.RU

Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория №1505



Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория № 1505



Реферат

ученика 9 «А» класса ГОУ гимназии №1505

Зуева Алексея Сергеевича

по теме

«Мидуэй: случайность, изменившая ход Великой войны?»


Научный руководитель:

к. и. н. Наумов Леонид Анатольевич


Оглавление



  1. Введение, проблема реферата………………………………………………………………..2

  2. Краткое описание хода сражения……………………………………………………………4

  3. Последствия поражения Японии в битве за Мидуэй……………………………..7

  4. Анализ причин поражения Японии в битве за Мидуэй………………………….9

  5. Вывод, заключение…………………………………………………………………………………13

  6. Список литературы и используемых источников………………………………….15



Введение


Основная цель реферата – определить основные причины поражения Японии, рассмотрев подходы авторов некоторых из участвовавших в войне стран к исследованию этих причин. Для этого я прибег к изучению позиций авторов трёх стран:

- М. Футида, М. Окумия. «Сражение у атолла Мидуэй». В книге дается японское толкование боя у атолла Мидуэй. Авторы – непосредственные участники тех событий, бывшие офицеры ВМФ Японии - детально описывают стратегические замыслы Японии, анализируют причины, которые привели к её поражению в битве у атолла Мидуэй, подробно излагают ход и последствия боевых действий. Книга впервые была издана в Японии в 1951 году.

- Ч. Нимиц, Э. Поттер. «Война на море». В этой книге, на основе фактических материалов и документов Честер Уильям Нимиц и Элмер Белмонт Поттер рассказывают о наиболее важных морских операциях Второй мировой войны в Атлантике, на Средиземном море и на Тихом океане. Нимиц – непосредственный участник войны на Тихом океане: с 31 декабря 1941 года он являлся главнокомандующим ВМС США, с 1944 – адмиралом. Книга была выпущена в 1960 году.

- С. Переслегин, Е. Переслегина. «Тихоокеанская премьера». Сергей Борисович Переслегин - русский литературный критик и публицист, исследователь и теоретик фантастики и альтернативной истории. Также известен как социолог, соционик и военный историк. Его книга посвящена фундаментальному исследованию-реконструкции хода Второй мировой войны на Тихом океане. В центре работы - фигура адмирала Ямамото. Книга была издана в 2000 году.

Итак, проблемой является то, что точки зрения данных авторов могут как совпадать, так и отличаться друг от друга. Необходимо, ознакомившись с произведениями, понять, в чём заключаются точки зрения авторов относительно причин поражения Японии.

Проанализировав причины поражения Японии в соответствии с мнениями авторов, я планирую сделать вывод относительно этих причин, а также ответить на вопрос, было ли поражение случайным или закономерным.

Также нужно определить, было ли поражение переломным в ходе войны на Тихом океане; действительно ли сражение изменило ход войны на Тихом океане и повлияло ли на исход Второй мировой войны в целом.

Для решения этих проблем нужно опираться на исторические факты и упомянутую выше литературу.

Итак, декабрь 1941 года. Причиной войны становится японская политика экспансионизма. Начинается война между силами союзников и Японией на Тихом океане. Непосредственным толчком к началу войны на Тихом океане стало решение США и Великобритании о принятии эмбарго на ввоз в Японию нефти и стали, столь важных для поддержания военных действий. Оценив это как акт агрессии, способный привести страну к краху, 7 декабря японские самолёты с авианосного соединения совершили налёт на Перл-Харбор, в результате которого произошёл разгром американского флота, а 8 декабря ВМС Японии атаковали британскую колонию Гонконг, Филиппины, Таиланд и Малайю. До мая 1942 года для японской стороны всё складывается как нельзя лучше: она одерживает волну побед над силами союзников.

Однако, летом 1942 года произошло событие, ставшее поворотным моментом в войне на Тихом океане.


Краткое описание хода сражения


С японской стороны в операции было задействовано 2 линкора, 4 авианосца, 6 танкеров, 1 лёгкий крейсер, 14 эскадренных миноносцев, 16 подводных лодок и 303 самолёта против 3 авианосцев, 7 танкеров, 1 лёгкого крейсера, 13 эскадренных миноносцев, 19 подводных лодок и 341 самолёта у американцев. Так, силы, сосредоточенные в районе атолла Мидуэй, можно считать приближённо равными. План операции разрабатывался довольно тщательно. В ней должен был участвовать весь Объединенный флот под командованием адмирала Ямамото. Операция должна была охватить северную и центральную части Тихого океана.

Предполагалось, что авианосное ударное соединение атакует 3 июня Алеутские острова, после чего на островах Адах, Атту и Кыска будут высажены десанты. Операция по захвату этих островов, планировавшаяся на сутки раньше основной мидуэйской операции, рассматривалась как отвлекающая. Она едва ли могла изменить дислокацию американских сил, но позволяла сбить с толку американское командование1.

4 – 6 июня 1942 года произошло одно из величайших сражений на Тихом океане во время Второй мировой войны: битва у атолла Мидуэй.

Операция строилась в расчёте на внезапность: застав американские войска врасплох, японцы планировали нанести сокрушительный удар американскому флоту, который повлёк бы за собой колоссальный, непоправимый ущерб. Однако ещё в мае 1942 года вследствие успешной деятельности американской разведки группой дешифровщиков был расшифрован японский военно-морской код JN-25. Благодаря этому американские военно-морские силы смогли узнать о планах Японии. Адмирал Честер Уильям Нимиц спланировал ответные действия2.

На рассвете 4 июня японские бомбардировщики авианосного соединения нанесли удар по атоллу Мидуэй. Американская база на атолле была сильно повреждена, но аэродром из строя выведен не был. Японцам была необходима ещё одна атака.

С уцелевшего аэродрома успели вылететь 50 бомбардировщиков, снаряжённых торпедами, для атаки авианосного соединения вице-адмирала японского военно-морского флота Нагумо. Однако атака была легко отражена японскими истребителями «Зеро» и японские корабли не получили повреждений.

Неожиданно Нагумо с самолёта-разведчика получает данные о замеченных американских кораблях, в составе которых был и авианосец. Нагумо приказал снарядить стоявшие на палубе бомбардировщики не бомбами, а торпедами, которые гораздо более эффективны против флота. Чтобы успеть выполнить приказ Нагумо в указанный срок, матросы стали снимать тяжёлые 800-килограммовые авиабомбы и укладывать их там же, на палубе, чтобы заменить на торпеды. Это было ошибкой и одной из роковых случайностей того дня.

Внезапно в небе появляются американские торпедоносцы: в 9:30 15 «Девастейторов3» с авианосца «Хорнет» проводят безуспешную, самоубийственную атаку. Летя на малой высоте, они являются отличной целью для японских «Зеро4». 14 других машин с авианосца «Энтерпрайз», прилетевших почти сразу после истребления первой эскадрильи, ждёт та же судьба. Японцы ликуют, но тут происходит то, чего никто не мог ожидать.

В то время, когда японские «Зеро» добивают последние «Девастейторы», высоко в небе появляются пикирующие бомбардировщики лейтенанта-коммодора МакКласки с авианосца «Энтерпрайз». МакКласки достиг предполагаемой точки местонахождения японских кораблей ещё за 10 минут до первой атаки «Девастейторов», однако, не найдя там японских кораблей и имея топлива ещё на 15 минут патрулирования, он принимает отчаянное решение: лететь дальше, пока весь резерв топлива не будет израсходован. Это уже вторая случайность того дня.

Внезапно он обнаруживает соединение Нагумо, над которым ведут бой «Девастейторы» и японские «Зеро». И вот его эскадрилья из 33 пикирующих бомбардировщиков уже находится над соединением адмирала Нагумо. Ничто не может помешать провести им сокрушительную атаку: японские «Зеро», которые в этот момент ещё добивали последние «Девастейторы», не могут так быстро набрать ту большую высоту, на которой летят пикировщики МакКласки. Эскадрилья МакКласки начинает бомбардировку.

В мгновение ока палубы всех трёх кораблей превращаются в самый настоящий огненный ад. Рвутся бомбы, сложенные на палубе авианосца. Но и тут свою роль сыграла очередная случайность: большинство персонала кораблей погибли не от осколков взрывающихся авиабомб, аккуратно сложенных на палубе, не от ранений, а от страшных многочисленных ожогов, так как из-за жары тропического климата и неготовности к атаке моряки были одеты лишь в лёгкие сорочки и нижнее бельё.

Итак, соединение Нагумо перестаёт существовать. Последний задействованный в операции японский авианосец «Хирю» в 10:00 того же дня провел успешную яростную атаку на американский авианосец «Йорктаун», в результате которой позднее тот был затоплен. В 17:00 «Хирю» был обнаружен самолётами с «Энтерпрайза». После бомбардировки «Хирю» пошёл ко дну5.

Однако и после этого японский адмирал Ямамото не мог признать провала операции и был намерен далее вести боевые действия, пока наконец 6 июня тяжёлый крейсер «Микума» не был потоплен американской авиацией. Ямамото понял: без авианосцев продолжать операцию нет смысла. Япония отступила.


Последствия поражения Японии в битве у атолла Мидуэй


Последствия поражения в битве за Мидуэй для Японии трудно недооценить - в этом сходятся историки всех трёх стран. В одночасье разрушились все планы японцев по дальнейшему ведению войны на Тихом океане. Согласно опубликованным историческим данным, потери японцев составили 4 тяжёлых авианосца, 1 тяжёлый крейсер, 250 самолётов и около 2500 человек, в числе которых оказались самые опытные пилоты японской палубной авиации. И, безусловно, такие колоссальные потери не могли не иметь глобальных последствий.

В первую очередь, японский флот был ослаблен из-за потери четырёх тяжёлых авианосцев. А ведь авианосцы в войне на Тихом океане играли решающую роль, являясь основной ударной силой как японской, так и американской сторон. Также был потерян 1 крейсер.

Не меньшее значение имели потери в авиации. Помимо того, что Япония потеряла 250 самолётов, погибло огромное количество первоклассных японских пилотов-асов. Ямамото считал, что в случае удачного исхода операции (а в этом он практически не сомневался!) в войне на Тихом океане наступит переломный момент, вследствие чего он сконцентрировал все основные силы японского военно-морского флота, а также японской авиации в этом сражении.

Последствия этих потерь, которые явились результатом поражения, были просто ужасными, если не сказать катастрофическими. Японские флот и авиация заметно ослабли, что также повлияло и на последующее сражение за Гуадалканал (где Япония также потерпела катастрофическое поражение с ещё большими потерями), и на исход войны в целом. Все планы Японии были перечёркнуты: ей пришлось перейти в оборону, а о победе в войне (особенно после битвы за Гуадалканал) теперь и речи быть не могло. Япония просто не успела бы восстановить свой утраченный у Мидуэя военный потенциал.

Согласно Нимицу6, «сражение у Мидуэя явилось поворотным моментом войны. После него японцы уже не имели преимуществ, необходимых для возобновления широких наступательных действий. С этим сражением для США закончился чисто оборонительный период войны, и инициатива стала постепенно переходить в руки американцев».


Анализ причин поражения Японии в битве у атолла Мидуэй


Каковы же были причины поражения Японии в битве, повлекшей за собой такие серьёзные последствия? Почему при приблизительно равном соотношении сил Япония проиграла эту битву? Ответить на эти вопросы однозначно невозможно: сколько людей – столько и мнений. Я попытаюсь выявить общее и различия во взглядах на этот счёт историков Японии в лице Мицуо Футиды и Масатакэ Окумия, США - в лице непосредственного участника Мидуэйского сражения адмирала военно-морских сил США Честера Нимица и Элмера Поттера, России - в лице Сергея и Елены Переслегиных.

Итак, с точки зрения Нимица, одной из главных причин являются успешные действия американской разведки и плохая организация разведки японской. Группе американских криптоаналитиков удалось разгадать японский военно-морской код JN-15 и позднее, перехватив японские радиосигналы, узнать о планах Ямамото, в то время как японская разведка не сумела получить никакой информации о планах адмирала Нимица.

Следовательно, победа в Мидуэйском сражении – не просто победа в результате грамотных действий адмирала США Нимица и военно-морского флота США, а отчасти победа американской разведки. Согласно самому Нимицу, «победа в сражении у атолла Мидуэй была достигнута именно в результате успешных действий американской разведки»7. С его точкой зрения, как я уже упоминал, частично согласны Переслегин и Футида.

Однако Футида добавляет, что на фоне успешной деятельности разведки американцев работа японской разведки была малоэффективной8.

Также ещё одной причиной поражения стали серьёзные ошибки Ямамото и Нагумо. «Начиная с маньчжурского инцидента (1931 г.) и до декабря 1941 года Япония имело дело лишь со слабым противником9», -пишет Футида. Вследствие этого у японцев появилась излишняя самоуверенность. Это не могло не отразиться на характере действий японского командования в лице адмирала Ямамото и вице-адмирала Нагумо и наверняка послужило определённой предпосылкой к их ошибкам.

По мнению Футиды, самой серьёзной ошибкой Нагумо было то, что он, зная, что в любой момент может подвергнуться атаке, не предпринимал никаких ответных действий. «Безусловно, броситься в атаку на авианосец, входящий в состав американского ударного соединения, было бы рискованно. Но разве не рискованнее в любой момент быть застигнутым врасплох, например, во время дозаправки или пополнения боезапаса самолётов на авианосце?»,10 - утверждает Футида.

По словам Футиды, ещё одной причиной поражения Японии явилось неправильное задействование кадров японской морской авиации. Согласно японской «политике использования лучших экипажей», лучшие лётчики японской военно-морской авиации несли службу в действующей авианосной авиации. Таким образом, в сражении, где был задействован авианосец с опытными японскими лётчиками, реализовывался принцип «всё или ничего»: либо одерживается блестящая победа, либо – поражение, в котором можно потерять всех задействованных летчиков-асов. Нечто подобное произошло в период с 4 по 8 мая того же, 1942, года в сражении в Коралловом море. Япония одержала в нём тактическую победу, однако резерв опытных лётчиков был исчерпан. Таким образом, в битве у атолла Мидуэй могло бы быть задействовано гораздо больше асов, если бы они не погибли в сражении в Коралловом море.

Кроме того, Футида считает, что одной из причин поражения Японии являются нелогичность действий японского командования особенности национального характера японцев, их ограниченность и догматизм11. Иными словами, психология японцев.

Ещё одной причиной поражения, по мнению Футиды, стала техническая отсталость Японии. Здесь следует отметить полное отсутствие у японской стороны радиолокационных установок. «Успешное развитие радиолокационной техники самым положительным образом повлияло бы на исход этого решающего сражения»12.

Серьёзной ошибкой командования, по мнению Переслегина, стало то, что в операции была задействована лишь половина наличных сил13, вероятно, с целью экономии боезапасов. Такое решение может показаться диким: Ямамото и Нагумо не могли недооценивать стратегическое значение операции, которую сами разработали. Но факт остаётся фактом, и использование лишь половины наличных сил вкупе с «распылённостью» сил, о которой речь пойдёт далее, оказали своё пагубное воздействие.

Кроме того, японцы делали главный упор в операции именно на внезапность14 и до самого контакта с противником не догадывались о том, что враг имеет представление о планах действий японских военно-морских сил. Как пишет Переслегин, «японская сторона планировала внезапность и в соответствии с законами диалектики получила её со знаком «минус»15. Переслегин также считает, что «в сражении у атолла Мидуэй информационная составляющая преобладала над материальной, и преимущество американской стороны в радиоразведке оказалось более весомым фактором, нежели превосходство японцев в тактике и оперативном искусстве» 16.

Ещё одной из ошибок (главной, по убеждению Переслегина) Ямамото и Нагумо явилось «нежелание прислушаться к языку совпадений и предчувствий», что было абсолютно неверным шагом в «стратегии чуда», так или иначе избранной японским командованием. «Чувство опасности» дало Ямамото повод лишь сосредоточить у Мидуэя избыточные силы, но не отложить операцию. Вполне возможно, что если бы Ямамото обратил внимание на неблагоприятные приметы и отложил бы начало операции на 10-15 дней, японская сторона выиграла бы сражение.

Другая ошибка – неправильное планирование операции, а именно использование рассредоточения сил – одного из излюбленных тактических приёмов, цель которого – повысить эффективность вовлечённых в операцию войск. В данном же случае этот приём оказал обратное воздействие: из-за сильной рассредоточенности и «распылённости» сил17 японский флот не смог отразить налёты американских эскадрилий. Вполне возможно, что если бы Ямамото решил создать единое оперативное соединение, которое было бы просто невиданным по своей эффективности и ударной мощи, Япония не потерпела бы поражения у Мидуэя. Однако этого не произошло, и сильное рассредоточение японских военно-морских сил в этой операции облегчило американцам задачу уничтожения соединения Нагумо.

Во всех войнах XIX и более ранних веков, где непременно существует фронт и тыл, в определённой мере действует принцип шахмат. В отличие от тех войн, современные войны больше похожи на игру в го, более известную в России как игра «Точки». Это стратегическая настольная игра, возникшая в древнем Китае между 2000 и 200 годами до н. э. Итак, современные войны сопоставимы с игрой в го, так как явного фронта в них не существует: удар может быть нанесён куда бы то ни было. Это стало возможным благодаря современным технологиям и техническому прогрессу.

Битву у Мидуэя тоже в какой-то мере можно назвать партией в го: здесь роль игроков отводилась командующим военными силами сторон, а точками являлись удары авиации, которые в войне на Тихом океане осуществлялись благодаря задействованию авианосцев. Однако, как известно, адмирал Исороку Ямамото не только блестяще играл в го, но и был чемпионом флота по этой игре. Так почему же непревзойдённый стратег с аналитическим складом ума не смог выиграть битву у Мидуэя, эту «партию в го»?

Переслегин считает, что причиной этого явилась недостаточная вера Ямамото в Свой Путь – Путь Самурая, путь истинного и идеального воина. Ямамото не желал прислушаться к языку совпадений и предчувствий и отложить операцию.

Как и Ямамото, Нагумо также не придерживался единого пути: он то и дело «сворачивал с него»: все его приказы вытекали из оперативной обстановки. Но ведь так генеральные сражения не выигрываются! Следовало «держаться чего-то одного».


Заключение, вывод


Проанализировав взгляды историков Японии, США и России и, в конечном счёте, выяснив причины поражения японских военно-морских сил в сражении у атолла Мидуэй 4-6 июня 1942 года, можно прийти к выводу, что поражение нельзя в полной мере назвать случайностью: отчасти его причиной стали ряд предпосылок, а также ряд ошибок японского командования. Однако именно роковая случайность утром 4 июня 1942 года изменила ход сражения.

Следует обратить внимание на подход авторов к проблеме поражения японцев. Так, изучая причины поражения по Нимицу, становится ясно: он исходит из положения о том, что причинами явились материальная составляющая, т. е. превосходство сил США в технике и её «продвинутости», а также успешные действия американской разведки, вследствие которых был разгадан японский код, которым, кстати, американское командование не воспользовалось в полной мере.

Футида же обращает внимание не только на техническую отсталость Японии и успехи американской разведки. Пытаясь найти причину ошибок Ямамото и Нагумо, он приходит к выводу, что важную роль играл психологический аспект. Он утверждает, что причины поражения кроются в национальном характере японцев, их настрое.

Близок к этому и подход Переслегина: он также ищет причину поражения в психологическом настрое японцев. Он связывает поражение с недостаточной верой Ямамото в Свой Путь, а также с нежеланием прислушаться к языку совпадений и предчувствий.

Теоретически ещё одной причиной поражения можно считать цепь случайностей Мидуэйского сражения, которые я уже перечислял выше. Безусловно, авторы всех трёх стран не сбрасывают со счетов этот фактор, но и в полной мере причиной считать его нельзя: случайность - это случайность, и она не может быть причислена к ошибкам какой-либо из сторон.

Итак, к поражению Японии привела совокупность серьёзных факторов. Это и техническая отсталость Японии от США, и неэффективная работа японской разведывательной службы, которая на фоне успешных действий разведки США оказалась провальной. Здесь важен и психологический фактор: никто и подумать не мог, что Нагумо и Ямамото смогут допустить столько тактических и стратегических ошибок. Японцы были слишком уверены в себе и в своих силах, чтобы думать о поражении и возможных путях отступления. Но, тем не менее, даже при таком раскладе у японцев был шанс выиграть в этом сражении. Всё изменила случайность, произошедшая в тот самый момент, когда звено МакКласки, рискуя собственными жизнями, приняло решение продолжить патрулирование и, по сути, случайно обнаружило соединение вице-адмирала Нагумо.

Таким образом, собрав причины поражения воедино, становится ясно, как при практически равном соотношении сил США удалось выиграть сражение.

Поражение военно-морских сил японской стороны имело далеко идущие последствия. В дальнейшем Япония не смогла продолжать боевые действия; поражение у Мидуэя явилось предпосылкой к поражению Японии в войне на Тихом океане. Япония заняла оборонительные позиции и более практически не оказывала влияния на ход Второй мировой войны в целом.

Потеряв все основные морские силы у Мидуэя и в последующих сражениях, Япония прекратила активную наступательную деятельность на Тихом океане, а 2 сентября 1945 года и вовсе капитулировала.


Список используемой литературы:


- Нимиц Ч.У, Поттер Э.Б. «Война на море» (1939-1945). — Смоленск: Русич, 1999.

- Футида М., Окумия М. «Сражение у атолла Мидуэй». — М.: Воениздат, 1958.

- Переслегин С.Б., Переслегина Е.Б. «Тихоокеанская премьера». - Москва АСТ, 2001.

- Голод Л., Переслегин С. Б. Статья «Тихоокеанская война – мифы и рифы», послужившая послесловием к книге Ф. Шермана «Война на Тихом океане», АСТ, Terra Fantastica; М.; СПб.; 1999.

- Переслегин С. Б.. Статья «Стратегия чуда», приложение к книге Б. Лиддел Гарта «Вторая мировая война», М.: АСТ, СПб.: Terra Fantastica, 1999

- Статья «Чудо Мидуэя» [Электронный ресурс] // Сайт «Загадки и тайны ХХ века». Электронные данные. Режим доступа: http://www.macbion.narod.ru/war/midway0.htm , свободный. – Данные соответствуют 30.03.09.

- Статья «Битва за атолл Мидуэй» [Электронный ресурс] // Сайт «Википедия – свободная энциклопедия». – Электронные данные. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B7%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D0%B4%D1%83%D1%8D%D0%B9, свободный. - Данные соответствуют 30.03.09.

- Статья «TBD Devastator» [Электронный ресурс] // Сайт «Википедия – свободная энциклопедия». – Электронные данные. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/TBD_Devastator, свободный. - Данные соответствуют 30.03.09.

- Статья «A6M Zero» [Электронный ресурс] // Сайт «Википедия – свободная энциклопедия». – Электронные данные. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Zero_%28aircraft%29, свободный. - Данные соответствуют 30.03.09.

- «Архив сайта «Игра Го и Путь Го» [Электронный ресурс] // Сайт «Игра Го и Путь Го». Электронные данные. Режим доступа: http://www.way-of-go.com/arhiv.htm, свободный. – Данные соответствуют 30.03.09.

1 Нимиц Ч.У, Поттер Э.Б. «Война на море». — «Русич», 1999, с. 344-345

2 Там же, с. 350-353

3 Douglas TBD Devastator – американский торпедоносец, выпускался с 1937 по 1939 год. Было выпущено всего 130 «Девастейторов».

4 Mitsubishi A6M Zero — японский лёгкий палубный истребитель, выпускался с 1940 по 1945 год.

5 Статья «Чудо Мидуэя» с сайта «Загадки и тайны XX века»

6 ^ Нимиц Ч.У, Поттер Э.Б. «Война на море». — «Русич», 1999, с. 378

7 Нимиц Ч.У, Поттер Э.Б. «Война на море». — «Русич», 1999, с. 378

8 Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. — Воениздат, 1958, с. 246

9 Там же, с. 258

10 Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. — Воениздат, 1958, с. 251

11 Там же, с. 260

12 Там же, с. 257

13 С. Переслегин, Е. Переслегина, «Тихоокеанская премьера» - «АСТ», 2000, с. 324

14 Там же, с. 316

15 Там же, с. 316

16 Там же, с. 328

17 Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. — Воениздат, 1958, с. 11

Москва, 2009


ob-itogah-deyatelnosti-glavi-petrozavodskogo-gorodskogo-okruga-i-deyatelnosti-administracii-za-2009-god-i-zadachah-na-2010-god.html
ob-itogah-deyatelnosti-ministerstva-zdravoohraneniya-rk-v-2008-godu-i-zadachah-na-2009-god.html
ob-itogah-deyatelnosti-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-rossijskoj-federacii-v-2010-godu-i-zadachah-na-2011-god.html
ob-itogah-deyatelnosti-upravleniya-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-prirodopolzovaniya-rosprirodnadzora-po-chuvashskoj-respublike-v-2008-godu-i-osnovnih-prioritetah-i-zadachah-na-2009-god.html
ob-itogah-deyatelnosti-za-2007-god-i-zadachah-na-2008-god.html
ob-itogah-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-ispolneniya-byudzheta-goroda-cheboksari-za-2005-god-i-zadachah-na-2006-god-stranica-4.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zasedanie-pravitelstva-moskovskoj-oblasti-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/marketing-uchebnoe-posobie-dlya-magistrantov-stranica-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/r-trati-trua-rsat-berud-resmdeu-shn-azhett-zhattar-tzm.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-33-ot-02-09-2011g-rassmotrena-na-sovete-shkoli-utverzhdayu-direktor-maou-gimnaziya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-v-usmanov-zaveduyushij-redakciej-p-v-alesov-redaktor-t-p-ulyanova-hudozhestvennij-redaktor-v-b-shimkevich-korrektori-m-e-roshal-t-v-dudova-dizajn-i-verstka-e-yu-pashej-bbk-55-653-57.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-programmirovanie-na-yazikah-visokogo-urovnya-yavu-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnostiej-stranica-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pri-provedenii-finn-kontrolya-proveryayutsya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/master-boot-record-la-technique-de-la-restitutionvosstanovlenie-glavnoj-zagruzochnoj-zapisi.html
  • college.bystrickaya.ru/-fevral-dostat-chernil-i-plakat-stranica-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-organizacionnih-meropriyatij-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-zashiti-prav-potrebitelej-i-blagopoluchiya-cheloveka-na-2009-god-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/opisanie-i-instrukciya-po-ekspluatacii-oscillograf-elektronnij-tipa-s1-1-stranica-8.html
  • student.bystrickaya.ru/100-408-rassmotreno-prinyato-utverzhdayu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izgotovlenie-polimernih-plenok-iz-vodnih-dispersij-polimerov-lateksov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-stanovleniya-fondovogo-rinka-ukraini-13-chto-takoe-birzha.html
  • universitet.bystrickaya.ru/t-i-turahodzhaev-metodi-effektivnoj-defoliacii-razlichnih-sortov-hlopchatnika-stranica-9.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/temoj-moego-diplomnogo-proekta-bilo-peredacha-informacii-iz-ultrazvukovoj-medicinskoj-diagnosticheskoj-ustanovki-v-personalnij-kompyuter.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-o-prepodavanii-uchebnogo-predmeta-himiya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nalogooblagaemij-dohod.html
  • desk.bystrickaya.ru/ponyatie-i-soderzhanie-vneshnetorgovogo-dogovora.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-ih11-makroekonomicheskie-pokazateli-na-2007-2010gg-aktualnost-strategii-razvitiya-strani.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/7-opitnie-ispitaniya-polucheniya-modificirovannogo-cementnozolnogo-vyazhushego-i-betona-na-ego-osnove-dlya-proizvodstva-betonnih-i-zhelezobetonnih-izdelij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-dlya-roslih-polozhenie-o-regionalnom-etape-vserossijskogo-konkursa-luchshaya-kukla-geroj-skazok-svetlani-savickoj.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-roman-invasion-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-anglijskij-yazik-uchebno-metodicheskij-kompleks-sostaviteli.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazatelnie-mestoimeniya-i-chislitelnie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-6-klass-tematicheskoe-planirovanie-po-anglijskomu-yaziku-po-uchebniku-o-v-afanasevoj-i.html
  • books.bystrickaya.ru/elektronnoe-multimedijnoe-izdanie-k-uchebniku.html
  • studies.bystrickaya.ru/belgorodskie-izvestiya-regions-ru-7-v-yugre-nachala-rabotu-vserossijskaya-konferenciya-po-negosudarstvennomu-pensionnomu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mehanicheskie-yavleniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-shestaya-v-kotoroj-mi-postaraemsya-ponyat-arhitektoniku-psihiki-kniga-budet-interesna-dlya-vseh-teh-kto-ishet.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bresh-v-barere-rossijskaya-gazeta-ivan-karasev-vasilij-salnikov-28032008-067.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-n-i-ismailov-predsedatel-soveta-direktorov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-sbornik-zadach-po-fizike-dlya-uchashihsya-8-h-klassov-chast-i.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osmotr-mesta-proisshestviya-s-ispolzovaniem-ognestrelnogo-oruzhiya-chast-9.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rasscheti-semestrovogo-zadaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konstrukciya-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-sistem-i-agregatov-sovremennih-avtomobilej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.