.RU

Об этимологии слова «тартар» и этнонима «татар»






Мухаметдинов Р. Ф.,
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ

ОБ ЭТИМОЛОГИИ СЛОВА «ТАРТАР» И ЭТНОНИМА «ТАТАР»



Этноним «татар» распространен в основном на Востоке и среди славянских народов, западные же народы знают татар под именем «тартар». Как пишет Закиев М. З., ссылаясь на других авторов, каламбур французского короля Людовика IX, назвавшего татар «выходцами из Тартара (в древнегреческой мифологии Тартар - ад, преисподняя)» стал причиной того, что в Европе этноним «татар» начинает применяться как «тартар». Так, в Европе в начале XVI в. тартарами назывались все народы, попавшие под власть Чингизидов (1, с. 69).

Каламбур каламбуром, но аналогию этому древнегреческому слову можно найти в названиях некоторых тюркских племен и народов, встречающихся в источниках. В русских летописях среди кыпчакских племен упоминается племя «дурут/дурт» (по-видимому, «тертер-оба», в русском произношении «Тертъробичи» (2, с. 62). В словаре Фасмера М. упоминается тюркское племя «татран», основа названия которого, на мой взгляд, связана с названием гор в Польше «Татры». Древние римляне же горы Татры называли «Туртур» (3, т. 4, с. 27-28), отсюдо вполне вероятно, что в латинском языке название племени «татран» звучало как «туртуран» или «тартаран». Хотя мы здесь и наблюдаем фонетическое сходство между названиями племен и названием древнегреческого ада, но в племенных названиях совершенно не просматриваются смысловые значения, связанные с понятиями «ад, подземный мир». Да это было бы и странно, так как большинство этнонимов имеет позитивный, а не отрицательный смысл. В данном случае тюркская основа «тар/тур» восходит к тюркской глагольной форме «dogar/туар» («рождается, рождающийся», от глагола «dog-/tuw-» - рождаться), которая в дальнейшем приобрела значения «солнце, скот, бык, вождь, князь, бог». Понятие «дикий бык» вошло в большинство индоевропейских и семитских языков. Например: tavros (древнегреч.), taurus (латин.), tauras (литовск.), toru (умбр.), тур (рус.), tawr (общесемитск.). Понятие «князь, начальник» содержится в татарском слове «төре» и в словосочетании «буй тур Всеволод» из «Слова о полку Игореве», где «буй» означает «племя» (в совр. тур. яз. «племя» - boy), а «тур» - князь. Иными словами Всеволод был «буй тур»ом, то есть князем племени. Скорее всего, вышеупомянутые названия тюркских племен с основой «тартар» имели значение «два быка», то есть племена двух быков. Такая же традиция называния племен именами животных и птиц прослеживается у современных индейцев Америки. Итак мы выяснили, что греческое название ада «Тартар» никак не связано с названиями тюркских племен.
Тем не менее, я полагаю, что греческое «Тартар» своими корнями восходит к очень многозначной тюркской основе «тар/тур» и ее дериватам, то есть, разновидностям: «тар,тыр, тир, тор, тур, шар, сар, чор, лар» и к этим же дериватам с начальной «д». Зная теперь о родстве или по крайней мере тесном взаимовлиянии пяти ностратических языков, в кои входит и алтайская языковая семья, мы не должны удивляться вероятности влияния пратюркского языка на древнегреческий. Благодаря исследованиям Олжаса Сулейменова, стало очевидным, что порядковое числительное «первый» (4, с. 64) и ряд личных и притяжательных местоимений в индоевропейских языках являются тюркскими по происхождению (5, с. 65, 66). Он также указал на схожесть форм тюркских длительных и соединительных деепричастий и русских деепричастий настоящего и прошедшего времени (4, с. 66). Привожу собственные примеры: «крича» - «кычкыра-кычкыра» /тат. «крича»/, «написав» - «язып» (тат. «написав»).
Согласно греческой мифологии, Тартар - это пространство в самой глубине, где залегают корни земли и моря, там все концы и начала. Тартар - великая бездна, в которую были низвергнуты титаны. Там несут наказание святотатцы и дерзкие герои (6, т. 2, с. 495).

Если мы обратимся к этимологическому словарю греческого языка П. Шантрена, то там сказано, что этимология слова «тартар» не объяснима, и что, возможно, это слово является восточным заимствованием (7, т. 4, с. 1095).

В этимологии ряда греческих слов с корнем «tar» значения «пропасть, бездна, глубокая яма» совершенно не просматриваются, но есть 2 ряда значений: «разгром, беспорядок, раскидывание» и «страх, испуг, паника».

1-й ряд: tarahi (беспорядок, замешательство), tarabbo (потрясать, мутить),
Близкое значение и в латинском «turba» (суматоха, беспорядки, бунт, скопище)

2-й ряд: tarbos (страх, ужас) [8, с. 1227], tarbeo (бояться, быть в страхе) [7, т. 4, с. 1093-94]. Сюда же можно отнести латинское «terror» (страх, ужас) [9, с. 1007].

Но в одном греческом слове, а именно, в слове «tarahi» есть значения обоих рядов «беспорядок, раздор» и «страх». Таким образом мы видим, что оба эти значения каким-то образом связаны между собой.

Эти два ряда понятий, связанных между собой, наблюдаются и в других языках. Например: 1. торнуть, трахнуть, драка (рус.) - 2. страх (рус.); 1. таркау (тат. «разбросанный, беспорядочный» - 2. аптырау (тат. «оказаться в безвыходном положении, в замешательстве, растеряться»), тарах (чув. «мучение»). Мне думается, что загадку связи этих двух значений необходимо искать в материалах, повествующих о способах захоронений в древнюю эпоху и представлениях древних о загробной жизни.

Например, никарагуанские индейцы утверждали, что люди, умирающие дома, отправляются в преисподнюю, а убитые на войне идут на восток, где встает солнце, служить богам. А вот по поверьям бразильского племени тупинамба, души умерших, которые жили добродетельно, то есть мстили врагам,… будут плясать в роскошных садах с душами отцов, тогда как души изнеженных ничтожных людей, которые не старались защищать отчизну, …отправятся на вечные мучения. Индейцы апалачи во Флориде загробную жизнь представляли следующим образом: те, которые вели праведную жизнь, верно служили солнцу и давали дары бедным в честь его, будут блаженны после смерти и превратятся в звезды; злые же будут вести презренное и печальное существование среди горных пропастей, где скрываются свирепые дикие звери (10, с. 298-300). Многие племена к злым людям относили и своих врагов (10, с. 298).

Согласно сведениям Ибн Фадлана, в начале Х века тюрки-огузы хоронили своих состоятельных соплеменников способом погребения с большими почестями, оставляя в могиле часть вещей, которыми покойный пользовался при жизни. Если же умерший был рабом или бедняком, то они бросали его в дикой степи и отъезжали (от трупа – М. Р.) подальше (11, с. 25).
Получается следующая картина: Знатных и «добропорядочных» людей хоронили способом погребения или сожжения, а трупы поверженных врагов, рабов, бедняков, злых и никчемных людей оставляли на поверхноти земли непогребенными.

У многих племен, в том числе и у тюрок Северной Азии, считалось, что, если тело не будет погребено или сожжено, то душа умершего будет бродить некоторое время по земле и испытывать большие муки. Считалось, что эти души жаждут мести и нанесения вреда живым, наводят ужас на людей (11, с. 269).

Получается, что адские мучения этих «никчемных» людей проистекали от того, что их оставляли непогребенными на съедение диким зверям и птицам. Употребляя тюркские слова, можно сказать, что их трупы оставляли на «тарау» (тат. «уничтожение») [12, т. 3, с. 41], «талау» (тат. «кусание, растерзание») [13, с. 511] и на «тар-мар» (тат. «погром, опустошение») [13, с. 519]. В дальнейшем, видимо, в татарском языке понятия «растерзание, уничтожение и погром» послужили основанием для возникновения понятия «ад, преисподняя», так как все эти понятия выражаются однокоренными словами. Например, есть 3 слова, обозначающие «ад»: тартала (12, т. 3, с. 45), тамтал и тамтарарай (12, т. 3, с, 30).

Думается, тюркское «тар-мар» первоначально было «тар-тар» в значении «погром, опустошение», но затем под влиянием тюркского разговорного языка, для которого характерны такие фонетические замены как «культур-мультур», «киш-миш», «шырлы-мырлы» и т. д., приняло известную нам сегодняшную форму. Представляется, что в некую, скорее всего в доисторическую эпоху, при контактах прототюрок с древними греками тюркский «тар-тар», то есть, скопище в определенном месте непогребенных трупов поверженных врагов, вызывал у греков чувства страха и ужаса и вместе стем сформировал у них понятие ада. О верности подобной версии говорит и то, что эволюция тюркского «тар-тар» в «тар-мар» наблюдается и вдревнегреческом языке, где, наряду со словом «тартар» (ад), есть слова «Термер» (кличка некоего разбойника) и «термериов» (заслуженное несчастье) [8, с. 1236].

В татарских словах «тамтал» и «тамтарарай» частица «там» есть осовремененная разновидность древнетатарского слова «тома» (полный, совершенный) [13, с. 544], и эти слова первоначально имели значение «полное, абсолютное растерзание или уничтожение» и лишь позднее приобрели значение «ад».

И самое поразительное то, что русское выражение «улетел в тартарары», означающее «попал в ад», происходит не от древнегреческого слова «тартар», а от древнетюркского выражения «тартарауры», где «ры» является древнетюркским показателем направительного падежа в слове «тартарау» (растерзание, ад). Этот же показатель направительного падежа мы видим и в татарском слове «тартарарай» в виде частицы «рай», являющейся искаженным вариантом частицы «ры». Если исходить из грамматик древнегреческого и русского языков, то образование слова «тартарары» путем присоединения аффикса «ары» к греческому слову «тартар» совершенно не объяснимо.
Впервые этноним «татар» встречается в словосочетании «отуз татар» (тридцать татар). Народ Отуз Татар упоминается в надписи на надгробном памятнике Кюль-Тегину, где говорится, что татары были подчинены кагану тюрков Бумыну. Описываемое событие относится ко 2-й пол. VI века. Мусульманские же источники повествуют о земле под названием «Дешт-и татар», куда входили Южная и Восточная Монголия и Северный Китай. В X-XII веках на этой территории был ряд татарских государств, в том числе и государство «Докуз татар» (девять татар) (2, с. 50, 51).
На данный момент существует около восьми наиболее распространенных версий этимологии слова «татар»:
1) Китайские источники дочингизовой эпохи называют татар «да-да» или «тата».

2) В армянской рукописи 1248 года сообщается, что татары – это народ «стрелков», которых называли «острыми и легкими» или «тур» и «ар», отсюда получалось «татар».

3) Плано Карпини (1246 г.) связывал этот этноним с названием реки «Татар» в Монголии.
4) И. Н. Березин полагал, что «татар» произошло от глагольной формы «тартар» (тянущий, влекущий).
5) Написавший в XVII веке «Родословное древо тюрков» Абуль-Гази возводил этот этноним к имени хана «Татар».

6) Будагов Л. З. и Баскаков Н. А. считали, что словом «татар» в Персии и Турции означали курьеров, гонцов.

7) Сухарев А. А. выводил «татар» из «тау» (гора) + «тор» (жить).

8) Но наиболее близкой к истине многими учеными признается версия Еремеева Д. Е., согласно которой окончание «ар» - это из тюркского «эр/ир» (муж, мужчина), а компонент «тат» можно сопоставить с одним из названий древнего иранского населения. Как сообщает в XI веке Махмуд Кашгари, «татарами тюрки называют тех, кто говорит на «фарси…». Кроме того, татарами тюрки называли и других соседей – китайцев и уйгуров. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «иранец», «коворящий по-ирански», но затем этим словом стали «обозначать всех чужаков». Действительно, на древнетюркском языке «тат» (в современных тюркских языках «йат, жат») означает «чужеземец, иноплеменник». То есть, «татар» - это «чужой мужчина, чужой человек» (14, с. 24-27).

Но с другой стороны упоминание в исторических источниках этнонимов, состоящих из слов «огуз», «татар» и тюркских числительных, например: «уч огуз (три огуза), алты огуз (шесть огузов), докуз огуз (девять …), он огуз (десять …), отуз огуз (тридцать …), докуз татар (девять татар), отуз татар (тридцать татар)» заставляет думать, что слово «татар» первоначально не несло этнической нагрузки, а выражало лишь количественную или числовую семантику определенного структурного подразделения некоего большого этнического образования у тюркских народов.

Именно подобную интерпретацию слова «огуз» прекрасно продемонстрировал в свое время Садри Максуди. Он рассуждал следующим образом: «От какого тюркского слова происходит «огуз»? Я считаю, что оно является формой множественного числа слова «ок». Другими словами, «огуз» = «оклар». В древнетюркском языке слово «ок» … имело значение «союз племен». Это четко подтверждается многими китайскими источниками. В очень древний период … у тюрков, кроме окончания «лар/лер», показателем множественного числа служило и окончание «з», … поэтому объединение таких союзов, то есть «ок»ов, называлось во множественном числе не «ок-лар», а «ок-з > окуз > огуз»… (15, с. 317, 318) Таким образом, название «докуз огуз» будет означать «объединение девяти (ок) ов» (15, с. 317). Он писал: «Огуз» не является термином, носящим этническую нагрузку, это лишь термин, относящийся к структурному делению этнического образования, делению на «ок»и … Тюркская история не знает тюрков-огузов, в ней имели место только «огузы» тюрков» (15, с. 318).

Мне думается, что слово «татар» состоит из основы «тар» и характеризующего его эпитета «та». Сама же основа «тар» и ее дериваты (разновидности) «тыр, тур, тор, тер, тир» получились в результате стяжения огузской глагольной формы «догар» (или кыпчакской «туар»), означающей «рождается, рождающийся». Первоначально под словом «рождающийся» имелось в виду ежедневно всходящее солнце. Это подтверждают и два татарских слова, имеющие значения, ассоциирующиеся с солнцем: таргыл (темнокрасный), тырай (деревянный шарик для игры), ) [12, т. 3, с. 42, 196].

Но есть еще один ряд понятий, ассоциирующихся с понятием «солнце», - это: «потомство, человек, род, племя, народ». Например: torun/турун (тур./тат. «внук»), тарамык (тат. «потомство, восходящее к одному предку»), тархан (тат. «ставка или резиденция регионального хана, который, являясь младшим родственником главного хана, освобождался от уплаты ему налогов»), тархан (название одного из чагатайских племен) [16, с. 854], төре (тат. «вождь»), батыр (тат. «богатырь, герой»), матур (тат. «красивый»), тармак (тат. диал. «весь род, вся родня»), татар (тат. диал. «женатый мужчина») [17, с. 399, 401]. Из всего вышеприведенного можно заключить, что наиболее общим значением основы «тар» будет «племя, народ».

Что же касается эпитета (определения) «та», то это, скорее всего, некая древняя форма современного татарского слова «деө» (большой). На мой взгляд, древнюю форму слова «деө» мы можем увидеть и в татарском слове «тљмен» (десять тысяч), где «мен» означает «тысяча», а «тљ» - «большая». Видимо, когда у тюрок счет от одной тысячи дошел до десяти тысяч, они обозначили это число словом «большая тысяча».

Древнетюркское слово «большой» просматривается и в структуре чувашского слова «тотто» (дедушка), которое, возможно, образовалось путем соединения двух слов: «то» (большой) + «атте» (отец) = «тотто» (дедушка) [18, т. 2, с. 7, 240].

Татарское диалектальное «татар» со значением «женатый мужчина» также содержит в себе определение «та» (большой), относящееся к слову «тар» (мужчина». Дествительно, женатый мужчина - это большой (в смысле «взрослый, зрелый») мужчина.

Таким образом, слово «татар» означало «большое племя, большой народ». Вполне может быть, что это слово означало и «большой союз племен». Тогда словосочетание «отуз татар» следует понимать как «30 больших союзов племен».

Таким образом получается, что слово «татар» имело 2 значения: по этимологии Еремеева Д. Е. - «иранец, иноплеменник» и согласно моей этимологии - «большой народ, большой союз племен», но по способу образования – это совершенно разные слова. Скорее всего, слово «иноплеменник» возникло намного позже, чем слово «большой народ», и первое слово фактически являлось словосочетанием из двух слов: тат (чужой) + эр (человек), которые в произношении четко разделялись, так как в слове «тат» было широкое «а», а в слове «эр» - узкое. Слово же «татар» со вторым значением - очень древнее образование, где, благодаря двум одинаковым широким фонемам «а» в определяемом «тар» и в определении «та», эти два слова органично слились в одно, стали восприниматься как одно слово и произносились слитно.

Что же касается того, что Махмут Кашгари не указал в своем словаре другого, более древнего значения слова «татар», а именно значения «большой народ», то это говорит лишь о том, что второе древнее значение этого слова ему было или неизвестно по причине его выхода из активного употребления ввиду большой древности или он посчитал его не настолько важным, чтобы отразить его в словаре.


ПРИМЕЧАНИЯ


1. Закиев. М. З. Происхождение тюрков и татар, М., «Инсан», 2003.

2. Татары. М., Наука, 2001.

3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах, М., 1987.

4. Сулейменов О. Тюрки в доистории, Алматы: Атамура, 2002.

5. Сулейменов О. Язык письма, Алматы-Рим, 1998.

6. Мифы народов мира в 2-х томах, М., 1982.

7. Chantraine P. Dictionnaire etymologique de la langue grecque. Histoire des mots. Paris, 1977.
8. Вейсман А. А. Древнегреческо-русский словарь, С-Петербург, 1899.

9. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь, М., 1976.

10. Тайлор Э. Б. Первобытная культура, М., 1989.

11. На стыке континентов и цивилизаций…, М., 1996.

12. Толковый словарь татарского языка в 3-х томах. Казань, 1981.

13. Татарско-русский словарь. М., 1966.

14. Халиков А. Х. Кто мы – булгары или татары? Казань, 1992.

15. Максуди Арсал С. Тюркская история и право, Казань, 2002.

16. Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. С-Петербург, 1905, т. 3, часть 1-я.

17. Татар теленең диалекталь сөзлеге. Казан, 1969.

18. Федотов М. Р. Этимологический словарь чувашского языка в 2-х томах, Чебоксары, 1996.

o-vnesenii-izmenenij-v-administrativnij-reglament-po-predostavleniyu-municipalnoj-uslugi-predostavlenie-municipalnogo-imushestva-v-arendu.html
o-vnesenii-izmenenij-v-administrativnij-reglament-predostavleniya-municipalnoj-uslugi-predostavlenie.html
o-vnesenii-izmenenij-v-gorodskuyu-celevuyu-programmu-sohranenie-pamyatnikov-derevyannogo-zodchestva-i-drugih-obektov-kulturnogo-naslediya-raspolozhennih-na-territorii-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-vologda-na-2011-2020-godi.html
o-vnesenii-izmenenij-v-municipalnuyu-celevuyu-programmu-po-obespecheniyu-zhilem-molodih-semej-na-2011-2015-godi.html
o-vnesenii-izmenenij-v-oblastnuyu-celevuyu-programmu-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-naseleniya-rajona-na-2009-2011-godi.html
o-vnesenii-izmenenij-v-otdelnie-zakoni-altajskogo-kraya-o-statuse-i-granicah-municipalnih-obrazovanij-altajskogo-kraya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-bokser-ti-chto-kupil-bileti-na-eto-shou-ili-kak.html
  • education.bystrickaya.ru/2-chto-takoe-vlast-v-tolpo-elitarnom-obshestve-vnutrennij-prediktor-sssr-kto-ne-znaet-v-kakuyu-gavan-plit.html
  • lesson.bystrickaya.ru/monetarizm-kak-teoriya-i-praktika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-povisheniya-kvalifikacii-agroekologiya-ulyanovsk-2010-god-ministerstvo-selskogo-hozyajstva-rossijskoj-federacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literaturnaya-igra-umniki-i-umnici-7-klass-po-povesti-nikolaya-vasilevicha-gogolya-taras-bulba.html
  • testyi.bystrickaya.ru/501054-bi-otaraeva-tv-sologub-na-kivisepp-2008-annotacii-statej.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ussr-open-v-olimpijskom-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj-programmi-razvitie-fizicheskoj-kulturi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sposobi-prokladki-teplovih-setej.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplom-o-visshem-obrazovanii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravila-priema-adres-ul-sobornaya-d-55-231822-d-zhirovichi-slonimskogo-r-na-grodnenskoj-obl-telfaks.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sm-02-ierarhiya-strategicheskih-namerenij-i-osnovnie-ponyatiya-strategicheskogo-upravleniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/harakteristika-strukturnih-rejtingov-razvitiya-uslug-infrastrukturi-gradoobsluzhivayushego-sektora.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-restrukturizacii-predpriyatij-v-respublike-belarus.html
  • writing.bystrickaya.ru/ispolzovanie-fizicheskih-metodov-issledovaniya-v-astronomii.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-9-lekcij-2-seminarov-0-2-laboratornih-2-do-1-aprelya-10-ballov-na-f-kto-ne-uspel-15-ballov-do-15-aprelya.html
  • composition.bystrickaya.ru/perechen-laboratornih-rabot-tomskij-politehnicheskij-universitet.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/31rabota-subd-v-mnogopolzovatelskom-rezhime-1-osnovnie-sredstva-apparatnoj-zashiti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-izuchit-lesnoe-rastitelnoe-soobshestvo-otdelnie-ego-vidi-obuchit-uchashihsya-osnovnim-navikam-polevih-issledovanij-obrabotki-i-analiza-materiala.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-socialno-ekonomicheskaya-statistika-stranica-7.html
  • control.bystrickaya.ru/blizki-do-rosen-plevneliev-firmi-pribirat-milioni-ot-sofiya-tek-park-08062012-0333-ataka-str-12-13.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-razmesheniya-sredstv-naruzhnoj-reklami-i-informacii-na-predpriyatiyah-torgovli-i-obshestvennogo-pitaniya-goskomarhitektura-respubliki-adigeya-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-12-socialno-politicheskoe-posobie-dlya-postupayushih-v-vuzi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/ajn-rend-atlant-raspravil-plechi-kniga-2-stranica-14.html
  • college.bystrickaya.ru/4-3-rezhim-vosproizvedeniya-rukovodstvo-polzovatelya-tdvr-45.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-billa-gejtsa-ochen-ubeditelna-i-realistichna-on-obladaya-darom-predvideniya-zaglyadivaet-chutochku-vpered-chtobi-pokazat-nam-kak-izmenyat-mir-gryadushie-cifrovie-tehnologii-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/lvshaposhnikova-redakcionnaya-kollegiya-akademik-raen-kandidat-istoricheskih-nauk-l-v-shaposhnikova-doktor-filosofskih.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/formirovanie-lichnostnih-osobennostej-materi-na-formirovanie-stilya-roditelskogo-otnosheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/21-formirovanie-universalnih-uchebnih-dejstvij-lichnostnie-i-metapredmetnie-rezultati.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-10-emocionalnaya-i-volevaya-sferi-lichnosti-uchebnik-prednaznachen-v-pervuyu-ochered-studentam-kak-visshih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-test-a-assingera-ocenka-agressivnosti-v-otnosheniyah-30-metodika-mnogofaktornogo-issledovaniya-lichnosti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-upravlenie-bankovskim-produktom-dlya-napravleniya-080500-menedzhment-annotirovannaya-magisterskaya-programma.html
  • predmet.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-na-urokah-s-pomoshyu-voprosno-otvetnogo-i-testovogo-obucheniya-konkursi-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9-klass-spisok-proizvedenij-dlya-obyazatelnogo-chteniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tip-1-zhizn-i-smert-dve-fazi-universalnogoprocessaperemen-e-a-topchinov-puti-filosofii-vostoka-i-zapada.html
  • reading.bystrickaya.ru/konec-skazki-o-novoj-ekonomike.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.