.RU

Общие рекомендации организации благоустройства территории муниципального образования




ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИИ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования и осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами,

К видам работ по благоустройству территории относятся;

1) уборка территории, включающая в себя регулярную очистку
тротуаров и иных территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, снега и
льда, газонов - от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега,
уход за зелеными насаждениями;

  1. содержание элементов внешнего благоустройства;

  2. озеленение территории муниципального образования;

  3. содержание и эксплуатация дорог;

  4. освещение населенных пунктов муниципального образования, Объектом благоустройства выступает здание, строение, инженерное сооружение, строительная площадка, рекламная конструкция, опора линий электроснабжения или связи, архитектурные объекты малых форм и другие сооружения, а также земельный участок, закрепленный за физическими и юридическими лицами на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, вместе с прилегающей к нему территорией.

Проведение работ по благоустройству осуществляется широким крутом лиц. Физические и юридические лица обязаны соблюдать чистоту и порядок на территории муниципального образовании в соответствии с принятыми правилами благоустройства территории муниципального образования. За их нарушение согласно закону субъекта Российской Федерации виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Органы местного самоуправления также создают муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие работы но благоустройству территории муниципального образования, либо заключают договоры на выполнение указанных работ со специализированными организациями.

Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории муниципального образования составляют Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иные федеральные законы.

Органы местного самоуправления в сфере благоустройства;

  1. разрабатывают и утверждают решением представительного органа муниципального образования правила благоустройства территории муниципального образования;

  2. организуют работу административных комиссий и уполномоченных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования;

  3. организуют контроль за соблюдением правил производства земляных работ и своевременного восстановления дорожного полотна, зеленных насаждений и других элементов благоустройства;

  4. закрепляют объекты внешнего благоустройства общего пользования за муниципальными унитарными предприятиями или специализированными организациями по договору;

  5. включают условия по содержанию прилегающей территории (в радиусе 10 м) в договоры аренды и постоянного бессрочного пользования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их заключении с физическими и юридическими лицами;

  6. составляют и утверждают списки улиц и проездов, подлежащих механизированной уборке, определяют сроки и периодичность уборки;

7) обеспечивают установление в достаточном количестве на площадях,
улицах, парках, остановках общественного транспорта и других местах урны
для мусора;

8) проводят разъяснительную работу с жителями о запрещении
установки изгороди в местах общего пользования и занятии огородничеством
в местах, не отведенных для этих целей;

9) заключают договоры со специализированными организациями на сбор
и вывоз бытового мусора;

  1. составляют ежегодный план благоустроительных работ;

  2. проводят инвентаризацию объектов благоустройства и формируют базу данных об этих объектах;

  3. организуют проведение конкурсов по благоустройству;

13) организуют проведение месячников (субботников) по
благоустройству территории муниципального образования.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования. Для решения данного вопроса представительный орган муниципального образования утверждает правила благоустройства территорий муниципального образования.

Правила благоустройства территории муниципального образования устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами нормы и требования в сфере внешнего благоустройства и содержания территорий в границах муниципального образования. Задачами правил благоустройства являются:

1) установление единого порядка содержания территории муниципального образования;

2), привлечение к осуществлению мероприятий по содержанию территории муниципального образования физических и юридических лиц;

3) усиление контроля за использованием, охраной и благоустройством территории муниципального образования, повышение ответственности физических и юридических лиц за соблюдение чистоты и порядка в муниципальном образовании.

Для обеспечения выполнения работ по благоустройству вся территория муниципального образования закрепляется в соответствии с правилами благоустройства за физическими и юридическими лицами:

1) за физическими и юридическими лицами, которым принадлежит земельный участок на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, указанный земельный участок (придомовая территория и территория организаций) и прилегающая к нему территория. При этом они обязуются собственными силами или по договору со специализированными организациями осуществлять:

В соответствии с подпунктом 39 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают административную ответственность за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований. В случае отсутствия соответствующего закона субъекта Российской Федерации представительный орган муниципального образования вправе внести в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации в качестве законодательной инициативы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности устанавливаются составы административных правонарушений в сфере благоустройства, виды административных наказаний и перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях. При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принять отдельный закон субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства либо включить вышеназванные положения в единый закон субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Для участия граждан в проведение работ по благоустройству территории муниципального образования органам местного самоуправления рекомендуется:

1) организовывать на регулярной основе проведение конкурсов по благоустройству на лучшую усадьбу, лучший подъезд, улицу, населенный пункт;

2) принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе работ по благоустройству территории муниципального образования (в том числе учащихся в период каникул);

  1. проводить разъяснительную работу с жителями;

  2. оказывать органам территориального общественного самоуправления, товариществам собственников жилья и иным добровольным объединениям граждан экономическую поддержку в различных формах, в том числе путем предоставления в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов и сборов, по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, пользование муниципальным имуществом, а также размещения среди них на конкурсной основе муниципальных социальных заказов;

  3. стимулировать участие граждан в месячниках (субботниках) по
    благоустройству территории муниципального образования.

Для проведения конкурса по благоустройству глава местной администрации принимает постановление, в котором объявляет конкурс (например, на лучшую усадьбу, подъезд, улицу, поселок), утверждает положение о конкурсе и состав комиссии по подведению итогов конкурса, а также возлагает контроль за исполнением постановления на конкретное должностное лицо органа местного самоуправления, В положении о конкурсе определяются цели и задачи конкурса, номинации, критерии оценки, а также порядок проведения конкурса и подведение итогов.

Таким образом, настоящие методические рекомендации предназначены для должностных лиц органов местного самоуправления по организации благоустройства на территории муниципального образования. Органам местного самоуправления предлагается разработать и принять правила благоустройства, предусмотреть закрепление содержания территории за физическими и юридическим лицами, а также непосредственной участие граждан в проведении работ по благоустройству. В качестве примера разработаны и приведены модельные правовые акты(типовые правила благоустройства территории муниципального образования, закон субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства, положение о ежегодном конкурсе по благоустройству территории муниципального образования и постановление главы местной администрации муниципального образования о проведении месячника (субботника) весенней санитарной очистки и благоустройства.

^ МОДЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


1. Общие правила


1.1. Правила благоустройства территории муниципального образования (далее по тексту – Правила) в соответствии с действующим законодательством устанавливают порядок организации благоустройства и озеленения территории м насаждения, очистки и уборки территории населенных пунктов и обязательны для всех физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм.

1.2. В настоящих Правилах используются понятия:

- благоустройство – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, повышения комфортности условий проживания для жителей муниципального образования, поддержание единого архитектурного облика населенных пунктов муниципального образования;

- уборка территорий – виды деятельности, связанные со сбором, вызовом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

- домовладелец – физическое (юридическое) лицо, пользующееся (использующее) жилым помещением, находящимся у него на праве собственности, или по договору (соглашению) с собственником жилого помещения или лицом, уполномоченным: собственником;

- прилегающая территория - участок территории с газонами, архитектурными объектами малых форм и другими сооружениями, непосредственно примыкающий к границе земельного участка, принадлежащего физическому или юридическому лицу на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.

Границы прилегающих территорий, если иное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, пожизненного наследуемого владения определяются:

  1. на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;

  2. на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;

3) на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным
организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и
земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую
зону;

  1. на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;

  2. для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе не менее 10 метров;




- зеленые насаждения - древесные, кустарниковые и травянистые растения, расположенные на территории населенных пунктов;


2. Уборка территории муниципального образования


2.1. Физические и юридические лица» независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и порядком сбора, вывоза и утизизации бытовых отходов, утверждаемых решением представительного органа муниципального образования.

Организацию уборки иных территории осуществляют местная администрация муниципального образования, по соглашениям со специализированным организациям в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.

2.2. Каждая промышленная организация обязана создать защитные зеленые полосы, оградить жилые кварталы от производственных сооружений, благоустроить и содержать в исправности и чистоте выезды из организации и строек на магистрали и улицы.

2.3. На территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах.

Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.

В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территорий свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территорий в соответствии с пунктом 2.1 Правил.

2.4. Сбор и вывоз отходов и мусора осуществляется по контейнерной или бестарной системе в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.

2.5. На территории общего пользования муниципального образования запрещается сжигание отходов и мусора.

2.6. Организация уборки территорий муниципального образования осуществляется на основании использования показателей нормативных объемов образования отходов у их производителей.

2.7. Вывоз бытовых отходов и мусора из жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляется указанными организациями и домовладельцами, а также иными производителями отходов самостоятельно либо на основании договоров со специализированными организациями.

Вывоз строительного мусора от ремонта производится силами лиц, осуществляющих ремонт, в специально отведенные для этого места.

Запрещается складирование строительного мусора в места временного хранения отходов.

2.8. Для сбора отходов и мусора физические и юридические лица, указанные в пункте 2.1. Правил, организуют место временного хранения отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание.

Размещение места временного хранения отходов определяется постановлением местной администрацией муниципального образования по месту нахождения предполагаемого места временного хранения отходов.

  1. В случае, если производитель отходов, осуществляющий свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке, в жилом или нежилом помещении на основании договора аренды или иного соглашения с собственником, не организовал сбор, вывоз и утилизацию отходов самостоятельно, обязанности по сбору, вывозу и утилизации отходов данного производителя отходов возлагаются на собственника, вышеперечисленных объектов недвижимости, ответственного за уборку территорий в соответствии с Правилами.

  2. Для предотвращения засорения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами устанавливаются специально предназначенные для временного хранения отходов емкости малого размера - не более 0,35 куб. м (урны, баки). Установка емкостей для временного хранения отходов и их очистка осуществляются лицами, ответственными за уборку соответствующих территорий в соответствии с пунктом 2.1. Правил.

Урны (баки) должны содержаться в исправном и опрятном состоянии, очищаться по мере накопления мусора и не реже одного раза в месяц промываться и дезинфицироваться.

2.11. Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусоровозный транспорт, производят работники организации. осуществляющей вывоз отходов.

2.12. Вывоз отходов должен осуществляться способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.

Вывоз опасных отходов осуществляется организациями, имеющими лицензию, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2.13. При уборке в ночное время должны принимать меры, предупреждающие шум,

  1. Уборку и очистку трамвайных, троллейбусных и автобусных остановок производят организации, в обязанность которых входит уборка территорий улиц, на которых расположены эти остановки.

  2. Уборку и очистку конечных трамвайных, троллейбусных и автобусных остановок, территорий диспетчерских пунктов обеспечивают организации, эксплуатирующие данные объекты,

Уборка и очистка остановок, на которых расположены некапитальные объекты торговли, осуществляются владельцами некапитальных объектов торговли в границах, установленных пунктом 1.2. Правил.

  1. Эксплуатация и содержание в надлежащем санитарно-техническом состояний водоразборных колонок, в том числе их очистка от мусора, льда и снега, а также обеспечение безопасных подходов к ним возлагаются на организации, в чьей собственности находятся колонки.

  2. Администрации рынков организуют работу по очистке и уборке территории рынков и прилегающих к ним территорий в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами торговли на рынках.

2.18. Специализированные организации по озеленению города осуществляют содержание и уборку скверов и прилегающих к ним тротуаров, проездов и газонов по соглашению с местной администрацией муниципального образования за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год на эти цели.

2.19. Содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности организаций, домовладельцев либо на прилегающих территориях, производятся силами и средствами этих организаций, домовладельцев самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем местной администрации муниципального образования.

2-20. Уборка мостов, путепроводов, пешеходных переходов, виадуков, прилегающих к ним территорий, а также содержание коллекторов, труб ливневой канализации и дождеприемных колодцев производятся организациями, обслуживающими данные объекты.

2.21. Жилые здания, не имеющие канализации, должны иметь утепленные выгребные ямы для совместного сбора туалетных и помойных нечистот с непроницаемым дном, стенками и крышками с решетками, с ячейками не более 5x5 см, препятствующими попаданию крупных предметов в яму.

Запрещаются устройство наливных помоек, разлив помоев и нечистот за территорией домов и улиц, вынос мусора на уличные проезды.

  1. Жидкие нечистоты вывозятся по договорам или разовым заявкам организациями, имеющими специальный транспорт.

  2. Домовладельцы обязаны обеспечить подъезды непосредственно к мусоросборникам и выгребным ямам. В случае отсутствия возможности подъезда к мусоросборникам последние доставляются силами и средствами домовладельцев к месту их погрузки.

2.24. Очистка- и уборка -водосточных канав, лотков, труб, дренажей, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод из дворов, производятся лицами, указанными в пункте 2.1. Правил.

2.25. Слившие воды на тротуары, газоны, проезжую часть дороги не допускается, а при производстве аварийных работ разрешается только по специальным отводам или шлангам в близлежащие колодцы фекальной или ливневой канализации по согласованию с владельцами коммуникаций и с возмещением затрат на работы по водоотведению сброшенных стоков.

2.26. Вывоз пищевых отходов осуществляется с территорией ежедневно. Остальной мусор вывозится систематически, по мере накопления, но не реже одного раза в три дня, а в периоды года с температурой выше 14 градусов – ежедневно.

2.27. Содержание и эксплуатация санкционированных мест хранения и утилизации отходов и другого мусора осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

2.28. Железнодорожные пути, проходящие в черте населенных пунктов муниципального образования в пределах полосы отчуждения (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути), убираются и содержатся силами и средствами железнодорожных организаций, эксплуатирующих данные сооружения,

2.29. Уборка и очистка территорий, отведенных для размещения и эксплуатации линий электропередач, газовых, водопроводных и тепловых сетей, осуществляются организациями, эксплуатирующими указанные сети и линии электропередач. В случае, если указанные в данном пункте сети являются бесхозяйными, уборку и очистку территорий осуществляет организация, с которой заключен договор об обеспечении сохранности и эксплуатации бесхозяйного имущества.

2.30. При очистке смотровых колодцев, подземных коммуникаций грунт, мусор, нечистоты складируются в специальную тару с немедленной вывозкой силами организаций, занимающихся очистными работами.

Складирование нечистот на проезжую часть улиц, тротуары и газоны запрещается,

2.31. Сбор брошенных на улицах предметов, создающих помехи дорожному движению, возлагается на организации, обслуживающие данные объекты.

2.32. Органы местного самоуправления могут на добровольной основе привлекать граждан для выполнения работ по уборке, благоустройству и озеленению территории муниципального образования.

Привлечение граждан к выполнению работ по уборке, благоустройству и озеленению территории муниципального образования осуществляется на основании постановления главы местной администрации муниципального образования,


3. Особенности уборки

территории муниципального образования в весенне-летний период


3.1. Весенне-летняя уборка производится с 15 апреля по 15 октября и предусматривает мойку, полив и подметание проезжей части улиц, тротуаров, площадей.

В зависимости от климатических условий постановлением главы местной администрации муниципального образования период весенне-летней уборки может быть изменен.

3.2. Мойке подвергается вся ширина проезжей части улиц и площадей.

3.3. Уборка лотков и бордюр от песка, пыли, мусора после мойки должна заканчиваться к 7 часам утра.

  1. Мойка и поливка тротуаров и дворовых территорий, зеленых насаждений и газонов производятся силами организаций и домовладельцев.

  2. Мойка дорожных покрытий и тротуаров, а также подметание тротуаров производятся с 23 часов до 7 часов утра, влажное подметание проезжей части улиц производится по мере необходимости с 9 часов утра до 21 часа.

4. Особенности уборки

территории муниципального образования в осенне-зимний период


4.1. Уборка территории муниципального образования в осенне-зимний период проводится с 15 октября по 15 апреля и предусматривает уборку и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпку улиц песком с примесью хлоридов.

В зависимости от климатических условий постановлением главы местной администрации муниципального образования период осенне-зимней уборки может быть изменен.

4.2. Укладка свежевыпавшего снега в валы и кучи разрешается на всех улицах, площадях, набережных, бульварах и скверах с последующей вывозкой,

43. В зависимости от ширины улицы и характера движения на ней валы могут укладываться либо но обеим сторонам проезжей части, либо с одной стороны проезжей части вдоль тротуара с оставлением необходимых проходов и проездов.

4.4. Посыпку песком с примесью хлоридов следует начинать немедленно с начала снегопада или появления гололеда.

В первую очередь при гололеде посыпаются спуски, подъемы, перекрестки, места остановок общественного транспорта, пешеходные переходы.

Тротуары должны посыпаться сухим песком без хлоридов.

4.5. Очистка от снега крыш и удаление сосулек возлагаются на владельцев зданий и сооружений и должны производиться с обеспечением мер безопасности; назначение дежурных, ограждение тротуаров, оснащение страховочным оборудованием лиц, работающих на высоте.

Снег, сброшенный с крыш, должен немедленно вывозиться владельцами строений.

На проездах, убираемых специализированными организациями, снег должен сбрасываться с крыш до вывозки снега, сметенного с дорожных покрытий, и укладываться в общий с ними вал.

4.6. Все тротуары, дворы, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и другие участки с асфальтовым покрытием должны очищаться от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаться песком до 8 часов утра.

4.7. Вывоз снега разрешается только на специально отведенные места отвала.

Места отвала снега должны быть обеспечены удобными подъездами, необходимыми механизмами для складирования снега.

4.8. Уборка и вывозка снега и льда с улиц, площадей, мостов, плотин, скверов и бульваров начинаются немедленно с начала снегопада и производятся, в первую очередь, с магистральных улиц, троллейбусных и автобусных трасс, мостов, плотин и путепроводов для обеспечения бесперебойного движения транспорта во избежание наката.

4.9. При уборке улиц, проездов, площадей специализированными организациями лица, указанные в пункте 2.1 Правил, обеспечивают после прохождения снегоочистительной техники уборку прибордюрных лотков на расстоянии 0,5 м и расчистку въездов, пешеходных переходов как со стороны строений, так и с противоположной стороны проезда, если там нет других строений.


5. Порядок содержания элементов внешнего благоустройства


5.1. Общие требования к содержанию элементов внешнего благоустройства.

5.1.1. Содержание элементов внешнего благоустройства, включая работы по восстановлению и ремонту памятников, мемориалов, осуществляется физическими и (или) юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, владеющими соответствующими элементами внешнего благоустройства на нраве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.

Физические и юридические лица организуют содержание элементов внешнего благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.

Организацию содержания иных элементов внешнего благоустройства осуществляет местная администрация муниципального образования по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств. предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.

5.1.2. Строительство и установка оград, заборов, газонных и тротуарных ограждений, киосков, палаток, павильонов, ларьков, стендов для объявлений и других устройств допускаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5.1.3. Строительные площадки должны быть огорожены по всему
периметру плотным забором установленного образца. В ограждениях должно
быть минимальное количество проездов.

Проезды, как правило, должны выходить на второстепенные улицы и оборудоваться шлагбаумами или воротами.

Строительные площадки должны иметь благоустроенную проезжую часть не менее 20 метров у каждого выезда с оборудованием для очистки колес.

5.2. Световые вывески, реклама и витрины.

5.2Л. Установка всякого рода вывесок разрешается только после согласования эскизов с местной администрацией муниципального образования.

5.2.2. Организации, эксплуатирующие световые рекламы и вывески,
обязаны ежедневно включать их с наступлением темного времени суток и
выключать не ранее времени отключения уличного освещения, но не позднее
наступления светового дня, обеспечивать своевременную замену
перегоревших газосветовых трубок и электроламп.

В случае неисправности отдельных знаков реклама или вывески должны выключаться полностью.

5.2.3. Витрины должны быть оборудованы специальными
осветительными приборами.

5.2.4. На главных магистралях должна быть обеспечена горизонтальная
освещенность витрины, равная 500 люксам, на всех остальных улицах - 200
люксам.

5.2.5. Расклейка газет, афиш, плакатов, различного рода объявлений и
реклам разрешается только на специально установленных стендах.

5.2.6. Очистку от объявлений опор электротранспорта, уличного
освещения, цоколя зданий, заборов и других сооружений осуществляют

организации, эксплуатирующие данные объекты.

5.2.7. Размещение и эксплуатация средств наружной рекламы
осуществляются в порядке, установленном решением представительного
органа муниципального образования.

5.3. Строительство, установка и содержание малых архитектурных форм.

5.3.1. Физические или юридические лица обязаны содержать малые
архитектурные формы, производить их ремонт и окраску, согласовывая
кодеры с местной администрацией муниципального образования.

  1. Окраску киосков, павильонов, палаток, тележек, лотков, столиков, заборов, газонных ограждений и ограждений тротуаров, павильонов ожидания транспорта, телефонных кабин, спортивных сооружений, стендов для афиш и объявлений и иных стендов, рекламных тумб, указателей остановок транспорта и переходов, скамеек необходимо производить не реже двух раз в год.

  2. Окраску каменных, железобетонных и металлических ограждений фонарей уличного освещения, опор, трансформаторных будок и киосков, металлических ворот жилых, общественных и промышленных зданий необходимо производить не реже одного раза в год, а ремонт - по мере необходимости.

5.4. Ремонт и содержание зданий и сооружений.

  1. Эксплуатация зданий и сооружений, их ремонт производятся в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации.

  2. Текущий и капитальный ремонт, окраска фасадов зданий и сооружений производятся в зависимости от их технического состояния

собственниками зданий и сооружений либо по соглашению с собственником

иными лицами.

5.43. Всякие изменения фасадов зданий, связанные с ликвидацией или изменением отдельных деталей, а также устройство новых и реконструкция существующих оконных и дверных проемов, выходящих на главный фасад, производятся по согласованию с местной администрацией муниципального образования,

В иных случаях изменения фасадов зданий* а также устройство новых и реконструкция существующих оконных и дверных проемов производятся по согласованию с местной администрацией муниципального образования.

5.4.4. Запрещается самовольное возведение хозяйственных и
вспомогательных построек (дровяных сараев, будок, гаражей, голубятен,
теплиц и т. п.) без получения соответствующего разрешения местной
администрации муниципального образования,

5.4.5. Запрещается производить какие-либо изменения балконов,
лоджий, развешивать ковры, одежду, белье на балконах и окнах наружных
фасадов зданий, выходящих на улицу, а также загромождать их разными
предметами домашнего обихода.

5.4.6. Запрещается загромождение и засорение дворовых территорий
металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, домашней
утварью и другими материалами.

5.4.7. Руководители организаций, в ведении которых находятся здания, а
также собственники домов и строений обязаны иметь: указатели на зданиях с
обозначением наименования улицы и номерных знаков утвержденного
образца, а на угловых домах - названия пересекающихся улиц; исправное
электроосвещение во дворах, у подъездов, на прилегающих территориях и
включать его с наступлением темноты, а также обеспечивать наличие и


6. Озеленение территории муниципального образования


6.1. Озеленение территории муниципального образования, работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и
охрана городских лесов осуществляются специализированными
организациями по договорам с местной администрацией муниципального
образования в пределах средств, предусмотренных в бюджете
муниципального образования на эти цели.

6.2. Физические и юридические лица, в собственности или в
пользовании которых находятся земельные участки, обязаны обеспечить
содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих
участках, а также на прилегающих территориях.

6.3. Новые посадки деревьев и кустарников на территории улиц,
площадей, парков, скверов и кварталов многоэтажной застройки, цветочное
оформление скверов и парков, а также капитальный ремонт и реконструкция
объектов ландшафтной архитектуры допускается производить только по
проектам, согласованным с местной администрацией муниципального
образования.

6.4. Лица» указанные в подпунктах 6.1 и 6.2 Правил, обязаны: обеспечить своевременно проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с: вредителями и болезнями растений, скашивание травы);

- ездить на велосипедах, мотоциклах, лошадях, тракторах и
автомашинах;

- мыть автотранспортные средства, стирать белье, а также купать
животных в водоемах, расположенных на территории зеленых насаждений;

- устраивать свалки мусора, снега и льда, сбрасывать снег с крыш на
участках, имеющих зеленые насаждения, без принятия мер, обеспечивающих
сохранность деревьев и кустарников;

- сжигать листву и мусор на территории общего пользования муниципального образования.

6.6. запрещается самовольная вырубка деревьев и кустарников.

6.7. Снос крупномерных деревьев и кустарников, попадающих в зону застройки или прокладки подземных коммуникаций, установки высоковольтных линий и других сооружений в границах муниципального образования, производится только по письменному разрешению местной администрации муниципального образования.

6.8. За вынужденный снос крупномерных деревьев и кустарников,
связанных с застройкой или прокладкой подземных коммуникаций, берется
восстановительная стоимость.

6.9. Выдача разрешения на снос деревьев и кустарников производится
после оплаты восстановительной стоимости.

Если указанные насаждения подлежат пересадке, она производится без уплаты восстановительной стоимости.

Размер восстановительной стоимости зеленых насаждений и место посадок определяется местной администрацией муниципального образования.

Восстановительная стоимость зеленых насаждений зачисляется в бюджет муниципального образования.

6.10. За всякое повреждение или самовольную вырубку зеленых насаждений, а также за непринятие мер охраны и халатное отношение к зеленым насаждениям с виновных взимается восстановительная стоимость поврежденных или уничтоженных насаждений.

6.11. Оценка стоимости плодово-ягодных насаждений и садов, принадлежащих гражданам и попадающих в зону строительства жилых и промышленных зданий, производится местной администрацией

6.12. За незаконную вырубку или повреждение деревьев на территории городских лесов виновные лица возмещают убытки в соответствии с

6.13. Учет, содержание, клеймение, снос, обрезка, пересадка деревьев и
кустарников производятся силами и средствами; специализированной
организации - на улицах, по которым проходят маршруты пассажирского
транспорта; жилищно-эксплуатационных организаций - на виутридворовых
территориях многоэтажной жилой застройки; лесхоза или иной
специализированной организации - в городских лесах,

Если при этом будет установлено, что гибель деревьев произошла по вине отдельных граждан или должностных лиц, то размер восстановительной стоимости определяется по ценам на здоровые деревья.

6.14. При обнаружении признаков повреждения деревьев лица,
ответственные за сохранность зеленых насаждений, должны немедленно
поставить в известность местную администрацию муниципального
образования для принятия необходимых мер.

6.15. Разрешение на вырубку сухостоя выдается местной администрацией.

6.16. Снос деревьев, кроме ценных пород деревьев, и кустарников в зоне индивидуальной застройки осуществляется собственником (амии) земельных участков самостоятельно за счет собственных средств.


7. Содержание и эксплуатация дорог


7.1. С целью сохранения дорожных покрытий на территории муниципального образования запрещаются:

бревен, железных балок, труб, кирпича, других тяжелых предметов и складирование их;




  1. Специализированные организации производят уборку территорий муниципальных образований на основании соглашений с лицами, указанными в пункте 2.1 Правил.

  2. Текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) осуществляются специализированными организациями по договорам с местной администрацией муниципального образования в соответствии с планом капитальных вложений.

  3. Эксплуатация, текущий и капитальный ремонт светофоров, дорожных знаков, разметки и иных объектов обеспечения безопасности уличного движения осуществляются специализированными организациями по договорам с местной администрацией муниципального образования,

7.5. Организации, в ведении которых находятся подземные сети, обязаны
регулярно следить за тем, чтобы крышки люков коммуникаций всегда находились на уровне дорожного покрытия, содержались постоянно в исправном состоянии и закрытыми.

Крышки люков, колодцев, расположенных на проезжей части улиц и тротуаров, в случае их повреждения или разрушения должны быть немедленно огорожены и в течение 6 часов восстановлены организациями, в ведении которых находятся коммуникации.


8. Освещение территории муниципальных образований


8.1. Улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах должны освещаться в темное время суток по расписанию, утвержденному местной администрацией муниципального образования.

Обязанность по освещению данных объектов возлагается на их собственников или уполномоченных собственником лиц.

8.2. Освещение территории муниципального образования осуществляется энергоснабжающими организациями по договорам с физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, являющимися собственниками отведенных им в установленном порядке земельных участков.

8.3. Строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляется специализированными организациями по договорам с местной администрацией муниципального образования.


9. Проведение работ при строительстве, ремонте, реконструкции

коммуникаций


9.1. Работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных
покрытий (прокладка, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций,
забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы) производятся
только при наличии письменного разрешения (ордера на проведение
земляных работ), выданного местной администрацией муниципального
образования.

Аварийные работы могут начинаться владельцами сетей по телефонограмме или по уведомлению местной администрации муниципального образования с последующим оформлением разрешения в 3-дневный срок.

9.2. Разрешение на производство работ по строительству,
реконструкции, ремонту коммуникаций выдается местной администрацией
муниципального образования при предъявлении; проекта проведения работ,
согласованного с заинтересованными службами, отвечающими за
сохранность инженерных коммуникаций; схемы движения транспорта и
пешеходов, согласованной с ГИБДД; условий производства работ,
согласованных с местной администрацией муниципального образования;
календарного графика производства работ, а также соглашения с
собственником или уполномоченным им лицом о восстановлении
благоустройства земельного участка, на территории которого будут
проводиться работы по строительству, реконструкции, ремонту
коммуникаций.

При производстве работ, связанных с необходимостью восстановления покрытия дорог, тротуаров или газонов, разрешение на производство земляных работ выдается только по согласованию со специализированной организацией; обслуживающей дорожное покрытие, тротуары, газоны.

  1. Прокладка напорных коммуникации под проезжей частью магистральных улиц не допускается,

  2. При реконструкции действующих подземных коммуникаций необходимо предусматривать их вынос из-под проезжей части магистральных улиц.

  3. При необходимости прокладки подземных коммуникаций в стесненных условиях следует предусматривать сооружение переходных коллекторов,

Проектирование коллекторов следует осуществлять с учетом перспективы развития сетей.

9.6. Прокладка подземных коммуникаций под проезжей частью улиц,
проездами, а также под тротуарами допускается соответствующими
организациями при условии восстановления проезжей части автодороги
(тротуара) на полную ширину, независимо от ширины траншеи.

Не допускается применение кирпича в конструкциях, подземных коммуникациях, расположенных под проезжей частью.

9.7. В целях исключения возможного разрытия вновь построенных
(реконструированных) улиц, скверов все организации, которые в
предстоящем году должны осуществлять работы по строительству и
реконструкции подземных сетей, обязаны в срок до 1 ноября
предшествующего строительству года сообщить в местную администрацию
муниципального образования о намеченных работах по прокладке
коммуникаций с указанием предполагаемых сроков производства работ,

Организациям, своевременно не выполнившим требования настоящего пункта Правил, разрешение на производство работ не выдается.

9.8. Сроки производства работ устанавливаются в соответствии с
действующими нормами продолжительности строительства согласно СНиП.

При строительстве коммуникаций с продолжительностью работ более 2 месяцев разрешение выдается на отдельные участки, но не более чем на 2 месяца.

Если в течение 5 дней со дня выдачи разрешения организация не приступила к работам, оно аннулируется и затраты, понесенные организацией за выдачу разрешения, не возмещаются.

9.9. Все разрушения и повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные по вине строительных и ремонтных организаций при производстве работ по прокладке, подземных коммуникаций или других видов строительных работ, должны быть ликвидированы в полном объеме организациями, получившими разрешение на производство работ, в сроки, согласованные с местной администрацией муниципального образования.

9.10.- До начала производства работ по разрытию необходимо:

  1. Установить дорожные знаки в соответствии с согласованной схемой;

  2. Оградить место производства работ, на ограждениях вывесить табличку с наименованием организации, производящей работы, фамилией ответственного за производство работ лица, номером телефона организации.

Ограждение должно иметь, опрятный вид, при производстве работ вблизи проезжей части должна обеспечиваться видимость для водителей и пешеходов, в темное время суток - обозначено красными сигнальными фонарями.

Ограждение должно быть сплошным и надежно предотвращать попадание посторонних на стройплощадку.

На направлениях массовых пешеходных потоков через траншеи следует устраивать мостки на расстоянии не менее чем 200 метров друг от друга;

9.10.3. В случаях, когда производство работ связано с закрытием, изменением маршрутов пассажирского транспорта, поместить соответствующие объявления в печати с- указанием сроков работ;

9.10.4. Оформить при необходимости в установленном порядке и осуществить снос или пересадку зеленых насаждений. В случае, когда при ремонте или реконструкции подземных коммуникаций возникает необходимость в сносе зеленых насаждений, высаженных после прокладки коммуникаций на расстоянии до них меньше допустимого, балансовая стоимость этих насаждений не возмещается,

  1. Разрешение на производство работ должно находиться на месте работ и предъявляться по первому требованию лиц, осуществляющих контроль за выполнением Правил.

  2. В разрешении устанавливаются сроки и условия производства работ.

  3. До начала земляных работ строительная организация вызывает на место представителей эксплуатационных служб, которые обязаны уточнить на месте положение своих коммуникаций и зафиксировать в письменной форме особые условия производства работ.

Особые условия подлежат неукоснительному соблюдению строительной организацией, производящей земляные работы.

  1. В случае неявки представителя или отказа его указать точное положение коммуникаций составляется соответствующий акт. При этом организация, ведущая работы, руководствуется положением коммуникаций, указанных на топооснове.

  2. При производстве работ на проезжей части улиц асфальт и щебень в пределах траншеи разбираются и вывозятся производителем работ в специально отведенное место.

Бордюр разбирается, складируется на месте производства работ для дальнейшей установки.

При производстве работ на улицах, застроенных территориях грунт немедленно вывозится.

При необходимости строительная организация обеспечивает планировку грунта на отвале.

9.16. Траншеи под проезжей частью и тротуарами засыпаются песком и песчаным фунтом с послойным уплотнением и поливкой водой.

Траншеи на газонах засыпаются местным грунтом с уплотнением, восстановлением плодородного слоя и посевом травы.

  1. Засыпка траншеи до выполнения геодезической съемки не допускается. Организация, получившая разрешение на проведение земляных работ, до окончания работ обязана произвести геодезическую съемку.

  2. При производстве работ на неблагоустроенных территориях допускается складирование разработанного грунта с одной стороны траншеи для последующей засыпки.

  1. При засыпке траншеи некондиционным грунтом без необходимого уплотнения или иных нарушениях правил производства земляных работ уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления имеют право составить протокол для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

  2. Датой окончания работ считается дата подписания контрольного талона уполномоченным представителем местной администрации муниципального образования.

  3. Провалы, просадки грунта или дорожного покрытия, появившиеся как над подземными коммуникациями, так и в других местах, где не проводились ремонтно-восстановительные работы, но в их результате появившиеся в течение 2 лет после проведения ремонтно-восстановительных работ, должны быть устранены организациями, получившими разрешение на производство работ, в течение суток.

Наледи, образовавшиеся из-за аварий на подземных коммуникациях, ликвидируются организациями - владельцами коммуникаций либо на основании договора специализированными организациями за счет владельцев коммуникаций.

9.22. Проведение работ при строительстве, ремонте, реконструкции коммуникаций по просроченным ордерам признается самовольным проведением земляных работ.

10. Содержание животных в муниципальном образовании


  1. Владельцы животных обязаны предотвращать опасное воздействие своих животных на других животных и людей, а также обеспечивать тишину для окружающих в соответствии с санитарными нормами, соблюдать действующие санитарно-гигиенические и ветеринарные правила.

  2. Не допускается содержание домашних животных на балконах, лоджиях, в местах общего пользования многоквартирных жилых домов.

  3. Запрещается передвижение сельскохозяйственных животных на территории муниципального образования без сопровождающих лип.

10.4. Выпас сельскохозяйственных животных осуществляется на
специально отведенных местной администрацией муниципального
образования местах выпаса под наблюдением владельца или
уполномоченного им лица.

  1. Отлову подлежат собаки, а также кошки, независимо от породы и назначения (в том числе и имеющие ошейник с номерным знаком), находящиеся на улицах или в иных общественных местах без сопровождающего лица.

  2. Отлов бродячих животных осуществляется специализированными организациями по договорам с местной администрацией муниципального образования в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели.

10.7. Порядок содержания домашних животных на территории
муниципального образования устанавливается решением представительного
органа муниципального образования.


11.Особые требования к доступности городской среды


  1. При проектировании объектов благоустройства жилой среды, улиц и дорог, объектов культурно-бытового обслуживания необходимо обеспечить доступность среды населенных пунктов для пожилых лиц и инвалидов, оснащение этих объектов элементами и техническими средствами, способствующими передвижению престарелых и инвалидов.

  2. Проектирование, строительство, установка технических средств и оборудования, способствующих передвижению пожилых лиц и инвалидов, осуществляются при новом строительстве заказчиком в соответствии с утвержденной проектной документацией.


12. Праздничное оформление территории муниципального образования


12.1. Праздничное оформление территории муниципального
образования выполняется по решению местной администрации
муниципального образования на период проведения государственных и городских (сельских) праздников, мероприятий, связанных со знаменательными событиями.

Оформление зданий, сооружений осуществляется их владельцами в рамках концепции праздничного оформления территории муниципального образования.

12.2. Работы, связанные с проведением общегородских (сельских)
торжественных и праздничных мероприятий, осуществляются
организациями самостоятельно за счет собственных средств, а также по
договорам с местной администрацией муниципального образования в
пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального
образования.

12.3. Праздничное оформление включает вывеску национальных флагов,
лозунгов, гирлянд, панно, установку декоративных элементов и композиций, стендов, киосков, трибун, эстрад, а также устройство праздничной иллюминаций.

12.4. Концепция праздничного оформления определяется программой
мероприятий и схемой размещения объектов и элементов праздничного
оформления, утверждаемыми местной администрацией муниципального
образования.

12.5. При изготовлении и установке элементов праздничного
оформления запрещается снимать, повреждать и ухудшать видимость
технических средств регулирования дорожного движения.


13. Контроль за исполнением Правил


13.1. Местная администрация муниципального образования, ее структурные подразделения, осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами Правил.

13.2. В случае выявления фактов нарушений Правил уполномоченные

органы местного самоуправления и их должностные лица вправе:

установленном действующим законодательством;

обратиться в суд с заявлением (исковым заявлением) о признании
незаконными действий (бездействия) физических и (или) юридических лиц,
нарушающих Правила, и о возмещении ущерба,

13.3. Лида, допустившие нарушение Правил, несут ответственность в
соответствий с действующим законодательством.

Вред, причиненный в результате нарушения Правил, возмещается виновными лицами в порядке, установленном действующим законодательством,

^ МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ

ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА


Настоящий Закон устанавливает административную ответственность за правонарушения в сфере благоустройства территорий муниципальных образований субъекта Российской Федерации.



o-mezhvedomstvennom-vzaimodejstvii-v-sfere-viyavleniya-i-preduprezhdeniya-prestuplenij-svyazannih-s-nezakonnim-oborotom-narkotikov-mmo-mvd-rossii-irbitskij.html
o-milostivom-predstatelstve-arhistratiga-mihaila-za-nashi-greshnie-dushi.html
o-mire-kak-vole-kniga-pervaya.html
o-mnozhestvennosti-hudozhestvennih-kodov-lotman-yu-m-struktura-hudozhestvennogo-teksta.html
o-moih-sotrudnikah-i-moej-deyatelnosti-kak-ministra-finansov-stranica-4.html
o-mokrih-shtanishkah-i-vezdesushih-mikrobah-ya-leplyu-iz-plastilina.html
  • urok.bystrickaya.ru/pribil-ee-sushnost-formi-i-faktori-opredelyayushie-velichinu-pribili-programma-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obedinenie-organizacij-vipolnyayushih-stroitelstvo-rekonstrukciyu-i-kapitalnij-remont-obektov-atomnoj-energii-soyuzatomstroj-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-treh-faktorov-proizvodstva-zh-b-seya-i-ee-sushnost-teoriya-stoimosti-v-rabote-e-bem-baverka-osnovi-teorii-cennosti-hozyajstvennih-blag.html
  • znanie.bystrickaya.ru/abazhur-bumazhnij-uninie-voobshe-abazhur-ozhidaj-milosti-stranica-7.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-stranica-8.html
  • credit.bystrickaya.ru/odopolnenii-spiska-pobeditelej-konkursa-na-poluchenie-denezhnogo-pooshreniya-luchshih-uchitelej-utverzhdennogo-prikazom-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-uchitelya-tatarskogo-yazika-i-literaturi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-v-kontekste.html
  • studies.bystrickaya.ru/kollizionnie-normi-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-vistupleniya-komandi-molodih-issledovatelej-respubliki-komi-na-vserossijskom-forume-nauchnoj-molodezhi-shag-v-budushee-moskva-21-25-marta-2011-g.html
  • learn.bystrickaya.ru/etika-reportera-lekciya-sovremennie-tendencii-v-podache-radioinformacii-.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kriminalisticheskaya-harakteristika-ubijstv-s-primeneniem-ognestrelnogo-oruzhiya-chast-10.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-ezotericheskie-vliyaniya-dzhejmshbrennan-okkultnij-rejh.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-sostoyaniya-debitorskoj-i-kreditorskoj-zadolzhennosti-chast-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-g-baranec-metamorfozi-etosa-stranica-18.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obezyani-na-ferme-kniga-kita-manna-otpravlyaet-chitatelya-na-attrakcion-istorii-rasskazivaya-kak-razvivalos-dvizhenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kachestvo-drevesnih-stvolov-povishenie-kachestvennoj-produktivnosti-nasazhdenij-na-lesovodstvennoj-osnove-06-03.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-tvorcheskih-konkursah-v-ramkah-iii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-poseleniya-ea-bojcova-oficialnoe-izdanie-byulleten.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurort-shmareshki-toplice-krka.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-xxx-nauchno-metodicheskaya-konferenciya-vladivostok.html
  • report.bystrickaya.ru/izmerenie-skorosti-sveta.html
  • books.bystrickaya.ru/cennostnie-orientiri-soderzhaniya-uchebnogo-predmeta-programma-literaturnoe-chtenie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschet-vodosnabzheniya-poselka-i-nasosnoj-ustanovki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-i-poryadok-razrabotki-finansovoj-politiki-firmi-uchebnoe-posobie-2007-orenburg-soderzhanie-tema-soderzhanie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-posvyashena-opredeleniyu-termina-transkriptom.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-empiricheskoe-issledovanie-osobennostej-vospriyatiya-i-ocenki-studentami-korporativnoj-kulturi-rgsu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/negosudarstvennij-pensionnij-fond-npf-erel-licenziya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-zapolneniyu-anketi.html
  • spur.bystrickaya.ru/konferenciya-provoditsya-v-ramkah-ii-vserossijskogo-festivalya-nauki-s-celyu-privlecheniya-starsheklassnikov-k-issledovatelskoj-deyatelnosti-podderzhki-raboti-shkolnih-nauchno-issledovatelskih-obshestv.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-na-vnutrennij-audit-predislovie.html
  • writing.bystrickaya.ru/biznes-plan-investicionnogo-proekta-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublikali-blm-mekemeler-oushilarini-arasinda-zh-zhabaeva-arnalan-zhir-alibi-zhambil-tairibindai-respublikali-zhas-aindar-ajtisin-tkzud.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-i-zadaniya-vtorogo-novosibirskogo-regionalnogo-turnira-yunih-biologov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/perechen-rabochih-mest-dlya-realizacii-investicionnih-proektov-finansirovanie-meropriyatij-programmi-za-schet-sredstv.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-6-klass-otchet-o-provedenii-ekologicheskogo-uroka-dlya-shkolnikov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.