.RU

Направления совершенствования инвестиционно-инновационной - «Повышение эффективности военно-технического сотрудничества...


^ Направления совершенствования инвестиционно-инновационной
деятельности

В последнее десятилетие в инвестиционно-инновационной области наблюдался регресс, который выражается, прежде всего, в существенном торможении процесса создания новых видов ВВТ. Это очень опасное явление, поскольку цикл создания сложной техники, к которой относится большая часть ПВН, достаточно длительный, от момента завершения НИР до использования полученных результатов в ОКР проходит срок в среднем 14 лет. Для нас важно то, что при таких сроках реализации научно-технических дос­тижений отставание в развитии научно-технического и технологического по­тенциалов может привести к безвозвратному отставанию от конкурентов, снижению эффективности ВТС.

В настоящее время основу финансирования инновационного процесса составляет федеральный бюджет, прежде всего, выделяемый по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу», в рамках которого финансируются фундаментальные исследования и разработка перспективных технологий и приоритетных направлений науч­но-технического прогресса.

Кроме того, финансирование инновационной деятельности осуществляется Банком развития (до 2000г. - через Бюджет развития Российской Фе­дерации) - государственную кредитную организацию в форме открытого ак­ционерного общества, осуществляющего кредитование инвестиционных про­ектов, в том числе из средств Бюджета развития Российской Федерации. Банк развития был сформирован Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в 1999 году первоначально с уставным капиталом 3 млрд. рублей.

Помимо этого, средства федерального бюджета направляются на развитие научно-технологической базы через федеральные адресные инвестиционные программы.

Определенные надежды в этой области связаны с реализацией Государственной программы вооружения на 2007-2015гг., которой предусматри­вается в период до 2010г. более 40% средств, выделяемых на развитие воо­ружения, направить на НИОКР с целью создания новых видов ВВТ. С 2011г. долю НИОКР в ГОЗ предполагается снизить до 15%, а серийных поставок увеличить до 85%.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что коренного перелома в отношении финансирования фундаментальных исследований и научно-технологической базы пока не произошло. Поэтому необходим поиск новых как источников финансирования разработок перспективной ПВН, так и механизмов повышения эффективности использования выделенных финансовых ресурсов. Исследования показали, что решение проблемы финансового обеспечения процесса создания конкурентоспособной на мировом рынке ПВН лежит на пути активизации инвестиционной и инновационной деятель­ности в процессе создания продукции военного назначения.

Для активизации инвестиционно-инновационной деятельности в системе военно-технического сотрудничества имеются все необходимые предпосылки, прежде всего, законодательно-правового плана. При этом, прежде всего, необходимо отметить то, что основной хозяйствующий субъект системы ВТС - ФГУП «Рособоронэкспорт», наделен для этого необходимыми полномочиями, вытекающими из его устава и заключающимися в следую­щем:

1. Предприятие является государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного на­значения и основано на праве хозяйственного ведения.

Это дает основание использования накопленного в России инвестиционно-инновационного потенциала.

  1. Поскольку предприятие является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность на основе хозяйственного расчета и самофинансирования, то в рамках достижения экономических целей оно имеет право использовать весь арсенал рыночных механизмов повышения эффективности функционирования, в том числе за счет активизации инвестицион­ной деятельности.

  2. Предприятие наделено правом самостоятельно распоряжаться полученной в результате своей деятельности прибылью, оставшейся после уплаты предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации налогов и других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет доли прибыли в установленном порядке. Следовательно, оно имеет возможность часть полученной прибыли на­правлять на создание новых видов ПВН, необходимость разработки которых установлена в результате проведенных маркетинговых исследований и дик­туется развитием мирового рынка вооружения.

4. Для реализации своих уставных целей, в том числе на основании лицензий, получаемых в установленном нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации порядке, предприятие имеет право:

Все это предоставляет законодательную возможность ФГУП «Рособоронэкспорт» стать системообразующим элементом всего инвестиционно-инновационного процесса в системе военно-технического сотрудничества. Для этого необходимо такую возможность максимально использовать, особенно с учетом особой значимости военно-технического сотрудничества для государства, как специфической сферы экономической, внешней и военно-технической политики.

Прежде всего, речь должна идти о привлечении инвесторов для совместного с ФГУП «Рособоронэкспорт» выполнения портфеля инвестиционных проектов.

И, тем не менее, несмотря на высокую привлекательность военно-технического сотрудничества как вида экономической деятельности, оно сопряжено с определенными рисками, что заставляет инвесторов очень осторожно подходить к участию в такого рода проектах. Для решения этой про­блемы, по нашему мнению, необходимо шире использовать гарантии государства, что обусловлено ролью и местом системы ВТС в государственной политике.

Правовую основу этого составляет «Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации», в соответствии с которым государственные гарантии за счет средств Бюджета развития Российской Федерации являются поручительством Правительства Российской Федерации и пре­доставляются российским инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов.

Механизм предоставления государственных гарантий, закрепленный этим положением, был специально создан для стимулирования инвестиционной активности и привлечения средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям, в том числе инновационной деятельности. Поскольку гарантии выдаются на конкурсной основе, то инвестиционные проекты, разрабатываемые в интересах создания перспективных видов ПВН, должны выгодно отличаться от других, прежде всего, экономи­ческой эффективностью, так как критерием отбора инвестиционных проек­тов для оказания государственной поддержки является величина дохода, который получит государство в результате реализации проекта. Принятые к рассмотрению проекты ранжируются в соответствии с показателем бюджет­ной эффективности. Этот показатель определяется как отношение суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии.

Основными условиями предоставления государственных гарантий являются:

Всем этим условиям отвечает ФГУП «Рособоронэкспорт», поэтому, по нашему мнению, целесообразно задействовать механизм получения государственных гарантий под наиболее выгодные проекты военно-технического со­трудничества. В этом случае, существенное повышение привлекательности проекта позволит привлечь к его финансированию других инвесторов.

Реализация предложенного механизма сделает необходимым усовершенствование процесса функционирования всей системы военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами в направлении максимального использования потенциала рыночных методов управления, повышения ответственности и заинтересованности всех субъектов системы ВТС.

В то же время, как показали исследования, особенности ПВН, как высокотехнологичной продукции, в создании которой участвует множество предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, а сам процесс создания занимает значительный период времени требуют обеспечения высокой роли государства, основная функция которого должна в этом случае заключаться в формировании и реализации государственной научно-технической политики.

Для того, чтобы обеспечить повышение эффективности военно-технического сотрудничества как в ближайшей, так и отдаленной перспекти­ве, по нашему мнению, необходимо внести определенные коррективы в осуществление государственной научно-технической политики в направлении реализации следующих направлений:

Как показали проведенные исследования, государство должно реализовывать эти направления за счет комплекса организационных и экономиче­ских мероприятий, прежде всего:

При осуществлении инвестиционно-инновационной деятельности в рамках вертикально-интегрированной структуры ВТС необходимо изначально ориентироваться на использование современных инженерных технологий, примером эффективности которых может служить использование интегрированного программного комплекса «Лямбда+» при разработке новых зенит­ных ракетных систем в НПО «Алмаз», благодаря которому удалось сущест­венно сократить сроки и повысить качество разработки новой зенитной ра­кетной системы С-400 «Триумф». Комплекс «Лямбда+» позволяет еще на этапе проектирования проанализировать характеристики образца и вырабо­тать оптимальные параметры. Любая конфигурация элементов и узлов радиоэлектронной аппаратуры может быть обсчитана в предельно короткие сроки и на качественно новом уровне.

Использование такого рода программных комплексов по основным видам экспортной продукции позволит определять облик предполагаемой к экспорту ПВН на этапах предварительной проработки экспортных контрактов без подключения предприятий-разработчиков, а, следовательно, - много­кратно сократить расходы и время.

Важный вклад в развитие инвестиционно-инновационной деятельности может внести коммерциализация технологий, которая в рыночных условиях рассматривается с позиций осознанного включения промышленного производства в инновационный процесс, что означает включение в поиск ниш пла­тежеспособного рыночного спроса инвесторов, заинтересованных в финансировании необходимых доработок технологий, разработку и реализацию научно-производственных проектов по продвижению наукоемкой и высоко­технологичной продукции на новые рынки сбыта.

Однако коммерциализация технологий принесет значимый эффект в военно-техническое сотрудничество только в том случае, если она будет осуществляться в системе ВТС как специализированный вид экспортной деятельности, осуществляемый специальным механизмом.

Необходимость создания организационно оформленного механизма коммерциализации технологий обусловлена тем, что имеется множество фактов несанкционированного использования отечественных технологий.

На мировом рынке около 40 стран производят российскую военную технику на основе истекших лицензий и соглашений, осуществляют ее поставку другим государствам, не выплачивая России причитающихся сумм. Например, Польша, Словакия, Чехия, Израиль и Югославия реализуют собственные программы модернизации российских танков Т-72. И таких приме­ров много. Кроме того, актуальность создания механизма коммерциализации технологий в рамках системы ВТС связана с тем, что в предыдущие годы в доход государства от реализации прав Российской Федерации на интеллектуальную собственность в области техники военного, специального и двойного назна­чения никаких средств не поступало.

Важной предпосылкой является также и то, что в настоящее время статус государственного посредника - ФГУП «Рособоронэкспорт» не дает юри­дического права для осуществления коммерциализации технологий.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о целесообразности создания в рамках системы военно-технического сотрудничества собственной на­учно-производственной базы как ядра инвестиционно-инновационной деятельности.

Направления совершенствования контрактно-конкурсного механизма и ценообразования на продукцию военного назначения

Несмотря на то, что в настоящее время контрактно-конкурсные отношения между странами-экспортерами и импортерами продукции военного назначения уже устоялись, тем не менее, как показали проведенные исследования, потенциал их совершенствования в интересах повышения эффектив­ности военно-технического сотрудничества еще не исчерпан.

Прежде всего, речь идет об усилении государственной поддержки отечественных экспортеров ПВН при участии их в соответствующих конкурсах и тендерах. Так, например, активная позиция таких ведущих экспортеров ПВН, как США и Великобритания, зачастую приводит к тому, что многие контракты, даже при наличии значимых конкурентных преимуществ россий­ской ПВН, заключаются с фирмами этих стран. В этой связи необходима ор­ганизация жесткого лоббирования российских интересов в области ВТС с использованием всех доступных механизмов, в том числе и политического давления. Это особенно важно в тех регионах, где позиции России достаточ­ны сильны.

В последнее время страны-импортеры в практике импорта ПВН широко стали применять оффсетные соглашения, что требует проведения допол­нительных мероприятий со стороны ФГУП «Рособоронэкспорт» по продви­жению российской продукции на мировой рынок вооружения. При грамот­ном использовании оффсетной деятельности ее можно превратить в реаль­ный фактор повышения эффективности военно-технического сотрудничест­ва. И в этом ведущая роль принадлежит контрактно-конкурсным отношени­ям, в рамках которых возможна оптимизация экспорта ПВН и оффсетных ус­ловий.

Резервом повышения эффективности ВТС за счет совершенствования контрактно-конкурсных отношений с импортерами российской ПВН является использование благоприятных международных факторов, умелый учет противоречий между определенными странами и т.д. Для этого важным свойством, которым должна обладать система ВТС, является оперативность, позволяющая быстро откликаться на запросы мирового рынка вооружения, максимально использовать мировую конъюнктуру и иметь стандартный на­бор контрактных требований для каждой страны. Это позволит сократить пе­риод организационной работы, связанной с заключением контрактов.

Однако, наибольший потенциал совершенствования контрактно-конкурсных отношений, который может быть реализован в фактор повышения эффективности военно-технического сотрудничества, содержится, по нашему мнению, в контрактно-конкурсных отношениях на микроуровне - во взаимоотношениях государственных заказчиков и исполнителей оборонных заказов.

Для того, чтобы максимально использовать потенциал контрактно-конкурсных отношений в системе военно-технического сотрудничества необходимо создать ряд условий.

Прежде всего, необходимо учитывать, что основной субъект системы ВТС - ФГУП «Рособоронэкспорт» в настоящее время выполняет функции государственного посредника между государствами-импортерами ПВН и российскими поставщиками. Это означает, что основным правовым инструментом в деятельности госпосредника является договор комиссии. Взаимо­отношения субъектов при заключении такого договора регулируются Граж­данским кодексом (Глава 51 «Комиссия»), в соответствии с которым по дого­вору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сде­лок от своего имени, но за счет комитента.

С точки зрения оценки финансовой стороны договора комиссии, необходимо отметить, что в настоящее время комиссионные ФГУП «Рособорон­экспорт» составляют от 1% до 5% стоимости контракта (при поставках из на­личия Министерства обороны России - 1-3%).

Таким образом, при существующей системе, в рамках выполнения договора комиссии, ФГУП «Рособоронэкспорт» фактически имеет возможность только оптимизировать свою деятельность на макроуровне — путем выбора наиболее выгодных условий контрактов, заключаемых со страной-импортером ПВН.

Во взаимоотношениях же с исполнителями экспортных заказов возможностей для оптимизации экономической деятельности практически не имеется. В результате государственный посредник не имеет возможности использовать такой экономический механизм, как конкурс на право выполнения экспортных поставок. В то же время, в условиях развития рыночных от­ношений в оборонно-промышленном комплексе, именно конкурсный меха­низм размещения оборонных заказов, в соответствии с российским законода­тельством, является основным.

Реализация этого механизма возложена на государственного заказчика, который, выступая от имени государства, имеет право заключения государственных контрактов на конкурсной основе, исходя из утвержденного на очередной финансовый год Государственного оборонного заказа. Так как го­сударственный посредник не является государственным заказчиком, то он оторван от процесса выполнения оборонных заказов, в том числе и в части экспортных образцов ПВН.

Также он оторван от процесса финансирования Государственного оборонного заказа, осуществляемого из средств федерального бюджета через со­ответствующих государственных заказчиков.

Все это не позволяет в настоящее время повысить эффективность функционирования системы ВТС за счет совершенствования контрактно-конкурсных отношений при выполнении экспортных поставок ПВН.

Конечно, располагая собственными средствами, государственный - посредник вправе осуществлять инвестиционно-инновационную деятельность, заключать договора на выполнение различных работ и т.д., в рамках чего он может максимально эффективно использовать контрактно-конкурсные отношения. Однако такая деятельность, в силу ограниченности располагаемых государственным посредником финансовых средств, существенного эффекта принести не способна.

Создание ВИС ВТС может существенно изменить это положение дел, прежде всего, за счет либо наделения этой структуры правами государственного заказчика на определенные виды экспортной продукции военного назначения, либо включения в систему государственного программно-целевого планирования развития ВВТ.

Что касается ценообразования, то общий его механизм заключается в том, что экспортер вынужден определять цену ПВН одним из трех методов: на базе издержек производства; исходя из уровня спроса с учетом оффсета; ориентируясь на уровень цен конкурентов. При этом основные направления оптимизации ценообразования при заключении договоров комиссии на поставки ПВН странам-импортерам, как показали проведенные исследования, обусловлены возможностью использования различного рода поправок к цене, определенным одним из вышеназванных способов.

В международной торговле принята следующая система поправок:

Но зато на микроуровне имеются большие возможности для оптимизации ценообразования. При этом закономерности формирования и движения цен на оборонную продукцию следует рассматривать не изолированно, а с учетом специфики военных отраслей по сравнению с отраслями граждан­ского производства, с учетом особого характера военного рынка. Для воен­ного рынка характерны отсутствие конкуренции как фактора ценообразова­ния, вследствие монополии заказчика и поставщика.

Ведущая роль государства, как основного заказчика и потребителя оборонной продукции, вносит специфику в ценовой механизм, предусматривающий установление цен не на рынке, а путем прямых переговоров между заказчиком и поставщиками.

Государственная политика цен с учетом этих особенностей должна строиться на основе следующих принципов:

Кроме того, при выборе ценовой политики государство должно учитывать различные соображения оборонного порядка такие, как сохранение мощностей и научного потенциала оборонной промышленности, развитие национальной технологии, влияние оборонной промышленности на платежный баланс.

Примером реализации государственной политики цен в области ПВН может служить ратификация «Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года». В соответствии с этим документом пять государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, объединенных вместе с Россией Договором о коллективной безопасности, получат значительные преференции при закупках российской военной продукции. При этом фактически приобретаемая ими военная техника, необходимая для вооружения подразделений, входящих в состав многосторонних сил в регионах коллективной безопасности, обойдется по той же самой цене, по которой ВВТ поступает в российскую армию.

Кроме того, подобные поставки выводятся из-под действия 162-й статьи Налогового кодекса: авансовые платежи за оружие союзникам не будут облагаться НДС. Щадящими будут и тарифы на перевозку этого ВВТ заказчику: их ставки будут соответствовать ценам, устанавливаемым для воин­ских перевозок российской армии.

Пока не известно, будут ли распространяться эти льготы на подразделения, входящие в объединенную систему противовоздушной обороны стран Содружества, техника для которых стоит гораздо больше, чем вооружение для сухопутных войск, входящих в состав многосторонних сил.

Для реализации государственной политики по оптимизации ценообразования на ПВН необходимо подготовить пакет следующих документов:

  1. Проекты законодательных инициатив.

  2. Положение о порядке формирования, согласования и утверждения
    цен на оборонную продукцию.

  3. Межотраслевая инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости оборонной продукции.

  4. Положение о закупках и поставках оборонной продукции и порядке
    расчетов между заказчиком и поставщиками.

  5. Комплекс нормативно-методических материалов по расчету и обоснованию всех видов цен на оборонную продукцию.

6. Комплекс нормативно-методических документов по ценообразованию на экспортируемую оборонную продукцию в страны СНГ и другие страны мира.

  1. Комплекс нормативных и инструктивно-методических материалов,
    учитывающих отраслевые особенности ценообразования на оборонную продукцию.

  2. Положение по контролю и анализу цен и издержек.

  3. Базу информационного обеспечения ценообразования.

10. Положение о проведении независимой экспертизы цен на оборонную продукцию.

Направления повышения роли государства в деятельности системы военно-технического сотрудничества

С принятием таких основополагающих документов, как «Концепция государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2010г.» (утверждена Президентом РФ 02.07.2001г.) и «Основы политики России в оборонно-промышленном комплексе на период до 2010г. и дальнейшую перспективу» (утверждены Распоряжением Президента Российской Федерации 10.11.2001г. №Пр-1991) сформировались основные направления повышения роли государства в развитии военно-технического сотрудничества и оборонно-промышленного комплекса.

Кроме этих документов, в настоящее время разработана и утверждена Государственная программа вооружения на период до 2015г., а также предполагается разработать Программу технического перевооружения и развития производственных мощностей ОПК.

В «Концепции государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2010г.» экспорт ПВН определен как одно из средств укрепления экономических и политических позиций России в мире. Одним из условий реализации этого положения является то, что система ВТС долж­на опираться на высокоразвитую научно-техническую и производственно-технологическую базу, позволяющую разрабатывать и производить конку­рентоспособную на мировом рынке ПВН. Такой базой является оборонно-промышленный комплекс, в развитии которого государство своей главной задачей считает обеспечение эффективного функционирования комплекса как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики Россий­ской Федерации, способного:

Целью государственной политики в области развития ОПК на среднесрочный период является приведение состава, структуры и по­рядка функционирования ОПК в соответствие с современными социально-экономическими условиями, а также с реальными потребностями и возможностями государства.

Основные принципы осуществления государственной политики в области развития ОПК заключаются в следующем:

Одним из основных направлений дальнейшего совершенствования производственной базы ВТС является развитие сотрудничества ФГУП «Рособоронэкспорт» с оборонными предприятиями. Сегодня оно сотрудничает более чем с 700 предприятиями и организациями промышленности, расположенными в 56 регионах России.

Для взаимодействия с предприятиями оборонно-промышленного комплекса ФГУП «Рособоронэкспорт» имеет 21 Представительство в субъектах Российской Федерации. Представительства созданы в соот­ветствии с Генеральными соглашениями о взаимодействии с админист­рациями субъектов России (всего 30 соглашений). В 2001 году дополни­тельно открыты 4 Представительства (в Краснодарском крае, Новоси­бирской, Ростовской и Ярославской областях). В настоящее время оформляется еще 8 Генеральных соглашений с администрациями субъ­ектов России.

Объем договорных обязательств, выполняемых предприятиями промышленности, расположенными в регионах, в которых имеются Представи­тельства, по более чем 800 договорам комиссий, подписанным почти со 170 государственными предприятиями и акционерными обществами, составляет свыше 7,0 млрд. долларов США.

С целью повышения эффективности экспорта вооружения и военной техники с ведущими предприятиями ОПК заключены Генеральные соглашения о сотрудничестве.

В настоящее время с помощью Представительств осуществляется сбор данных по перспективным инвестиционным проектам предпри­ятий регионов (уже поступили данные по более чем 900 проектам), сформирована база данных по инновационным проектам (более 300 проектов).

С учетом вышеизложенного, необходимо отметить, что создание вертикально-интегрированной структуры системы военно-технического сотруд­ничества России с иностранными государствами полностью вписывается в общую концепцию дальнейшего развития оборонно-промышленного ком­плекса. Поэтому реализация определяющей роли государства в дальнейшем развитии ОПК будет всемерно содействовать повышению эффективности во­енно-технического сотрудничества.

Однако помимо высокой роли государства в отношении создания условий для эффективного функционирования системы ВТС, по нашему мнению, необходимо предусмотреть создание «обратной связи»: обеспечить эффек­тивность военно-технического сотрудничества как экономического инстру­мента России.

Для этого, на наш взгляд, необходимо изменить механизм движения финансовых средств таким образом, чтобы в нем присутствовал порядок формирования доходной части федерального бюджета за счет военно-технического сотрудничества. Правовую основу создания такого механизма составил Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001г.», в котором были предусмотрены отчисления в федеральный бюджет не менее 3,5% денежных средств от стоимости проданного вооружения и военной техники и предоставленных услуг в рамках военно-технического сотрудничества. Однако прямое выполнение этого требования фактически будет означать дополнительный налог на экспортируемую ПВН, что незамедлительно приведет к росту цен на нее и, соответственно, снижению конкурентоспособности.

Поэтому механизм движения финансовых средств должен быть другим и в его основу, как показали проведенные исследования, необходимо положить систематизацию расходов, прямо или косвенно связанных с обеспече­нием экспортных поставок (в том числе расходы, предусмотренные в госу­дарственном оборонном заказе на эти цели) и поступлений в федеральный бюджет от экспорта ПВН (в том числе и налоговые выплаты). Эта функция должна выполняться в рамках системы ВТС, поскольку результаты сравне­ния расходов и доходов (по различным статьям экспорта) будут характеризо­вать, по сути дела, эффективность ее функционирования. Кроме того, такие результаты явятся исходными данными для выбора направлений дальнейше­го развития военно-технического сотрудничества, поскольку появится возможность оценивать вклад каждого вида деятельности в эффективность функционирования системы ВТС.

Решение этой задачи во многом зависит от результатов реформирования ОПК и хода реализации ГПВ. При этом для комплексного решения про­блем развития оборонно-промышленного комплекса, вооружения и военной техники, а также военно-технического сотрудничества необходима специ­альная Программа развития военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, объединяющая общие мероприя­тия соответствующих программ.

ob-organizacii-podgotovki-naseleniya-municipalnogo-rajona-ishimbajskij-rajon-v-oblasti-grazhdanskoj-oboroni-i-zashiti-ot-chrezvichajnih-situacij-prirodnogo-i-tehnogennogo-haraktera-stranica-3.html
ob-organizacii-pozharno-profilakticheskoj-raboti-na-territoriyah-1-postanovleniya-administracii-ilinskogo-municipalnogo.html
ob-organizacii-promezhutochnoj-itogovoj-attestacii-eksternov.html
ob-organizacii-raboti-komissii-po-delam-nesovershennoletnih-i-zashite-ih-prav-pri-gubernatore-moskovskoj-oblasti-po-rassmotreniyu-obrashenij-grazhdan.html
ob-organizacii-raboti-socialnogo-taksi-na-konkurs-prinimayutsya-materiali-programmi-opublikovannie-vishedshie.html
ob-organizacii-sistemi-razmesheniya-zakazov-dlya-nuzhd-municipalnih-obrazovanij-raspolozhennih-na-territorii-sverdlovskoj-oblasti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-kursovaya-rabota-po-discipline-istoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bazisnij-uchebnij-plan-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-obrazovatelnogo-processa-v-malokomplektnih-obsheobrazovatelnih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-prakticheskih-rabot-po-kursu-ekologiya-dlya-studentov-tehnicheskih-vuzov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uchet-i-organizaciya-beznalichnogo-denezhnogo-oborota.html
  • desk.bystrickaya.ru/pohvala-nezdravomu-smislu-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sredi-personazhej-gogolevskoj-poemi-mertvie-dushi-chichikov-zanimaet-osoboe-mesto-buduchi-centralnoj-s-tochki-zreniya-syuzheta-i-kompozicii-figuroj-poemi-etot-ger.html
  • school.bystrickaya.ru/fizicheskie-koncepcii-epohi-antichnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/20-organizaciya-i-osushestvlenie-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-zakonov-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-kabinete-himii-5-stranica-9.html
  • doklad.bystrickaya.ru/valovoj-sbor-pshenici-na-oroshenii-v-hozyajstvah-vseh-kategorij-pravitelstvo-respubliki-buryatiya-postanovlenie-ot.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-deyatelnost-na-temu-sravnitelnij-analiz-koncepcij-f-e-vasilyuka-i-a-maslou.html
  • uchit.bystrickaya.ru/turizm-razvitie-infrastrukturi-turisticheskoj-industrii-chast-10.html
  • klass.bystrickaya.ru/712-zaprosi-uchebnoe-posobie-tomsk-2006-perechen-ispolzuemih-sokrashenij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-plani-budushej-deyatelnosti-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-dorogobuzh-kod-emitenta.html
  • institut.bystrickaya.ru/teatrlk-horeografiyali-ner-zhne-ktaphanatanu-kafedrasi.html
  • crib.bystrickaya.ru/innovacionnie-modeli-shkoli-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-falsificirovannie-steroidi-anabolicheskie-steroidi-u-filips.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zanyatie-4-praesens-indicatvi-actvi-glagolov-3a-spryazheniya-uchebnik-latinskogo-yazika-lingua-latina-sost-k.html
  • bukva.bystrickaya.ru/narodnie-igri-kazahov-yuzhnogo-altaya.html
  • studies.bystrickaya.ru/-svyazannie-s-torgovlej-investicionnie-meri-trims-doklad-rabochej-gruppi-po-prisoedineniyu-rossijskoj-federacii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hudozhestvennij-obraz-kak-esteticheskaya-kategoriya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dvuhfaktornij-dispersionnij-analiz-yu-n-tolstova-matematiko-statisticheskie-modeli-v-sociologii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-rukovoditelej-predpriyatij-malogo-i-srednego-biznesa.html
  • grade.bystrickaya.ru/obekt-i-predmet-issledovaniya-rossiya-na-dalnem-vostoke-v-konce-hih-nachale-hh-v-borba-za-vibor-politicheskogo-kursa.html
  • institut.bystrickaya.ru/trgoviya-svetovna-komisiya-po-socialnite-izmereniya-na-globalizaciyata.html
  • knigi.bystrickaya.ru/slobin-d-grin-dzh-psiholingvistika-perevod-s-anglijskogo-e-i-negnevickoj-pod-obshej-redakciej-i-s-predisloviem-doktora-filologicheskih-nauk-a-a-leonteva.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglament-opredelyaet-sroki-i-posledovatelnost-dejstvij-administrativnih-procedur-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-prirodopolzovaniya-dalee-rosprirodnadzor.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-1-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-specialnosti-menedzhment.html
  • esse.bystrickaya.ru/redakcionnaya-kollegiya-toma-stranica-6.html
  • education.bystrickaya.ru/25-aprelya-2012-g-konferenciya-provoditsya-v-zaochnoj-forme-s-posleduyushim-izdaniem-sbornika.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-novie-medicinskie-izdaniya-ukazatel-knig-postupivshih-v-rnmb-sentyabr-oktyabr-2003-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tsya-osnovnie-nauchnie-rezultati-dissertacij-na-soiskanie-stranica-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/lourens-piter.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-41-osnovnie-zhalobi-bolnih-so-smeshannoj-formoj-tugouhosti-m-i-govorun-v-r-gofman-v-e-parfenov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poeticheskij-mir-baratinskogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.