.RU

Образование ^ Дошкольное образование - Программа развития территории костанайской области на 2011-2015 годы костанай, 2010 год



Образование

^ Дошкольное образование

Общее количество дошкольных организаций (далее – ДО) в области за период 2007-2009 гг. увеличилось на 5 единиц, составив на конец 2009 года 96 единиц, 60,4% которых приходится на города (58 ДО) и 39,6% - на сельские районы (38 ДО).

Общая численность детей, посещающих детские сады в области, за период 2007-2009 гг. увеличилась в 6,3 % и составила в 2009 г. 16507 человек.

Численность детей в возрасте от 0 до 7 лет составляет 71 492, в том числе в селе – 38660. В области 96 ДО, 521 мини-центр, охват детей дошкольным воспитанием и обучением увеличился на 2,9 процентных пункта.

В 19 ДО воспитание и обучение ведется на казахском языке, охвачено 33,4% (2958) детей-казахов в возрасте от 1 до 6 лет.

На 1 октября 2010 года по области в 108 ДО и 511 мини-центрах воспитывается 29271 ребенок, в том числе в детских садах – 16700, в мини-центрах – 12571 детей.

В области остается проблема дефицита мест, что выражается переуплотненностью групп в ДО. Особенно остро эта проблема стоит в городской местности, а именно в 5 городах, в которых на 100 мест приходится 112 детей.

Всего количество детей, состоящих на очереди в детский сад, составляет 9942 человек (на 1 января 2010г.- 11744). Очередность детей от 3 до 6 лет - 3814 человек (на 1 января 2010г.- 3493).

Наибольшее количество детей от 3 до 6 лет, состоящих на очереди в детский сад, наблюдается в городах Костанае – 1663 ребёнка, Рудном - 1425, Лисаковске - 207.

В рамках реализации программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы в области было открыто 8 детских садов и 5 мини - центров всего на 612 мест. До конца текущего года будет открыт 1 детский сад на 75 мест и планируется расширение площади ясли-сада № 14 в г. Костанае на 150 мест.

Также по поручению акима области открыто 4 детских сада и 3 мини-центра. До конца текущего года будут открыты 5 детских садов.

Кроме того, проведена работа по возврату 5 зданий бывших детских садов в коммунальную собственность, а также выкуплено 120 кв.м в жилом доме на 100 мест.

В сфере дошкольного воспитания и обучения в области отмечена положительная динамика, выраженная в повышении степени охвата детей дошкольным воспитанием и обучением, увеличением степени обеспеченности ДО сотрудниками. Вместе с тем, ключевыми проблемами региона в этой области являются дефицит ДО, переуплотнение групп и излишняя нагрузка на преподавателей и воспитателей в городской местности. Кроме того, на качество предоставления услуг в регионе влияют такие ограничительные факторы, как недостаточное обеспечение ДО неотъемлемыми атрибутами услуг дошкольного воспитания и обучения в современном мире: плавательными бассейнами, спортивными и музыкальными залами.

^ Сильные стороны:

расширение сети ДО по области;

увеличение доли преподавателей с высшим образованием в общей структуре педагогического состава ДО по области.

^ Слабые стороны:

недостаточная сеть ДО в 5 городах области.

Угрозы:

низкий потенциал представителей регионального частного сектора и НКО (недостаток финансовых ресурсов, опыта работы, эффективных схем привлечения и мотивации деятельности педагогического состава и др.), сдерживающий сокращение числа действующих частных ДО, что, в свою очередь, ограничивает альтернативу выбора для населения ДДО, предлагающих дополнительные (инновационные) услуги в области дошкольного воспитания и обучения;

ограниченность бюджетных средств, выделяемых из областного и местных бюджетов, обуславливает слабую материально-техническую базу ДО в области, в частности, отсутствие в ряде ДО спортивных залов, плавательных бассейнов и музыкальных залов снижает возможности укрепления здоровья детей и пропаганды среди них здорового образа жизни.

Возможности:

обеспечение бюджетного и стимулирование частного финансирования строительства современных ДО с целью доведения охвата детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением до 100%;

развитие государственно-частного партнерства в области укрепления материально-технической базы ДО (капитальный ремонт зданий, оснащение учебных помещений специальным оборудованием и инвентарем);

разработка системы мер поддержки и привлечения молодых специалистов в сферу дошкольного воспитания и обучения, в том числе в сельской местности с целью обеспечения благоприятных условий для работы и проживания;

развитие институционального партнерства с неправительственными коммерческими организациями (далее – НКО), удовлетворяющего требованиям к учреждениям, предоставляющим услуги дошкольного воспитания и обучения.

Рекомендации:

Развитие инвестиционного партнерства с частным сектором: использование варианта выделения земельных участков из городского фонда под строительство коммерчески ориентированных зданий или жилых кварталов с «социальной нагрузкой», т.е. с обязательством предусмотреть в проекте социально ориентированный объект: детский сад, поликлинику и т.п.

Увеличение государственного заказа на закупку услуг дошкольного воспитания и обучения у частных учреждений или некоммерческих организаций (социальный заказ), имеющих опыт соответствующей деятельности или неправительственных организаций (далее – НПО), подтвердивших квалификационный потенциал.

Повышение эффективности работы по привлечению квалифицированных специалистов в сферу дошкольного воспитания и обучения с учетом реальных потребностей последних в комфортных условиях работы и проживания на основе разработки специальной программы, ориентированной на специфику региона.

^ Среднее образование

Общее число дневных общеобразовательных школ в области за 2007-2009гг. сократилось на 27 единиц и составило на 2009 год 617 единиц, в том числе 601 дневная государственная общеобразовательная школа, 7 коррекционных, 4 частные и 5 вечерних школ.

На 2010-2011 год общее число общеобразовательных школ составило 609 единиц, в том числе 592 дневные государственные общеобразовательные школы, 7 коррекционных, 5 вечерних и 5 частных учебных заведений.

Основной причиной сокращения численности школ по области является закрытие начальных школ в неперспективных сельских населенных пунктах и не соответствие сети школ государственному гарантированному нормативу. Так же, причинами закрытия школ стали такие факторы, как миграция населения из сельских регионов в города, а также снижение уровня рождаемости населения.

Наряду с сокращением школ в области за 2007-2008гг. сократилась и численность учащихся на 9 тысяч человек, составив на 2009 г. 110731 человек. На начало 2010-2011 учебного года численность учащихся составила 108 595 человек.

Для организации обучения академически одарённых детей в области функционируют 10 гимназий, 1 физико-математический лицей и 3 школы-интерната для одарённых детей, которые работают в тесном контакте с региональным научно-практическим центром «Қостанай-дарыны» и региональным центром новых тенологий в образовании. Результатом совместной деятельности являются высокие результаты по итогам внешнего контроля знаний.

Анализ результатов ЕНТ свидетельствует о положительной динамике по основным качественным показателям. В 2010 году средний балл составил 89,67 ед. (по республике – 84,84). Качество знаний-55,69%. В 2009г.- 82,88 ед. (республиканский -74,8).

Кроме того, 3 выпускницы набрали максимальное количество баллов (125) и 25 выпускников от 122 до 124 баллов; из 107 претендентов 88 (82,24%) человек получили аттестата общего среднего образования «Алтын белгі» и подтвердили свои отличные знания. В 2009 г. 59 (67,05%) выпускников получили Знак «Алтын белгі».

Итоги ПГК 2010 года: средний балл по 4 классам составляет 18,11 (максимально – 20 баллов); средний балл по 9 классам - 69,37 (максимально – 90 баллов).

В 2010 году 1665 выпускников (27,7%) получили государственные образовательные гранты, кроме того 20 грантов акима области и 16 грантов акимов районов и городов. За период с 1993 по 2010 гг. по программе «Болашақ» в области обучались 47 учащихся. В 2010 году 5 выпускников школ продолжили свое обучение по программе «Болашақ».

В общеобразовательных школах области работают 12904 педагога, из них 83,8% (10817) имеют высшее образование. По сравнению с прошлым годом процент учителей с высшим педагогическим образованием возроос на 1,2%. Также увеличилось количест во учителей, имеющих высшую и первую категорию – 5311 (41,2%). На начало 2010-2001 учебного года в школы области прибыло 507 молодых специалистов (например, в 2005 году – 189 учителей, 2008 год – 290).

В целях обеспечения полного охвата обучением детей школьного возраста в области проводится работа по учету и сохранению контингента учащихся. Особое внимание уделяется вопросу дальнейшего получения образования выпускниками основного среднего образования.

В 2010 году из числа 11743 выпускников основного среднего образования 5908 (50,3%) учащихся продолжают обучение в 10 классах общеобразовательных школ, 3378 (28,8%) - в колледжах, 2210 (18,8%) – в профессиональных лицеях, 54 (0,45%) – в вечерних школах.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 января 2008 г. №64 «Правила расходования средств, выделяемых на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообеспеченных семей» в 578 государственных общеобразовательных школах (без интернатных организаций) области созданы фонды всеобуча.

В 2010 году по области предусмотренное финансирование фонда всеобуча составляет 210,890 миллионов тенге или 1,26% от общей суммы расходов на содержание школ.

Наибольший показатель предусмотренного финансирования фонда всеобуча отслеживается в городах Лисаковск – 2,6%, Рудный – 2,3%, Костанай – 1,6%; среди районов – Мендыкаринский – 1,23% от суммы расходов на содержание школ региона.

В течение 10 месяцев 2010 года по области в фонды всеобуча выделено 128,449 млн. тенге (60,9%). Из общей суммы выделенных средств 61,2% израсходованы на организацию бесплатного горячего питания, 14,4% - на оздоровительный отдых и 24,4% - на оказание материальной и финансовой помощи нуждающимся обучающимся.

Организация горячего питания в школе является важным оздоровительным мероприятием и находится на контроле местных исполнительных органов и руководителей государственных учреждений образования.

В области в данном направлении отслеживается позитивная тенденция: в течение 5 лет охват учащихся горячим питанием увеличился на 15,9%, а охват бесплатным горячим питанием - на 11,5%.

В вопросах организации горячего питания школьников лидируют Аулиекольский и Житикаринский районы, где 100% школьников получают горячее питание. Более 90% учащихся охвачены горячим питанием в Камыстинском, Карабалыкском, Карасуском, Узункольском и Федоровском районах и городе Костанае.

В течение 5 лет в школах области количество детей из малообеспеченных семей уменьшилось на 5068 человек.

В период с 2005 года охват детей из малообеспеченных семей бесплатным горячим питанием увеличился на 60%. В целях исполнения поручения акима Костанайской области с 2009 года дети из малообеспеченных семей полностью обеспечены бесплатным горячим питанием.

Успешной организации школьного питания содействует социальное партнёрство местных исполнительных органов власти с хозяйствующими субъектами. Наиболее тесное сотрудничество органов образования с руководителями хозяйствующих субъектов отслеживается в Аулиекольском, Денисовском, Камыстинском и Мендыкаринском районах.

В области для всех нуждающихся учащихся (1986 детей и подростков) организован 100% подвоз. Для качественной организации комфортного подвоза до 2015 запланировано приобретение дополнительно 19 школьных автобусов. С целью удовлетворения потребности населения в школах с государственным языком обучения за 2004-2009 годы в Костанайской области построено 10 школ на общую сумму 4 897,7 млн. тенге, реконструированы 7 организаций образования на сумму 2 027,2 млн. тенге.

В 2010 году начато строительство средней школы на 300 мест в селе Заречное Костанайского района с общей стоимостью 729,5 млн. тенге.

За счет средств местного бюджета начато строительство основной школы на 150 мест в с.Есир с общей стоимостью 345,7 млн. тенге.

В 2012 году запланировано начало строительства профильной школы на 1200 мест в г. Костанае.

В области разработана региональная программа по капитальному ремонту всех общеобразовательных школ, которая завершится в 2012 году.

Значительный вклад в развитие системы образования оказывают спонсоры и хозяйствующие субъекты. Так, с 2003 по 2010 годы на проведение капитального, текущего ремонтов и укрепление материально-технической базы организаций образования направлено и освоено более 32 млрд. тенге, в том числе средств хозяйствующих субъектов около 7 млрд. тенге.

В рамках Дорожной карты в 2009 году капитально отремонтировано 15 школ на общую сумму 1 млрд. 615 млн. тенге, в 2010 году подлежит ремонту 10 объектов на сумму 1 млрд. 83 млн. тенге.

В рамках реализации региональной программы «Камкор» отремонтированы все детские дома области, за исключением Боровской санаторной школы-интерната, ремонт которой запланирован в 2011 году.

^ Сильные стороны:

отсутствие аварийных школ и школ с 3-сменым обучением;

устранение дефицита ученических мест за счёт строительства дополнительных школ;

рост числа выпускников – претендентов на аттестат об общем среднем образовании «Алтын белгі» и снижение числа второгодников;

к сети Интернет подключено 100% школ;

сокращено количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер до 7,7 человек;

100% учащиеся из малообеспеченных семей обеспечены бесплатным горячим питанием;

В области реализуется региональная программа по капитальному ремонту всех школ, завершение которой планируется в 2012 году.

^ Слабые стороны:

перманентный дефицит педагогических кадров (в частности, учителя математики, физики, информатики, химии, английского языка) вследствие миграции населения;

сокращается численность учащихся школ вследствие снижения рождаемости в период экономической трансформации – с конца 80-х по 2001г. и миграции населения;

недостаточный уровень материально-технического оснащения школ;

наличие школ, расположенных в приспособленных помещениях преимущественно в сельской местности.

Угрозы:

стремление населения к лучшим условиям оплаты труда и проживания приводит к систематическому оттоку педагогических кадров, имеющих высокую квалификацию и опыт общения с детьми, из системы образования, что снижает качество среднего образования;

недостаточное финансирование затрат на строительство новых современных типовых школ обуславливает сохранение доли школ, располагающихся в приспособленных помещениях в сельской местности.

Возможности:

обеспечение бюджетного финансирования и стимулирование участия частного сектора в финансировании затрат, связанных с укреплением материально-технической базы объектов среднего образования с целью доведения численности учащихся школ, приходящихся на 1 компьютер до 1 или 2 человек и уровня комплектации школ компьютерной техникой и подключения к широкополосному Интернету до 100%;

развитие государственно-частного партнерства в области строительства современных объектов среднего образования с целью устранения практики расположения школ в приспособленных помещениях;

разработка системы мер, стимулирующей приверженность молодых педагогических кадров своему делу и привязанность к населенному пункту, в том числе к сельской местности.

Рекомендации:

Обеспечение бюджетного и стимулирование частного финансирования строительства объектов образования взамен организаций образования, расположенных в приспособленных зданиях, а также с учетом удовлетворения реальной потребности, в том числе школы с казахским языком обучения.

Расширение строительства профильных школ с интернатами для проживания детей из отдаленных сельских населенных пунктов; ресурсных центров с пришкольными интернатами.

Расширение финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта и реконструкции школ, пришкольных интернатов.

Обеспечение бюджетного и стимулирование частного финансирования расходов на укрепление материально-технической базы организаций образования (приобретение лабораторных кабинетов физики, химии, биологии, информатики, прочей компьютерной техники, интерактивных досок, пополнение и обновление библиотечного фонда, приобретение мультимедийных кабинетов; подключение к широкополосному доступу в Интернет, приобретения интерактивных досок, спортивного инвентаря и др.) с целью обеспечения полноценного перехода к 12 – летнему обучению и для развития новых форм обучения.

Формирование рабочей группы по разработке регионального плана мероприятий, ориентированного на устранение перманентного дефицита преподавателей английского языка, математики, физики, химии, биологии и информатики, обусловленного миграцией населения, в том числе в сельской местности.

^ Специальные коррекционные организации образования

В области в течение последних пяти лет стабильно работают 7 специальных коррекционных организаций, в том числе 3 школы и 4 школы-интерната. Улучшается материальная база школ и школ-интернатов (все обеспечены сенсорными комнатами, современным слуховым оборудованием, частично интерактивными досками и т.д.). Увеличивается количество детей с ограниченными возможностями в развитии обучающихся в коррекционных классах. В 2005 году при общеобразовательных школах функционировало 62 класса с охватом 466 детей, в 2009-2010 учебном году – 215 классов, в которых обучается 1641 ребёнок с ограниченными возможностями, из них 713 (43,5%) обучается в сельских регионах. В общеобразовательные классы интегрировано 2893 ребёнка (в 2005 году – 877 детей), работает 88 логопедических пунктов, где более 2500 детей имеют возможность корректировать речевые недостатки. Индивидуальное бесплатное обучение на дому организовано для 293 детей. После окончания коррекционных школ и школ-интернатов, 449 выпускников коррекционных организаций обучаются в профессиональных лицеях, колледжах и вузах. Дети с ограниченными возможностями в развитии, не охваченные специальным обучением, по рекомендациям психолого-медико-педагогических консультаций (далее – ПМПК) проходят коррекцию в кабинетах психолого-педагогической коррекции (далее – КППК), которые открыты в 11 районных центрах из 16. Сегодня коррекционную помощь в 11 КППК получают 820 детей с ограниченными возможностями в развитии. Всего же за 3 года оказана помощь 2443 детям указанной категории, в том числе более 700 – консультативно.

В области за весь период отмечается позтивная динамика развития эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактике детской инвалидности.

Одним из важнейших вопросов в повышении качества оказания квалифицированной помощи детям, является образование специалистов и повышение их квалификации. КППК, школы не имеют возможности оказывать коррекционные услуги в полном объёме из-за отсутствия специалистов-дефектологов в нашей области, как и в общем по республике. Имеющиеся кадры стареют, подготовка и выпуск кадров из вузов для специализированных коррекционных организаций остаётся недостаточной.

Есть необходимость в оснащении ПМПК и КППК необходимым оборудованием. Коррекционные организации образования недостаточно обеспечены учебниками и УМК.

^ Сильные стороны:

все интернатные организации приведены в соответствии с современными требованиями СанПин;

увеличивается количество коррекционных классов в общеобразовательных организациях, что даёт возможность обучения детей с ограниченными возможностями в развитии согласно их физическим и умственным возможностям, способствует развитию инклюзивного образования;

растёт количество логопедических пунктов при ДО и школах, что положительно сказывается на устранении речевых недостатков у детей, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте;

коррекционные организации образования оснащаются современным оборудованием, что способствует эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями в развитии;

детям с ограниченными возможностями в развитии предоставлена возможность получать коррекционную помощь в КППК.

^ Слабые стороны:

недостаточно развита сеть коррекционных классов в общеобразовательных школах;

в 5 районах (Алтынсаринском, Джангельдинском, Камыстинском, Карасуском и Тарановском) не открыты КППК.

Угрозы:

дефицит педагогических кадров (дефектологов, сурдологов, тифлопедагогов);

недостаточное обеспечение учебниками и учебно-методическими комплектами (далее – УМК) специальных коррекционных организаций области.

Возможности:

обеспечение бюджетного финансирования на открытие коррекционных классов, КППК, подготовку педагогических кадров (по грантам акимов районов, городов) для обеспечения школ специальными педагогами.

Рекомендации:

обеспечение бюджетного финансирования на открытие коррекционных классов, КППК, подготовку педагогических кадров по грантам акимов для обеспечения школ специальными педагогами, в том числе с казахским языком обучения;

обеспечение учебниками и УМК специальных коррекционных организаций образования;

обеспечение бюджетного финансирования для полного обеспечения коррекционных организаций образования интерактивными досками;

обеспечение бюджетного финансирования для дооснащения необходимым оборудованием ПМПК и КППК.

^ Система охраны прав и защиты законных интересов детей

В области на сегодняшний день проживает 3460 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или 1,6% от общего количества детей в возрасте от рождения до 18 лет. Из этого числа 1902 детей находятся под опекой и попечительством, 215 детей - на патронатном воспитании в семьях казахстанских граждан, 1343 детей воспитываются в 17 государственных учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Одним из направлений реализации профилактики социального сиротства является развитие патронатного воспитания. Число детей, переданных под патронат, в области возросло с 200 до 215 детей. Системный характер мер по пропаганде альтернативных форм семейного устройства подтверждается сокращением численности организаций данного типа и снижением численности воспитанников (в 2009 году численность воспитанников организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования снизилась на 1,7% – с 1209 до 1189 детей, в 2010 году на 6,7% – с 1189 до 1109 детей). Администрациями детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются меры по передаче детей в гостевые семьи казахстанских граждан (приёмные семьи): только за прошедший период данной формой устройства был охвачен 231 ребёнок.

^ Сильные стороны:

увеличивается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных семейными формами устройства;

в связи с увеличением количества специалистов по вопросам охраны прав детства, введённых в рамках Государственной программы «Дети Казахстана» в 2009 году, возросла выявляемость детей, оставшихся без попечения родителей (количество специалистов с 23 возросло до 45 (прирост 97,8%);

^ Слабые стороны:

частая сменяемость специалистов органов опеки и попечительства;

не урегулирована мера ответственности (материальной, либо иной) родителей, лишённых родительских прав в отношении несовершеннолетних, механизм взыскания алиментов.

Возможности:

обеспечение бюджетного финансирования на повышение уровня правовой компетентности специалистов органов опеки и попечительства;

пропаганда семейных ценностей, альтернативных форм семейного устройства.

Угрозы:

непринятие механизма экономической поддержки опекунов и попечителей в виде выплаты пособий на содержание детей.

сокращение численности специалистов органов опеки и попечительства в рамках оптимизации штатной численности органов, содержащихся за счет государственного бюджета.

Рекомендации:

обеспечить прохождение специалистами органов опеки и попечительства курсов по реализации стратегии деинституционализации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создать при детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школы приёмных родителей», службы поддержки семей.

^ Техническое и профессиональное образование

На 1 октября 2010 учебного года функционируют 47 учебных заведений технического и профессионального образования (далее – ТиПО) с общей численностью обучающихся 31804 человек, в том числе 17 профессиональных лицеев (далее – ПЛ) с контингентом 8782 человека и 30 колледжей – более 23022 обучающихся.

Из общего числа колледжей 19 являются государственными, 11 - негосударственными. Кроме того, в 8 колледжах наряду с профессиональной подготовкой специалистов среднего звена осуществляется подготовка специалистов рабочих профессий, созданы отделения рабочих профессий.

Подготовка специалистов в профессиональных лицеях ведется по 59 специальностям, в колледжах – по 86 специальностям.

Организации ТиПО осуществляют также курсовую подготовку и переподготовку рабочих кадров по заказу предприятий и организаций, органов координации занятости и социальных программ, по договорам с гражданами.

Утвержден государственный заказ на прием и подготовку специалистов с техническим и профессиональным образованием на 2010-2011 учебный год в ПЛ 3397 человек, в колледжах- 2666 человек. Кроме того, на 2010-2011 учебный год в рамках реализации «Дорожной карты» размещен республиканский государственный заказ для выпускников 11 классов: 75 человек в ПЛ, 150 человек в колледжах. Помимо этого, в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана в течение 2010 года подготовлено и переподготовлено в рамках направлений Дорожной карты 2010 года 1891 человек. Конечные результаты - приобретение обучающимися профессий востребованных на рынке труда, обеспечение занятости населения и сдерживание уровня безработицы в пределах 6,4 %.

Из 17 ПЛ 13 (81,3%) располагаются в типовых зданиях, 3 – в приспособленных. Из 30 колледжей в типовых зданиях располагаются 17 (60,7%). Учебных заведений, расположенных в аварийных зданиях, в области нет. Во всех сельских ПЛ и колледжах для отработки практических навыков и умений, обучению новым технологиям организованы учебные хозяйства, имеется 11496 га земли.

В области созданы условия для обучения и проживания учащихся ПЛ и колледжей из отдаленных населенных пунктов. На начало 2010-2011 учебного года функционируют 23 общежития, 19 из них являются государственными. Общая численность мест в общежитиях-3090. В 2010 году введено в эксплуатацию общежитие на 272 места при ГККП «Торгайский аграрно-технический колледж» (выделено на реконструкцию 278 млн. тенге), капитально отремонтировано общежитие ГККП «Костанайский строительный колледж» (выделено 50 млн.тенге).

В 2010 году открыт ГУ «Профессиональный лицей №18» при УК161/2 города Костаная. На 1 сентября т.г. в ПЛ №18 обучаются 140 человек.

Контингент колледжей и ПЛ за последние пять лет имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2009-2010 учебном году в сравнении с 2005-2006 учебным годом контингент обучающихся в ПЛ возрос на 22,8%, колледжах – на 22,1%.

Организации ТиПО Костанайской области стремятся к внедрению новых подходов к системе подготовки и профессионального обучения работников в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9001-2000. На сегодняшний день сертификаты соответствия после прохождения аудита получили 10 колледжей (35,7 % от общего числа).

С 2006 года выпускники организаций ТиПО области участвуют в поэтапном внедрении независимой оценки качества профессиональной подготовленности и подтверждении квалификации, проводимой РГП «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации» Министерства образования и науки РК. В 2010 году Костанайская область по итогам НОКа заняла 3 место в республике.

Проведение конкурсов профессионального мастерства поднимает престиж и имидж системы ТиПО в подготовке востребованных кадров, способствует их трудоустройству. Трудоустройство выпускников ПЛ ежегодно составляет около 97%, колледжей – 86%. Создана база «Выпускник 2010».

Результаты ежегодных конкурсов «Лучший по профессии» среди учащихся, преподавателей, мастеров производственного обучения на уровне области и республики показывают достаточный уровень подготовки обучающихся, высокий профессионализм их наставников. В Республиканском конкурсе 2009 г. «Лучшее учебное заведение технического и профессионального образования» ГККП «Лисаковский технический колледж» занял 3-е место. В апреле 2010 г. учащиеся ГККП «Рудненский социально-гуманитарный колледж» заняли командное 2 место в V Республиканской педагогической олимпиаде «Талантливый учитель - одаренным детям» и награждены дипломами II степени. В мае текущего года состоялся Республиканский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии «Автомеханик», на котором 1-ое место занял учащийся 3-го курса ГККП «Костанайский автодорожный колледж» Сагалов Самат, который в сентябре 2010 г. представлял Казахстан на аналогичном конкурсе в Южной Корее.

В вопросах подготовки квалифицированных рабочих кадров организации ТиПО сотрудничают с государственными и частными структурами. Социальное партнерство реализуется по направлениям: прогнозирование потребности в подготовке квалифицированных специалистов, совместная корректировка рабочих учебных программ по специальным дисциплинам, организация профессиональной практики. В 2010 году колледжи и ПЛ заключили более 830 договоров с предприятиями и организациями о социальном партнерстве. Реализуется подписанный в мае 2006 года «Меморандум о взаимопонимании и стратегическом сотрудничестве» между акиматом Костанайской области, АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», ГККП «Рудненский политехнический колледж» и ПЛ города Рудного, а также Национальный пакт по формированию конкурентоспособных кадров, подписанный в августе 2008 года по итогам Международного трудового форума в г. Рудном. В апреле 2010 г. в г. Астане был подписан Меморандум о Сотрудничестве между Управлением образования акимата Костанайской области и Центром курсовой и профессиональной подготовки округа Рогаланд, Норвегия, образовательный фонд (РКК). ГККП «Житикаринский политехнический колледж» сотрудничает с Уральской государственной академией (Российская Федерация, город Екатеринбург) в вопросах подготовки специалистов горных специальностей. В 2010 году ГККП «Костанайский сельскохозяйственный колледж» завершил реализацию проекта с Германским обществом по техническому сотрудничеству (ГТЦ) «Профессиональное образование девочек и женщин и поддержка процесса реформирования системы образования в Казахстане». ГККП «Костанайский колледж автомобильного транспорта» в 2009г. заключил договор о взаимном сотрудничестве с Челябинским автотранспортным техникумом сроком на 5 лет. Сотрудничество с такими авторитетными организациями позволяет внедрять лучшие международные программы, которые способствуют повышению конкурентоспособности казахстанских образовательных услуг.

В целом, по области отмечены позитивные тенденции развития исследуемой отрасли, выраженные в расширении сети объектов ТиПО, а также численности обучающихся в них. Одной из перспективных направлений развития, характерных для субъектов данной сферы, можно считать необходимость развития стратегического партнерства между объектами ТиПО и потенциальными или конкретными работодателями, а также укрепление их материально-технической базы с целью обеспечения выпуска специалистов, реально востребованных на рынке труда.

^ Сильные стороны:

расширение сети колледжей и увеличение численности учащихся и преподавателей колледжей и ПЛ;

Слабые стороны:

отсутствие ПЛ в 4 сельских районах;

нестабильная динамика численности мастеров производственного обучения в колледжах и ПЛ вследствие их перманентного оттока из системы ТиПО;

большинство организаций ТиПО не имеет общежитий.

Угрозы:

низкая оплата труда мастеров производственного обучения в колледжах и ПЛ, обуславливающая их отток из системы ТиПО, отражается на снижении качества образовательного процесса с точки зрения овладения учащимися практических навыков по той или иной специальности и создает трудности с востребованностью выпускников колледжей и ПЛ на рынке труда;

недостаточное бюджетное финансирование ограничивает расширение сети ПЛ и их отсутствие в некоторых сельских населенных пунктах, что, в свою очередь, ограничивает возможность обучения потенциальных учащихся на территории места жительства.

Возможности:

обеспечение бюджетного финансирования строительства новых ПЛ, колледжей и общежитий в области, в частности в сельской местности;

развитие государственно-частного партнерства в расширении сети колледжей и ПЛ;

внедрение принципов корпоративного образования, предполагающего тесную связь системы образования и предприятий и организаций, а также снимающего вопросы трудоустройства подготовленных специалистов;

разработка системы мер стимулирования притока квалифицированных кадров в систему ТиПО, в частности в сельских районах.

Рекомендации:

Заключение с работодателями договоров для прохождения стажировки преподавателями и практики учащимися организаций ТиПО.

Привлечение работодателей к укреплению учебно-материальной и информационной базы ПЛ.


^ Культура и спорт

Культура

В бласти функционируют 710 объектов культуры (641 – государственные), в том числе 398 библиотек (395 – государственные), 292 клуба (228 – государственные), 10 музеев, 4 кинотеатра (2 – государственные), филармония, 3 театра, 1 киновидеопрокат и 1 парк культуры и отдыха. В области находится 728 памятников истории и культуры, из них 6 -республиканского значения.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом количество организаций культуры увеличилось на 7 единиц: библиотечная сеть увеличилась на 3 единицы, сеть клубных учреждений - на 3 единицы, кинотеатры – на 1 единицу

За 2009 год для пополнения книжного фонда поступило 34,8 тыс. экземпляров книг на сумму 45,7 млн. тенге, составив 6,05 млн. экземпляров.

В 2009 году клубными учреждениями проведено 19,9 тыс. мероприятий, которые посетили 2858 тыс. человек (на 295 тыс. человек больше 2008 года).

В музеях проведено 7619 экскурсий, 402 лекции, 412 выставок, которые посетили 311 тыс. человек.

В 2009 году театрами поставлено 936 спектаклей (в том числе новых постановок – 19), которые посетило 190 тыс. зрителей, что на 66,9 тыс. человек больше предыдущего года.

Областной филармонией им. Е.Умурзакова организовано 203 концерта, их посетило 102,4 тыс. зрителей.

Киноучреждениями показано 7,7 тыс. киносеансов, которые посетили 267,0 тыс. человек.

При поддержке акима области и хозяйствующих субъектов произведен капитальный и текущий ремонт 307 объектов культуры на общую сумму 475,5 млн. тенге.

В 2009 году количество участников республиканских и международных фестивалей и конкурсов увеличилось в 2 раза и составило 300 человек.

Спорт

По состоянию на 1 января 2010 года количество спортивных сооружений увеличилось на 66 объектов и составило 2234 единицы (103% к 2008 году).

В 2009 году был открыт спортивный зал спортивного комплекса Костанайского филиала Челябинского государственного университета, кроме того восстановлены 2 зала в средне-специальных заведениях Костаная, ранее использовавшиеся под производственные мастерские. Построены новые общеобразовательные школы со спортивными залами в с.Карасу Джангельдинского района и в с.Камысты Камыстинского района. За счет привлеченных средств восстановлен спортивный зал в Доме культуры ТОО «Аманжол АКРО» Барвиновского сельского округа Сарыкольского района, построен спортивный зал в с. Варваринка Тарановского района. Восстановлено 9 лыжных баз в учебных заведениях города Костаная. Построено 52 плоскостных спортивных сооружения в городах и районах области.

В рамках реализации инвестиционных проектов «Дорожной Карты» реализован проект «Капитальный ремонт здания «Костанайской городской детско-юношеской спортивной школы», на что было выделено 100 млн. тенге, в том числе: за счет республиканского бюджета 75,2 млн. тенге, местного бюджета - 24,7 млн. тенге. Всего на строительство и ремонт объектов спорта в 2009 году было направлено 223 млн. тенге, в том числе: из республиканского бюджета - 75,3 млн.тенге, местного бюджета – 67 млн.тенге, привлеченных средств – 80,7 млн.тенге. В 2009 году произведен текущий ремонт 497 объектов спорта.

Численность населения, активно занимающегося, физической культурой и спортом, составляет 210,8 тыс. человек – 23,7% от общей численности жителей области, в то время как средний показатель по республике - 15,6%.

В 2009 году проведено 3446 спортивных мероприятий, в том числе в сельской местности – 2096 мероприятия. В мероприятиях приняли участие 330,8 тысяч человек, в том числе в сельской местности – 194,6 тысяч человек.

Обеспечена работа 28 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимается 16001 учащийся. Занятиями в спортивных школах охвачено 15,2% учащихся общеобразовательных школ, среднереспубликанский показатель по охвату школьников занятиями в ДЮСШ - 7,2%.

Физкультурно-спортивную работу проводят 1777 штатных работников, в том числе в сельской местности – 871 человек.

В 2009 году подготовлено: 55 мастеров спорта Республики Казахстан, 10 мастеров спорта международного класса, 6 национальный судей по спорту и 18 тренеров высшей категории.

Исходя из анализа, можно сделать вывод, что уровень обеспеченности населения в услугах физической культуры и спорта, а также разветвленность структуры учреждений данных секторов в городах выше, чем в районах и в среднем по районам.

Необходимо расширить комплекс услуг, предоставляемых учреждениями спорта. К данным мерам можно отнести строительство специализированных объектов (бассейны, корты, велодорожки, спортивные площадки).

Одна из основных проблем - отток кадров из сектора физической культуры и спорта.

Чтобы выйти на призовые места и воспитать сильных олимпийских чемпионов необходимо финансировать детско-юнешеские спортивные организации, примером могут послужить страны соседи - Китай и Российская Федерация.

^ Сильные стороны

Увеличение посещения спортивных объектов населением.

Увеличение спортивных объектов в 2009 году (2234 ед.) по сравнению с 2006 годом (2067) на 7,5%, или на 167 единиц.

^ Слабые стороны

Слабое оснащение материально-технической базы.

Недостаточное количество спортивных залов.

Малое число методистов по спорту в сельских округах.

Возможности

Создание в областной инфраструктуре условий для занятий физической культурой и спортом, строительство новых физкультурно-оздоровительных комплексов, реконструкция и капитальный ремонт существующих спортивных обхъектов. Повышение профессионального уровня работников во всех сферах деятельности (подготовка, переподготовка и повышение квалификации).

Угрозы

Из-за неусовершенствованной формы нормативных актов, в целях обеспечения социальной поддержки спортсменов и тренеров, показывающих высокие спортивные результаты на официальных соревнованиях международного уровня, происходит отток кадров из данного сектора и наблюдается низкий интерес высококвалифицированных специалистов в данном направлении.

На основании проведенного анализа выявлены основные проблемы, сдерживающие развитие физической культуры и спорта в городах и районах области:

1. Недостаточное развитие спортивной инфрастуктуры, низкий уровень матерально-технического оснощения спортивных организации.

2. Отток кадров из сектора физической культуры и спорта.

3. По состоянию на 2010 год в 669 селах и поселках области имеется всего 16 спортивных комплексов, работают 54 методиста по спорту. Количество плоскостных спортивных сооружений составляет 901 единицу.


^ Развитие языков

Языковая политика области направлена на создание условий, позволяющих обеспечить расширение сферы применения государственного языка, как фактора единства народа Казахстана, и сохранение лингвистического капитала региона.

Развивается сеть региональных Центров обучения языкам: в 2007 году – открыт областной центр обучения, в 2008 году – Рудненский городской центр обучения языкам, в 18 городах и районах работают кабинеты государственного языка. Ежегодно растет численность взрослого населения, изучающих государственный язык. В 2004 году обучением государственного языка было охвачено более 4 тыс. человек, в 2010 году – 9,8 тыс. человек, или увеличение составило 2,4 раза.

В целях обеспечения методической базы обучения языку разработан учебный комплекс «Тобол». Также в 2011 году в целях внедрения новых информационных технологий в процесс изучения государственного языка планируется создать сайт управления.

Удельный объем делопроизводства на государственном языке в государственных органах в общем объеме документооборота в 2008 году составлял 51%, в 2009 году увеличился на 22% и составил 73%. При этом необходимо отметить, что наравне с казахским языком официально применяется и русский язык, создаются условия для изучения английского языка.

Усиливается роль государственного языка в системе образования. В 2010 году 34% детей в дошкольных учреждениях и 27% учеников в общеобразовательных школах обучаются на казахском языке. Увеличивается доля учеников казахской национальности, обучающихся на родном языке.

Укрепляется коммуникативная функция государственного языка. В целях оказания поддержки населения в изучении государственного языка, на областном телеканале «Алау» реализуется проект «Тілашар», состоящий из цикла телеуроков. Функционирует цикл уроков казахского языка в региональной газете «Костанайские новости».

В целом уровень владения казахским языком в области составляет 40%.

С целью сохранения лингвистического капитала региона при 16-ти национально-культурных центрах области работают 9 воскресных школ, где изучаются языки этносов, проживающих в области. В центрах 255 слушателей изучают государственный, украинский, немецкий, татарский, армянский, белорусский, польский, греческий, корейский языки и иврит.

Вместе с тем, несмотря на определенные положительные результаты, проблемами развития государственного языка являются:

неравномерный уровень владения государственным языком в обществе;

недостаточное внедрение государственного языка в социально-коммуникативное пространство региона.

Оценка основных внешних и внутренних факторов:

отсутствие единой методологии и стандартов обучения государственному языку, общих стандартов деятельности инфраструктуры обучения, а также системы стимулирования и мониторинга процесса овладения государственными языком, является сдерживающим фактором в деле повышения уровня владения государственным языком в обществе.

Значимым фактором в процессе внедрения государственного языка в социально-коммуникативное пространство выступает расширение сфер его активного применения в области коммуникаций, досуга и развлечений, повышение престижа употребления и популяризация государственного языка как семейной ценности, усиление роли СМИ в формировании детских познавательных и обучающихся радио- и телепередач на государственном языке.

При этом продолжает сохраняться низкая степень применения государственного языка как в сфере делового общения, бизнеса, науки, так и в системе обслуживания населения, представления государственных услуг.


Преступность

Благоприятная экономическая и общественно-политическая обстановка, сложившаяся в последние годы в области, принятие комплекса целенаправленных мер позволили значительно активизировать деятельность органов внутренних дел.

В области зафиксировано снижение преступности в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 16,6%. Сократилось количество зарегистрированных краж - на 13,8%, грабежей - на 48%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью – 40,6%, изнасилований - на 60,8%.

Вместе с тем оперативная обстановка в сфере борьбы с преступностью характеризуется в последнее время некоторым нарастанием напряженности, что оказывает негативное влияние на развитие и внутреннюю безопасность области.

В 2010 году в области отмечается рост числа зарегистрированных преступлений, основную часть которых составляют имущественные виды.

В течение последних двух лет сохраняется тенденция роста преступлений, совершаемых в общественных местах, в том числе на улицах, являющихся индикатором состояния общественного порядка и общественной безопасности. В общественных местах ежегодно совершается до 1 тыс. преступлений, при этом более 70% из них совершаются на улицах

В целом остаются стабильно на высоком уровне раскрываемость преступлений. Уровень раскрываемости преступлений в 2009 году составил 79,7% против 66,4% - в 2008 году (рост +13,3%).

Благодаря принимаемым мерам, на протяжении последних семи лет сохраняется тенденция сокращения подростковой преступности. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизился с 13,1% в 2007 году до 8,7% - в 2009 году.

Более половины несовершеннолетних, совершивших преступления, являются учащимися школ, лицеев, гимназий. При этом значительная часть совершаемых ими преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

В этой связи необходимо продолжить развитие института «школьных» инспекторов полиции. Предполагается, что полицейский инспектор должен быть в каждой городской и крупной сельской школе. Это позволит предметно заниматься ранней профилактикой правонарушений среди учащихся.

В последние годы в области отмечается тенденция снижения основных показателей аварийности. Снизился уровень дорожно-транспортных происшествий (на 10 тыс. эксплуатируемого транспорта) с 65 в 2007 году до 41 – в 2009 году, уровень погибших в дорожно-транспортных происшествий (на 100 пострадавших) – с 11,7 до 9,9, уровень пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (на 10 тысяч человек) – с 14,7 до 10,6.

Вместе с тем дорожно-транспортный комплекс функционирует в сложных условиях. Темпы роста автомобильного парка и скоростных характеристик современных автомобилей превышают темпы развития улично-дорожной сети. Значительная часть протяженности дорог республиканского значения требует кардинальной реконструкции, увеличения ширины проезжей части, оборудования их барьерными ограждениями, дорожной разметкой. В крайне неудовлетворительном состоянии находятся дороги местного значения.

Остается низкой транспортная дисциплина участников дорожного движения, прежде всего, водителей транспортных средств. Требует существенного улучшения система подготовки водителей.

Комплекс этих и других причин предопределяет высокую тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.

На протяжении ряда лет в структуре преступности доля наркопреступлений не сокращается (10-10,9%). Не уменьшается и количество выявляемых фактов сбыта наркотиков. Основными видами наркотиков, поступающих на территорию области, являются марихуана, гашиш и героин.

Ежегодно из незаконного оборота в среднем изымается около 500 кг наркотических средств, в т.ч. значительное количество героина. Доля выявленных преступлений, связанных со сбытом наркотиков, от общего числа наркопреступлений снизилась с 45,8% в 2007 году до 41,7% - в 2008 году.

Нестабильная социально-политическая обстановка в сопредельных с Казахстаном государствах способствует росту миграционных потоков и сопутствующих им преступлений, в основном связанных с незаконным оборотом наркотиков, оружия, кражами и другими.

В условиях функционирования Таможенного союза и будущего единого экономического пространства определенную угрозу представляют действия преступных группировок с транснациональными связями, особенно в приграничных регионах.

Определяющим фактором, влияющим на наркоситуацию в области, является ее географическое положение как выгодного «транзитного коридора» транспортировки наркотиков направления «юг-север» из Афганистана, среднеазиатских республик и южных регионов страны и в Россию. Этому благоприятствует прозрачность границ с тремя сопредельными областями Российской Федерации (Челябинской, Курганской, Оренбургской) протяженностью 1200 км.

Высоким остается уровень вовлеченности населения в употребление наркотиков. Требуется создание системы ранней профилактики наркомании, а также развитие специализированных медицинских учреждений.

Существенного совершенствования, в том числе и на законодательном уровне, требует организация подходов к формированию общегосударственной системы антинаркотической пропаганды. В этой связи необходимо принятие комплекса действенных информационно-пропагандистских мер с использованием потенциала всех государственных органов и средств массовой информации.

monitoring-osnovnih-izmenenij-v-zakonodatelstve-novoe-v-buhgalterskom-uchete-i-nalogooblozhenii-dokumenti-poluchennie-za-period-04-10-2010.html
monitoring-osnovnih-izmenenij-v-zakonodatelstve-novoe-v-buhgalterskom-uchete-i-nalogooblozhenii-dokumenti-poluchennie-za-period-20-02-2012.html
monitoring-otkritosti-i-dostupnosti-informacii-obrazovatelnih-uchrezhdenij-v-seti-internet.html
monitoring-pechatnih-i-elektronnih-smi-iyun-2007.html
monitoring-pechatnih-smi-za-period-iyul-2009g.html
monitoring-polnoti-i-kachestva-realizacii-obrazovatelnoj-programmi-obrazovatelnaya-programma-utverzhdena-na-pedagogicheskom.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kategorialnij-analiz-ponyatiya-negativnoe-upravlenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-literaturi-klass-8.html
  • books.bystrickaya.ru/bessmertie-ili-voskresenie.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-ob-oblastnom-byudzhete-na-2009-god-i-stranica-27.html
  • tests.bystrickaya.ru/matrica-upravlencheskogo-truda-v-a-kozbanenko-rekomendovan-uchebno-metodicheskim-obedineniem-vuzov-rossii-po-obrazovaniyu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/desyatiletnij-yubilej-perspektivi-203-prilozhenie-zametki-ob-abortah-207-prilozhenie-zametki-o-chuvstve-vini-u-roditelej-210-istochniki-i-materiali-dlya-chteniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/ti-moj-sinochek-pridite-ko-mne-vse-truzhdayushiesya-penzenskij-starec-aleksij-avtor-sostavitel-ieromonah-gavriil-2005.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-vipolnenii-municipalnih-zadanij-na-okazanie-municipalnih-uslug-za-2010-god-gorodskoj-okrug-gorod-agidel-stranica-6.html
  • books.bystrickaya.ru/ekzamen-anglijskij-yazik-prof-soskina-s-n-18-00-ekzamen.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-i-rastorzhenie-braka-pravootnosheniya-mezhdu-suprugami-mezhdu-roditelyami-i-detmi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/realizaciya-gazovogo-kondensata-nestabilnogo-otchet-oao-yakutgazprom.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-predstavlenij-sovremennoj-molodezhi-o-sposobah-dostizheniya-materialnogo-uspeha.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-8-sistema-organizacionno-pravovih-form-upravleniya-2-sistemnij-podhod-kak-metod-upravleniya-27.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-09-04-2012-g-581-p-cherkizovo-pushkinskij-r-on-moskovskaya-obl-oformirovanii-statisticheskogo-otcheta-po-forme-vpo-2-za-2011-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kobalt.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/apparatom-gubernatora-o-protivodejstvii-korrupcii-v-yamalo-neneckom-avtonomnom-okruge.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-rabote-komissii-obshestvennoj-palati-respubliki-tatarstan-respubliki-tatarstan-ob-obshestvennoj-palate-respubliki-tatarstan.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/v-komitet-po-turizmu-goroda-moskvi-programma-meropriyatij-prazdnovaniya-dnej-istoricheskogo-i-kulturnogo-naslediya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scenarij-shkolnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-yunie-darovaniya-tomsku.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-kolich-j-storoni-obshestv-h-yavlenij-prohodit-nes-ko-etapov-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/utverzhdeno-resheniem-stranica-13.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursi-po-viboru-studentov-kabashkin-v-n.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekti-denezhno-kreditnogo-regulirovaniya-v-rk-v-usloviyah-ustojchivogo-ekonomicheskogo-rosta.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-referat-summa-1-antonenko-oleg-igorevich-sosh-36-tambov-9-klass.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-v-shesti-tomah.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-izuchit-predlozhennij-teoreticheskij-material-zapolnit-tablicu-opredeliv-priznaki-kapitalizma-i-cherti-feodalnogo-stroya-v-razvitii-rossii-v-17-veke.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-glubini-vozzvah-k-teb-gospodi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-peresechenie-mnozhestv.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukazatel-avtorov-14.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnosti-na-predpriyatiyah-torfyanoj-promishlennosti-razdel-obshie-polozheniya-stranica-10.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-patrioticheskoe-vospitanie-uchashihsya-algasovskoj-sosh-na-2006-2010-godi-vvedenie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-i-bileti-za-pervij-semestr-2001-goda-po-gostinichnomu-biznesu.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-a-bulgakov-i-ego-roman-master-i-margarita.html
  • reading.bystrickaya.ru/kodeks-spravedlivogo-ispolzovaniya-informacii-stranica-31.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-i-struktura-predprinimatelstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.