.RU

Налоговое регулирование — ключ к решению социально-экономических проблем России







Налоговое регулирование — ключ к решению

социально-экономических проблем России1

(журнал «Налоговые споры: теория и практика», № 9, 2007)


Михаил Давыдович АБРАМОВ,

член Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», кандидат технических наук (г. Москва)


В статье рассматриваются проблемы снижения налогового бремени на несырьевые отрасли экономики, увеличения необлагаемого НДФЛ дохода до прожиточного минимума, отмены регрессии ЕСН, упрощения налогового учета и отчетности. При этом анализируются наиболее весомые, с точки зрения автора, недостатки российской налоговой системы и даются рекомендации по ее совершенствованию.


^ О важности проблемы налогового регулирования

Недавно на одной из площадей Рима собрались сотни тысяч итальянцев, недовольных налоговой политикой правительства. В Германии недовольные налогами граждане сместили канцлера Шредера. По меньшей мере, эта причина была одной из главных. Да и в других странах вопрос о налогах — основной вопрос предвыборных кампаний. В России на выборах любых уровней вопросы налогообложения почти не обсуждаются, потому что абсолютное большинство граждан и не догадывается, что именно налоги предопределяют качество их жизни.

Между тем, налоги — это зарплаты и пенсии, это развитие, стагнация или разорение промышленности, науки, образования, это темпы роста нашего ВВП, рост или падение уровня жизни населения и т. п.

Налоговая система должна способствовать росту производства и обеспечивать справедливое распределение доходов — таковы общие для всех развитых и развивающихся стран основные принципы налогообложения.

Суть справедливого распределения доходов состоит в том, что те, кто не могут работать (сироты, пенсионеры, инвалиды, учащиеся), получают пособия, обеспечивающие им достойную жизнь, а те, кто работают, получают зарплату, соответствующую их квалификации, заслугам и социальной значимости. Зарплата человека с образованием и тем более ученой степенью должна быть выше зарплаты человека без образования, независимо от места его работы. Во всех развитых странах престижна и соответственно оплачиваема работа врача, учителя, инженера, ученого, офицера вооруженных сил, полицейского.

На развитие страны система налогообложения оказывает решающее, даже судьбоносное влияние. Интересный пример, подтверждающий этот тезис, приводит Нобелевский (1993 г.) лауреат Дуглас Норт: «Если мы посмотрим на сравнительное положение Англии и Испании в XVI веке, мы увидим, что это страны с примерно одинаковой численностью населения, с похожей структурой экономического развития: овцеводство, создание мануфактур; с похожей внешней стратегией: обе страны создают заморские империи; с похожими политическими проблемами: и там, и там идет борьба парламента и короля за распределение прав и т. д. — очень много черт сходства. Проецируя на них все показатели, с которыми обычно работают макроэкономисты, мы должны будем сказать, что в XIX в. эти страны окажутся на сходных уровнях развития. Ничего подобного: в XIX в. Англия — первая страна мира, безо всяких оговорок. Испания — одна из самых отсталых стран Европы. В чем дело? Просто при распределении прав между королем и парламентом так сложились силы и размены, что вопрос о налогах в Англии попал в руки парламента, а в Испании — в руки короля»2.

Что можно сказать о нашей налоговой системе? По мнению Минфина России, который в нашей стране полностью определяет налоговую политику, «налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки, были осуществлены в 2001–2005 гг. Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста»3.

С этим мнением Минфина России трудно согласиться, так как наша налоговая система остается сложной, несправедливой и экономическому росту не способствует.


^ Ставки налогов и жизнеспособность предприятия

Жалобы налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени — общее явление для всех стран. Тем не менее, величина налога — понятие относительное. Одна и та же сумма для кого-то может быть незначительна, а кого-то разорит. Если продукцию с входящими в ее цену налогами покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персоналу и развитие, — значит, уровень налогообложения для предприятия приемлем. А если при этом собранные налоги обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто на эти налоги живет (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и др.), значит, налоговая система хороша для всей страны.

Создание оптимальной системы налогообложения — главная задача государства. Пути решения этой задачи общеизвестны: налоговое регулирование и совершенствование администрирования. Судя по тому, что рост промышленного производства в России в 2005–2006 гг. снизился до 4% по сравнению с 6% в 2004 г. и 9% в 2003 г., указанные средства использованы не в полной мере.

На первый взгляд, система налогообложения в России одна из самых льготных в мире. Во Франции, США, Китае и в большинстве других стран налоги существенно выше. Чемпионом мира по налогам является Швеция. Шведы отдают государству больше, чем каждую вторую заработанную крону. Налоговое бремя Швеции составляет около 51% ВВП, что значительно выше среднего по Европе — 41,5% и тем более России, где доля налогов в ВВП составляет около 36%. В таблице 1 приведены некоторые показатели, позволяющие сравнить системы налогообложения России и Швеции.


^ Таблица 1

Показатели налогообложения в России и Швеции

Показатель

Россия

Швеция

Налог на прибыль, %

24,0

28,0

Подоходный налог (НДФЛ), %

Плоская шкала

13,0

Прогрессивная шкала

до 55,5

Единый социальный налог (ЕСН), %

Основная ставка — 26,0

Регрессия:

10,0 — для зарплаты свыше 23,3 тыс. руб. в месяц

2,0 — для зарплаты свыше 50,0 тыс. руб. в месяц

Основная ставка — 32,82

Регрессия:

21,88 — для работающих пенсионеров-одиночек

24,26 — для работающих семейных пенсионеров

Налог на добавленную стоимость (НДС), %

Основная ставка — 18,0

10,0

0

Основная ставка — 25,0

12,0

6,0

Налог на имущество, %

2,2

3,5

Объем налогового отчета, листов

50–100

1

Количество жителей на 1 работника налоговой службы, тыс. чел.

9–10

12–13

ВВП на душу населения, долл. США

5,035

28,471


Казалось бы, можно порадоваться, что платить нам приходится существенно меньше, чем шведам. Можно порадоваться вдвойне, если учесть, что налоги им приходится платить полностью, так как возможности уклонения очень ограничены: налоговые органы получают и сопоставляют информацию о каждом налогоплательщике из баз данных социальных служб, банков, таможни и т. п. Пойманного «уклониста» заставят заплатить налог, оштрафуют на сумму до 40% недоплаты, а если докажут, что нарушение было умышленным, еще и посадят в тюрьму на два года.

Но чему радоваться, если шведы при всей тяжести налогов живут в материальном плане намного лучше нас, и ВВП на душу населения в Швеции почти в шесть раз выше, чем у нас. Причин отставания много, и налоговая система — не последняя в их ряду. По мнению автора, дело не в высоких налоговых ставках, а в нерациональном распределении налогового бремени и недостатках налогового администрирования.

А. Аузан говорит: «Государство — это на самом деле машина по производству и поддержанию определенных правил. И мне кажется, что эта машина у нас находится в очень плачевном состоянии»4. Возможно, это объясняет низкое качество отечественной налоговой системы, но не означает, что ситуацию нельзя изменить.

Недостатки системы налогообложения являются одной из причин развития коррупции и теневого сектора экономики. Борьба с теневой экономикой может быть активизирована административными методами путем «закручивания гаек». Тем же способом можно повысить и собираемость налогов. Но при этом первыми пострадают те, кого государство хотело бы поддержать — несырьевые отрасли, малый бизнес, самозанятое население, бедные регионы. Значит, прежде чем «закручивать гайки», систему налогообложения необходимо оптимизировать.

Известно, что при одном и том же доходе чем меньше налоги, тем выше может быть зарплата. Допустимые значения налоговой нагрузки на предприятия — производители продукции определяются следующими факторами:

— ценой, за которую продукцию можно продать;

— зарплатой, на которую можно найти работников;

— производительностью труда на предприятии.

При отсутствии оборотных средств и дешевых кредитов на устаревшем оборудовании трудно добиться высокой производительности труда. Поэтому основные резервы — в уклонении от уплаты налогов.

Расчеты показывают, что при доходе, например, 10 000 руб. для обеспечения выдаваемой на руки зарплаты 6000 руб. условная налоговая нагрузка (НН = НДФЛ + ЕСН + НДС) не должна превышать 39%. Если же налоговая нагрузка будет 30%, то на руки можно будет выплатить 6818 руб., а если — 57% (НДФЛ=13% + ЕСН=26% + НДС=18%), то зарплата будет 4500 руб., а 1500 руб. придется доплатить в конверте. Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику существенно (на 73,6%) больше. Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату в конвертах?

Аргумент, что без накопительных отчислений в Пенсионный фонд работник может лишиться 200–300 руб. в виде прибавки к пенсии через 20–25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Возможно, для таких отраслей как нефте- и газодобыча, металлургия, финансовая деятельность, строительство в Москве ЕСН 26% — нормальная ставка. Но для предприятий легкой промышленности и других перерабатывающих и производственных предприятий полностью платить налоги и производить конкурентоспособную продукцию очень сложно.

Можно предположить, что при официальной средней зарплате, например, в легкой промышленности 4,6 тыс. руб. в месяц, многие предприниматели вынуждены доплачивать часть зарплаты в конвертах или прекращать деятельность.

Безусловно, недоплачивая налоги, руководители организаций рискуют. Директора многих бывших советских предприятий, например типографий, швейных или текстильных фабрик и комбинатов пытались платить налоги в полном объеме и для уменьшения базы налогообложения в массовом порядке увольняли сотрудников, а тем, кто оставался, платили нищенскую зарплату. Между тем отсутствие постоянной работы и низкая зарплата российских граждан являются главными причинами неустроенности, нищеты, пьянства, низкой рождаемости, высокой смертности, криминала.


^ Снижение налогов для несырьевых отраслей

«Деловая Россия» предлагает снизить ставки ЕСН и НДС до 12% (сегодня основная ставка ЕСН — 26%, а НДС — 18%) с одновременной отменой регрессии ЕСН. Такое радикальное снижение налоговых ставок, несомненно, будет способствовать выходу доходов предприятий из «тени», росту производства и повышению конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Расчеты показывают, что несмотря на существенное снижение ставок, реальные поступления налогов в бюджет даже возрастут.

К сожалению, по этой проблеме существуют и другие мнения, и вряд ли предложения «Деловой России» удасться реализовать. Поэтому для начала представляется целесообразным снизить налоги для ограниченного числа несырьевых отраслей. При этом потери бюджета не должны превысить 1% от всех поступлений.

Можно предложить следующие критерии для выбора отраслей, для которых целесообразно снизить ставки налогов,:

— существующая налоговая нагрузка сдерживает развитие отрасли;

— добавленная стоимость в отрасли обеспечивается в основном за счет труда;

— снижение налогов повысит конкурентоспособность продукции;

— получение эффекта не требует больших затрат и инвестиций;

— развитие отрасли способствует решению проблемы занятости населения.

В первую очередь, указанным критериям соответствует легкая промышленность.

Легкая промышленность России сегодня — это крупный экономический комплекс, включающий около 14 тыс. предприятий и организаций, из которых 1437 крупных и средних. Все предприятия приватизированы. Общая численность занятых в отрасли свыше 550 тыс. человек, преимущественно женщин (80%). Рынок товаров легкой промышленности составляет 1,25 трлн руб. На долю отечественных производителей приходится 17,7% (230 млрд руб.), официальный импорт составляет 240 млрд руб., а остальные 780 млрд руб. (62,4%) — контрафактный и контрабандный товар5.

Доля легкой промышленности в объеме промышленной продукции РФ составляет около 1%. В 1990 г. доля отрасли составляла 11,9% и работало в ней около 2,5 млн человек. Во многих случаях предприятия легкой промышленности были градообразующими.

В I полугодии 2006 г. в легкой промышленности отмечен рост производства по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11%, что соответствует уровню лучших отраслей.

Действительно, о таком росте можно только мечтать — ведь рост всей промышленности России в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил около 4%. Но это не относится к легкой промышленности: при ежегодном росте в 11% мы только через 15 лет достигнем уровня производства 1991 г.

Возникают вопросы: чем же легкая промышленность отличается от других отраслей, почему ей надо уделять особое внимание и почему рост 11% для нее недопустимо мал?

Во-первых, легкая промышленность могла бы в значительной степени решить проблему занятости населения и содействовать решению проблем демографии и приобретению миллионами людей социального статуса.

Во-вторых, особенностью легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Их оборот в отрасли, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит 2–4 раза в год. Каждые дополнительные 100 млн руб. оборотных средств обеспечивают прирост объема производства за год на сумму 350–500 млн руб. в зависимости от скорости оборота.

В-третьих, в легкой промышленности трудится самая бедная часть городского населения. В январе 2006 г. средний уровень заработной платы в текстильном и швейном производствах достиг 4054 руб., что составляет 46% от среднего уровня зарплаты в перерабатывающих отраслях промышленности, а в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви — 4584 руб. или 52%. Более низкую зарплату получают лишь работники сельского и лесного хозяйства6.

В аналогичных условиях находятся издательско-полиграфическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для перерабатывающих отраслей АПК, для предприятий легкой промышленности и полиграфии, производство упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, готовых металлических изделий, деревообработка, в том числе производство мебели. В этих отраслях работает приблизительно 2 млн 840 тыс. человек.

Посмотрим, что потеряет бюджет при снижении основных налогов (ЕСН, НДС и налога на прибыль) для указанных отраслей до 10%.

Если учесть, что среднемесячная зарплата работающих в этих отраслях составляет около 8,0 тыс. руб., а рентабельность предприятий принять равной 10%, можно подсчитать годовой фонд оплаты труда (ФОТ), прибыль, а также суммы налогов (ЕСН, НДФЛ, НДС, налог на прибыль), получаемые от этих отраслей в бюджет.

Расчеты показывают7, что при снижении в 2007 г. для указанных отраслей ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10% потери бюджетов составят 74,3 млрд руб., т. е. 0,76% всех поступлений, запланированных в сумме 9,8 трлн руб. Величина потерь 0,76% находится в пределах статистической погрешности. Но, например, для швейной фабрики и города, население которого на этой фабрике работает, освобождение, даже частичное, от налогов — это жизнь и развитие. Благодаря снижению налогов, существенно вырастет зарплата на предприятии, появятся оборотные средства, предприятие сможет покупать новое оборудование и совершенствовать технологию, снизится себестоимость продукции, она станет конкурентоспособной.

Казалось бы, необходимость налогового стимулирования несырьевых отраслей очевидна. Но есть и другие мнения.

Представители российских компаний и экспертных институтов на круглом столе «Несырьевая Россия», организованном АФК «Система» и Ассоциацией независимых центров экономического анализа (АНЦЭА), попытались сформулировать перспективы отраслей экономики, не относящихся к сырьевым секторам. По их мнению, положение большинства несырьевых предприятий России плачевно, а успешные компании на их фоне — скорее исключения. Выход из этой ситуации участники круглого стола видят, главным образом, в привлечении ресурсов в несырьевые сектора на фондовом рынке. Они полагают, что лишь таким, естественным образом деньги, генерируемые сырьевыми отраслями, могут перетечь в другие сектора.

Заметим, что круглый стол «Несырьевая Россия», на котором этот тезис был сформулирован, состоялся в мае 2004 г. С тех пор наше государство никак не стимулировало несырьевые отрасли и этим, по меньшей мере, им не вредило. Не произошло принципиальных изменений и на фондовом рынке. Тем не менее проблемы развития несырьевых отраслей сохранились. Приведенный тезис, по-видимому, справедлив для нормальной капиталистической системы, при которой превышение рентабельности в какой-либо отрасли над средним уровнем неминуемо вызывает устремление в нее капитала и выравнивание рентабельности. В нашей стране улучшить положение в кратчайшие сроки при существующих институтах можно только административными методами и, в частности, методами налогового регулирования. Налоговое стимулирование несырьевых отраслей могло бы способствовать их развитию.


^ Перераспределение доходов путем налогового регулирования


25.10.2006 в «Прямой линии», отвечая на вопросы телезрителей, В. В. Путин отметил: «Россия вступает в совершенно новый этап своего развития — этап устойчивого роста экономики и решения на этой базе социальных задач, главная из которых заключается в том, чтобы устранить дисбаланс между теми людьми, которые у нас живут очень хорошо и получают огромные доходы, и теми нашими гражданами, которые живут еще пока очень бедно. Вот этот разрыв между доходами мы можем, должны и будем сокращать…».

Г. Греф на заседании Правительства 02.03.2007 заметил, что разрыв в доходах 10% богатых и 10% бедных увеличился с 14 раз в 2005 г. до 15,3 раз в 2006 г.

Одна из причин указанного дисбаланса и нищеты значительной части населения — регрессия ЕСН и плоская шкала НДФЛ, целесообразность использования которых вызывает сомнения. Способ решения проблемы — перераспределение доходов.

НДФЛ со ставкой 13% независимо от дохода уникален. Россия, похоже, единственная страна с плоским и таким малым налогом. При этом принятый у нас необлагаемый налогом доход 400 руб. в месяц в 45(!) раз меньше среднего по Европе. Например, в Германии необлагаемый подоходным налогом ежемесячный доход равен 638 евро (около 22 тыс. руб.), а максимальный налог (42%) берется с дохода, превышающего 4346 евро (около 150 тыс. руб.). В Китае темпы роста ВВП достигли в 2005 г. 9,2% во многом благодаря отлаженной налоговой системе. Максимальная ставка подоходного налога в КНР составляет 45%, а необлагаемый налогом доход — 800 юаней (2,8 тыс. руб.).

Интересную информацию об экономике Китая приводит Г. Томчин8: «Темпы развития экономики Китая — красная тряпка в глазах наших экономистов. Что ты не делай, а показатели Поднебесной остаются недостижимыми…

Экономическое чудо Китая базируется на трех китах, точнее говоря на отсутствии трех китов, которые лежат в основе любой развитой, социально-сбалансированной экономической системы. В Китае нет пенсионного обеспечения, нет всеобщего государственного медицинского обслуживания, нет обязательного среднего образования.

Пенсионное обеспечение в Китае рассчитано только для чиновников всех уровней. Для всех остальных — никаких пенсий. В Китае нет здравоохранения, рассчитанного на всех. Там медицинское обслуживание строится из расчета на 10% населения. Для всех остальных — китайская народная медицина: лечебная гимнастика, медицинские практики, целители и никакого отношения к бюджету. И третье: в Китае нет всеобщего обязательного среднего образования.

Теперь представим себе, что мы тоже все это ликвидировали. Рост экономики в России при таком раскладе составит не менее 15%. Соблазнительно? Ни капли. Поскольку одновременно с этим рост социального возмущения сметет всю эту стремительно развивающуюся экономику, оставив только дымящиеся руины. А население Китая — не ропщет, и не требует дополнительных социальных благ. Даже те 300–400 миллионов, которые непосредственно заняты в промышленном производстве, не говоря уже о миллиарде находящемся вне экономики. Почему это так происходит? Потому что это — Китай, древняя восточная цивилизация, а не молодая и самоуверенная цивилизация потребления, ценностями которой живем мы. Что китайцу хорошо, то русскому — повод к революции».

Один из путей улучшения ситуации — ввести в нашей стране ступенчатую (прогрессивную) шкалу НДФЛ (см. табл. 2) с одновременным повышением необлагаемого налогом дохода хотя бы до 5 тыс. руб.

Таблица 2

Ставки НДФЛ

^ Диапазон месячной зарплаты, руб.

Величина подоходного налога

до 5000

Не облагается

от 5001 до 100 000

13%

от 100 001 до 300 000

12 350 руб. + 20% от суммы свыше 100 000 руб.

свыше 300 000

52 350 руб. + 30% от суммы свыше 300 000 руб.


При такой шкале НДФЛ, например при зарплате 10 тыс. руб. в месяц, составит 650 руб. или 6,5%. При зарплате 150 тыс. руб. налог составит 22 350 руб. или 14,9% от полученных доходов; 300 тыс. руб. —52,35 тыс. руб. или 17,45% дохода. С дохода в 600 тыс. руб. налогоплательщик должен будет заплатить 142,35 тыс. руб., соответственно, фактическая ставка налогового изъятия окажется на уровне 23,73%. Даже в этом случае НДФЛ будет существенно ниже, чем в других странах. А уменьшение налоговой нагрузки почувствуют около 95% россиян. Прогрессия НДФЛ и ликвидация регрессии ЕСН компенсируют сокращение поступлений в бюджет из-за повышения необлагаемого налогом дохода до 5 тыс. руб.

Вместе с тем следует отметить, что администрирование налогообложения при плоской шкале намного проще, чем при прогрессивной. Российский опыт приветствуют многие эксперты из разных стран и отмечают его достоинства. Но есть и недостаток: наша шкала НДФЛ не отвечает общепринятому требованию к налоговой системе способствовать справедливому распределению доходов.

В качестве альтернативного варианта предлагается к рассмотрению плоская шкала НДФЛ со ставкой 20% с одновременным увеличением необлагаемого налогом дохода до 6–7 тыс. руб. Применение этой (или подобной) шкалы (см. табл. 3) позволит более справедливо перераспределить налоговую нагрузку между бедными и богатыми, при этом она останется простой для администрирования.

^ Таблица 3

Величина НДФЛ при ставках 13 и 20% и необлагаемых налогом доходах 6 тыс. и 7 тыс. руб.



^ Доход в мес.,

руб.

НДФЛ, руб.

Зарплата на руки, руб.

Доля налога в доходе

13%

20% /

6 тыс. руб.

20% /

7 тыс. руб.

13%

20% /

6 тыс. руб.

20% /

7 тыс. руб.

13%

20% /

6 тыс. руб.

20% /

7 тыс. руб.

6000

780

не облаг.

не облаг.

5220

6000

6000

13%

0,0%

0,0%

7000

910

200

не облаг.

6090

6800

7000

13%

2,9%

0,0%

10 000

1300

800

600

8700

9200

9400

13%

8,0%

6,0%

15 000

1950

1800

1600

13 050

13 200

13 400

13%

12,0%

10,7%

17 150

2230

2230

2030

14 920

14 920

15 120

13%

13,0%

11,8%

20 000

2600

2800

2600

17 400

17 200

17 400

13%

14,0%

13,0%

30 000

3900

4800

4600

26 100

25 200

25 400

13%

16,0%

15,3%

50 000

6500

8800

8600

43 500

41 200

41 400

13%

17,6%

17,2%

100 000

13 000

18 800

18 600

87 000

81 200

81 400

13%

18,8%

18,6%

200 000

26 000

38 800

38 600

174 000

161 200

161 400

13%

19,4%

19,3%

300 000

39 000

58 800

58 600

261 000

241 200

241 400

13%

19,6%

19,5%


Из таблицы видно, что при доходе до 17 150 руб. в месяц при необлагаемом налогом доходе 6 тыс. руб. и до 20 тыс. руб. в месяц при необлагаемом доходе 7 тыс. руб. в месяц налоговая нагрузка не увеличится по сравнению с существующей. Более того, при небольших доходах (зарплатах) нагрузка существенно снизится.


^ Упрощение отчетности

Сложность процедур — одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни. Очереди к чиновникам, хождение по инстанциям, получение различных справок, оформление большого числа документов для решения малого вопроса сопровождают нашу жизнь от самого рождения и являются одной из главных причин коррупции: проще дать взятку, чем оформить по закону. И все же процедуры, связанные с исчислением и уплатой налогов и с налоговой отчетностью, следует выделить особо, ведь ценой ошибки может стать разорение предприятия или уголовное преследование его руководителей и даже рядовых работников бухгалтерии9.

Бухгалтерский отчет с приложениями — это несколько десятков страниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт, расчеты состоящего из четырех налогов ЕСН с учетом возрастов сотрудников, регрессивной ставкой и уплатой в два бюджета и три фонда — это далеко неполный перечень проблем бухгалтера. Инструкция по составлению годового бухгалтерского отчета содержит 600 страниц. «Система Главбух», рекомендованная в качестве актуальных практических рекомендаций бухгалтеру предприятия, включает в себя:

— более 200 000 страниц эксклюзивных рекомендаций по налогам и сборам;

— свыше 30 000 нормативно-правовых документов в полной редакции;

— CD-диск с обновлениями два раза в месяц;

— оnline-версия для подписчиков — ежедневное обновление системы.

И всей этой информацией должен владеть бухгалтер предприятия! Вряд ли это возможно даже теоретически.

«Деловая Россия» уже в течение двух лет предлагает существенно упростить налоговую отчетность. А. Данилов-Данильян достаточно подробно и убедительно излагал эти предложения на страницах журнала «Главбух»10.

Во многих странах малые и средние предприятия не имеют своих бухгалтеров, а платят специальным фирмам, которые ведут их бухгалтерский учет и отчитываются в налоговой инспекции. Например, в Германии один бухгалтер специализированной фирмы ведет 50–150 предприятий. При нашей системе учета и отчетности больше 3–4 фирм не потянет никто. И связано это со сложностью процедур исчисления и уплаты налогов и налоговой отчетности. Прав А. Аузан, отмечавший: «Не надо гоняться за сложными западными системами налогообложения. У нас институциональная среда другая, она еще более сложная, чем в этих развитых странах. Поэтому налоги должны быть очень простыми, крайне простыми для администрирования»11. К этому можно добавить: сложную налоговую систему западные страны умудряются сочетать с простой системой отчетности.

А у нас растет нагрузка на предприятия. Это только кажется, что затраты, связанные с бухгалтерским учетом и расчетом налогов, малы. Они невелики для крупных и особо крупных предприятий, а для субъектов малого бизнеса эти затраты составляют существенную часть накладных расходов.

Испытывают трудности и налоговики: вместо того, чтобы обеспечивать поступление налогов в бюджет и консультировать предприятия, инспекторы вынуждены обрабатывать тысячи страниц отчетов и деклараций. Введение системы сдачи отчетов на магнитных носителях проблемы не снимает, так как формы остаются теми же, а читать их на экране монитора труднее и вреднее для здоровья, чем на бумажном носителе.

Информация, содержащаяся в налоговом отчете, должна быть необходимой и достаточной для решения поставленных задач. Переизбыток информации затрудняет работу как тех, кто ее готовит и представляет, так и тех, кто ее получает и с ней работает. Чем проще и прозрачнее отчетная форма, тем проще платить налоги и проверять правильность их уплаты; соответственно, тем труднее уклоняться от налогообложения и тем эффективнее налоговая система в целом.

Если в налоговой декларации указывать только реквизиты организации, а также необходимые для исчисления и уплаты налогов их названия, налоговые базы, ставки и начисленные, уплаченные и подлежащие к уплате суммы налогов, то объем декларации не превысит одной страницы обычного формата12. На этой же странице может быть помещена информация налоговой инспекции о том, насколько данные налогоплательщика о начислении и уплате налогов совпадают со сведениями, имеющимися в налоговой инспекции.

Форму декларации по нескольким налогам на одной странице нельзя назвать новшеством. Например, в Швеции на одной странице декларации помещается отчет по ЕСН, НДФЛ и НДС.

Налоговая отчетность в Швеции выглядит следующим образом. Все шведские компании за месяц до установленного срока представления отчета получают из налогового органа умещающийся на одной странице бланк ежемесячной декларации о налогах на зарплату и НДС с информацией налогового органа о задолженности по каждому налогу. В течение месяца предприятие заполняет декларацию и возвращает ее налоговой службе. При этом фирмы, годовой оборот (реализация) которых ниже 40 млн шведских крон (155 млн руб.), сдают декларацию и платят налоги на свой налоговый счет один раз в месяц, а те, чей оборот превышает указанную сумму, отчитываются один раз, а платят два раза в месяц — 12-го и 26-го числа. На одной странице бланка помещаются реквизиты предприятия, налоговые базы, ставки налогов, налоговые вычеты, сами налоги и замечания налогового органа. У нас то же самое, но на 30–50 листах и без информации налогового органа о наличии или отсутствии у предприятия задолженности по налогам.

Жизнь налогоплательщиков дополнительно усложнилась после введения с 01.01.2005 двадцатизначных кодов бюджетной классификации (КБК). Для каждого налога, штрафа или пени назначен свой код, который постоянно меняется. Ошибка в КБК при оформлении платежного поручения или обработке информации в налоговой инспекции ведет к тому, что платеж попадает в группу «невыясненных», а за якобы несвоевременную уплату налога начисляются пени за каждый день просрочки. Чтобы прояснить ситуацию, необходимо провести сверку данных налогоплательщика и налоговой инспекции. В связи с перегруженностью инспекций работой попасть на сверку не так-то просто, а до прояснения надо платить вторично. Судя по названию, КБК нужны тем, кто работает с бюджетом. Так почему бы им самим не закодировать десяток статей налоговых поступлений, а не заставлять это делать сотни тысяч бухгалтеров?



^ Изменение методики расчета НДС

Существующая методика расчета НДС и система его администрирования открывают большие возможности для уклонения от уплаты налога для недобросовестных налогоплательщиков и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно».

К этому следует добавить и высокую трудоемкость расчета и проверки правильности уплаты НДС. Уже сегодня более половины своего рабочего времени налоговые инспекторы посвящают НДС, а бухгалтеры предприятий ежедневно совершают подвиги, добиваясь получения от поставщиков правильно оформленных счетов-фактур, ведь от этого зависит законность возмещения НДС. При налоговой проверке любое предприятие может попасть в разряд «недобросовестных» из-за недействительности счетов-фактур, полученных от поставщиков и оформленных с нарушениями законодательства.

Еще один парадокс: при существующей системе сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком, зависит от добросовестности поставщика. Если в процессе встречной проверки выяснится, что поставщик не платил или недоплачивал НДС, возмещение налога из бюджета аннулируется, а если НДС уже был возмещен, он должен быть возвращен в бюджет с уплатой штрафов и пеней.

«Деловая Россия» вносила конкретные предложения по решению проблемы НДС уже в 2007 г. Эти предложения достаточно подробно обоснованы во многих работах13.

Еще раз обратим внимание на тот факт, что российский НДС к добавленной стоимости как экономическому понятию отношения почти не имеет. НДС сегодня — это разница между двумя цифрами в книге продаж и книге покупок, составленных на основании счетов-фактур, имеющих к добавленной стоимости лишь косвенное отношение.

Суть указанных предложений состоит в том, чтобы в качестве налоговой базы при расчете НДС использовать добавленную стоимость, созданную на предприятии за отчетный период и определяемую на основании данных бухгалтерского учета. При этом добавленная стоимость (налоговая база) может быть вычислена двумя способами:

1) зарплата + прибыль + налоги + амортизация;

2) доход от реализации – выплаты сторонним организациям.

НДС к уплате будет равен произведению добавленной стоимости и ставки налога, установленной для данного предприятия.

Заметим, что уже сегодня предпринимателям и налоговым инспекторам предлагают использовать этот метод в качестве проверочного теста правильности начисления НДС. Чтобы не вызвать подозрений на недоплату НДС, его значение к уплате должно соответствовать величине, определенной по следующей формуле14:

НДС = (Прибыль + расходы на оплату труда + амортизация + налоги + расходы, по которым НДС не возмещается) х 18%

Возникает вопрос, почему нельзя использовать эту формулу в качестве основной? Ведь в этом случае трудоемкость процедур, связанных с исчислением НДС, сократится в десятки раз.


Предложения

1. Снизить ставки НДС, ЕСН и налога на прибыль до 10% для легкой промышленности; издательско-полиграфических предприятий; сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и машиностроения для легкой и полиграфической промышленности; производителей упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, готовых металлических изделий; предприятий деревообработки (в том числе производящих мебель). В этих отраслях работает приблизительно 2 млн 840 тыс. человек. Потери от снижения налоговых ставок не превысят 0,76% всех поступлений в бюджеты и фонды.

2. Ввести прогрессивную шкалу НДФЛ со ставками 13, 20 и 30%, увеличив необлагаемый налогом доход до 5 тыс. руб. Альтернативное предложение — оставить плоскую шкалу налога, увеличив ставку до 20% и необлагаемый налогом доход до 6–7 тыс. руб.

3. Упростить и сократить налоговую отчетность. В отчетах необходимо указывать только реквизиты предприятия (наименование, ИНН, КПП, юридический и фактический адреса), номер налогового органа, наименования и ставки налогов, начисленные, уплаченные и подлежащие уплате суммы налогов, фамилии, подписи и телефоны руководителя и главного бухгалтера — все это поместится на 1–2 страницах вместо сегодняшних 50–80 страниц. Каждый налог следует платить одним платежным поручением в один адрес (сегодня ЕСН — шесть платежек и налог на прибыль — две платежки при каждой уплате). Коды бюджетной классификации (КБК) в платежных поручениях указывать не следует. Распределение налогов по бюджетам и фондам и указание КБК поручить Федеральному казначейству.

4. При исчислении и уплате НДС за налоговую базу принимать добавленную стоимость, созданную предприятием в отчетный период и определяемую по данным бухгалтерского учета. НДС следует исчислять как произведение добавленной стоимости и ставки налога для данного предприятия. Это позволит увеличить сумму поступлений налога в бюджет и, соответственно, увеличится и без того тяжелое налоговое бремя на экономику. Чтобы этого избежать, необходимо одновременно с изменением методики расчета НДС снизить основную ставку налога, например, до 10%.



1 Основные положения статьи включены в Специальный доклад Торгово-промышленной палаты РФ на III Всероссийском налоговом форуме, г. Москва, 03.04.2007, а также доложены на 5-й ежегодной налоговой конференции РСПП в Москве 17.10.2006 и на форуме «Лидер экономического развития России», проводившемся в Москве Фондом развития «ЕврАзия» 27.04.2007.

2 Аузан А. «Общественный договор» / Лекция. 23.12.2004.

3 Основные направления налоговой политики России на 2008-2010 годы, одобрены на заседании Правительства 2 марта 2007 года

4 Аузан А. Договор – 2008 / Лекция. 07.12.2006.

5 Абрамов М. Д., Зверев С. М. Легкая промышленность в контексте с демографией // ЛегПромБизнес. 2006. № 6–7.

6 Абрамов М. Д., Зверев С. М. Как переколпаковать колпак // Экономика и жизнь. 2006. № 47.

7 Абрамов М. Д. Налоговое регулирование — эффективное средство развития экономики // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 4.

8 Томчин Г.А. Почему Россия не Китай / Правое дело. 2007. Апрель. № 7.

9 Ошибка до тюрьмы доведет // Экономика и жизнь. 2007. № 2. С. 1; Комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

10 Данилов-Данильян А. В. От бухгалтеров — меньше бумаг, от ФНС — больше ответственности // Главбух. 2007. № 9. С. 12–13.

11 Аузан А. Договор – 2008 / Лекция. 07.12.2006.

12 Абрамов М. Д. Упрощение отчетности как средство совершенствования налоговой системы // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 3. С. 17–21.

13 См, напр.: Абрамов М. Д., Машков С. А. Порядок исчисления НДС требует корректировки // Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 5. С. 36–42; Абрамов М. Д. Улучшенный НДС — альтернатива налогу с продаж // Там же. № 10. С. 36–39.

14 Годовой отчет – 2006 / Практический журнал для бухгалтеров. М.: «Актион-медиа», 2006. С. 298.

o-psihologicheskoj-gotovnosti-detej-k-shkolnomu-obucheniyu.html
o-publichnosti-professii-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-prepodavaniyu-metodiki-differencirovannih-funkcionalnih.html
o-putyah-povisheniya-effektivnosti-prokurorskogo-nadzora-za-soblyudeniem-zakonodatelstva-v-sfere-oplati-truda.html
o-pyatom-zasedanii-koordinacionnogo-soveta-po-provedeniyu-perepisej-naseleniya-raunda.html
o-rabote-administrativnoj-komissii-avtozavodskogo-rajona-gorodskogo-okruga-tolyatti.html
o-rabote-departamenta-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-kostromskoj-oblasti-po-mobilizacii-dohodov-v-byudzhetnuyu-sistemu-rossijskoj-federacii-za-period-s-2009-2011-godi-i-zadachah-na-2012-god.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-po-oligofrenopedagogike-4-test-dlya-uchitelej-logopedov-7.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-1-1-celi-i-zadachi-realizacii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-1-1-principi-i-podhodi-k-formirovaniyu-obrazovatelnoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-i-ulyanov-proishozhdenie-ukrainskogo-separatizma-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/norvegiya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-stranica-62.html
  • studies.bystrickaya.ru/2010-2011-uchebnij-god-dekada-matematiki-i-informatiki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akademicheskij-kalendar-studenta-ii-kursa-lechebnij-fakultet-m-mgmsu-2008-8-7s-razrabotchiki.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-8-vvedenie-v-metod-demograficheskih-tablic-v-i-melenchuk-kand-geogr-docent-kafedri-geografii-kaluzhskogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-s-rekomenduemoj-literaturoj-kafedra-russkoj-i-zarubezhnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • tasks.bystrickaya.ru/123-prakticheskaya-integraciya-kriterii-dlya-vibora-distributiva-svobodnoe-programmnoe-obespechenie-v-shkole.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hrakteristika-zdaniya-15605-051-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-na-vipolnenie-podryadnih-rabot-dlya-nuzhd-mo-abdulinskij.html
  • spur.bystrickaya.ru/luchevie-metodi-diagnostiki-kistoznih-obrazovanij-podzheludochnoj-zhelezi-i-parapankreaticheskoj-zoni-na-etapah-hirurgicheskogo-lecheniya-14-00-27-hirurgiya-14-00-19-luchevaya-diagnostika-i-luchevaya-terapiya-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/pogodnie-virazheniya-kniga-avtomobil-pomidor.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotacii-dokladov-i-vistuplenij-na-seminarah-laboratorii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/telefoni-kulturnih-centrov-goroda-saratova-osnovnie-napravleniya-vospitatelnoj-raboti-v-saratovskom-gosudarstvennom.html
  • shkola.bystrickaya.ru/plan-nauchno-tehnicheskih-meropriyatij-yugo-zapadnogo-gosudarstvennogo-universiteta-na-pervoe-polugodie-2012-goda-yanvar-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-bezopasnosti-obektov-morskogo-transporta-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-otkritiya-osnovnih-elementarnih-chastic.html
  • studies.bystrickaya.ru/chast-14-novoobrashennie-v-pervie-morlok-setevoj-psevdonim-uznal-o-gts-sajtah-neskolko-let-nazad-steh-por.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-kapitalnogo-stroitelstva-zao-invest-stroj-goroda-ishima-mesto-raboti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-cifrovoj-obrabotki-mediko-tehnicheskie-trebovaniya-na-postavku-medicinskogo-oborudovaniya-dlya-nuzhd.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-o-molodilnih-yablokah-i-zhivoj-vode-stranica-21.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-p-erdakova-sovremennie-kosmeticheskie-tovari-stranica-2.html
  • report.bystrickaya.ru/gradoobrazuyushie-predpriyatiya-lenoblasti-zavod-slanci-i-kompaniya-leningradslanec-budut-obedineni-v-odnu-strukturu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2-determinanti-soderzhaniya-obrazovaniya-i-principi-ego-strukturirovaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-radklif-braun-sravnitelnij-metod-v-socialnoj-antropologii-koncepciya-nauki-o-kulture-text-htm-glava07.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dnya-studencheskoj-nauki-v-tyumenskoj-gosudarstvennoj-akademii-kulturi-iskusstv-i-socialnih-tehnologij-aktualnie-problemi-obrazovaniya-v-kulture-i-iskusstve-vzglyad-molodih.html
  • testyi.bystrickaya.ru/45-podprogramma-formirovaniya-iktkompetentnosti-uchashihsya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego.html
  • turn.bystrickaya.ru/pod-ugrozoj-genofond-nacii-fyodor-grigorevich-uglov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/testi-otrabotavshego-masla-46-motornie-masla-petro-canada-dlya-benzinovih-dvigatelej-48-stranica-36.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-ekspluatacii-elektronnih-klyuchej-123-prilozhenie-a-sistemnie-soobsheniya-125.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-kreditnih-otnoshenij-v-ukraine-chast-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-bolkonskij-geroj-romana-vojna-i-mir.html
  • college.bystrickaya.ru/1-analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-408-bunatyan-elichka-garnikovna-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/molekulyarnie-osnovi-nasledstvennosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhel-zhne-ortasha-degejde-ziyati-zaimdalan-zhoari-sinip-oushilarini-zejn-erekshelktern-anitau-mseles.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.