централизация обеспечивает определенные выгоды в области консолидации отгрузок, более эффективного анализа затрат и издержек логистики.

Управляющий логистикой обычно отвечает за следующий круг проблем: транспорт и перевозки; контроль запасов; управление продажами и заказами; обслуживание потребителей и складские операции на региональных складах; управление складским хозяйством; исследования в области логистики и совершенствование системы; разработку организационной схемы логистики на предприятии.

    1. Практическое достижение успеха в области логистики

Фирма, занимающаяся промышленным производством или оказанием различного рода услуг, в системе логистики должна ориентироваться на практическое достижение успеха. Для этого на каждой фирме необходимо обязательное выполнение трех важнейших условий.

Первое – необходима точная формулировка и перечень функций каждого отдельного сотрудника службы логистики на предприятии. А именно, название должности, организационные связи (подотчетность), границы ответственности, обязанности и права.

Второе – фирма должна располагать необходимой информацией о том, какое количество сотрудников персонала службы логистики потребуется в ближайшее и отдаленное будущее; какими знаниями и навыками они должны обладать; какие организации и фирмы могут обеспечить требуемое количество работников в ближайшем и отдаленном будущем. В этом случае необходима следующая информация: объем предполагаемых работ, масштаб расширения фирмы, нужное количество работников, положение на рынке рабочей силы.

Третье – фирма должна находить и подбирать будущего менеджера (сотрудника) службы логистики на определенную, конкретную должность, а не подбирать должность будущему сотруднику. В последнем случае его некомпетентность может привести к негативным последствиям. Обязателен направленный подбор кадров; соответствие кандидатов должности по знаниям и навыкам, компетентности.

Четвертое – при внедрении логистики в деятельность предприятия необходимо обучение специалистов служб, связанных с обработкой потоков. Распространенная ошибка руководства в этом случае – обучение начинается с низового звена. Для достижения успеха в области логистики необходимо внедрение логистики от руководства и руководители должны владеть методами логистики и иметь логистическое мышление (целостное видение процессов предприятия).

3.4. Логистическая миссия фирмы

Задачи логистики в фирме нельзя рассматривать в отрыве от стратеги­ческих целей ее бизнеса. В этом смысле часто используют понятие «мис­сия», определяющее философию фирмы на рынке продаж. При формули­ровке миссии фирмы ее высший менеджмент должен ответить на два ос­новных вопроса: что фирма представляет собой в настоящее время и куда стремится?

Таким образом, миссия — основа, которая определяет все дальней­шие стратегические и тактические цели и задачи фирмы и принимаемые на их основе решения. Развитие конкуренции при­вело к тому, что потребители сегодня с их набором ожиданий, сформирован­ных самыми лучшими компаниями, требуют более высокого качества товаров и услуг по самой низкой цене, быстрой реакцией на их запросы и не­посредственной доступности во время приобретения и использования. Фир­му все чаще оценивают не только с точки зрения качества их продукции и сервиса, но и способности поставлять товар вовремя в небольших объемах к не­посредственному месту потребления.

Потенциал логистики позволяет реализовать цели фирмы в рамках ее миссии, поскольку он является стратегическим фактором в услови­ях усиления конкуренции.

Логистическая миссия должна обеспечить фирме систему видения высо­кого качества ее продукции и сервиса, конкурентоспособности, интеграции снабженческой, производственной и маркетинговой деятельности, быть кре­до фирмы, позиционирующим ее относительно рынка и конкурентов.

    1. Контрактная логистика

Термин «Контрактная логистика» является своеобразным синонимом термина «логистический аутсорсинг», означающего передачу предприятием по контракту (договору) внешнему исполнителю базовых функций организации и управления потоковыми процессами. Существует два основных направления, осуществления и оптимизации логистических процессов предприятия: собственными силами (инсорсинг) или с помощью привлекаемого стороннего логистического оператора (аутсорсинг). Каждое направление имеет свои положительные и отрицательные стороны. Основные положительные и отрицательные стороны инсорсинга и аутсорсинга изложены в таблице (табл. 1). Сравнение по этим критериям часто является определяющим фактором принятия решения.

Таблица 1. Сравнение инсорсинга и аутсорсинга

Критерий сравнения

Аутсорсинг

Инсорсинг

Степень зависимости от внешней среды (поставщика услуг)

Высокая

Низкая

Степень сосредоточенности на основном бизнесе

Выше

Ниже

Степень «замороженности» финансовых средств в непрофильных активах

Меньше

Больше

Степень автономности контроля логистических бизнес-процессов со стороны предприятия

Низкая


Высокая

Степень раскрытия (конфиденциальность) внутренней информации предприятия

Высокая

Низкая

Ответственность за товар

Разделена или лежит полностью на аутсорсере

Полностью на владельце

o-provedenii-turnira-vihodnogo-dnya-uralskoe-leto-2012.html
o-provedenii-uchebno-trenirovochnih-palatochnih-sborov-tomskaya-zastava-i-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-obshie-svedeniya.html
o-provedenii-v-2010-godu-v-ramkah-proekta-malaya-rodina-kraevogo-konkursa-proektov-kompleksnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnih-rajonov-gorodskih-okrugov-podgotovlennih-mezhvuzovskimi-studencheskimi-gruppami.html
o-provedenii-v-2013-godu-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-i-edinogo-respublikanskogo-ekzamena.html
o-provedenii-v-mezhdunarodnogo-otkritogo-chempionata-po-onlajn-perevodu.html
o-provedenii-vi.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-chetvertaya-kniga-1-toma-1-i-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kultura-i-antikultura-ofisnoj-rechi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zona-osvoeniya-i-ee-obraz-v-amerikanskoj-i-russkoj-kulturah.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnie-finansi-itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-orenburga.html
  • credit.bystrickaya.ru/plenenie-cveta-dvizhenie-tela-v-pole-tyagoteniya-zemli-s-nach-skorostyu-ravnoj-nulyu-p-t-proishodit-pod-dejstviem-sili.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/planirovanie-vospitatelnoj-raboti-na-osnove-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-psihicheskoe-i-fizicheskoe-zdorove-pedagoga.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdanskij-processu-chast-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/literaturnie-pamyatniki-drevnej-yaponii-stranica-13.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-prepodavatelyu-o-metodah-i-sredstvah-obucheniya-fgou-vpo-mgup-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • control.bystrickaya.ru/debitorskaya-zadolzhennost-yavlyaetsya-vazhnoj-chastyu-aktivov-hozyajstvuyushih-subektov-prichem-pri-sovremennoj-strukture-rossijskogo-balansa-lyubogo-predpriyatiya-ona-i.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommentarij-k-pskovskoj-sudnoj-gramote-stranica-5.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-opit-ispolzovaniya-informacionnih-tehnologij-v-muzejnoj-praktike-na-primere-cd-rom-diska-sokrovisha-kivo-pecherskoj-lavri.html
  • literatura.bystrickaya.ru/saba-ataui-slteme-ataui-biologiya-anitamalii-6-sinip.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yurij-a-klejner-larisa-n-kaminskaya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vezer-rus.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-masati-blmdlk-oushilardi-elektrolitterd-azhiratuiondardi-anitau-ikemdlktern-aliptastiru.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/professionalno-pedagogicheskaya-napravlennost-geometricheskoj-podgotovki-uchitelya-matematiki.html
  • school.bystrickaya.ru/gazprom-gotov-k-liberalizacii-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lichnost-prestupnika-i-individualnoe-preduprezhdenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-issledovanij-voprosi-anketi-dlya-molodezhi-voprosi-anketi-dlya-roditelej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-principi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-psihologicheskoe-konsultirovanie-specialnosti-pedagogika.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ris-2-rasprostranennost-i-tyazhest-klimaktericheskogo-sindroma-v-gruppah-sravneniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-komiteta-po-obrazovaniyu-sankt-peterburga-na-maj-2012goda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-cenovimi-riskami-promishlennogo-predpriyatiya-na-osnove-opcionnih-kontraktov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prava-nesovershennoletnih-detej-uchebnoe-posobie-po-kursu-semejnoe-pravo-podgotovleno-na-kafedre-pravovogo-obespecheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/13-politicheskaya-filosofiya-v-drevnem-rime-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-23.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kontagioznij-pustuleznij-stomatit-dermatit-ovec-i-koz.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodichka-48-farmaciya-stranica-59.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-6-obrashenie-v-sud-i-podgotovka-processa-uchebno-metodicheskij-kompleks-k-seminarskim-zanyatiyam-i-samostoyatelnoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/56-kondensatornie-ustanovki-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-stranica-21.html
  • books.bystrickaya.ru/dokladi-predstavlyaemie-gosudarstvami-uchastnikami-v-sootvetstvii-so-statej-9-konvencii-stranica-9.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-opredeleniya-tamozhennoj-stoimosti-chast-8.html
  • student.bystrickaya.ru/-charlz-dikkens-roga-i-kopita-yumor-nachala-konca-proshlogo-veka-po-materialam-kluba-12-stulev.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sledstvennaya-situaciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.