.RU

Областная дума законодательного собрания свердловской области


СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ


ОБЛАСТНАЯ ДУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ




Серия: Основные проблемы социального развития России - 36


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК


№ 17(129)


Семья: XXI век

Проблемы формирования региональной семейной политики


Москва

2000

Серия: Основные проблемы социального развития России - 36


Семья: ХХI век.

Проблемы формирования

региональной семейной политики


Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации и Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области представляют аналитический вестник “Семья: ХХI век. Проблемы формирования региональной семейной политики”. Его выпуск подготовлен по материалам “круглого стола” “Семья: ХХI век. Проблемы формирования региональной семейной политики”, который был проведен 4 июля 2000 года в городе Екатеринбурге по инициативе Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области и Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Это второй “круглый стол”, проведенный Информационно-аналитическим управлением совместно с региональными законодателями – первый “круглый стол” с аналогичной повесткой состоялся в Удмуртской Республике.


^ Над выпуском работали:


Г.И.Климантова, заместитель начальника управления - начальник отдела социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации - редактор и составитель вестника;

Э.Л.Воробьева, заместитель председателя комитета по социальной политике Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области – редактор и составитель вестника;

Г.А.Балина, заведующая отделом социально-политических технологий Законодательного Собрания Свердловской области;

Е.Е.Архипова, консультант протокольного отдела Законодательного Собрания Свердловской области;

С.Г.Панова, консультант отдела социально-политических технологий Законодательного Собрания Свердловской области;

Т.В.Лагутина, специалист-эксперт отдела социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации – компьютерная верстка и техническая редакция.


^ Издание подготовлено Информационно-аналитическим управлением

Аппарата Совета Федерации

103426, Москва, Б.Дмитровка, 24, Совет Федерации,

Телефон: 203-49-36, 203-54-45

Адрес в Internet: www.council.gov.ru

Данную версию Аналитического вестника можно получить на сервере
Совета Федерации в сети Интранет в разделе “Совет Федерации”

Подписано в печать 02.10.2000


При перепечатке и цитировании материалов ссылка на настоящее издание обязательна.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Е.Н.Порунов, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 7




  1. Г.И.Климантова, заместитель начальника управления -начальник отдела социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, к.полит.н. 10


I. Семейная политика - как направление социальной
политики государства


  1. Э.Л.Воробьева, заместитель председателя комитета по социальной политике Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, к.т.н. 13




  1. А.И.Козулин, старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, к.ю.н., доцент 16




  1. М.Н.Матвеев, заместитель главы муниципального образования города Екатеринбург 19




  1. Э.Л.Воробьева, заместитель председателя комитета по социальной политике Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, к.т.н., В.Ю.Вишневский, помощник депутата 20




  1. Л.Н.Докучаева, исполнительный директор Уральской ассоциации женщин 25




  1. С.Г.Панова, консультант отдела социально-политических технологий аппарата Законодательного Собрания Свердловской области, к.ф.н 26

II. Репродуктивное здоровье семьи - основа здоровья общества


  1. Т.А.Обоскалова, главный акушер-гинеколог г.Екатеринбурга, Г.И.Колпащикова, заместитель начальника Управления здравоохранения администрации г. Екатеринбурга по материнству и детству 30




  1. Е.Б.Николаева, главный врач Областного центра семьи и репродукции 32




  1. М.А.Бедулева, главный специалист Комитета по делам молодежи Свердловской области, к.ф.н 35




  1. Ю.Р.Вишневский, заведующий кафедрой социологии и политологии Уральского государственного технического университета, д.ф.н., профессор, Д.В.Баранова, аспирант кафедры социологии и политологии Уральского государственного технического университета 36




  1. М.А.Беляева, преподаватель кафедры социальной работы Социального института Уральского государственного профессионально-педагогического университета, к.пед.н. 41


III. Воспитание в семье и образование: взаимодействие и перспективы


  1. А.В.Меренков, заведующий кафедрой прикладной социологии Уральского государственного университета им. А.М.Горького, д.ф.н., профессор 46




  1. Б.Н.Алмазов, профессор кафедры правовой психологии и судебных экспертиз Уральской государственной юридической академии, д.пед.н. 47




  1. Л.А.Воробьева, директор Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, заслуженный работник культуры Российской Федерации 50




  1. В.П.Проскурнин, заместитель главы муниципального образования город Сухой Лог, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования город Сухой Лог, Т.Р.Вагина, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования город Сухой Лог 52


IV. Экономика семьи - резервы и возможности


  1. Г.Г.Скотникова, начальник отдела статистики уровня жизни населения Свердловского областного комитета государственной статистики 55


V. Государственная поддержка жизнеохранительной функции семьи


  1. Ю.А.Смирнов, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области 61




  1. Г.И.Зыкина, заместитель начальника отдела по руководству участковыми инспекторами милиции и подразделениями по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности ГУВД Свердловской области 66


VI. Из опыта работы органов управления и учреждений социального обслуживания семьи и детей


  1. Э.Я.Гончаренко, начальник Управления по социальной политике администрации г. Екатеринбурга 71




  1. И.Л.Пухальская, начальник отдела по проблемам семьи и детей Управления по социальной политике администрации г. Екатеринбурга, А.А.Мокеева, главный специалист отдела по проблемам семьи и детей Управления по социальной политике администрации г.Екатеринбурга, Л.М.Капустина, директор Территориального Центра помощи семье и детям “Отрада” Октябрьского района г. Екатеринбурга 73




  1. В.М.Азина, воспитатель семейно-воспитательной группы Территориального Центра помощи семье и детям “Отрада” Октябрьского района г. Екатеринбурга 79


Приложения


  1. Рекомендации “круглого стола” 80




  1. Извлечения из Концепции семейной политики
    г. Екатеринбурга 85


Е.Н.Порунов, член Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, председатель Областной Думы
Законодательного Собрания Свердловской области


“Круглый стол” “Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики” проводится по инициативе Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области и Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Обсуждаемые сегодня вопросы крайне актуальны не только для Свердловской области, но и для России в целом. Без крепкой, стабильной семьи мы не сможем осуществить нормальное воспитание детей, а ведь именно новое поколение должно обеспечить будущее нашей страны.

В широком спектре социальных проблем семейная политика выступает наиболее важным и показательным элементом. Семейные проблемы касаются каждого человека. В Свердловской области проживает около 1 млн. семей, из них более 600 тыс. имеют несовершеннолетних детей. Причем, чем больше детей в семье, тем ниже их стартовые возможности. В 1999 году среднедушевой доход в Свердловской области составил 1278 рублей на человека, в семьях с одним ребенком ­­­- 892 рубля, а в семьях, где четверо и более детей - всего 287 рублей на одного человека.

Материальные, а за ними и социальные проблемы становятся непосильными для многих людей. В контексте семейных отношений они зачастую губительны. Негативные тенденции в семейных отношениях ведут к значительному росту детской безнадзорности, усилению наркозависимости молодежи, росту преступности на семейно-бытовой почве. Дезадаптированность многих семей в тяжелых условиях существования приводит к тому, что семья уже не может выполнять все присущие ей функции. Чтобы коренным образом изменить ситуацию, явно недостаточно уповать только на изменения в экономике. Уже сегодня необходимо обеспечить не только экономические, но и социальные гарантии семьям.

Мы понимаем, что проблемы семьи, семейной политики - это комплексные проблемы, которые призваны решать и законодательные, и исполнительные органы государственной власти. Это очень сложные проблемы. Насколько они сложны, депутаты Областной Думы поняли, когда приступили к реальной разработке проекта областного закона о семейной политике. У юристов идет сегодня дискуссия, как сформулировать основные положения этого законопроекта.

^ В современной социально-экономической ситуации возрастает роль региональных органов государственной власти в сфере социальной поддержки семьи: развиваются соответствующие структуры, разрабатываются и реализуются региональные целевые программы поддержки семьи, создается региональная правовая база, расширяющая способы защиты семьи.

В Свердловской области были приняты следующие областные законы: “О защите прав ребенка”, “Об образовании в Свердловской области”, “О государственной молодежной политике в Свердловской области”, “Об органах опеки и попечительства в Свердловской области”, “О здравоохранении в Свердловской области”, “Об адресной социальной помощи” и другие. Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области за последние четыре года рассмотрела на своих заседаниях 18 вопросов, касающихся исполнения областных законов и постановлений по проблемам семьи и детей.

Развертывается работа учреждений социального обслуживания семьи и детей. Если в 1991 году в области работало только одно такое учреждение, то в 1999 году - уже 59. Разработаны и реализуются областные целевые программы поддержки детей.

Но чем больше мы анализируем сделанное, тем более очевидным становится, как много еще нужно сделать. В перечне законопроектных работ Областной Думы на текущий год предусмотрено рассмотрение целого ряда законодательных актов по проблеме социальной защиты семьи и детей.

До конца 2000 года предполагается внести на рассмотрение Областной Думы проекты законов о приемной семье, об охране здоровья матери и ребенка, о регулировании семейных отношений в Свердловской области. Будут вноситься изменения в Областной закон “Об образовании в Свердловской области” с целью усиления воспитательных функций учреждений образования. В области уже более года действует Областной закон “Об органах опеки и попечительства в Свердловской области”, который тоже требует изменений и дополнений на основе опыта его функционирования. Ведется работа над проектом областного закона об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодняшний “круглый стол” мы рассматриваем как общественное обсуждение тех проблем, которые должны быть изложены в форме нормативных правовых актов, причем это могут быть не только областные законы. В случае необходимости депутаты Областной Думы могут по принципиальным вопросам обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Уверен что обсуждение, которое должно здесь состояться, и рекомендации, которые будут приняты в результате обсуждения, станут хорошей основой нашей законодательной деятельности. Желаю всем участникам “круглого стола” успешной работы. Надеюсь, что она поможет созданию благоприятных условий для поддержки и становления крепкой российской семьи.


Г.И.Климантова, заместитель начальника управления - начальник отдела социальной политики Информационно-аналитического управления
Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, кандидат политических наук


“Круглый стол”, участниками которого мы с вами являемся, проводится при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в частности, Председателя Совета Федерации Егора Семеновича Строева, начальника Информационно-аналитического управления Людмилы Степановны Вартазаровой, так как проблемы семейной политики находятся в русле тех стратегий, которыми занимается верхняя палата Российского Парламента. Более того, сегодня эти проблемы продекларированы в качестве ведущих и в жизнедеятельности российского государства.

Вызвано это, в первую очередь, остротой экономического кризиса, последствия которого ощутила каждая российская семья За последние пять лет на треть сократилось число браков, при этом стремительно возросло число разводов, в результате более 350 тыс. детей ежегодно остаются с одним из родителей

Растет число семей, которые находятся в особо неблагоприятных условиях: семьи вынужденных переселенцев, беженцев, семьи с детьми-инвалидами. И, конечно, в очень тяжелом положении находятся неполные семьи, там, где женщина-мать является единственным кормильцем.

В России около 69 процентов семей с тремя и более детьми относятся к малоимущим, в крайней бедности почти 40% многодетных семей. Снижен и воспитательный потенциал семьи – в детских домах сироты при живых родителях, около 2 млн. безпризорных детей. Наметилась устойчивая тенденция к сокращению количества детей в семье, ориентации на однодетную семью, а то и вовсе на семью без детей.

Положение российских семей и демографические процессы тесно взаимосвязаны. В настоящее время в России достаточно сложная социально-демографическая ситуация. Если в ближайшее десятилетие мы сохраним такой уровень и темпы рождаемости и смертности, то население страны, по расчетам специалистов, уменьшится на 8-10 млн. человек в ближайшее десятилетие, а к 2050 году сократится в два раза. Ведь в России с 1987 по 1996 год родилось почти на 6 млн. детей меньше, чем за предыдущие 10 лет.

В России происходит ухудшение возрастной структуры населения: его экономически активная часть за последние 8 лет уменьшилась на 3,2 млн. человек - около 5 процентов населения страны в целом. Идет нарастание процессов интенсивного старения населения. К 2010 году доля детей в возрасте до 15 лет уменьшится вдвое, а доля пожилых людей возрастет в 1,5 раза. В результате возникнут дополнительные трудности с пенсионным обеспечением, так как пенсионная система построена на принципе солидарности поколений, переход на накопительную систему и профессиональные пенсии еще в стадии разработки. Такое сокращение численности населения может привести Российскую Федерацию к отказу от всех прежних планов и программ экономического освоения Сибири, Дальнего Востока и Севера. Эти огромные территории российское государство не сможет заселить и активно использовать из-за значительного уменьшения трудовых ресурсов.

Россия имеет очень низкую плотность населения на 1 кв. километр, она ниже в 4-4,5 раза средней плотности в мире. Отсюда возникает возможность скрытого или открытого внешнего миграционного давления на Россию. Мы уже знаем примеры скрытой миграции на Дальнем Востоке и в Сибири. Игнорирование проблем семейной политики и демографических тенденций при разработке долговременной стратегии развития России приведет уже в недалеком будущем к обострению ряда социально-экономических проблем, связанных с соотношением спроса и предложения на рынке труда.

Все эти негативные явления вынуждают сегодня очень серьезно ставить вопрос о возрождении или модернизации семейной политики Российской Федерации. Еще 10-12 лет тому назад дискутировался вопрос, нужна ли нам демографическая политика как отдельная составная часть социальной политики. К счастью, эта дискуссия имела положительный результат, и сегодня демографическая политика включена составной частью в социальную политику Российской Федерации, как это делается во всем мире.

Примерно также идет процесс становления семейной политики. За последние годы в стране многое сделано в этом отношении как на федеральном, так и региональном уровнях.

Думаю, что на этом заседании “круглого стола” мы сможем услышать немало интересных подходов к формированию семейной политики в Свердловской области. Это касается проблем репродуктивного здоровья семьи, ее воспитательных функций, резервов и возможностей семейной экономики. В области накоплен интересный опыт деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, думается, что он будет полезен и другим регионам страны.Необходимо тщательно продумать и наладить систему адресной поддержки населения как одной из важнейших стратегий семейной политики. Полагаю, что в области много наработок и в этом направлении.

Одной из главных проблем остается экономическая поддержка семьи. В Ханты-Мансийском округе подготовлен закон, в разработке которого я принимала участие как эксперт. Закон предусматривает ряд серьезных мер по экономической поддержке семьи. Однако экономическая поддержка не означает, что государство должно только давать. Государство должно способствовать тому, чтобы семья самостоятельно встала на ноги, то есть помогать организации семейного бизнеса, семейных предприятий, предоставлять льготные кредиты, микрокредиты, по которым сейчас живет весь мир. Видимо назрел вопрос о внесении в Правительство Российской Федерации предложений о необходимости выделения средств на микрокредиты семьям, которые могли бы начать свое дело.

И, конечно, должен быть разработан закон об основах государственной семейной политики, в соответствии с ним при формировании бюджета могли бы предусматриваться средства для кредитования семейного бизнеса.

Сегодня без целенаправленной, структурированной семейной политики невозможно двигаться вперед. Поэтому инициатива Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области по проведению “круглого стола” “Семья: XXI век”, равно как и инициатива Государственного Совета Удмуртской Республики, где два месяца назад прошел такой же “круглый стол”, заслуживают всяческой поддержки и одобрения. Это поможет нам идти вперед, находить пути выхода России из кризиса, добиваться, чтобы за чертой бедности находилось как можно меньше людей.


I. Семейная политика - как направление социальной
политики государства


Э.Л.Воробьева, заместитель председателя комитета Областной Думы по социальной политике Законодательного Собрания Свердловской области,
кандидат технических наук


Законодательно семейная политика в Свердловской области впервые обозначена в 1995 году в Уставе Свердловской области, где в статье 126 сказано: “Органы государственной власти Свердловской области осуществляют семейную политику на основе:

а) обеспечения условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;

б) создания благоприятных условий для рождения и воспитания детей;

в) охраны материнства, отцовства, защиты прав детей;

г) поддержки экономической самостоятельности каждой семьи”.

Впоследствии были приняты Областные законы: “О защите прав ребенка”, “О государственной молодежной политике в Свердловской области”, направленные на реализацию основных положений указанной статьи Устава Свердловской области.

К сожалению, в полном объеме реализовать все положения статьи 126 Устава Свердловской области пока не удается и связано это с двумя основными причинами: отсутствием финансирования социальной сферы в полном объеме и отсутствием на областном уровне концепции государственной семейной политики, которая должна быть изложена в Областном законе “О семейной политике в Свердловской области”.

Государственная семейная политика, на наш взгляд, представляет систему мер социального, экономического, правового, информационно-просветительского и организационно-управленческого характера, направленных на сохранение семьи, укрепление ее основ и улучшение жизнедеятельности. При этом семья автономна в своем развитии, и вмешательство в жизнь семьи не допускается. Задачи семейной политики направлены на укрепление института семьи и повышение ее статуса в обществе, более полную реализацию репродуктивных намерений, улучшение физического, психического, нравственного и социального здоровья населения, профилактику детской безнадзорности, а также обеспечение самореализации семьи и адресность социальной поддержки семьи.

Реализовываться семейная политика должна через межведомственные социальные программы как областного, так и муниципального уровня. С 1997 года в Свердловской области действует областная программа “Государственная семейная политика”, в которой выделены разделы, определяющие основные направления поддержки семьи:

1) укрепление правовой защиты семьи;

2) развитие государственной системы социальной защиты семьи и детей;

3) создание условий для выполнения семьей ее функций и повышения качества жизни;

4) просветительская деятельность и формирование общественного мнения.

В связи с незначительным финансированием программы больших сдвигов в реализации семейной политики пока не произошло. Главный итог прошедших трех лет заключается в том, что принят ряд законов, учитывающих интересы семьи, а также в том, что об укреплении семьи заговорили на уровне власти как о показателе профилактической работы исполнительной и законодательной власти по укреплению государства.

Профилактическая работа всегда предполагает информационно-аналитическую деятельность, то есть семейный мониторинг, который осуществляется с целью:

1) исследования всех социально значимых показателей статуса семьи и предоставления необходимых данных для ежегодных докладов о положении семьи (детей);

2) прогнозирования позитивных и негативных тенденций в развитии семьи;

3) разработки статистических карт, наиболее эффективно отражающих состояние семьи;

4) создания информационного банка данных об учреждениях всех форм собственности, занимающихся семьей;

5) научного изучения различных аспектов жизнедеятельности семьи.

Без знания конкретных данных, обеспечивающих продвижение государственной семейной политики, не должен работать ни один орган власти. В настоящее время предусмотренные государственной статистикой показатели социальной сферы и социальные индикаторы не обеспечивают органы власти необходимой информацией, отвечающей целям и задачам мониторинга. Они часто противоречивы и субъективны, а также далеки от жизненных потребностей семьи. Следовательно, необходимо на федеральном уровне разработать и законодательством закрепить такие социальные стандарты и социальные индикаторы, которые отражали бы действительное положение семьи в обществе и с помощью которых можно было бы отслеживать результаты семейной политики, проводимой государством (один уровень показателей и индикаторов), и муниципальной семейной политики (другой уровень показателей и индикаторов).

Экономическая поддержка семьи должна осуществляться путем создания условий для приобретения ею в собственность недвижимости, другого имущества для трудовой деятельности членов семьи, а также получения иных не запрещенных законом источников дохода. В этом случае в семье будут созданы предпосылки для рождения здоровых детей.

Особое место в реализации государственной семейной политики занимает укрепление и развитие нравственных начал семьи, создание условий для обеспечения сознательного родительства. Хочется отметить, что в Свердловской области, единственной среди регионов Российской Федерации, проводится ежегодный (с 1994 года) конкурс многодетных семей на звание лучшей семьи года.

В Свердловской области работают более 100 общественных организаций, созданных родителями или группами граждан (многодетные семьи, солдатские матери, семьи с детьми-инвалидами, семьи беженцев и т.п.). Существуют несколько ассоциаций, занимающихся психолого-педагогической, экономической и другими видами помощи семьям с детьми. Необходимо введение механизмов, предусматривающих партнерские отношения между органами власти и общественными организациями, пока эти отношения формируются по принципу субсидиарности.

Все больше возникает вопросов юридической ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей. В 1999 году в Свердловской области в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состояло на учете 11698 детей, а уголовных дел в отношении родителей по статье 164 часть 1 Уголовного кодекса Российской Федерации было возбуждено в 1999 году только 7041, и 4717 родителей заплатили штрафы, предписанные комиссиями.

Общественность Свердловской области выступает за внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации с целью усиления ответственности родителей (попечителей, опекунов) за воспитание детей.

Государственная семейная политика по сути решаемых ею проблем является комплексной, межотраслевой и затрагивает широкий круг вопросов, которые должны быть освещены в семейном законодательстве, включая комплекс правовых норм, регулирующих не только отношения между членами семьи, но и отношения семьи и государства.

Эти отношения должны выстраиваться, в первую очередь, через финансируемые государством и муниципальной властью учреждения социального обслуживания. Функции контроля за деятельностью этих учреждений должна осуществлять специализированная служба государственной и муниципальной власти по вопросам семьи, детей и мониторинга проблем семьи и детей.


^ А.И.Козулин, старший научный сотрудник Института
философии и права УрО РАН, кандидат юридических наук, доцент


Целью обсуждения вопросов, вынесенных на круглый стол, является выработка предложений по совершенствованию федерального и областного семейного законодательства. Ниже дается краткая характеристика современного состояния данной области законодательства на федеральном и региональном уровнях.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации: “Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей” (статья 2).

В состав семейного законодательства Семейным кодексом включены сам этот документ, принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3). Кроме того, установлено: “На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации” (пункт 3 статьи 3).

В соответствии с Семейным кодексом на федеральном уровне принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации: от 03.08.96 г. № 919 “Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей” (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.07.97 г. № 879, от 29.03.2000 г. № 275); от 29.03.2000 г. № 275 “Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства”; от 17.07.96 г. № 829 “О приемной семье”.

В первом чтении принят проект федерального закона “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (в редакции Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 17-ФЗ), возможно и не относится исключительно к семейному законодательству, но регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К того же рода нормативным актам относится постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.96 г. № 1092 “Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации”.

В Семейном кодексе определены вопросы семейных отношений, относящиеся к ведению субъектов Российской Федерации. Так, в Свердловской области действуют областные законы: от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ “О защите прав ребенка” (в редакции областных законов от 30 апреля 1997 года № 28-ОЗ, от 5 декабря 1997 года № 71-ОЗ); от 13 декабря 1995 года № 36-ОЗ “О государственной молодежной политике в Свердловской области” (в редакции Областного закона от 24 июля 1997 года № 49-ОЗ); от 19 марта 1998 года № 18-ОЗ “Об органах опеки и попечительства в Свердловской области”.

Кроме того, планируется принятие областных законов “О регулировании семейных отношений в Свердловской области” и “О приемной семье”.

Наряду с областными законами, действуют и постановления Правительства Свердловской области: от 26.11. 96 г. № 989-п “Об организации в Свердловской области централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей”; от 14.05.97 г. № 376-п “Об утверждении областного положения о приемной семье”.

В других субъектах Российской Федерации также издаются законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным Семейным кодексом к региональной правотворческой компетенции. В некоторых республиках Российской Федерации принимаются собственные семейные кодексы. Это нельзя признать правильным уже потому, что такие документы во многом дублируют содержание Семейного кодекса Российской Федерации. Примером подобного рода нормативного правового акта может служить Семейный кодекс Республики Башкортостан. При этом в Башкирии действует и Закон Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года “Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан” (изменения и дополнения внесены Законом Республики Башкортостан от 2 ноября 1997 года), содержание которого может представлять интерес с точки зрения перспектив развития семейного законодательства в Российской Федерации.

В региональном семейном законодательстве есть универсальные или сводные законы, решающие комплекс вопросов семейного права, и узко тематические законы, посвященные решению лишь отдельных вопросов, поставленных перед региональными законодателями федеральным законодательством.

Примером универсального закона можно считать Закон Новгородской области от 31 июля 1996 года № 65-ОЗ “О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области” (в редакции законов Новгородской области от 25 октября 1996 года № 72-ОЗ, от 8 мая 1998 года № 20-ОЗ). Данный закон регулирует деятельность органов опеки и попечительства, формулируя основные задачи и устанавливая виды деятельности органов местного самоуправления как органов опеки и попечительства, предусматривая компетенцию муниципальных органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты. Одновременно с этим определяются условия и порядок вступления в брак до достижения 16-летнего возраста, усыновления, передачи детей в приемные семьи, оплата труда приемных родителей, решаются другие вопросы семейного права, относящиеся к компетенции субъектов Российской Федерации.

Примерами узко тематических региональных законов могут служить Закон Калужской области от 20 октября 1997 года № 18-ОЗ “О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области”, а также принятые в ряде субъектов федерации (Рязанская и Самарская области) законы о порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших шестнадцати лет.


metodicheskoe-rukovodstvo-podgotovili-e-l-mahnin-s-v-fedotov-rfcse-a-s-kazyulin-d-m-koshelev-sz-rcse-nauchnie-redaktori-doktor-yuridicheskih-nauk-a-i-usov-rfcse-kandidat-tehnicheskih-nauk-v-g-grigoryan-rfcse-oglavlenie-stranica-2.html
metodicheskoe-rukovodstvo-podgotovili-e-l-mahnin-s-v-fedotov-rfcse-a-s-kazyulin-d-m-koshelev-sz-rcse-nauchnie-redaktori-doktor-yuridicheskih-nauk-a-i-usov-rfcse-kandidat-tehnicheskih-nauk-v-g-grigoryan-rfcse-stranica-6.html
metodicheskoe-soprovozhdenie-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-i-prosvesheniya-na-stupenyah-doshkolnogo-i-nachalnogo-shkolnogo-obrazovaniya-materiali-raboti-sekcii-sektorov-osnov-pravoslavnoj-kulturi-i-doshkolnogo-obrazovaniya.html
metodicheskoe-soprovozhdenie-rabot-po-veden-iyu-monitoringa-sostoyaniya-nedr-stranica-5.html
metodicheskoe-soprovozhdenie-rabot-po-vedeniyu-monitoringa-sostoyaniya-nedr.html
metodicheskoe-ukazanie-po-kursovomu-proektirovaniyu-po-discipline.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-prikaz-13-07-2006-490-ob-utverzhdenii-i-vvode-v-dejstvie-standarta-oao-rao-ees-rossii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-dokumentalnom-oformlenii-komandirovki-obshie-polozheniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predstavlenie-dannih-v-evm-konspekt-lekcij-elektronno-vichislitelnie-mashini-i-kompyuternie-seti-po-kursu-organizaciya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-s-chabanova-l-l-malkova-nauchnij-k-e-n-docent.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vozzvanie-gorodskogo-komiteta-oboroni-vozglavlyaemogo-sekretarem-stalingradskogo-obkoma-tovarishem-chuyanovim-a-s.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-7planirovanie-kontrol-i-organizaciya-marketinga-marketingovaya-sreda-kak-predmet-issledovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/regionalnij-predstavitel-g-orenburg-grafik-obrazovatelnih-meropriyatij-sentyabr-dekabr-2010-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/ramowy-program-zaj-z-pnjr-i-i-ii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-16-8-novie-fizkulturno-sportivnie-vidi-gidroaerobika-specialnost.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posobie-prednaznacheno-dlya-psihologov-socialnih-pedagogov-psihiatrov-i-teh-kto-interesuetsya-ih-deyatelnostyu-oglavlenie-stranica-24.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovi-tilovogo-obespecheniya-tankovih-chastej-i-podrazdelenij-chast-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-v-raj-dyavola-istennie-gallyucinacii-ili-bil-o-neobiknovennih-priklyucheniyah-avtora-v-dyavolskom-rayu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/iskusstvo-drevnego-egipta-novoe-carstvo.html
  • report.bystrickaya.ru/i-analiz-sostoyaniya-turizma-tyumenskoj-oblasti-strategiya-razvitiya-turizma-na-territorii-tyumenskoj-oblasti-na-period.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-s-holzakov-gosudarstvennij-nauchno-issledovatelskij-institut-sistemnogo-analiza-schetnoj-palati-rossijskoj-federacii.html
  • university.bystrickaya.ru/geoinformacionnaya-sistema-kontrolya-i-upravleniya-obektami-i-territoriyami-gosudarstva-kudelkin-v-a.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-predmet-i-metod-ekonomicheskoj-istorii-mesto-ekonomicheskoj-istorii-v-sisteme-ekonomicheskih-disciplin-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-tretej-stupeni-obucheniya-socialno-ekonomicheskij-profil-10-klass-a-.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-metodika-ocenki-kachestva-obrazovatelnoj-deyatelnosti-rabotnikov-prikaz-ot-2-noyabrya-2009-goda-902-ob-utverzhdenii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/testi-po-discipline-sebestoimost-perevozok-na-zheleznih-dorogah-dlya-studentov-5-kursa-specialnosti-ztb.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odesskih-katakomb-stranica-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/mnsterstvo-osvti-nauki-ukrani.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-obnaruzheniyu-i-oboznacheniyu-rajonov-podvergshihsya-radioaktivnomu-himicheskomu-biologicheskomu-i-inomu-zarazheniyu-krasnoyarsk-2008-god.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskoe-vremya-vechernyaya-moskva-02082010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-2-avgusta-2010-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-naimenovanie-kursa-predmeta-disciplini-11-klass-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nashego-uroka-russkaya-kultura-v-pervoj-polovine-hih-v-chast-materiala-budet-izlozhena-mnoyu-chast-dokladchikami.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-kaznachejskoj-sistemi-ispolneniya-byudzheta-chast-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/let-20-23-odet-v-rvanie-modnie-dzhinsi-s-pugovicami-na-zadnih-karmanah-i-v-chernuyu-futbolku-na-nej-risunok-karti-metropolitena-g-moskvi-krossovki-kachestvennie-no-ne-ochen-dorogie-neglamurnij-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-francuzskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/toponimi-kak-sredstva-stilistiki-anglijskogo-yazika-chast-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-sohraneniya-energii-v-termodinamike-pervij-zakon-termodinamiki-zakon-sohraneniya-energii-dlya-teplovih-processov-ustanavlivaet-svyaz-mezhdu-kolichestvom-teplotiq.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-organam-mestnogo-samoupravleniya-po-realizacii-federalnogo-zakona-ot-6-oktyabrya-2003-g-n-131-fz-stranica-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/normativnie-postanovleniya-verhovnogo-suda-respubliki-kazahstan-stranica-31.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razdel-4-obezbolivanie-v-terapevticheskoj-stomatologii-dlya-internov-chast-i-terapevticheskaya-stomatologiya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ved1-ayauli-altin-stazim-sostavili-iskandirova-t-n-direktor-oblastnogo-doma-detej-i-yunoshestva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.