.RU

Н. А. Кузнецова " " 200 г


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан филологического факультета

Н.А. Кузнецова

"___" _______________ 200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ


для направления 031000 (520300) - филология (магистерская программа «Теория и практика речевой коммуникации ») факультет___филологический____________________________________________________ _____________________________________________________________________________

кафедра современного русского языка и речевой коммуникации

курс_1-2______________________________________________________________

семестр 1-2_-3_________________________________________________________

Лекции _________54____________ (час.) Экзамен в _______1, 3_______семестре

Практические (семинарские)

Занятия_____________24_____________(час.) Зачет в _________2_______семестре

Лабораторные

занятия _______________НЕТ___________ (час.)

Всего часов 78 Самостоятельная работа ______?_____(час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС___?__(час.)


2009


Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО по направлению 031000 (520300) – Филология (магистратура) и примерного учебного плана подготовки магистров филологии по специализации «Теория и практика речевой коммуникации» (опубликован в: Инновационные подходы к проектированию Федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ подготовки по направлению высшего профессионального образования «Филология»: колл. моногр. М., 2007. (Авторы: Ковтун Е.Н., Панченко Н.В., Чувакин А.А. и др.). С. 178 -223).


Индекс __________________


Составители: Н.В. Панченко кандидат филологических наук, доцент,

А.А.Чувакин, доктор филологических наук, профессор.

(Под ред. профессора А.А.Чувакина).


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры современного русского языка и речевой коммуникации (протокол № 3)


"_8 " ____мая_________200_9_ г.


Заведующий кафедрой_______________ А.А.Чувакин

(ф.и.о., подпись)


Одобрено советом (методической комиссией)

факультета


"____" ___________200__ г.


Председатель комиссии_____________________

(ф.и.о., подпись)


  1. ^ Цели и задачи дисциплины

Дисциплина ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ относится к дисциплинам федерального компонента – разделу специальных дисциплин. Она обеспечивает усвоение обучаемыми теоретических основ коммуникативистики как филологической дисциплины.

Его задачи – рассмотрение важнейших вопросов филологической теории коммуникации: коммуникации как объекта изучения филологических наук, антропологических основ коммуникативистики, изучение текста как срединного звена коммуникации в единстве его статики и динамики.

Входя в цикл дисциплин направления, данный курс создает основу для изучения иных дисциплин направления.

Курс опирается на знания о языке, литературе и риторике, полученные студентами в бакалавриате, и при изучении дисциплин федерального компонента – цикла ДНМ.


^ 2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет …. зачетные единицы.



^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Общая трудоемкость дисциплины

184











Аудиторные занятия

78

26

26

26




Лекции

54

18

1 8

18




Практические занятия (ПЗ)

24

8

8

8




Семинары (С)















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа

106











В том числе:
















Курсовая работа
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















и(или) другие виды самостоятельной работы

х

х

х

х




Виды промежуточного контроля:
















Контрольная работа
















Зачет

1,2

х

х







Экзамен

3






х






^ 3. Содержание и объем дисциплины

3.1. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

С

ПЗ, ЛР

1.

ВВЕДЕНИЕ.

2







2.

^ ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ


16

8




3

^ ЧЕЛОВЕК В КОММУНИКАЦИИ

18




8

4

ТЕКСТ В КОММУНИКАЦИИ


18



8


^ 3.2. Содержание разделов дисциплины

3.2.1. Введение.

^ 3.3. Тематика практических занятий.

Раздел 2.

2.1. Встречное движение филологии и коммуникативистики (из истории науки).

2.2. Учение «От лингвистики языка – к лингвистике общения» (Б.Ю.Городецкий). Коммуникативно-речевая ситуация: вопросы теории и практики.

2.3. Человек – язык – текст в речевой коммуникации. Смысл как проблема филологической теории коммуникации.

2.4. Дискурс как базовое понятие филологической теории коммуникации.

Раздел 3.


Раздел 4.

^ 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

4.1. Основная литература

Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1989, Вып. ХХ1У.

ван Дейк Т.А.Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

Кощей Л.А., Чувакин А.А. Homo Loquens как исходная реальность и объект филологии: к постановке проблемы // Филология и человек. 2006. № 1.

Крейдлин Г.Е. Неверальная семиотика: язык тела и естественный язык. М., 2004.

Основы теории коммуникации / под ред. М.А.Василика. М., 2003.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.. 1998.

Чувакин А.А.Смешанная коммуникация в художественном тексте: основы эвокационного исследования. Барнаул, 1995.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М., 1998. – 224 с.;


    1. Дополнительная литература


Университетская филология – образованию: человек в мире коммуникаций / под ред. А.А.Чувакина. Барнаул, 2005.

Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. М., 2004. С.24-65.

Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. – М., 2006. – 246 с.



^ 4.3. Методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. В каждом семестре изучение дисциплины звершается экзаменом (зачетом).


^ 4.4. Методические указания студентам


Рекомендуется активная работа на лекциях, освоение основной проблематики дисциплины в межлекционный период и при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Семинарские и практические занятия направлены на овладение студентами оснвными категориями и понятиями филологической теории коммуникации, приобретение умений ставить и решать теоретические и практические задачи в области изучаемой дисциплины. Для более продуктивной самостоятельной работы по дисциплине могут использоваться консультации преподавателя, которые проводятся еженедельно.


^ 5. Требования к освоению учебной дисциплины:



    1. В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные категории и понятия филологичяеской теории коммуникации;

Уметь: применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;

Владеть: основными методами и приемами самостоятельной постановки и решения теоретических и практических задач в области филологической коммуникативистики.



    1. Перечень вопросов к экзамену (зачету):

Раздел 1.

  1. Коммуникация как объект междисциплинарного исследования. Развитие представлений о коммуникации: коммуникация как передача информации; коммуникация как взаимодействие людей.

  2. Коммуникативная деятельность – центральное понятие современной теории коммуникации. Интерсубъективная природа субъектов коммуникации. Средства коммуникативной деятельности.

  3. Сущность коммуникации как объекта изучения филологии. Два подхода к изучению коммуникации, обусловленные пониманием языка как динамического / статического феномена. Коммуникация как акт взаимодействия коммуникантов.

  4. Филология и коммуникативистика в их тяготении друг к другу. Филологическая теория коммуникации как раздел филологии. Предмет, задачи, место филологической теории коммуникации в специализированной подготовке магистра филологии.

Раздел 2.

Раздел 3-4.

  1. Человек коммуницирующий; параметры его характеристики (мотивационный, когнитивный, функциональный).

  2. Типы коммуникантов.

  3. Инициация коммуникативно-речевого акта; правила инициации коммуникативно-речевого акта.

  4. Коммуникативные стратегии и тактики.

  5. Человек – создатель сообщения; деятельность по пониманию и интерпретации сообщения.

  6. Коммуникативные стратегии адресанта.

  7. Коммуникативные стратегии адресата.

  8. Сообщение как компонент акта вербальной коммуникации.

  9. Критерии классификации сообщений.

  10. Цели коммуникации. Цели коммуникации и потребности человека.

  11. Коммуникативная ситуация, ее деятельностная сущность.

  12. Типы коммуникативных ситуаций.

  13. Референт. Процесс референции в коммуникации.

  14. Выбор и презентация референта.

  15. Варьирование структуры коммуникативно-речевого акта в зависимости от уровня и/или сферы коммуникации.

  16. Автокоммуникация.

metodika-sozdaniya-multimedijnogo-regionalnogo-atlasa-na-primere-atlasa-kurilskih-ostrovov-25-00-36-geoekologiya-25-00-33-kartografiya.html
metodika-sozdaniya-portala-organov-vlasti-subekta-rossijskoj-federacii-i-organov-mestnogo-samoupravleniya-na-osnove-tipovogo-resheniya.html
metodika-sozdaniya-regionalnih-i-municipalnih-programm-razvitiya-selskohozyajstvennih-potrebitelskih-kooperativov-stranica-13.html
metodika-sozdaniya-regionalnih-i-municipalnih-programm-razvitiya-selskohozyajstvennih-potrebitelskih-kooperativov-stranica-8.html
metodika-sportivnoj-podgotovki-yunih-konkobezhcev-na-nachalnom-etape-v-usloviyah-kritih-katkov-13-00-04-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-sportivnoj-trenirovki-ozdorovitelnoj-i-adaptivnoj-fizicheskoj-kulturi.html
metodika-telezhurnalistiki-st-prep-peripechina-g-v-s-12-sentyabrya-cherez-nedelyu-aud-329.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-soderzhanie-obrazovatelnoj-processa-po-napravleniyam-deyatelnosti-obrazovatelnaya-programma-studii-razvivayushie-igri.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalogoplatelshik-i-elementi-nalogooblozheniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-pravleniya-tszh-vibori-novogo-sostava-pravleniya-tszh-i-revizionnoj-komissii-raznoe.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nformacjn-potrebi-upravlnskogo-aparatu-pdprimstva.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-g-obshie-rekomendacii-ogranichenie-vozdejstvij-tehnologicheskogo-processa-i-sistem-inzhenernogo-oborudovaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/imushestvennoe-strahovanie.html
  • writing.bystrickaya.ru/80-polinevriti-poliradikulonevriti-etiologiya-diagnostika-klinika-lechenie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/slova-vedomosti-15032005-44-str-a2-tv-11-pervij-kanal-novosti-14-03-2005-agoshkov-evgenij-09-00-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sistema-nacionalnih-schetov-dlya-napravleniya-521600-ekonomika-3-ya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-tehnika-i-tehnologiya-socialno-kulturnogo-servisa-i-turizma-yavlyaetsya-specialnoj-disciplinoj-predlagaemoj-studentam-specialnosti-socialno-kulturnij-stranica-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-uroka-aktualizaciya-znanij-individualnij-opros-kakovi-osobennosti-klassa-hryashevih-rib-kostnih-rib-vchyom-cherti-bolee-visokoj-organizacii-kostnih-rib-po-sravneniyu-s-hryashevimi-proverka-domashnego-zadaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-12032008-bogdanova-marina-1200-gosduma-rf-monitoring-smi-13-marta-2008-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2011g-2011g-rabochaya-programma-po-literature-8-klass-bazovij-uroven-stranica-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-o-chem-rasskazivayut-skandinavskie-mifi-civilizacii-migracii-plemen-istoki-verovanii-v-zerkale-mifa.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zdanie-rajonnoj-administracii-zagorelos-v-vologodskoj-oblasti-informacionnoe-agentstvo-severinform-29062011.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-v-volkogon-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-metodicheskie-rekomendacii-sostavleni-prepodavatelem-lipeckogo-kolledzha-stroitelstva-arhitekturi-i-otraslevih-tehnologij-komkinoj-n-v.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-330200-ekologicheskij-monitoring-tomsk-2004g.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-organizacii-obedinennih-nacij-vtoroe-nacionalnoe-soobshenie-po-sohraneniyu-bioraznoobraziya-tadzhikistana.html
  • studies.bystrickaya.ru/amerika-protiv-rossii-kniga-chast-31.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znakomstvo-s-sistemoj-raboti-uchitelya-predmetnika-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-fakulteta-inostrannih.html
  • literature.bystrickaya.ru/dihanie-po-metodike-kpbutejko-i-uluchshenie-zreniya-po-metodike-anstrelnikovoj.html
  • education.bystrickaya.ru/142-dalnejshee-razvitie-ugolovno-ispolnitelnoj-sistemi-o-hode-vipolneniya-programmi-pravitelstva-respubliki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9istoriko-filologicheskie-nauki-osnovnie-issledovaniya-i-razrabotki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reproduktivnaya-funkciya-u-zhenshin-bolnih-limfomoj-hodzhkina-vliyanie-beremennosti-i-rodov-na-techenie-zabolevaniya-14-00-14-onkologiya-14-00-19-luchevaya-diagnostika-luchevaya-terapiya.html
  • composition.bystrickaya.ru/partiya-gitlerovcev-est-partiya-imperialistov-pritom-naibolee-hishnicheskih-i-razbojnichih-imperialistov-sredi-vseh-imperialistov-mira.html
  • grade.bystrickaya.ru/molitva-gospodu-kniga-razdaetsya-besplatno.html
  • college.bystrickaya.ru/3-a-adronov-leptonov-fotonov-zvyozdnaya-era-1-predmet-i-celi-estestvoznaniya-3.html
  • school.bystrickaya.ru/grazhdanstvo-v-rossijskoj-federacii-konstitucionno-pravovoe-regulirovanie-osnovaniya-priobreteniya-i-prekrasheniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-discipline-ekonomika-fizicheskoj-kulturi-i-sporta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-opredeleniya-oboznacheniya-i-sokrasheniya-obrazovatelnij-standart-vuza.html
  • report.bystrickaya.ru/klassifikaciya-pomeshenij-po-opasnosti-porazheniya-el-tokom-pue-85-osnovnie-polozheniya-bzhd.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-principi-sozdaniya-deyatelnosti-i-razvitiya-samoreguliruemoj-organizacii-arbitrazhnih-upravlyayushih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/20-dlitelnosti-i-ustojchivosti-vnimaniya-metodicheskoe-posobie-moskva-2002-avtor-zhiyanova-p-l-sotrudnik-centra.html
  • control.bystrickaya.ru/belorusskij-nacionalnij-tehnicheskij-universitet-kulturno-dosugovaya-deyatelnost-v-uchrezhdeniyah-obrazovaniya-kak.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.