.RU

Н. А. Кузнецова " " 200 г


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан филологического факультета

Н.А. Кузнецова

"___" _______________ 200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ


для направления 031000 (520300) - филология (магистерская программа «Теория и практика речевой коммуникации ») факультет___филологический____________________________________________________ _____________________________________________________________________________

кафедра современного русского языка и речевой коммуникации

курс_1-2______________________________________________________________

семестр 1-2_-3_________________________________________________________

Лекции _________54____________ (час.) Экзамен в _______1, 3_______семестре

Практические (семинарские)

Занятия_____________24_____________(час.) Зачет в _________2_______семестре

Лабораторные

занятия _______________НЕТ___________ (час.)

Всего часов 78 Самостоятельная работа ______?_____(час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС___?__(час.)


2009


Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО по направлению 031000 (520300) – Филология (магистратура) и примерного учебного плана подготовки магистров филологии по специализации «Теория и практика речевой коммуникации» (опубликован в: Инновационные подходы к проектированию Федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ подготовки по направлению высшего профессионального образования «Филология»: колл. моногр. М., 2007. (Авторы: Ковтун Е.Н., Панченко Н.В., Чувакин А.А. и др.). С. 178 -223).


Индекс __________________


Составители: Н.В. Панченко кандидат филологических наук, доцент,

А.А.Чувакин, доктор филологических наук, профессор.

(Под ред. профессора А.А.Чувакина).


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры современного русского языка и речевой коммуникации (протокол № 3)


"_8 " ____мая_________200_9_ г.


Заведующий кафедрой_______________ А.А.Чувакин

(ф.и.о., подпись)


Одобрено советом (методической комиссией)

факультета


"____" ___________200__ г.


Председатель комиссии_____________________

(ф.и.о., подпись)


  1. ^ Цели и задачи дисциплины

Дисциплина ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ относится к дисциплинам федерального компонента – разделу специальных дисциплин. Она обеспечивает усвоение обучаемыми теоретических основ коммуникативистики как филологической дисциплины.

Его задачи – рассмотрение важнейших вопросов филологической теории коммуникации: коммуникации как объекта изучения филологических наук, антропологических основ коммуникативистики, изучение текста как срединного звена коммуникации в единстве его статики и динамики.

Входя в цикл дисциплин направления, данный курс создает основу для изучения иных дисциплин направления.

Курс опирается на знания о языке, литературе и риторике, полученные студентами в бакалавриате, и при изучении дисциплин федерального компонента – цикла ДНМ.


^ 2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет …. зачетные единицы.



^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Общая трудоемкость дисциплины

184











Аудиторные занятия

78

26

26

26




Лекции

54

18

1 8

18




Практические занятия (ПЗ)

24

8

8

8




Семинары (С)















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа

106











В том числе:
















Курсовая работа
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















и(или) другие виды самостоятельной работы

х

х

х

х




Виды промежуточного контроля:
















Контрольная работа
















Зачет

1,2

х

х







Экзамен

3






х






^ 3. Содержание и объем дисциплины

3.1. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

С

ПЗ, ЛР

1.

ВВЕДЕНИЕ.

2







2.

^ ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ


16

8




3

^ ЧЕЛОВЕК В КОММУНИКАЦИИ

18




8

4

ТЕКСТ В КОММУНИКАЦИИ


18



8


^ 3.2. Содержание разделов дисциплины

3.2.1. Введение.

^ 3.3. Тематика практических занятий.

Раздел 2.

2.1. Встречное движение филологии и коммуникативистики (из истории науки).

2.2. Учение «От лингвистики языка – к лингвистике общения» (Б.Ю.Городецкий). Коммуникативно-речевая ситуация: вопросы теории и практики.

2.3. Человек – язык – текст в речевой коммуникации. Смысл как проблема филологической теории коммуникации.

2.4. Дискурс как базовое понятие филологической теории коммуникации.

Раздел 3.


Раздел 4.

^ 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

4.1. Основная литература

Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1989, Вып. ХХ1У.

ван Дейк Т.А.Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

Кощей Л.А., Чувакин А.А. Homo Loquens как исходная реальность и объект филологии: к постановке проблемы // Филология и человек. 2006. № 1.

Крейдлин Г.Е. Неверальная семиотика: язык тела и естественный язык. М., 2004.

Основы теории коммуникации / под ред. М.А.Василика. М., 2003.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.. 1998.

Чувакин А.А.Смешанная коммуникация в художественном тексте: основы эвокационного исследования. Барнаул, 1995.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М., 1998. – 224 с.;


    1. Дополнительная литература


Университетская филология – образованию: человек в мире коммуникаций / под ред. А.А.Чувакина. Барнаул, 2005.

Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. М., 2004. С.24-65.

Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. – М., 2006. – 246 с.



^ 4.3. Методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. В каждом семестре изучение дисциплины звершается экзаменом (зачетом).


^ 4.4. Методические указания студентам


Рекомендуется активная работа на лекциях, освоение основной проблематики дисциплины в межлекционный период и при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Семинарские и практические занятия направлены на овладение студентами оснвными категориями и понятиями филологической теории коммуникации, приобретение умений ставить и решать теоретические и практические задачи в области изучаемой дисциплины. Для более продуктивной самостоятельной работы по дисциплине могут использоваться консультации преподавателя, которые проводятся еженедельно.


^ 5. Требования к освоению учебной дисциплины:



    1. В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные категории и понятия филологичяеской теории коммуникации;

Уметь: применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;

Владеть: основными методами и приемами самостоятельной постановки и решения теоретических и практических задач в области филологической коммуникативистики.



    1. Перечень вопросов к экзамену (зачету):

Раздел 1.

  1. Коммуникация как объект междисциплинарного исследования. Развитие представлений о коммуникации: коммуникация как передача информации; коммуникация как взаимодействие людей.

  2. Коммуникативная деятельность – центральное понятие современной теории коммуникации. Интерсубъективная природа субъектов коммуникации. Средства коммуникативной деятельности.

  3. Сущность коммуникации как объекта изучения филологии. Два подхода к изучению коммуникации, обусловленные пониманием языка как динамического / статического феномена. Коммуникация как акт взаимодействия коммуникантов.

  4. Филология и коммуникативистика в их тяготении друг к другу. Филологическая теория коммуникации как раздел филологии. Предмет, задачи, место филологической теории коммуникации в специализированной подготовке магистра филологии.

Раздел 2.

Раздел 3-4.

  1. Человек коммуницирующий; параметры его характеристики (мотивационный, когнитивный, функциональный).

  2. Типы коммуникантов.

  3. Инициация коммуникативно-речевого акта; правила инициации коммуникативно-речевого акта.

  4. Коммуникативные стратегии и тактики.

  5. Человек – создатель сообщения; деятельность по пониманию и интерпретации сообщения.

  6. Коммуникативные стратегии адресанта.

  7. Коммуникативные стратегии адресата.

  8. Сообщение как компонент акта вербальной коммуникации.

  9. Критерии классификации сообщений.

  10. Цели коммуникации. Цели коммуникации и потребности человека.

  11. Коммуникативная ситуация, ее деятельностная сущность.

  12. Типы коммуникативных ситуаций.

  13. Референт. Процесс референции в коммуникации.

  14. Выбор и презентация референта.

  15. Варьирование структуры коммуникативно-речевого акта в зависимости от уровня и/или сферы коммуникации.

  16. Автокоммуникация.

metodika-sozdaniya-multimedijnogo-regionalnogo-atlasa-na-primere-atlasa-kurilskih-ostrovov-25-00-36-geoekologiya-25-00-33-kartografiya.html
metodika-sozdaniya-portala-organov-vlasti-subekta-rossijskoj-federacii-i-organov-mestnogo-samoupravleniya-na-osnove-tipovogo-resheniya.html
metodika-sozdaniya-regionalnih-i-municipalnih-programm-razvitiya-selskohozyajstvennih-potrebitelskih-kooperativov-stranica-13.html
metodika-sozdaniya-regionalnih-i-municipalnih-programm-razvitiya-selskohozyajstvennih-potrebitelskih-kooperativov-stranica-8.html
metodika-sportivnoj-podgotovki-yunih-konkobezhcev-na-nachalnom-etape-v-usloviyah-kritih-katkov-13-00-04-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-sportivnoj-trenirovki-ozdorovitelnoj-i-adaptivnoj-fizicheskoj-kulturi.html
metodika-telezhurnalistiki-st-prep-peripechina-g-v-s-12-sentyabrya-cherez-nedelyu-aud-329.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problemi-kompleksnoj-bezopasnosti-v-xxi-veke-chast-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-proekta-rabota-nad-proektom-eto-poisk-novih-form-metodov-prepodavaniya-istorii-po-teme-vozniknovenie-islama-arabskij-halifat-i-ego-raspad.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov-po-tehnologii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-1-ispanskie-sootvetstviya-russkomu-glagolu-svyazke-ispanskij-yazik-dlya-ikursa.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-nepovtorimij-suverennij-mir-detstva-zhivushij-po-svoim-vechnim-zakonam-hranyashij-bescennie-relikvii-proshlogo-s-a-shmakov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-po-rasskazu-m-zoshenko-ne-nado-vrat-6-klass.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-o-tom-gde-ya-nahozhus-i-kak-najti-i-uderzhat-komfortnoe-mesto-pod-solncem-segodnya-zavtra-i-vsegda.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/variant-2-cena-kontrakta-25-mln-rublej-federalnaya-celevaya-programma-razvitie-farmacevticheskoj-i-medicinskoj.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-11-vvedenie-v-predmet-psihologiya-i-pedagogika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnostej.html
  • university.bystrickaya.ru/gollandskij-kapriz-03-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ustanovke-i-primeneniyu-seriya-mp-140-na.html
  • report.bystrickaya.ru/itar-tass-httpwwwitar-tasscom-02122006-00000-boris-grizlov-monitoring-smi-2-4-dekabrya-2006-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klevec-evuo-vgu-im-pm-masherova-vitebsk-provodimoj-v-ramkah-programmi-tempus-iv-vitebsk-6-8-oktyabrya-2010.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sposobi-zashiti-prava-sobstvennosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-kara-murza-manipulyaciya-soznaniem-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-aprel-2009-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-7-edinstvennaya-tema-poezii-zamechatelnij-vo-vseh-svoih-raznorodnih-proyavleniyah-poeta-issledovatelya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ulica-krupnih-kapitalov-chetvertyu-chasa-pozzhe-delo-o-polku-igoreve.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stiven-r-kovi-stranica-25.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-i-podgotovki-gimnazicheskogo-uchitelya-vzaimodejstvie-shkola-vuz.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/liniya-preemstvennosti-peredachi-obeta-posvyasheniya-v-monahi-sinyaya-letopis-istoriya-buddizma-v-tibete.html
  • studies.bystrickaya.ru/ispolzovanie-pishevih-dobavok-pri-proizvodstve-myasnih-polufabrikatov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-vospitatelnaya-deyatelnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekta-zelenij-dom.html
  • turn.bystrickaya.ru/ozdorovlenie-podrastayushego-pokoleniya-odna-iz-prioritetnih-zadach-v-sisteme-vospitaniya-i-obrazovaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mashinostroenie-proizvodstvennoe-obedinenie-minskij-traktornij-zavod.html
  • write.bystrickaya.ru/etot-nomer-zhurnala-posvyashen-170-letiyu-uchrezhdeniya-obrazovaniya-belorusskaya-gosudarstvennaya-ordenov-oktyabrskoj-revolyucii-i-trudovogo-krasnogo-znameni-selskohozya-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-5-istoriya-stran-vostoka-v-novoe-vremya-fakultet-istoricheskij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-deklaraciya-posle-prodazhi-avtomobilya-chasto-zadavaemie-voprosi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasskaz-a-p-chehova-dama-s-sobachkoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiticheskij-doklad-vibori-13-marta-2011-goda-i-sostoyanie-politicheskoj-sistemi-rossii.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011g-stranica-23.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossiya-v-18-veke-chasov-domashnee-zadanie-data-provedeniya-mir-v-drevnosti-8-chasov.html
  • student.bystrickaya.ru/29-osnovnie-zakonomernosti-razvitiya-rebenka-v-rannem-vozraste-predmet-zadachi-i-metodi-vozrastnoj-psihologii.html
  • urok.bystrickaya.ru/preemstvennost-soderzhaniya-doshkolnogo-i-shkolnogo-obrazovaniya-po-formirovaniyu-grazhdanstvennosti-u-detej-vipusk-1-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.