.RU

Нет оправдания (Ведомости,  Газета,  Москва,  Анастасия Корня, 07-02-2011) 8 - страница 19


Интервью с председателем Московской областной Думы Валерием АКСАКОВЫМ о мировых судьях и законодательном обеспечении их деятельности.
Десять лет назад в области были назначены первые мировые судьи

Тему для интервью с председателем Московской областной Думы Валерием АКСАКОВЫМ – мировые судьи и законодательное обеспечение их деятельности, часть которого входит в полномочия субъекта РФ, – мы выбрали неслучайно. Значение этого института постоянно растёт. Ежегодно в нашей стране мировыми судьями рассматривается около 20 миллионов дел.

А так как участниками дел бывают по два-три и более человек, то получается, что в течение года в той или иной ситуации с мировыми судьями сталкиваются до 50 миллионов граждан Российской Федерации. Конечно, не все они бывают удовлетворены работой судов. Вот мы и попытались выяснить у Валерия Евгеньевича, что ещё нужно сделать с законодательной стороны, чтобы система мировых судей работала чётко, слаженно, чтобы дела рассматривались в срок, чтобы деятельность мировых судей удовлетворяла граждан нашей страны.

- Валерий Евгеньевич, давайте наш разговор начнём с рассказа о системе мировой юстиции в Московской области. Как её можно охарактеризовать?

- В нашем регионе становление мировой юстиции началось 10 лет назад: 21 марта 2001 года были назначены первые мировые судьи Московской области. Сейчас в области создано 318 судебных участков и должностей мировых судей.

В работе мирового судьи ему помогает аппарат. Это трое государственных гражданских служащих Московской области: руководитель аппарата, секретарь суда и секретарь судебного заседания. Также в штат мирового судьи введена должность, не относящаяся к государственной гражданской службе Московской области, - завхоз, который, помогая мировому судье, осуществляет техническую деятельность.

В нашем регионе создано Управление по обеспечению деятельности мировых судей Московской области. Управление является государственным органом Московской области, осуществляющим материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, кадровое обеспечение и финансирование аппарата мировых судей. Судебные участки обеспечены всем необходимым: компьютерной техникой, помещениями. На сегодняшний день на одного мирового судью приходится в среднем 100 кв. м помещений. Для обеспечения доступа к информации о деятельности судов в соответствии с федеральным законом создано 318 интернет-сайтов мировых судей, где размещается вся необходимая информация о деятельности судов, в том числе и те решения, которые принимают мировые судьи.

- Валерий Евгеньевич, а что же, на ваш взгляд, необходимо сделать в первую очередь, чтобы устранить ряд проблем правового и организационного характера, которые имеют место в деятельности мировых судей?

- Отвечая на ваш вопрос, остановлюсь на некоторых проблемах, с которыми мы сталкиваемся в нашем субъекте, в Московской области. Но, думаю, что они характерны и для других регионов страны.

Прежде всего до настоящего времени не до конца решён вопрос со статусом мирового судьи. В соответствии с федеральным законодательством мировой судья является судьёй общей юрисдикции субъекта Федерации и входит в единую судебную систему страны.

Однако должность федерального судьи включена в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, а должность мирового судьи - нет. Более того, в прошлом году в соответствии с Указом Президента России должность мирового судьи отнесена к типовым государственным должностям субъекта Федерации. Однако, если мы законодательно включим должность мирового судьи в реестр госдолжностей, субъекта РФ, допустим, Московской области, то на него должно полностью распространяться наше региональное законодательство. То есть мировой судья должен иметь установленный именно Московской областью круг полномочий, соответствующее денежное содержание за счёт средств регионального бюджета, общее количество судей также должно устанавливаться регионом. Однако в соответствии с Конституцией и федеральными законами все судьи выносят решения именем Российской Федерации, финансируются из федерального бюджета. В связи с этим установление статуса мирового судьи, как лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, вступает в противоречие с нормами федерального законодательства.

Следующий вопрос касается взаимоотношений председателей районных судов и мировых судей. В федеральном законодательстве имеется лишь упоминание, что районный суд является для мировых судей вышестоящей инстанцией. Никаких положений об административных или руководящих полномочиях председателя райсуда в отношении мировых судей нет. Фактически же они являются для мировых судей такими же руководителями, как и для судей районного суда. Такой пробел, на мой взгляд, можно устранить, внеся в Федеральный закон о мировых судьях норму об организационном руководстве председателя районного суда в отношении мировых судей соответствующего судебного района.

Также хотелось бы сказать и о том, что на федеральном уровне недостаточно чётко решён вопрос, какой орган должен заниматься организационной стороной деятельности мирового судьи в регионах. Несмотря на то, что в соответствии с законом территориальные управления судебных департаментов при Верховном суде должны организационно обеспечивать деятельность судов общей юрисдикции и соответственно мировых судей, на практике это происходит далеко не всегда. В результате большие упущения в кадровой работе. Наглядным примером стало увольнение в связи с изменением федерального законодательства мировых судей с истекшим сроком полномочий, поскольку кадровая служба вовремя не отследила этого срока и не объявила об открытии вакансий. Из-за этого часть судебных участков была оголена, некоторые мировые судьи остались без работы и без заработной платы, поскольку переназначение и проведение необходимых проверок занимает длительное время: от шести месяцев до года. В настоящее время этот вопрос решён. Наше областное управление судебного департамента извещает об истечении срока полномочий председателя суда и мирового судью за 9 - 11 месяцев. Но делается это по договорённости, а не по конкретной норме закона, где всё должно быть прописано и никого ни о чём не надо просить.

Вообще для чёткой организации деятельности мировых судов очень важно правильно установить начало исчисления срока полномочий мирового судьи. В отношении повторно назначаемых судей никаких вопросов нет – это принятие постановления о назначении на должность. Что же касается мировых судей, которые назначаются впервые, то начало исчисления срока их полномочий можно толковать по-разному. Либо с момента принесения присяги, но в трудовой книжке этот момент не отражается, либо с момента назначения на должность соответствующим постановлением органа представительной власти, либо с момента зачисления в штат приказом начальника Управления судебного департамента.

По сложившейся в Московской области практике приказ начальника Управления судебного департамента о зачислении мирового судьи в штат издаётся после принесения присяги мировым судьёй, однако в федеральном законе это положение никак не закреплено. Кроме того, вызывает вопрос сам порядок принесения присяги мировым судьёй. В связи с тем, что мировые судьи не состоят в штате федерального суда и вопрос принятия ими присяги не входит в компетенцию собрания судей районного суда, необходимо в федеральном законе о статусе судей либо прямо установить порядок принесения присяги мировыми судьями, либо наделить этим правом субъекты Федерации.

Мы сейчас сделали так: приняли решение и у нас мировые судьи приносят присягу на заседании Московской областной Думы при всех депутатах. Так почему бы не прописать эту норму в федеральном законе? Тогда всем субъектам будет понятно, как действовать.

- На различных заседаниях, «круглых столах», посвящённых теме мировых судей, я часто слышала о неравномерности нагрузки, которая ложится на мирового судью на разных судебных участках. Валерий Евгеньевич, проясните, пожалуйста, эту ситуацию.

- Действительно, разница по нагрузке у разных судей в одном судебном районе может отличаться в 3 - 4 раза, а в разных судебных районах – и на порядок. Основной причиной неравномерной нагрузки, на мой взгляд, является критерий, заложенный в законе о мировых судьях, по численности населения: на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В правительстве Российской Федерации к решению этого вопроса подходят упрощённо: численность населения субъекта делится примерно на 20 тысяч человек и так определяется количество мировых судей. При этом особенности административно-территориального устройства не учитываются. Часто приходится объединять в один судебный участок довольно отдалённые друг от друга населённые пункты, поэтому уменьшается доступность к правосудию наших избирателей. Не берётся в расчёт и социально-экономическая ситуация на определённой территории, например, там, где построены большие торговые комплексы или жилые кварталы, резко возрастает количество исков и, соответственно, увеличивается нагрузка.

По моему мнению, было бы правильным дать субъектам возможность самим регулировать численность мировых судей в судебных районах, учитывая при этом и динамику нагрузки судебных участков на этой территории. В связи с чем необходимо внести изменения в федеральный закон о мировых судьях и учитывать среднюю нагрузку по количеству дел, рассматриваемых мировыми судьями в субъекте. А также разрешить субъектам в отдельных случаях, я подчёркиваю - в отдельных случаях, увеличивать расчётную численность населения на одного мирового судью в пределах до 30 тысяч человек.

В связи с неравномерной нагрузкой по территории и перегруженностью судей на отдельных участках страдает население, нарушаются сроки рассмотрения дел, падает качество выносимых решений. Работа отдельных мировых судей напоминает конвейер. Приведу пример. У нас есть такие судебные участки, допустим, в Мытищах. Там расположен очень большой рынок, занимающий три гектара. Рядом магазины «Ашан», «Леруа-Мерлен». Там же ещё и перекрёстки по Осташковскому шоссе. В общем, нагрузка на мирового судью сумасшедшая. А в Можайске, который находится в 127 километрах от Москвы, нагрузка у мирового судьи значительно меньше, потому что нет такого сосредоточения торговых центров в одном месте. Но субъект Федерации практически лишён возможности перераспределить территорию судебных участков, так как надо следовать федеральному закону.

Также одним из проблемных моментов, влияющих на нагрузку мировых судей, является вопрос о замещении вакантной должности мирового судьи. Так, если на судебном участке не назначен мировой судья, то двойная нагрузка ложится на кого-то из судей других судебных участков. Поэтому в федеральном законе о статусе судей необходимо установить обязанность квалификационной коллегии судей субъекта заблаговременно, не менее чем за восемь месяцев объявлять вакансию по должности мирового судьи, у которого истекает срок полномочий. Причём объявление должно быть опубликовано не только в печатном органе субъекта Федерации, но и в местных средствах массовой информации на территории судебного района, в том числе и на официальных сайтах судов и судебных участков для извещения более широкого круга населения.

- Валерий Евгеньевич, проблемы законодательного обеспечения деятельности мировых судей вы обозначили. Хотелось бы знать, когда они будут решаться?

- Начало их решения уже положено. В конце октября прошлого года в Московской областной Думе прошло заседание комиссии Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В повестке дня заседания рассматривались вопросы конституционного законодательства, государственного строительства, гражданского, уголовного, арбитражного и процессуального законодательства, обсуждались актуальные проблемы деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации. Создана рабочая группа по подготовке законодательных инициатив по проблемам деятельности мировых судей. В неё вошли представители Государственной Думы, комиссии Ассамблеи российских законодателей при Госдуме, судейского сообщества, а также эксперты по мировой юстиции. Так что проблемы, связанные с деятельностью мировых судей, в ближайшее время будут решены.

Интервью провела Наталья ВАСЕНИНА

^ НАША СПРАВКА

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трёх лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесённые к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

В частности, мировые судьи рассматривают дела, связанные с нарушениями правил дорожного движения, с мелким хулиганством и мелким хищением, административные правонарушения, связанные с проведением выборов. В их компетенции дела, касающиеся нарушения правил продажи алкогольной продукции и пива, нарушения авторских и смежных прав, иммиграционных правил, уничтожения или повреждения чужого имущества, нарушения законов Московской области о соблюдении тишины и правил чистоты и порядка и многие-многие другие.

Однако должность федерального судьи включена в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, а должность мирового судьи - нет. Более того, в прошлом году в соответствии с Указом Президента России должность мирового судьи отнесена к типовым государственным должностям субъекта Федерации. Однако, если мы законодательно включим должность мирового судьи в реестр госдолжностей, субъекта РФ, допустим, Московской области, то на него должно полностью распространяться наше региональное законодательство. То есть мировой судья должен иметь установленный именно Московской областью круг полномочий, соответствующее денежное содержание за счёт средств регионального бюджета, общее количество судей также должно устанавливаться регионом. Однако в соответствии с Конституцией и федеральными законами все судьи выносят решения именем Российской Федерации, финансируются из федерального бюджета. В связи с этим установление статуса мирового судьи, как лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, вступает в противоречие с нормами федерального законодательства.

Следующий вопрос касается взаимоотношений председателей районных судов и мировых судей. В федеральном законодательстве имеется лишь упоминание, что районный суд является для мировых судей вышестоящей инстанцией. Никаких положений об административных или руководящих полномочиях председателя райсуда в отношении мировых судей нет. Фактически же они являются для мировых судей такими же руководителями, как и для судей районного суда. Такой пробел, на мой взгляд, можно устранить, внеся в Федеральный закон о мировых судьях норму об организационном руководстве председателя районного суда в отношении мировых судей соответствующего судебного района.

Также хотелось бы сказать и о том, что на федеральном уровне недостаточно чётко решён вопрос, какой орган должен заниматься организационной стороной деятельности мирового судьи в регионах. Несмотря на то, что в соответствии с законом территориальные управления судебных департаментов при Верховном суде должны организационно обеспечивать деятельность судов общей юрисдикции и соответственно мировых судей, на практике это происходит далеко не всегда. В результате большие упущения в кадровой работе. Наглядным примером стало увольнение в связи с изменением федерального законодательства мировых судей с истекшим сроком полномочий, поскольку кадровая служба вовремя не отследила этого срока и не объявила об открытии вакансий. Из-за этого часть судебных участков была оголена, некоторые мировые судьи остались без работы и без заработной платы, поскольку переназначение и проведение необходимых проверок занимает длительное время: от шести месяцев до года. В настоящее время этот вопрос решён. Наше областное управление судебного департамента извещает об истечении срока полномочий председателя суда и мирового судью за 9 - 11 месяцев. Но делается это по договорённости, а не по конкретной норме закона, где всё должно быть прописано и никого ни о чём не надо просить.

Вообще для чёткой организации деятельности мировых судов очень важно правильно установить начало исчисления срока полномочий мирового судьи. В отношении повторно назначаемых судей никаких вопросов нет – это принятие постановления о назначении на должность. Что же касается мировых судей, которые назначаются впервые, то начало исчисления срока их полномочий можно толковать по-разному. Либо с момента принесения присяги, но в трудовой книжке этот момент не отражается, либо с момента назначения на должность соответствующим постановлением органа представительной власти, либо с момента зачисления в штат приказом начальника Управления судебного департамента.

По сложившейся в Московской области практике приказ начальника Управления судебного департамента о зачислении мирового судьи в штат издаётся после принесения присяги мировым судьёй, однако в федеральном законе это положение никак не закреплено. Кроме того, вызывает вопрос сам порядок принесения присяги мировым судьёй. В связи с тем, что мировые судьи не состоят в штате федерального суда и вопрос принятия ими присяги не входит в компетенцию собрания судей районного суда, необходимо в федеральном законе о статусе судей либо прямо установить порядок принесения присяги мировыми судьями, либо наделить этим правом субъекты Федерации.

Мы сейчас сделали так: приняли решение, и у нас мировые судьи приносят присягу на заседании Московской областной Думы при всех депутатах. Так почему бы не прописать эту норму в федеральном законе? Тогда всем субъектам будет понятно, как действовать.

- На различных заседаниях, «круглых столах», посвящённых теме мировых судей, я часто слышала о неравномерности нагрузки, которая ложится на мирового судью на разных судебных участках. Валерий Евгеньевич, проясните, пожалуйста, эту ситуацию.

- Действительно, разница по нагрузке у разных судей в одном судебном районе может отличаться в 3 - 4 раза, а в разных судебных районах – и на порядок. Основной причиной неравномерной нагрузки, на мой взгляд, является критерий, заложенный в законе о мировых судьях, по численности населения: на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В правительстве Российской Федерации к решению этого вопроса подходят упрощённо: численность населения субъекта делится примерно на 20 тысяч человек, и так определяется количество мировых судей. При этом особенности административно-территориального устройства не учитываются. Часто приходится объединять в один судебный участок довольно отдалённые друг от друга населённые пункты, поэтому уменьшается доступность к правосудию наших избирателей. Не берётся в расчёт и социально-экономическая ситуация на определённой территории, например, там, где построены большие торговые комплексы или жилые кварталы, резко возрастает количество исков и, соответственно, увеличивается нагрузка.

По моему мнению, было бы правильным дать субъектам возможность самим регулировать численность мировых судей в судебных районах, учитывая при этом и динамику нагрузки судебных участков на этой территории. В связи с чем необходимо внести изменения в федеральный закон о мировых судьях и учитывать среднюю нагрузку по количеству дел, рассматриваемых мировыми судьями в субъекте. А также разрешить субъектам в отдельных случаях, я подчёркиваю - в отдельных случаях, увеличивать расчётную численность населения на одного мирового судью в пределах до 30 тысяч человек.

В связи с неравномерной нагрузкой по территории и перегруженностью судей на отдельных участках страдает население, нарушаются сроки рассмотрения дел, падает качество выносимых решений. Работа отдельных мировых судей напоминает конвейер. Приведу пример. У нас есть такие судебные участки, допустим, в Мытищах. Там расположен очень большой рынок, занимающий три гектара. Рядом магазины «Ашан», «Леруа-Мерлен». В общем, нагрузка на мирового судью сумасшедшая. А в Можайске, который находится в 127 километрах от Москвы, нагрузка у мирового судьи значительно меньше, потому что нет такого сосредоточения торговых центров в одном месте. Но субъект Федерации практически лишён возможности перераспределить территорию судебных участков, так как надо следовать федеральному закону.

Также одним из проблемных моментов, влияющих на нагрузку мировых судей, является вопрос о замещении вакантной должности мирового судьи. Так, если на судебном участке не назначен мировой судья, то двойная нагрузка ложится на кого-то из судей других судебных участков. Поэтому в федеральном законе о статусе судей необходимо установить обязанность квалификационной коллегии судей субъекта заблаговременно, не менее чем за восемь месяцев объявлять вакансию по должности мирового судьи, у которого истекает срок полномочий. Причём объявление должно быть опубликовано не только в печатном органе субъекта Федерации, но и в местных средствах массовой информации на территории судебного района, в том числе и на официальных сайтах судов и судебных участков для извещения более широкого круга населения.

- Валерий Евгеньевич, проблемы законодательного обеспечения деятельности мировых судей вы обозначили. Хотелось бы знать, когда они будут решаться?

- Начало их решения уже положено. В конце октября прошлого года в Московской областной Думе прошло заседание комиссии Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В повестке дня заседания рассматривались вопросы конституционного законодательства, государственного строительства, гражданского, уголовного, арбитражного и процессуального законодательства, обсуждались актуальные проблемы деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации. Создана рабочая группа по подготовке законодательных инициатив по проблемам деятельности мировых судей. В неё вошли представители Государственной Думы, комиссии Ассамблеи российских законодателей при Госдуме, судейского сообщества, а также эксперты по мировой юстиции. Так что проблемы, связанные с деятельностью мировых судей, в ближайшее время будут решены.

Беседовала

Наталья ВАСЕНИНА



Долги погасим через Интернет (Личные деньги,  On-line СМИ,  Москва,  08-02-2011)

nemetalli.html
nemnogo-buhgalterii-klikushi-golodomora.html
nemnogo-klassiki-petr-lyukimson.html
nemnogo-o-pishevarenii-e-v-vasilev-sposob-zhizni-v-eru-vodoleya-teoriya-i-praktika-samopoznaniya-i-samoozdorovleniya-moskva.html
nemnogo-o-zeleni-vazhnejshie-pitatelnie-veshestva.html
nemnogo-statistiki-faktov-i-literaturi-zadacha-etoj-knigi-pomoch-chitatelyu-sostavit-obshee-predstavlenie-o-psihoanalize.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-2-ponyatijnij-apparat-i-problematika-gendernih-issledovanij-v-kontekste-izucheniya-i-razvitiya-deyatelnosti-upch.html
  • desk.bystrickaya.ru/podvedenie-vlozhennih-itogov-chtobi-vlozhit-ili-vstavit-itog-dlya-grupp-nahodyashihsya-vnutri-uzhe-sushestvuyushih-grupp-sleduet.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-sovershenstvovanie-pofessionalnogo-urovnya-podgotovki-sotrudnikov-gospitalya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/48-zoni-specialnogo-naznacheniya-generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-selskoe-poselenie-pervomajskij.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pyataya-moe-znamya-istina-biografiya-shopengauera-poslednyaya-rabota-kotoruyu-nachal-pisat-dlya-zhzl-arsenij.html
  • studies.bystrickaya.ru/hamid-ad-din-al-kirmani-uspokoenie-razuma.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otchyot-po-uchebnoj-geodezicheskoj-praktike.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-ekologii-problemi-ochistki-stochnih-vod-i-utilizacii-osadkov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-shkrm-atindai-semej-memlekettk-univrsitet.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-9arbitrazhnie-rashodi-i-shtrafi-zadachi-i-funkcii-arbitrazhnih-sudov-8-tema-2-8-ponyatie-arbitrazhnogo-processa.html
  • literatura.bystrickaya.ru/smi-v-politicheskoj-sisteme-obshestva.html
  • tests.bystrickaya.ru/m-yu-lermontov-6-chas-15-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-dlya-obrazovatelnih.html
  • report.bystrickaya.ru/horuzhenko-k-m-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-testi-ucheb-posobie-dlya-studentov-vissh-i-sredn-ucheb-zavedenij.html
  • school.bystrickaya.ru/hiranyakashipu-zamislil-stat-bessmertnim-kniga-sedmaya.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-masterskaya-psihologicheskaya-masterskaya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-predstavlenie-po-teme-pismo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/titov-g-a-gogmachadze-g-d-voloshenko-v-s-sinigovec-m-e-ezrohin-l-m.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-9-magersfontejn-artur-konan-dojl.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnik-buhgaltera-po-rashodam-sosnauskene-o-i-klokova-a-v-tihonova-e-p-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-11-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tematika-vstupitelnih-ispitanij-literatura-fizika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teun-marez-oh-uzh-eto-schaste-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-i-oformleniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-specialnosti-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kniga-psihotronnaya-golgofa-yavlyaetsya-sokrashennim-variantom-moej-osnovnoj-nigde-ne-opublikovannoj-knigi-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-omsk-izdatelstvo-sibadi-2007-stranica-2.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakoni-tozhdestvabulevoj-algebri-logiki-1.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-stat.html
  • spur.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-2-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-integrirovannie-sistemi-v-finansovo-ekonomicheskih.html
  • testyi.bystrickaya.ru/414-planirovanie-sevooborotov-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-dlya-studentov-ekonomicheskih.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomika-svyazi.html
  • composition.bystrickaya.ru/perspektivi-i-sostoyanie-razrabotok-raspredelitelnih-transformatorov-massovih-serij-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posvyashenie-v-studenti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-ulyanovsk.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mirovoj-kreditnij-rinok-i-ego-rol-v-globalizacii-mirovoj-ekonomiki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poryadok-vipolneniya-zadaniya-medicinskaya-informatika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.