.RU

Научной рефлексии - страница 24


С учетом степени воздействия на личность различают несколько уровней дезадаптированности. Устойчивая ситуативная дезадаптированность имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях, хотя предпринимает такие попытки. В качестве ответа на такую хроническую ситуацию дезадаптированности такие люди в конце концов приобретают специфический защитный комплекс, одним из признаков наличия которого является неверное, искаженное восприятие и осознание своего социального статуса. Временная дезадаптированность устраняется с помощью адекватных адаптивных предметных, социальных и внутрипсихических действий. Общая устойчивая дезадаптированность является состоянием перманентной фрустрированности, наличие которого активизирует ставшие патологическими (патологизированные) защитные механизмы. Вследствие многократного применения патологизированных защитных механизмов формируются специфические виды психических комплексов – синдромы неврозов и психозов. Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого следует начинать свою адаптивную активность.
Мы поддерживаем мнение С.С.Фролова, что дезадаптация лишает индивида эмоциональной удовлетворенности, вызывает вторичный травматизм, приводит к возникновению целого ряда психосоциальных проблем (Фролов С.С. , 1997).

С точки зрения Ф.Б. Березина в поддержании адекватных соотношений в системе «индивидуум-среда» решающую роль играет психическая адаптация, которая определяется как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. При условии сохранения психического и физического здоровья этот процесс обеспечивает соответствие психической деятельности и поведения человека требованиям среды, позволяя индивидууму в то же время удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели. Ф.Б. Березин выделяет два уровня психической адаптации. Поддержание психического гомеостаза, сохранение психического здоровья осуществляется на индивидуально-психологическом уроне, включающем в себя личностные и типологические особенности человека, его актуальные состояния (мотивация, способности, уровень развития самосознания, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, темперамент, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы и т.д.). На социально-психологическом уровне осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия, особенностей микросоциального взаимодействия, идет учет достижение социально-значимых целей (Березин В.Г., 1988). Эту мысль поддержала Л.И. Божович, предположившая, что психические особенности и качества ребенка, внутренняя позиция, приобретенные на ранних этапах онтогенеза, способны оказать обратное влияние на его последующее развитие (Божович Л. И., 1995).

Интересным представляется утверждение А.А.Балла, который считает, что понятие адаптации применимо не только при условии равновесия между компонентами реальных систем, имеющих место на всех уровнях развития материи, но и при выходе за рамки психологической ситуации (Балл Г.А.,1989).

Мобилизация адаптивных ресурсов и механизмов личности для реконструкции реальной социальной ситуации может привести к последующей адаптации путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации. Личность в этом случае претерпевает сравнительно небольшие и в основном положительные изменения. Адаптация с сохранением ситуации вызывает у личности более глубокие изменения, но такие, которые большей частью не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию (Налчаджян А.А., 1998).

А.Г.Асмолов в качестве социально-психологического содержания понятия «адаптация» выделяет сближение целей и ценностных ориентаций группы и индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Подлинным основанием и движущей силой развития личности автор считает совместную деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, то есть осуществляется социализация. Другой тип адаптационного процесса тип, определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы (Асмолов А.Г., 1996).

Проведенный анализ научной литературы показывает, что процессы адаптации и развития личности могут рассматриваться в единстве, как составляющие социализации личности. Лежащее в основе социализации усвоение социального опыта становится источником развития личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. А процесс социально-психологической адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Процесс жизнеосуществления личности не исчерпывается адаптационными процессами, включая в себя помимо них процессы интеграции, саморазвития, самореализации, самодетерминации, субъектогенеза (Асмолов А.Г.,1984, 1990; Газман О.С., 1996; Котова И.Б.,1994; Петровский А.В.1982, 1990, Шиянов Е.Н., 1991 и др.).


^ 5.2. Особенности социально-психической адаптации личности,

имеющей травматический опыт


Социальная адаптация – один из основных социально-психических механизмов социализации личности. Проблема социальной адаптации личности чрезвычайно актуальна для многих областей психологической науки. В рамках собственной специфики она рассматривается в психологии личности, педагогической психологии, психологии труда, медицинской и юридической психологии. Особенности социальных процессов в современных условиях предъявляют повышенные требования к личности, которой приходится изменяться в зависимости от социальных требований, сохраняя, по возможности, основополагающие собственные внутренние установки и убеждения. Человечество сталкивается с невиданными ранее травматическими ситуациями, массированным информационным стрессом, инфляциями, дефолтами, политическими потрясениями. В этих условиях взрослые, сложившиеся люди не всегда выходят из сложных социальных ситуаций, а у молодых людей период социализации приобретает ряд особенностей, вследствие хрупкости психики; в силу психофизиологических особенностей; необходимости приобретения множества знаний, умений, навыков; вступления в сложную систему межличностного взаимодействия, что рассматривается как совокупность непрерывных новообразований. В связи с этим можно вполне обоснованно констатировать, что разработка проблемы социальной адаптации личности в современных условиях становится одной из насущных и ключевых задач психологической науки.

В историко-психологическом плане в исследовании проблемы соцально-психологической адаптации условно выделяют три направления. Первое направление связано с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды L.Berkowitz, S.Freid, H.Selye, суть которого в способности организма приобретать гомеостатическое равновесие в рамках формулы: конфликт-тревога-защитные реакции (см. Реан А.А., Курдашеву А.Р., Баранову А.А.). В ответ на тревогу и нарушение внутреннего гомеостаза, мобилизуются личностные ресурсы «эго». При данном подходе принято считать, что адаптированности личности определяется, характером его эмоционального самочувствия и, прежде всего, наличием или отсутствия тревоги у личности. К данному направлению исследования социальной адаптации относят и подход Э.Эриксона, хотя формула процесса адаптации, принадлежащая ему, выглядит несколько иначе: противоречие-тревога-защитные реакции индивида в среде – гармоническое равновесие или конфликт. Психоаналитические подходы A.Adler и E.Fromm, связанные с психофизиологической и психосоматической проблематикой также принято относить к первому направлению (Адлер А., 1997; Фромм Э., 1990).

Второе направление исследований социальной адаптации представлено работами G.Allport (1955), A.Maslow, C.Rogers, V.Frankl, в которых в качестве цели адаптации рассматривается достижение позитивного духовного здоровья и соотвествтвие ценностей личности ценностям социума. В противовес идее гомеостаза в гуманистической психологии выдвигается положение об оптимальном динамическом взаимодействии личности и среды. Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт-фрустрация-акты приспособления. Причем возникновение конфликта предполагается лишь при фрустрации фундаментальных, базальных потребностей личности, к которым А.Маслоу относит физиологические потребности, потребность в безопасности, в принадлежности к группе, потребность в уважении, признании, любви и самоактуализации. Впервые выделены конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. Критериями конструктивных реакций, по А.Маслоу, является и обусловленность требованиями социальной среды, постановка цели для решения проблем, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Неконструктивные реакции, направленные на устранение неприятных переживаний из сознания и реально не решающие самих проблем, проявляются агрессией, реагрессией, фиксацией, тем не менее, рассматриваются как аналог защитных реакций (Маслоу А., 1997). По А.Маслоу неконструктивные реакции свойственны всем здоровым людям и в определенных условиях они играют роль действенного механизма самопомощи. Этот подход находит развитие в новейших концепциях и исследованиях личности. В условиях военных действий, террористических актов, техногенных и природных опасностей, потери объектов особой привязанности, формируется так называемая защитная экстернальность, позволяющая сохранить личности самопризнание и самоуважение. Эту мысль подчеркивает К.Рождерс, заявивший, что неконструктивные реакции есть проявление психопатологических механизмов.

Третий подход S. Folkmann, R. Lasarus в исследовании социальной адаптации основан на концепциях «когнитивной психологии» личности. Содержание формулы «конфликт-угроза-реакция приспособления» изменяется. Взаимодействие личности со средой способно вызвать рассогласованность между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации, когнитивный диссонанс, который переживается как состояние дискомфорта, угрозы. Реакция человека в этом случае направляется на поиск путей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса (Lasarus R.S., Folkmann S., 1984; Lasarus R.S..1966). Проявление когнитивного диссонанса довольно часто наблюдается в области социальной перцепции, т.е. восприятия человека человеком. Когнитивный подход важен, на наш взгляд с позиций оказания психотерапевтической помощи, современные стратегии которой предполагают изменение взгляда на неизменяемые обстоятельства. Снятие или уменьшение когнитивного диссонанса зависит от способностей личности к рациональным объяснениям противоречий, селекции травмирующей информации, активной самокоррекции и самоизменения собственных установок. Как и в других теориях, с позиций когнитивного диссонанса, выделяются два уровня адаптации – адаптированность и дезадаптация.

Все три подхода к проблеме социальной адаптации были актуальными в определенных условиях.

На современном этапе развития общества и личности в западной психологии проблема социальной адаптации разрабатывается в рамках направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоанализа, связанных с культурной антропологий и психосоматической медициной. Главное внимание уделяется нарушениям адаптации – невротическим и психосоматическим расстройствам, алкоголизму, наркомании и способам их коррекции.

Исследования и теоретические разработки отечественных ученых, направлены на эволюцию понимания явления адаптации, которая отмечена следующими тенденциями: происходит все большее разделение понятий приспособления (adjustment) и собственно адаптации (adaption); движения от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды, от конечной цели – гомеостатического равновесия, отсутствия конфликтов – к самореализации и самоактуализации личности в реальной социальной среде (Абульханова-Славская К.А., 1994; Налчаджян А.А.., 1988).

Трансформация сути понятия связана смещением акцента с биологической и физиологической адаптации на психическую и социальную, смещением интереса исследователей из сферы психических отклонений (аномалий и патологий) к рассмотрению здоровой личности. Эта линия размышления получила свое продолжение в модели уровней адаптированности личности А.Н Жмырикова, включающей выходные параметры деятельности личности, степени интеграции личности с макро- и микросредой, степень реализации внутриличностного потенциала, эмоциональное самочувствие (Жмыриков А.Н., 1989). Использование этих критериев позволяет выделить четыре основных уровня адаптированности личности: высокий оптимальный, высокий избыточный, низкий, дезадаптивный.

А.Реан также предлагает дифференцированную типологию критериев социальной адаптации с уходом от простой дихотомии «адаптация-дезадаптация». Формой адаптации личности по внутреннему или внешнему критерию – Im-адаптацией представлена неполная, но возможная форма адаптации (Im – Imaginary – мнимый). Системной, полной социальной адаптацией личности является Re- адаптация личности (Re- Real – действительный), отражающая появление нового системного образования – способности личности к самоактуализации в гармонии с реальным социумом. Внутренний критерий автор связывает с психоэмоциональной стабильностью, личностной комфортностью, отсутствием дистресса, ощущения угрозы. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, принятым в социуме правилам и критериям нормативного поведения. Проявление асоциального, контрнормативного, делинквентного поведения рассматривается как деазадаптация по внешнему критерию (Реан А.А., 2006).

Важным условием социальной адаптации является социально-психологическая терпимость личности, позволяющая предупреждать развитие когнитивного диссонанса, а, следовательно, и дезадаптацию личности.

Очевидно, что проблемы, связанные с психодиагностикой социальной адаптации личности, очень разнообразны и сложны. Методики, связанные с проблематикой социальной адаптации, направлены на диагностику какой-либо одной составляющей, задачу комплексного изучения социальной адаптации в настоящее время не решает ни одна специальная методика.

В рамках самой теории социальной адаптации личности существует также ряд проблем.

Принято считать, что процесс социальной адаптации, то есть активного приспособления индивида к условиям социальной среды в течение жизни, может осуществляться в двух формах – в виде активного воздействия на социальную среду и пассивного, конформного принятия ценностей и ценностных ориентаций групп. А.Реан предлагает изменить критерии определения адаптационного процесса «активный-пассивный», мотивируя невозможность конформного принятия ценностей без самоизменения и самокоррекции. В связи с чем автор предлагает принятие термина «вектор активности», учет его направленности. При этом направление «вектора активности наружу» характеризует способности личности активно влиять на среду, приспосабливать ее под себя. Другой тип адаптационного процесса связан с активным изменением личностью себя, с коррекцией собственных социальных установок, поведенческих стереотипов. Проведенные нами исследования по социальной адаптации студентов, имеющих травматический опыт, позволяют полностью согласиться с А.Реаном. Пассивное принятие ситуаций, воздействий, требований социальной среды без включения активного процесса самоизменения, саморазвития и самокоррекции приводит, согласно экспериментальным данным, к переживанию дискомфорта, неудовлетворенности, развитию тревожности в различной степени выраженности (Чурилова Т.М., 2003; Топчий М.В., 2004). Наиболее эффективным с позиций адаптации принято считать третий тип адаптационного процесса – вероятностно-комбинированный.

У лиц с травматическим опытом различной интенсивности, особенно у перенесших посттравматическое стрессовое расстройство, с позиций понятия «адаптационный потенциал среды» можно предполагать развитие других форм взаимодействия личности и социального пространства в зависимости от величины адаптивного потенциала данной личности.

С точки зрения теории онтогенетической социализации А. Налчанджяна одним из важнейших принципов теории социальной адаптации личности является утверждение о том, что в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Следует различать три их основные разновидности: а) незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях; б) защитные адаптивные комплексы, являющиеся устойчивыми сочетаниями только защитных механизмов; в) смешанные комплексы, состоящие из защитных и незащитных адаптивных механизмов (Налчаджян А.А., 1988).

Социально-психическая адаптация личности, осуществляющаяся на уровне личностных механизмов, не сводится к конформизму, который является только одной из возможных адаптивных стратегий, осуществляется с помощью различных смешанных адаптивных комплексов и выражается в разнообразных поведенческих формах. Конформистское поведение в некоторых ситуациях может быть неадекватным, приводить к формированию черт и установок личности, которые делают невозможной ее гибкую адаптацию, способствовать формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и созданию все новых проблемных ситуаций. В частности, сознательно осуществляемая конформистская стратегия может стать предпосылкой возникновения перманентных внутренних конфликтов личности. В то же время неконформистское поведение может иметь творческий характер, способствовать социально-психической адаптации личности

Долгие годы христоматийным являлось мнение, что формирование типа адаптационного процесса обусловлено структурой потребностей и мотивов индивида. Современный взгляд на проблему предполагает учет дифференциально-психологических особенностей личности, в том числе сензитивности, ранимости, эмотивной акцентуации на фоне сверхэкстремальных воздействий на психику человека. Долгое время социальная адаптация в рамках разнообразных стрессовых условий изучалась вне контекста конкретной предметной и профессиональной деятельности. Но факты осознания непосредственного неблагоприятного влияния на внутриличностные и социальные процессы все более возрастающего количество антропогенных катастроф, «горячих точек», терроризма, тяжких преступлений, которых мир не знал раньше, требуют комплексного изучения психических и функциональных действий человека, возможности трудовой деятельности, самореализации и самоактуализации личности.

Существенные, кардинальные изменения в жизни индивида, сопровождающиеся трансформациями в его социальном окружении, способны вызывать у человека травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР). Это состояние возникает как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью. Иногда требуются годы для того, чтобы человек обрел вновь способность нормально жить среди людей, общаться с ними, принимать мир таким, как он есть. В качестве дополнительного фактора риска ПТСР рассматривается предшествующая сенсибилизация - отягощенность затяжными реакциями на другие индивидуально значимые травмы (например, сексуальное насилие, длительное пребывание в детском возрасте в эмоционально пренебрегающем окружении или конфликтной обстановке экстремального уровня). Личностные особенности или предшествующие невротические состояния не играют решающей роли в генезисе ПТСР при высокой интенсивности стрессового воздействия (Тарабрина Н.В., Агарков В.А., 2002).

Имеющих травматический опыт людей, с позиций социальной адаптации, можно условно разделить на несколько категорий.

Компенсированные личности, которые нуждаются в легкой психологической поддержке на уровне дружеской или семейной.

Личности с дезадаптацией легкой степени, проявляющейся в нарушении психофизиологического равновесия, эмоциональной возбудимости, конфликтности, наличии страхов и другие проявления внутренней дисгармонии. Адаптация у таких людей нарушена, но при определенных условиях восстанавливается без осложнений при условии дружеской психологической поддержки близких людей и окружения в коллективе, профессиональном вмешательстве психолога и психотерапевта.

  1. Личности с дезадаптацией средней степени, которые нуждаются во всех видах помощи, в том числе фармакологической коррекции состояния. Психофизическое равновесие заметно нарушено во всех сферах, имеются психические нарушения на уровне пограничных: постоянное чувство страха, выраженной тревоги или агрессивности в случаях, когда обстоятельства не являются жизненно важными. Физический статус таких лиц может быть нарушен физическими травмами.

  2. Личности с дезадаптацией тяжелой степени, выраженной во всех сферах и требующей длительного лечения и восстановления: от выраженных нарушений психического состояния, до депрессии, суицидальных мыслей, психосоматических нарушений сложного генеза. Социальная адаптация в таких случаях невозможна без вмешательства психиатра. Особо следует выделить дезадаптацию вследствие развития комплекса неполноценности из-за физических травм, приведших к инвалидизации.

Одним из признаков социально-психической дезадаптированности травмированной личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения. Проведенные нами исследования среди ставропольских студентов, имеющих травматический опыт, показали, что 80% из них не могут осмыслить происходящее с ними и найти самостоятельно решить возникшие проблемы. Они были менее инициативны в деятельности, мотивированы на неудачу, в связи с чем большинство из них предпочитало нереалистично высокие по трудности экстремальные цели, а остальные вообще отказывались от выполнения заданий или отличались меньшей настойчивостью в достижении цели. Более, чем у половины студентов была снижена или утрачена потребность в близких межличностных отношениях, в семейной жизни, потеряны профессиональные амбиции из-за безразличия к успехам и карьере. Тем не менее, практически все они осознавали необходимость поиска форм и методов адаптации в сложившейся ситуации.

Осознание динамики внутриличностных процессов под влиянием травматического опыта позволило многим студентам раскрыть причины социальной дезадаптации, понять особенности адаптивного процесса, определить уровень дезадаптированности, оттталкиваясь от которого личность может начать свою адаптивную активность. Для многих из них сложности социальной адаптации были связаны с вторичной травматизацией, возникающей как реакция на негативное отношение к пострадавшим других людей – медицинского персонала, социальных работников, сверстников. Студенты, сравнительно легко перенесшие первичную травматизацию, после вторичной оказались более дезадаптированными, что привело многих к формированию агрессивности, конфликтности, одиночеству.

Для индивидов, перенесших психическую травму, сохраняется поведенческий паттерн, который не нашел отражения в диагностических критериях ПТСР – компульсивное повторное переживание событий. Практически во всех видах травматизированной популяции наблюдается этот феномен. Вместо сближения целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы, социально-психологическим содержанием социальной адаптации лиц, имеющих травматический опыт становится формирование паттернов поведения повторного переживания травмы. К ним можно отнести агрессивное поведение, насилие; деструкцию, саморазрушение личности; ревиктимизацию при которой травмированные индивиды вновь попадают в ситуации, в которых они оказываются жертвами. Все эти виды взаимодействий современная цивилизация рассматривает как жизненную стратегию с высоким риском социальной дезадаптации.

Если травматические воспоминания остаются не интегрированными в когнитивную сферу индивида, травматический опыт, имеющий формы соматических ощущений, флэшбэк-эффектов, интенсивных эмоций, кошмаров, характерных стилей поведения, сохраняется на долгие годы. В нашей практике были случаи фиксации социальной дезадаптации средней степени у студентов, пострадавших во время террористического акта в Буденновске, которые сохранили в течение 7 лет после событий постоянное чувство страха, выраженной тревоги, нарушение концентрации внимания, изменение физиологической реактивности. Они перестали бывать в ранее активно посещаемых местах отдыха и потеряли интерес к ранее значимым видам деятельности. Была отмечена крайняя неуверенность в собственных силах, конформность, формирующая чувство зависимости, безинициативность, несамостоятельности в поступках и суждениях. В качестве единственной мотивировки социально значимого поведения был назван материальный фактор.

При изучении особенностей личности студентов, страдающих из-за потери объекта особой привязанности (смерть близких, разлука, распад семьи) у многих из них были отмечены изменения смысловой идентификации личности, исключение адекватных отношений с окружением или поддержанием их на минимальном уровне с отчетливой тенденцией к «затворничеству» (Чурилова Т.М., 2004).

Интенсивные негативные эмоции (страх, паника, тревога) в ответ даже на средние по интенсивности стимулы могут привести к чрезмерному реагированию и представлять определенную угрозу для окружающих. У людей, постоянно находящихся в состоянии гипервозбуждения, в значительной степени утрачивается функция мобилизации внимания и ресурсов организма в потенциально значимой ситуации. Повышенная физиологическая возбудимость на стимулы широкого спектра, постоянное продуцирование предупредительных сигналов приводят к тому, что физические ощущения теряют функцию сигналов эмоциональных состояний и, как следствие, они уже не могут служить в качестве ориентиров при какой-нибудь активности или деятельности. Нормальные физиологические ощущения в такой ситуации могут быть наделены новым угрожающим смыслом для самого индивида и окружающих его людей.

Индивиды с травматическим опытом не в состоянии игнорировать несущественное, в связи с чем испытывают перестимуляцию, фиксацию на травме, и, как следствие, снижение вовлеченности в повседневную жизнь. В результате теряется способность гибкого реагирования на изменяющиеся требования окружающей среды, появляются трудности в учебной деятельности, усвоении новой информации. Фиксация на травме лишает способности понимания другого человека, видеть мир его глазами, вникать в состояние душевных движений окружающих. Травматизация молодых людей способна в короткий срок оказать влияние на появление новых негативных качеств личности, не свойственных для них ранее, что сразу находит проявление в рамках социальной перцепции. Исчезает способность к эмпатии, способности эмоционально реагировать и откликаться на переживание другого, давать адекваный эмпатический ответ вербального или невербального типа. Сензитивность направлена только на стимулы, связанные с травматическим опытом.

Учитывая, что социально-перцептивные способности занимают одно из первых мест в структуре социальных способностей личности, можно предположить, что травматический опыт окажет негативное влияние на социально-перцептивную компенентность, социальный интеллект, социально-перцептивные умения и навыки, что значительно затруднит социализацию травмированных индивидов.

Интеграция негативных характерологических и поведенческих проявлений, искажение смыслоориентированности личности может повредить формированию оптимального уровня таких социально-перцептивных способностей, как способность предвидеть последствия поведения, способность понимать невербальную экспрессию в контексте определенной ситуации, способность понимать логику развития сложных ситуаций, развитая рефлексия, эмпатии, самооценке. В связи с этим становится невозможным успешное отношение личности с окружающими, формирование ее статуса и положения в коллективе, адекватное отражение психических состояний другого. Несоответствие закономерностей развития познавательной сферы в таком случае не будут совпадать с особенностями ее формирования как субъекта познания, общения, социальной практики взаимодействия, а, следовательно социализации.

Процесс социальной адаптации, социализации нелегок даже для индивидов, имеющих высокий потенциал самоактуализации, самосовершенствования, а, следовательно имеющих заблаговременно благоприятный адаптационный прогноз. Адаптация людей в обществе, которых коснулась миграция, болезни, потеря близких, воздействие катастрофических факторов, инвалидизация и пр. представляет огромную сложность, особенно, если предположить, что подавляющее большинство вынужденно самостоятельно заботиться о себе, близких, выживать в сложившихся обстоятельствах. Актуальность ситуации возрастает с увеличением количества личностных и глобальных общечеловеческих проблем.

Изучая особенности социализации студентов с травматическим опытом, мы опирались на существующие теории социальной адаптации и классический психодиагностический инструментарий. Сложностью в изучении социальной и психологической адаптации лиц, имеющих травматический опыт, с позиций концепций посттравматического стрессового расстройства, оказалось то, что отдельные симптомы, критерии посттравматического стресса рассматриваются в рамках различных теоретических концепций, хотя все существующие модели ПТСР содержат подходы, рассматривающие личность как адаптивную единицу сообщества. При изучении теоретических моделей ПТСР нам стало очевидно, что с одной стороны, наблюдается постепенный отход от теорий медико-психологических аспектов рассмотрения социальной адаптации. С другой стороны наметилась четкая тенденция изучения социальной адаптации с позиций патологии адаптации. Но, по всей вероятности, об интеграции и ассимиляции говорить еще рано.

Подводя итоги вышесказанному, считаем единственно приемлемым комплексный подход к изучению проблемы социальной адаптации в современном обществе с учетом непредсказуемости политических процессов, техногенной опасности, роста криминогенности, и, как следствия, всеобщей психической нестабильности, склонности к деазаптационным проявлениям. При изучении процессов социальной адаптации личности студента, следует учитывать, что речь идет о молодых людях, с раннего возраста имеющих травматический опыт. С ним связан «школьный стресс», который сохраняется у большинства школьников на протяжении всего обучения; «кризис независимости», и «кризис зависимости», «эмоционального шторма» подростков; гетеросоциальность, проблемы сексуальной ориентации, девиантных субкультур, ранние половые связи, в юношеском возрасте. Разработка технологий развития, социализации и воспитания личности с учетом выдвинутых выше проблем, повысит их эффективность и значимость.


metodika-provedeniya-uroka-podgotovka-i-provedenie-uroka-vidi-analiza-uroka-analiz-provedeniya-uroka-s-pozicij-zdorovesberezheniya.html
metodika-provedeniya-urokov-po-podgotovke-k-sochineniyam-na-literaturnuyu-temu-i-ih-napisaniyu-v-5-8-klassah-5-klass.html
metodika-provedeniya-zanyatij-dlya-bolnih-bronhialnoj-astmoj-v-astma-shkole.html
metodika-provedeniya-zanyatiya-s-ispolzovaniem-tehnicheskih-sredstv-obucheniya-avtor-holmovaya-irina-pavlovna-fgou-spo-novooskolskij-selskohozyajstvennij-kolledzh-prepodavatel.html
metodika-psiholog.html
metodika-raboti-nad-ponyatiyami-zvuk-slog-slovo-predlozhenie-v-dobukvarnij-period.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-odissej-kak-ideal-epicheskogo-geroya-voploshenie-obshechelovecheskih-cennostej.html
  • esse.bystrickaya.ru/proizvedenie-ai-galicha-teoriya-krasnorechiya-dlya-vseh-rodov-prozaicheskih-sochinenij-russkaya-slovesnost.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-e-pozdeeva-biblioteki-muzei-i-arhivi-v-usloviyah-bolshogo-goroda.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadacha-12.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-himii-dlya-9-klassa-sostavitel-uchitel-vtoroj-kategorii-bashorova-g-d.html
  • student.bystrickaya.ru/3-kolonizaciya-v-ix-x-vv-a-r-korsunskij-istoriya-ispanii-ix-xiii-vekov.html
  • literature.bystrickaya.ru/car-kotorij-sokrushil-napoleona-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravitelstvo-penzenskoj-oblasti-postanovlenie-ot-26-aprelya-2010-g-n-246-pp-ob-utverzhdenii-dolgosrochnoj-celevoj-programmi-razvitie-konkurencii-v-penzenskoj-oblasti-na-2010-2014-godi-stranica-4.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-i-vserossijskaya-konferenciya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-k-glave-1-glava-potoki-platezhej-i-finansovie-renti-stranica-13.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/matematicheskie-suzhdeniya-i-umozaklyucheniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-materiya-zadachi-i-uprazhneniya-moskva-2005-balashov-l-e-filosofiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/starost-kak-obekt.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25-fevralya-1975-goda-anatolij-marchenko-o-sebe-vse-rasskazal-sam.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-investicionnih-proektov-v-usloviyah-riska-i-neopredelennosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sovetskie-istoriki-o-smerdah-v-kievskoj-rusi-kievskaya-rus-ocherki-otechestvennoj-istoriografii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specializirovannie-i-universalnie-vistavki-yarmarki.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-i-prakticheskih-zanyatij-izhevsk-2006-bbk-63-3-udk-930-9.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-proverok-soblyudeniya-zemelnogo-zakonodatelstva-na-2010-god-upravleniem-rosreestra-po-altajskomu-krayu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-russkaya-literatura-xh-hhi-vv-v-kross-kulturnoj-perspektive-ch-1-dlya-napravleniya-032700-68-filologiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-17-fevralya-2012-g-198-g-siktivkar-ob-utverzhdenii-upolnomochennih-predstavitelej-gosudarstvennoj-ekzamenacionnoj-komissii-respubliki-komi-v-2012-godu.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogo-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme-ae-0003.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliorgaficheskij-spisok-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/svetlie-serdechnie-chuvstva-i-plamennost-serdca-kniga-ne-tolko-nauchit-rebenka-razmishlyat-o-raznih-storonah-zhizni.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kabinet-estestvenno-matematicheskih-disciplin-kabinet-geografii.html
  • writing.bystrickaya.ru/6-protivopozharnie-meropriyatiya-61-stroitelnie-resheniya-titulnij-list.html
  • writing.bystrickaya.ru/aleksander-g-bejli-dzh-investicii-sh25-per-s-angl-stranica-10.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovoe-polozhenie-federalnogo-agentstva-pravitelstvennoj-svyazi-i-informacii-chast-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alekseeva-tatyana-ivanovna-z-m-bogoslovskaya-d-r-filol-nauk-professor-kafedri-inostrannih-yazikov-v-oblasti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-geograficheskih-specialnostej-visshih-uchebnih-zavedenij-soglasovano.html
  • student.bystrickaya.ru/23-vibroaktivnost-rotorov-e-a-bogdanov-osnovi-tehnicheskoj-diagnostiki-neftegazovogo-oborudovaniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhmis-badarlamasi-5v091200-mejramhana-s-zhne-ona-j-biznes.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-analiticheskoj-psihologii-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/21-podhodi-k-ocenke-nedvizhimosti-i-ee-metodi-zadanie-na-diplomnij-proekt-podbor-literaturnih-istochnikov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-radiotelefonnie-i-sotovie-kommunikacionnie-sistemi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.