.RU

Образовательные программы по естествознанию и биологии для 5-9 классов авторского коллектива под руководством А. И. Никишова - страница 2


Демонстрация коллекций членистоногих.

Лабораторная работа по изучению внешнего строения насекомого (майского жука или другого представителя).

8. Тип Хордовые (35 ч.)


^ Вводная характеристика хордовых (2 ч.). Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика основных классов позвоноч­ных.

^ Классы Хрящевые и Костные рыбы (5 ч.). Вводная характеристика. Местообитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб. Обмен веществ. Размножение и развитие рыб. Нерест. Забота о потомстве. Основные сис­тематические группы рыб. Значение рыб в природных сообществах. Промысловые рыбы. Разведение и акклиматизация рыб. Прудовое и озерное рыбоводство.

^ Класс Земноводные (3 ч.). Вводная характеристика. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных. Особенности строения органов полости тела и нервной системы земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение и значение земноводных.

^ Класс Пресмыкающиеся (4 ч.). Вводная характеристика. Местообитания, особенно­сти внешнего строения, скелета и мускулатуры пресмыкающихся. Особенности строения органов полости тела и нервной системы пресмыкающихся. Размножение пресмыкаю­щихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Причины вымирания древних гигантских пресмыкающихся. Отряды современных пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

^ Класс Птицы (7 ч.). Вводная характеристика. Местообитания, особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Сложность поведения птиц. Размножение и развитие птиц. Типы развития птенцов. Се­зонные явления в жизни птиц. Оседлые, кочующие и перелетные птицы. Способы изуче­ния миграций птиц. Возникновение перелетов птиц. Происхождение птиц. Важнейшие отряды птиц. Экологические группы птиц. Значение птиц и их охрана. Домашние птицы, птицеводство.

^ Класс Млекопитающие, или Звери (14 ч.). Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела, нервная система и поведение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих.

Первозвери, отряд Однопроходные и Звери, отряд Сумчатые. Отряды плацентар­ных млекопитающих: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Приматы. Экологиче­ские группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Значение мле­копитающих в природе и жизни человека, их охрана. Виды и важнейшие породы домаш­них млекопитающих.

Демонстрация:

- влажного препарата ланцетника;

- живых или чучел рыбы (карась или карп, золотая рыбка и пр.); лягушки; черепахи; птицы (голубь или другая птица уголка живой природы); млекопи­тающего (кролик или хомяк, морская свинка);

- скелетов костистой рыбы и лягушки (раздаточный материал), ящерицы, голубя или другой птицы, кролика или другого млекопитающего;

- моделей головного мозга позвоночных животных, яйца птицы.

Лабораторные работы по изучению:

Экскурсия: многообразия птиц и млекопитающих местного края.


9. Развитие животного мира на Земле (1ч.)

Основные этапы развития животного мира на Земле. Развитие представлений об историческом развитии животного мира. Развитие животного мира от одноклеточных к низшим многоклеточным, от низших многоклеточных к высшим многоклеточным, от низших хордовых к высшим хордовым.

Демонстрация отпечатков древних животных, моделей головного мозга позво­ночных животных.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся VII класса.

Учащиеся должны знать:

- основные систематические категории животных;

- основные признаки изучаемых типов и классов животных;

- признаки усложнения организации животных в процессе их эволюции;

- проявления приспособленности животных к средам жизни и конкретным место­обитаниям, связей строения животных с их образом жизни;

- особенности строения систем органов животных и осуществляемые ими процессы жизнедеятельности;

- взаимосвязи животных и других организмов в природных сообществах, влиянии на животных факторов неживой природы;

- основные этапы исторического развития животного мира;

- значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;

- меры охраны животных.


Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры животных изученных типов и классов;

- узнавать изученных животных в природе, в коллекциях к на рисунках;

- различать на рисунках органы внешнего и внутреннего строения, стадии индиви­дуального развития животных;

- устанавливать связи между строением органов и их функциями, связь строения животного и его образа жизни;

- сравнивать представителей основных типов и классов животных и делать выводы об их родственных отношениях;

- приводить доказательства происхождения животных основных типов и классов типа хордовых от предполагаемых древних предков;

- проводить наблюдения за животными в природе и в уголке живой природе и вес­ти записи наблюдений.


Биология. Человек и его здоровье. YIII класс (68 ч.)


Введение.

1. Общий обзор организма человека (5 ч.)

Некоторые сведения из истории развития анатомии и фи­зиологии. Значение знаний о структурной организации орга­низма человека и его жизнедеятельности для сохранения здоровья. Уровни организации живого организма: молеку­лярный — клеточный — тканевый — органный — систем­ный (система органов) — целый организм. Взаимодействие организма и среды, строение клетки, ее органелл. Основ­ные процессы жизнедеятельности клетки. Краткие сведе­ния об основных видах тканей [ткани подробно изучаются на примере одного вида по выбору учителя].

Органы, системы органов, аппарат, организм, взаимодей­ствие организма человека со средой.

Понятие о системах организма, регулирующих физиоло­гические функции: нервной и эндокринной.

Демонстрация микропрепаратов клеток, тканей, муля­жей органов: сердце, глаз и др.; торса человека.

Работа с учебником

  1. Обратить внимание на роль отечественных и зарубеж­ных исследователей в развитии анатомии, физиологии и ме­дицины.

  2. На шмуцтитуле рассмотреть строение клетки, ее органеллы и определить их функциональное значение.

  3. Определить уровни организации живого организма по рисункам.


2. Эндокринная система (4 ч.)

Значение эндокринной системы для регуляции и согла­сованной работы органов и систем, роста и развития орга­низма. Гормоны. Нарушение функций желез внутренней секреции. Щитовидная железа. Гипофиз. Тимус. Эпифиз. Половые железы. Поджелудочная железа. [Изучается одна-две железы внутренней секреции по выбору учителя]. Стресс. Участие желез внутренней секреции в реакциях организма на стресс.

Демонстрация микропрепаратов желез.

Работа с учебником

На втором шмуцтитуле рассмотреть положение желез внутренней секреции в женском и мужском организмах и строение железистой ткани, составляющей фон этого шмуц­титула. Найти секреторные клетки и протоки желез.


3. Нервная система (6ч.)

Значение нервной системы в регуляции функций и обес­печении взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая части нервной системы. Нейрон, строе­ние и функции нейрона, связь нейронов между собой. Си­напс. Автономная (вегетативная) нервная система. Реф­лекторный принцип работы нервной системы. Рефлексы. Строение и функции спинного и головного мозга [основное внимание обратить на строение и функции ствола мозга, мозжечка, больших полушарий]. Воз­буждение и торможение в центральной нервной системе, их роль в регуляции и координации функций организма человека. Нарушение функции нервной системы.

Демонстрация микропрепаратов спинного мозга, моде­ли головного мозга. Видеофильм «Нервная система». Вы­пуск 1.

Работа с учебником

Рассмотреть клетки больших полушарий мозга на шмуц­титуле. Найти отростки нервных клеток.

Обобщение: нейрогуморальная регуляция функций орга­низма.


4. Опора и движение ( 5 ч.)

Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет чело­века. Особенности скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Состав, строение и свойство кос­ти. Типы соединения костей. Рост кости в длину и толщи­ну. Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц, участву­ющих в движении. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха. Значение физических упражнений и тру­да для формирования скелета и развития мышц. Наруше­ния функции опорно-двигательного аппарата и их предуп­реждение.

Демонстрация скелета человека, черепа, позвонков, час­тей скелета, распила кости (раздаточный материал). Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки. Приемы первой помощи при травмах; определение осанки, выявление ее нарушений. Видеофильм «Опора и движение». Выпуск 1.

Лабораторная работа № 1. Строение позвонков.

Работа с учебником

На шмуцтитуле рассмотреть отдельные кости и попытать­ся найти их на целом скелете. Обратить внимание на согла­сованную работу мышц и скелета при организации движе­ния. Рассмотреть рисунки учебника и подписи к ним.

Обобщение: взаимосвязь строения и функций скелета и мышц; роль движений в сохранении здоровья.

5. Кровь и кровообращение (8 ч.)

Внутренние жидкие среды организма (кровь, межкле­точная жидкость, лимфа). Значение крови для жизнедея­тельности организма. Состав крови. Строение и функции форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, кровяных пластинок. Свертывание крови, его значение. Иммунитет. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. Группы крови. Перелива­ние крови.

Значение кровообращения. Система органов кровообра­щения: сердце и сосуды. Строение и работа сердца. Движе­ние крови по сосудам (артериям, капиллярам, венам). Боль­шой и малый круги кровообращения. Кровяное давление, его определение. Регуляция сердечно-сосудистой системы. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние табакокурения и ал­коголя на сердечно-сосудистую систему.

Демонстрация торса человека, муляжа сердца; подсчет пульса и измерение давления после дозированной нагруз­ки. Видеофильмы «Кровь», «Кровообращение». Выпуск 1.

Лабораторные работы:

№2. Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

№3. Подсчет пульса в разных условиях.

Работа с учебником

На шмуцтитуле рассмотреть эритроциты, лейкоциты и кровяные пластинки, а также обратить внимание на стро­ение капилляров.


6. Дыхание (4 ч.)

Значение дыхания. Строение системы органов дыхания. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыха­тельные движения, жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания и их профилакти­ка. Первая помощь при остановке дыхания. Действие куре­ния и других вредных факторов на дыхание.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей ме­ханизм вдоха и выдоха; обнаружение углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе; измерение жизненной емкости легких; приемы искусственного дыхания. Видео­фильм «Дыхание». Выпуск 1.

Работа с учебником

Рассмотреть на шмуцтитуле микрофотографию строения легких по данным электронной сканирующей микроскопии.


7. Пищеварение (5 ч.)

Значение питания и пищеварения для поддержания жиз­ни и здоровья человека. Строение и функции системы орга­нов пищеварения. Роль ферментов пищеварительных же­лез в процессе пищеварения. Регуляция пищеварения. Роль печени и поджелудочной железы в процессах пищеварения. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Демонстрация торса человека. Видеофильм «Пищеварение». Выпуск 1.

Лабораторная работа №4. Действие желудочного сока на белки или действие слюны на крахмал [по усмотрению учителя одна из работ проводится лабораторно, а другая — демонстрационно].

Работа с учебником

На шмуцтитуле рассмотреть строение внутренней повер­хности слизистой оболочки желудка с протоками желез, а также строение тонкой кишки с ворсинками.


8. Обмен веществ и энергии (7 ч.)

Роль обмена веществ и энергии в поддержании жизни и здоровья человека. Общая характеристика обмена ве­ществ и энергии. Превращения в организме белков, жи­ров и углеводов. Обмен неорганических веществ. Значе­ние воды и минеральных веществ. Роль желез внутренней секреции в регуляции обмена веществ. Витамины, их зна­чение для жизнедеятельности организма. Основные ави­таминозы. Рациональное питание, его режим и нормы. Тер­морегуляция в условиях жары и холода. Кожа, ее роль в процессах терморегуляции. Первая помощь при тепло­вом ударе, ожогах, обморожении. [Составление пищевых рационов с использованием нор­мативных таблиц для людей разных профессий.]

Работа с учеником

Рассмотреть рисунки и подписи к ним на полях учебника.


9. Выделение (2 ч.)

Выделение из организма конечных продуктов обмена. Строение мочевыделительной системы, ее значение в под­держании постоянства внутренней среды организма. Про­цессы образования и выделения мочи. Регуляция процес­сов мочеобразования и мочевыделения.

Демонстрация модели строения почки млекопитающего.

Работа с учебником

Рассмотреть уровни организации системы мочевыделе­ния. На шмуцтитуле рассмотреть внутреннюю поверхность коркового вещества почки.


10. Размножение и развитие (4 ч.)

Система органов размножения. Оплодотворение и внут­риутробное развитие. Рост и развитие ребенка. Возрастные периоды. Влияние биологических и социальных факторов на развитие человека. Характеристика подросткового пе­риода.

Демонстрация видеофильма «Размножение и развитие». Выпуск 1.

Работа с учебником

Рассмотреть на шмуцтитуле дробление яйцеклетки и внут­риутробное развитие зародыша и плода.

11. Высшая нервная деятельность (поведение) (9 ч.)

Роль И.М. Сеченова в создании учения о психической деятельности и поведении человека. Значение сенсорных систем в психическом развитии человека. Органы чувств. Анализаторы, строение и функции. [Изучается на двух примерах по выбору учителя].

Роль И.А. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Биоло­гическое значение, образование и торможение условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности че­ловека. Рассудочная деятельность. Память (ее виды). Речь и мышление. Сон, его значение. Предупреждение наруше­ний сна. Мотивации и эмоции. Взаимодействие биологи­ческого и социального в поведении человека. Нарушение поведения человека.

Демонстрация разборных моделей головного мозга чело­века, глаза, уха, препаратов головного мозга. Видеофиль­мы: «Сенсорные системы», «Поведение». Выпуск 2.

Работа с учебником

Рассмотреть на шмуцтитуле вкусовые почки человека. Определить остроту зрения, цветное зрение, слепое пятно, бинокулярное зрение.

Обобщение: влияние сенсорных систем на психическое развитие человека.


12. Основы физиологии труда. Здоровье человека и его сохранение (4 ч.)

Физиолого-гигиеническая характеристика различных ви­дов труда. Работоспособность и утомление. Факторы, спо­собствующие сохранению и нарушению здоровья. Защитные и приспособительные реакции организма, адаптация чело­века к условиям природной и социальной среды.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса


Учащиеся должны знать:





















Учащиеся должны уметь:
















Общая биология. Основные закономерности жизни. IX класс (68 ч.)


Введение (1час).

Общая биология как дисциплина биологии, раскрывающая основные закономерно­сти организации, функционирования и развития жизни на нашей планете. Основные раз­делы общей биологии: молекулярная биология, цитология, генетика, селекция, биология развития, эмбриология, экология.

Значение общебиологических знаний для познания окружающего мира и его ра­ционального использования.

1. Основные признаки живого. Уровни организации жизни на Земле (2 часа)

Определение понятия "жизнь". Сходство и отличия неживой и живой природы.

Основные признаки (критерии) живого. Единство химического состава. Обмен ве­ществ и превращение энергии. Самовоспроизведение (репродукция). Специфичность структуры. Разнокачественность. Развитие и рост. Раздражимость. Дискретность (преры­вистость). Саморегуляция (авторегуляция). Ритмичность.

Уровни организации жизни на Земле: молекулярный (молекулярно-генетический), субклеточный (органоидный, или надмолекулярный), клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический (экосистемный), биосферный. Структурно-функциональные единицы уровней организации жизни на Земле (ген, клетка, отдельная особь, популяция вида, биогеоценоз, биосфера). Основные явления уровней организации жизни на Земле как закономерные изменения структурно-функциональных единиц (передача и реализация генетической информации, клеточный метаболизм, размножение и развитие отдельного организма, изменение генофонда попу­ляции, круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозе и биосфере).


2. Молекулярно-генетичееский уровень жизни (5 часов).

^ Химический состав живого (2 часа.)

Элементарный состав живых тел природы. Распространение химических элементов в составе живого. Вклад химических элементов в образование неорганических и органи­ческих веществ, входящих в состав живого. Единство элементарно-химического состава живого.

Неорганические вещества живого. Вода и минеральные соли. Биологическая роль воды и минеральных солей в поддержании структуры и функционирования живого.

Органические вещества живого. Белки, углеводы, жиры, липиды, нуклеиновые ки­слоты, АТФ, витамины. Биологическая роль органических веществ в поддержании струк­туры и функционирования живого. ДНК, РНК - молекулы наследственности. Структура молекулы ДНК как вещества наследственности Дж. Уотсон, Ф. Крик, М. Уилкинс).

^ Ген как структурно-функциональная единица молекулярно-генетического уровня жизни (1 час).

Генетический код как основа специфичности живого. Ген как единица наследст­венности и структурно-функциональная единица молекулярно-генетического уровня ор­ганизации жизни на Земле. Гены как компоненты хромосом живых систем.

^ Передача и реализация генетической информации как основные явления молекуляр­но-генетического уровня жизни (2 часа).

Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации в живых системах. Репликация ДНК как воспроизведение живого на молекулярно-генетическом уровне и передача наследственной информации. Транскрипция и трансля­ция как реализация генетической программы живого в структуре его белков. Структурные и функциональные различия белков как основа специфичности живого. Изменчивость на14

следственного материала (генов и хромосом) как причина изменчивости живых систем и как основное явление молекулярно-генетического уровня жизни. Мутации как наследст­венное изменение генетического материала живых систем. Биологическое значение пере­дачи, реализации генетической информации и ее изменчивости для развития живого на нашей планете.

Демонстрация модели ДНК, фотоснимков хромосом организмов с расположенны­ми в них генами.

3. Органоидно-клеточный уровень жизни (13 часов).

^ Клетка как структурно-функциональная единица органоидно-клеточного уровня жизни (4 часа)..

Клетка как структурно-функциональная единица, основа жизнедеятельности и развития всех живых систем. Открытие клеток и методы изучения их строения (Р. Гук, А. Левенгук, Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов, Я. Пуркинье и др.). Клеточная теория строе­ния организмов. Клетка и ее протоплазма. Цитоплазма и ядро как главные части клетки. Цитоплазма клетки и ее органоиды (органеллы). Строение и функции плазмалеммы, кле­точной стенки, ЭПС, рибосом, аппарата Гольджи, лизосом, пероксисом, митохондрий, шгастид, клеточного центра, жгутиков, ресничек, ядра, вакуолей. Отличия в строении кле­ток растений, животных и грибов. Клетки прокариот и эукариот. "Отличия в строении кле­ток прокариот и эукариот. Неклеточные формы жизни - вирусы и фаги. Открытие вирусов и фагов. Строение вирусов и фагов как паразитов клеток прокариот и эукариот.

^ Клеточный метаболизм как основное явление органоидно-клеточного уровня жизни (3 часа).

Роль органоидов клетки в ее жизнедеятельности. Взаимосвязь органоидов клетки как основа поддержания ее целостности. Потоки информации, веществ и энергии - необ­ходимые условия существования клетки как живой системы.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Катаболизм и анаболизм (дисси­миляция и ассимиляция) как две стороны одного процесса метаболизма. Роль клеточных органелл в обеспечении катаболизма и анаболизма. Траспорт веществ через плазмалемму. Пиноцитоз и фагоцитоз, распад и синтез в клетке органических веществ. Выделение и ак­кумулирование энергии в клетке. Метаболические каскады и циклы в клетке. Согласован­ность в протекании реакций клеточного метаболизма как основа структурированности живого. Автотрофное и гетеротрофное питание. Хлоропласты как органоиды, осуществ­ляющие фотосинтез. Митохондрии как органоиды, осуществляющие окисление органиче­ских веществ и синтез АТФ. Белок-синтезирующий аппарат клетки и его работа. Роль яд­ра клетки в регуляции ее метаболизма. Поддержание клеткой постоянства своего химиче­ского и структурного состава. Саморегуляция в клетке.

^ Клеточный цикл как самовоспроизведение живого на органоидно-клеточном уров­не жизни (6 часов).

Жизненный цикл клетки (митотический или клеточный цикл) и его периоды. Ин­терфаза и митоз. Процессы, происходящие в интерфазе и митозе. Значение клеточного ме­таболизма для осуществления клеточного цикла.

Хромосомный набор клетки (кариотип), как основа специфичности живого на ор­ганоидно-клеточном уровне жизни. Диплоидный и гаплоидный хромосомные наборы. Строение хромосом. Интерфаза и митотическая организация хромосом клетки.

Деление клетки как самовоспроизведение живого на органоидно-клеточном уровне жизни. Непрямое деление клетки (митоз) и его фазы. Основные процессы, происходящие в фазы митоза, Кариокинез и цитокинез. Прямое деление клетки (амитоз). Биологическое значение митоза.

Демонстрация моделей клетки и ее органелл, митоза, строения хромосом; диафильмов и видеофильмов.

^ Лабораторные работы по изучению строения различных типов клеток под микро скопом; изучению ферментативного расщепления пероксида водорода в клетках листа элодеи и клубня картофеля; проведению наблюдений плазмолиза и деплазмолиза в клет ках чешуи кожицы лука; изучению фаз митоза в клетках кончика корешка лука.


4. Организменный уровень жизни (10 часов).

^ Организм как стукрурно-функциональная единица организменного уровня жизни (3 часа).

Организм как целостная живая система, состоящая из структурно и функционально взаимосвязанных частей. Понятие "минимальный организм". Признаки организма как са­мостоятельной живой системы. Одноклеточные, колониальные, многоклеточные и кормусные организмы. Взаимосвязь между частями многоклеточного организма. Рефлектор­ные и гуморальные регуляции функций организма.

Совокупность генов отдельной особи (генотип) как генетическая система организ­ма. Развертывание генетической программы организма как реализация его генотипа. Влияние на генотип организма условий внешней среды. Фенотип организма как результат взаимодействия генотипа и условий среды. Фенотипическая (модификационная) изменчи­вость организмов.

^ Размножение организма и его жизненный цикл как основные явления организмен­ного уровня жизни (7 часов).

Размножение организмов как основа воспроизведения жизни на организменном уровне. Формы размножения организмов: бесполое (деление, споруляция, вегетативное, фрагментация) и половое. Образование половых клеток у животных (гаметогенез). Мейоз как деление созревания половых клеток. Основные фазы митоза. Строение половых кле­ток (на примере млекопитающих).

Оплодотворение как процесс слияния половых клеток родительских особей. От­крытие факторов наследственности и закономерностей их передачи в поколениях (Г Мендель).

Развитие после оплодотворения. Жизненный цикл организма и его периоды. Эм­бриогенез и его основные стадии (на примерегхтэрдовых). Влияние внешних условий на развитие организма.

Постэмбриональное развитие у животных (постэмбриогенез) развитие прямое и непрямое. Рост организма.

Демонстрация гербариев растения и коллекций насекомых, микропрепарата дроб­ления яйца беззубки, образования зародышевых листков; влажных препаратов непрямого развития насекомых; моделей, иллюстрирующих геметогенез и эмбриогенез у животных; видеофильма эмбрионального развития лягушки.

^ Лабораторные работы по изучению закономерностей фенотипической (модификационной) изменчивости у растений и животных (построение вариационного ряда и ва­риационной кривой); изучению строения сперматозоидов и яйцеклеток млекопитающих.


5. Популяционно-видовой уровень жизни (15 часов).

^ Вид как основная систематическая категория живого (1 час).

Критерии (признаки) вида: морфологический, физиолого-биохимический, геогра­фический, экологический, генетический. Необходимость учета совокупности критериев в определения вида.

^ Популяция как структурно-функциональная единица популяционно-видового уровня жизни (2 часа).

Популяция организмов как совокупность особей одного вида, объединенных род­ством, и структура вида.

^ Изменение генофонда популяции как основное явление популяционно-видового уров­ня жизни (1час).

Генофонд популяции как совокупность генов образующих ее особей. Общность генофонда как основа для объединения особей в одну популяцию. Свободное скрещивание между особями популяции как основа поддержания генетической целостности популяции. Генофонд популяции как открытая биологическая система. Изменения генофонда популяции как предпосылка к изменению вида организма.

^ Видообразование в природе как изменение и развитие живого на популяционно-видовом уровне жизни (8 часов).

История представлений о видообразовании в природе. Взгляды на проблему вида и видообразования К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Креационизм и эволюция. Эво­люционные учения: ламаркизм и дарвинизм.

Видообразование путем естественного отбора (Ч. Дарвин, А. Уоллес). Доказатель­ства реальности естественного отбора в природе. Элементарный материал для эволюции видов - генотипическая изменчивость (мутации и комбинации) отдельных особей популя­ций. Элементарное эволюционное явление - изменение генофонда популяции одного ви­да. Изоляция как фактор видообразования. Борьба за существование как механизм дейст­вия естественного отбора в природе. Формы борьбы за существование. Естественный от­бор как направляющий фактор эволюции видов в природе. Приспособленность организ­мов к условиям существования как результат действия естественного отбора. Примеры приспособленности (адаптации) организмов. Относительный характер адаптации у орга­низмов. Совершенствование и многообразие приспособлений, развившихся у организмов разных видов в ходе эволюции.

^ Культурные формы организмов как результат изменения и развития живого, осу­ществляемого человеком (3 часа).

Направленное изменение организмов человеком. Селекция как отбор и создание нужных человеку культурных форм: сортов, пород. Сорт и порода как популяции орга­низмов, искусственно созданных человеком. Отличие сорта и породы от вида. Происхождение культурных форм организмов. Доместикация как начальный этап селекции орга­низмов. Центры происхождения культурных форм организмов. Методы селекции куль­турных форм организмов. Генотипическая изменчивость организмов как материал для се­лекции. Искусственный отбор как фактор эволюции культурных форм. Творческая роль искусственного отбора. Достижения селекции растений и животных.

Демонстрация гербариев растений и коллекций насекомых, муляжей плодов и корнеплодов культурных растений, диафильмов и видеофильмов о методах селекции ор­ганизмов.

Лабораторные работы по изучению морфологического и экологического крите­риев видов растений; изучению приспособленности организмов и выявлению ее относи­тельного характера.

Экскурсии по изучению естественного отбора и его результатов (в природу, био­логический или палеонтологический музей); многообразия сортов культурных растений и пород домашних животных (на селекционную станцию или на сельскохозяйственную вы­ставку).


6. Биогеоценотический (экосистемный) уровень жизни (9 часов).


nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-sistema-sertifikacii-gost-r-registr-sistem-kachestva-poryadok-sertifikacii-sistem-menedzhmenta-kachestva-na-sootvetstvie-m12291-1200015262gost-r-iso-9001-2001s-iso-9001-2000.html
nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-sistemi-menedzhmenta-kachestva-rukovodyashie-ukazaniya-po-primeneniyu-gost-r-iso-9001-2001-v-sfere-obrazovaniya-stranica-5.html
nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-sistemi-menedzhmenta-kachestva-rukovodyashie-ukazaniya-po-primeneniyu-gost-r-iso-9001-2001-v-sfere-obrazovaniya.html
nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-socialnoe-obsluzhivanie-naseleniya-kontrol-kachestva-socialnih-uslug-grazhdanam-pozhilogo-vozrasta.html
nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii.html
nacionalnij-yadernij-centr-rk-rgp-nyac-rk-dochernee-gosudarstvennoe-predpriyatie-institut-geofizicheskih-issledovanij-dgp-igi-rgp-nyac-rk.html
  • school.bystrickaya.ru/energiya-vesh.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-i-optimizaciya-integrirovannoj-sistemi-izmereniya-parametrov-poleta-letatelnogo-apparata-vblizi-poverhnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-problemi-i-osobennosti-razvitiya-sportivnogo-turizma-na-sovremennom-etape.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/marion-melvil-stranica-21.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-08-01-09-buhgalterskij-uchet-analiz.html
  • bystrickaya.ru/voprosi-antropogeneza-v-sovremennoj-antropologii.html
  • tests.bystrickaya.ru/kto-v-rodbloke-hozyain-dajdzhest-upominaemosti-agtu.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zdorovij-obraz-zhizni-molodezhi-aktualnaya-problema-sovremennogo-obshestva.html
  • pisat.bystrickaya.ru/studentov-i-chlenov-trudovogo-kollektiva-ideologicheskoe-i-idejno-politicheskoe-obshestvenno-patrioticheskoe-moralno-esteticheskoe-internacionalnoe-i-fizkultu.html
  • college.bystrickaya.ru/133diagnostika-menedzhmentskoj-situacii-vnutri-organizacii-i-za-ee-predelami-pablik-rilejshnz-v-sporte.html
  • studies.bystrickaya.ru/17-matematika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mousosh-71-zarechenskogo-rajona-goroda-tuli.html
  • thescience.bystrickaya.ru/h-habit-hxbit-n-privichka-obichaj-2311-867-hair-able-eibl-a-sposobnij-umelij-626-719-aboard-qbld.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oborudovanie-i-reaktivi-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-discipline-mikrobiologiya-moloka-i-molochnih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tehnologiya-prigotovleniya-blyud-na-primere-kafe-merkurij.html
  • literature.bystrickaya.ru/centr-programm-sodejstviya-pravoohranitelnim-organam-i-specialnim-sluzhbam-analiticheskaya-seriya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/bashni-do-nebes-chast-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-po-obosnovaniyu-shemi-territorialnogo-planirovaniya-michurinskogo-municipalnogo-rajona-tambovskoj-oblasti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/41-sushnost-i-principi-analiza-process-adaptacii-sistemi-upravleniya-k-vneshnej-srede-ris-komponenti-chernogo.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-dnm-03-kompyuternie-tehnologii-v-oblasti-avtomatizacii-i-upravleniya-po-napravleniyu.html
  • literature.bystrickaya.ru/beskozirka-ti-podruga-moya-boevaya-a-n-liberma-n.html
  • grade.bystrickaya.ru/model-potrebitelskogo-povedeniya-i-povedencheskie-harakteristiki-pokupatelej-turistskih-uslug.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svojstva-ocenok-parametrov-poluchaemih-s-pomoshyu-naimenshih-kvadratov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obraz-rossii-i-naroda-v-poeme-gogolya-mertvie-dushi.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokumenta-stranica-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-30-metodika-rassledovaniya-prestuplenij-protiv-uchebnik-material-podgotovlen-s-ispolzovaniem-pravovih-aktov.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskaz-latishskogo-strelka-stranica-23.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemi-zakonnosti-v-rossijskoj-federacii-chast-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/marketing-i-ego-sushnost.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-2-chast-2-molekulyarnaya-fizika-rabochaya-programma-po-discipline-obshaya-fizika-chast-1-mehanika.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sokolova-e-e-vvedenie-v-psihologiyu-uchebnik-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadi-tlalardi-zhobalari-aralan-kezde-asiacredit-bank-aziyakredit-bank-a-na.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-podgotovke-doklada-dlya-nauchnoj-konferencii.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-16-statya-zakonodatelstvo-o-gpazhdanskom-sudoppoizvodstve.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovanii-g-sankt-peterburg-2006-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.