.RU

Национальные особенности речевого этикета

ВВЕДЕНИЕ

Что такое этикет? Понятие это философское, этическое. По словарю: «Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда). В этом определении содержится указание на внешнее проявление отношения к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений, которые в идеале должны быть взаимно доброжелательными.

Этикет определяет поведение любого человека. Это не только те правила, которым необходимо следовать за столом или в гостях, это вообще все нормы человеческих взаимоотношений. При помощи таких с детства усвоенных правил регулируются взаимодействия с окружающими.

1. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека – общаться с себе подобными. Немаловажных целей в общении человеку помогает достичь речевой этикет. Под речевым этикетом следует понимать выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.

Наше общество, еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. То и дело встречаются объявления, сообщения, реклама о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского речевого этикета.

В коммуникативном общении люди передают друг другу ту или иную информацию, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта - ведь без этого деловые отношения невозможны. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям тех профессий, которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи, и юристы, и работники сферы обслуживания и бизнесмены, и, конечно, родители.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом -сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и многие другие. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения. Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты- или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

В речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, и т.д. Так, если кто то говорит другому: Доброго здоровьи­ца! – то нет сомнения, что это пожилой житель деревни или выходец из нее. Если кто то бросает: «Привет!», - значит, обстановка неофициальная, люди находятся в равных, непринужденных, дружеских отношениях.

- Выбор наиболее уместного выражения речевого этикета и составляет правила (да и искусство) вступления в коммуникацию.

Например ситуация, в которой герой повествования, интеллигент, должен установить деловой контакт (и прежде всего — речевой) с человеком иной социальной среды, да еще и замешанным в неблаговидных делах:

Я подождал в стороне – пока он освободится, пока отъезжающие скроются в вагоне, а провожающие рассредоточатся вдоль состава по окнам купе. И тут он вышел из тамбура, запыхавшись, суя чаевые в карман. Этакий рыжеватый детина, этакий хитрый кот с бегающими глазами. Я чуть было не допустил оплошность – едва не обратился к нему на “вы” да еще чуть не извинился за беспокойство.

- Привет, Утюг, как дела? — сказал я ему насколько возможно бесцеремонней.

- Дела как в Польше: у кого телега, тот и пан – бойко ответил он, точно мы с ним сто лет были знакомы. (Ч. Айтматов).

Если бы герой, следуя собственным привычкам, обратился к собеседнику на “вы”, да еще с извинением за беспокойство, адресат сразу понял бы что перед ним чужак, а значит, и говорить с ним не о чем.

Можно сделать вывод, что в языковых знаках речевого этикета заложены, а в речи реализуются социальные сигналы типа свой – чужой, знакомый – незнакомый, далекий – близкий и т.д., с одной стороны, и равный – старший – младший по возрасту и/или положению – с другой. Ясно, что любое общество в любой момент своего существования неоднородно, многолико, и что для каждого слоя и пласта есть как свой набор этикетных средств, так и общие для всех нейтральные выражения. И есть осознание того, что в контактах с иной средой необходимо выбирать или стилистически нейтральные, или свойственные этой среде средства общения. Так, если среди подростков возможно обращение Эй, ты!, то к взрослому человеку подросток обратится иначе.

Употребляя выражения речевого этикета, мы совершаем сравнительно несложные речевые действия обращаемся, приветствуем, благодарим… Но почему же в языке существует такое множество способов это делать? Ведь у нас до сорока выражений применяемых в приветствиях (у японцев более пятидесяти!), множество форм прощания, благодарности и т.п. А сколько возможностей осуществить просьбу: Я прошу Вас сделать это; Просьба не шуметь; Сделайте это, пожалуйста; Если Вам не трудно, подвиньтесь пожалуйста; Вы не могли бы подвинуться?; Вам не трудно подвинуться?; У Вас не найдется, чем записать? — и так до сорока моделей. А все дело в том, что каждое выражение мы выбираем с учетом того, кто – кому – о чем – где – когда – почему – зачем говорит. Вот и получается, что сложная языковая социальная информация заложена как раз в речевом этикете в наибольшей степени.

Почему же выражения речевого этикета обладают «волшебной силой», почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации ведет к обиде? Можно выделить несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту.

Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть “своим” в данной группе — большой или малой, национальной, социальной,— исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения. Пример такого ритуала:

Издали слышен клаксон, среди гуляющих заметно волнение. Приближается большой лимузин. На одном из крыльев трепещет красный с фиолетовым оттенком флаг с красным же крестом на белом фоне. Все вокруг приседают, а затем садятся на обочине со скрещенными ногами. На заднем сиденье лимузина виднеется массивная фигура - король Тубоу IV. Его положено приветствовать, усевшись со сложенными ладонями. Это не просто обычай, это закон, соблюдение которого строго проверяется местными полицейскими. И точно так же рядовые жители Тонга приветствуют аристократов. (“Вокруг света”).

Социальная заданность ритуальных знаков этикета воспитывается в людях с раннего детства.

Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное “поглаживание”. Это можно объяснить на примере из области биологии. В одном из экспериментов ученые хотели выяснить, являются ли в животном сообществе прикосновение, вылизывание, выискивание и т.п. лишь гигиенической необходимостью или это “социальная” потребность животных в контактах. Были взяты две группы крысят, одну из которых сотрудники лаборатории постоянно поглаживали. Эти крысята выросли более крупными, умными, устойчивыми к заболеваниям животными, чем те, которых не гладили, не ласкали. Исследователи сделали вывод, что потребность в прикосновении, в ласке у животных столь же значима, как и другие жизненно важные потребности.

Еще более развита эта потребность у человека. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого! Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных «поглаживаний» – речевой этикет: Здравствуйте – будьте здоровы; Благодарю – благо дарю. Спасибо –спаси вас Бог за доброе дело; Извините –признаю свою вину и прошу снять с меня грех и т.д. Вот типичный диалог, которым обмениваются приятели при встрече:

- Привет как дела?

- Все в порядке, а у тебя?

- Тоже. Ну всего!

- Пока.

Никакой другой информации, кроме той, что “я тебя замечаю, узнаю, признаю, хочу с тобой контактов, желаю тебе добра”, в таком обмене репликами нет, и тем не менее, это очень важный ритуал “поглаживаний”. Воспринимать это следует именно как знак социальных контактов, и понимать, что вопрос “Как здоровье?” вовсе не предполагает рассказа о болезнях. Это не содержательный вопрос врача или заинтересованного родственника, это знак социального “поглаживания”, контактирования на ходу…


neftehimicheskaya-promishlennost-i-proizvodstvo-polimernih-materialov.html
neftepererabotka-chast-2.html
nefteprovoda-konkursi-too-ken-aj-ojl-kizilorda.html
neftyanaya-gusha-vedomosti-31082007-163-str-a4-gosduma-rf-monitoring-smi-31-avgusta-2007-g.html
neftyanaya-promishlennost-chast-6.html
neftyanaya-promishlennost-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni-1941-1945gg.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-diplomnoj-raboti-dlya-studentov-dnevnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organi-chuvstv-chuvstva-oshusheniya-kniga-mertvih-v-svoej-glubinnoj-suti-govorit-o-tom-zhe-o-snah-oneotvratimih.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-27-728-25-iyulya-2011-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nizhegorodskoj-oblasti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prirodnie-turistskie-resursi-avstralii-i-okeanii.html
  • writing.bystrickaya.ru/kompyuteri-kak-sredstvo-razvitiya-pravovoj-informacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razvitie-lichnosti-podrostka-pod-vliyaniem-smi-i-kulturi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-rossii-uzhestochat-nakazanie-za-realizaciyu-kontrafakta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prognozirovanie-bankrotstva-i-razrabotka-rekomendacij-v-oblasti-antikrizisnogo-upravleniya-na-pre.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-usrednenie-rezultata-chto-isklyuchaet-vse-individualnie-vliyaniya-naimenshuyu-tochnost-kak-pravilo-daet-usrednenie-rezultatov-t-e-ispolzovanie-kollektivnoj-metodiki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-ili-semanticheskij-podhod-uchebnaya-disciplina-metodi-analiza-dokumentov-v-sociologii-specialnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/normi-eto-obmen-replikami-o-zdorove-kotoroe-normalno-norma-tut-vrode-bi-protivostoit-bolezni-mezhdu-tem-vse-znayut-na-urovne.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-rabochej-programme-po-inostrannomu-yaziku-dlya-4-klassa.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodi-issledovaniya-i-diagnostiki-konfliktov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-050706-031000-pedagogika.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachami-raboti-stali.html
  • college.bystrickaya.ru/34-razvitie-malogo-biznesa-doklad-o-sostoyanii-konkurencii-v-rossijskoj-federacii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchet-truda-i-ego-oplata.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vliyanie-samoocenki-na-uroven-uspeshnosti-professionalnoj-deyatelnosti-chast-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlya-spravki-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-19-720-30-maya-2011-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prikaz-komiteta-po-nadzoru-za-ohranoj-truda-ukraini-gosnadzorohrantruda-stranica-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-specialnosti-2203032107-sredstva-mehanizacii-i-avtomatizacii-tomsk.html
  • books.bystrickaya.ru/dostizheniya-uchashihsya-i-ih-kollektivov-v-konkursah-festivalyah-sorevnovaniyah-razlichnogo-urovnya.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-dejstvij-pravitelstva-rossijskoj-federacii-po-realizacii-v-2008-godu-osnovnih-polozhenij-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossijskoj-federacii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/slozhenie-i-umnozhenie-v-dvoichnoj-sisteme-schisleniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problemi-formirovaniya-edinogo-ekonomicheskogo-prostranstva-na-territorii-sng.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnik-2-e-izd-dop-i-pererab.html
  • literature.bystrickaya.ru/dekabr-2007-goda-obshie-voprosi-kulturi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-v-obshestvo-kak-socialno-prakticheskij-sposob-bitiya-cheloveka-uchebnoe-posobie-rekomendovano-ministerstvom.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-vneshneekonomicheskie-operacii-kak-obekt-kontrakta-kupli-prodazhi-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-raboti-mou-cimpo-za-2009-2010-uchebnij-god-stranica-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-shestnadcataya-ranshe-ya-ne-dumala-vserez-o-smerti-hotya-za-poslednie-mesyaci-povodov-bilo-predostatochno-dazhe.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-75-glen-charlz-kuk.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dmitrij-ivanovich-mendeleev-i.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-dengi-kredit-banki-nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-materiali-yubilejnoj-60-j-nauchnoj-studencheskoj.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroitelnie-normi-i-pravila-snip-04-08-87-gazosnabzhenie-utv-postanovleniem-gosstroya-sssr-ot-16-marta-1987-g-n-54-s-izmeneniyami-ot-25-aprelya-1989-g-10-avgusta-1994-g-4-aprelya-1995-g-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.