.RU

«Морфология сказки»


ФОЛЬКЛОР И МИФ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

28 часов


Тема 1. Подробная характеристика избранных сюжетных жанров русского фольклора.


Лекция 1 (1-2). Волшебная сказка. «Морфология сказки» В.Я. Проппа — его последователи и оппоненты. Изучение повествования после Проппа. Нарратология. Применение схемы к другим жанрам фольклора, к мифу. Полемика между Проппом и Леви-Строссом.. Французская нарратология (К. Бремон. А. Греймас, Р. Барт, Ц. Тодоров). А. Дандес. Маранда. Работы С.Д. Серебряного, И.И. Ревзина, Е.М. Мелетинского и др. .

Лекция 2 (3-4) Вторая книга Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Морфологическая структура сказки и ее генезис, или семантика. Сказка и ритуал, сказка как отражение инварианта переходных обрядов. Сказка, обряд и миф.

Лекция 3 (5–6). Другие аспекты изучения волшебной сказки. Время и пространство сказки. Формулы сказки, персонажи, сказочная демонология. Диахроническое изучение отдельных сюжетов и мотивов (в типологическом и генетическом контексте).

Лекция 4 (7–8). Легенды, предания, былички. Место мифа в системе жанров, синхронное и диахронное отношение мифа и секулярного фольклора. Способы его сохранения в традиции.

Лекция 5 (9–10).Эпос / былины. Поэтика былин. Пространство и время в сказке, эпосе и мифе. Мифологическое и историческое (циклическое и линейное) время.

Лекция 6 (11-12). Основные циклы, сюжеты и персонажи былин. Интерпретации былинных сюжетов и мотивов. Основные работы об эпосе.


Лекция 7 (13–14). Общие (межжанровые) закономерности повествовательных текстов. Сюжеты и их интерпретация. Традиция антропологической школы. В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов. «Эпический подтекст», потенциальные сюжеты.


Тема 2. ^ Миф. Основные понятия.


Лекция 8 (15–16). Фольклор и миф. Генетические и типологические соотношения. Понятие прецедента, прообразования. Миф, фольклор и ритуал. Жанры, прямо связанные с мифом или ритуалом (заговор, обрядовый фольклор). Жанры, замещающие миф (легенда, быличка).

Лекция 9 (17–18). Понятие мифа. Основные трактовки этого понятия. «Немифологические» понятия мифа (миф как ложь, миф как психологический феномен, мифология и религиоведение и т. д.). Понятие мифологического мышления. Сторонники и противники этой гипотезы, Леви-Брюль и Марровская школа (Фрейденберг, Франк-Каменецкий), эволюционизм Марра и «коды» Леви-Стросса. Идея «средневекового» и т. п. мышления в исследованиях 60–80-х гг. Позиция Леви-Стросса. Мифологическое и детское мышление. Диахроническая типология в лингвистике и этнологии.

Лекция 10 (19–20). Теория мифа в структурализме, «Структура мифов» и «Mythologiques» Леви-Стросса. Другие направления и главные имена XX в. (Юнг, Элиаде и др.).

Лекция 11 (21–22). Функции мифов (функционализм, психоанализ, структурализм). Главные типы мифов. Креационный миф, этиология. Виды креационных мифов, происхождение мира, человека, языка. Эсхатологические мифы. Демиург и его антагонист, демиург и культурный герой.

Лекция 12 (23–24). Типы мифологических персонажей. Предки, Боги и герои, поколения богов и героев. Зачем нужен миф об инцесте. Инициационные структуры в мифах. Культурный герой и трикстер.

Лекция 13 (25–26). Миф и язык. Реконструкция текстов и реконструкция систем, мифологического повествования и мифологических представлений (пантеона). Сравнительная мифология. Дюмезиль и « трехфункциональность». Собственно лингвистическая реконструкция (имя, миф, заговор) в индоевропеистике. «Основной миф» индоевропейской мифологии, проблемы его реконструкции.

Лекция 14 (27–28). Общие выводы. Мифологические структуры в постмифологических обществах и текстах: миф, фольклор и литература, архетип, фольлоризм и мифологизм в литературе.


Курс включает устный экзамена (на весенней сессии). Отметка на экзамене складывается из трех (двух) частей: 1) отметка за семинар (доклад + работа на семинарах) 2) письменная работа (если она дается в этом семестре – это может меняться) 3) ответ на экзамене. Неудовлетворительная отметка за (1) или (2) означает недопуск к экзамену, т.е. должна быть исправлена до начала сессии или (с разрешения преподавателя) до экзамена. Неудовлетворительная отметка за ответ на экзамене не компенсируется отметками за (1) и/или (2).

o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-zabajkalskogo-kraya-i-problemah-ego-podderzhaniya.html
o-sovershenstvovanii-informacionnij-byulleten-profsoyuza-385-2008-g.html
o-sovershenstvovanii-organizacii-deyatelnosti-skoroj-i-neotlozhnoj-medicinskoj-pomoshi-na-territorii-rossijskoj-federacii.html
o-sovershenstvovanii-pravovogo-regulirovaniya-provedeniya-poiskovoj-i-arhivnoj-raboti-v-celyah-uvekovecheniya-pamyati-pogibshih-pri-zashite-otechestva-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni-zdanie-gosudarstvennoj-dumi-malij-zal.html
o-sovershenstvovanii-tehnicheskih-sredstv-svyazi-i-navigacii-na-rechnom-transporte-dlya-obespecheniya-bezopasnosti-sudohodstva-na-vnutrennih-vodnih-putyah.html
o-soveshanii-specialistov-statisticheskih-sluzhb-stran-sodruzhestva-po-voprosam-sistemi-nacionalnih-schetov.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-4-formirovanie-i-ocenka-sistemi-literatura.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-viu-1-36-1998-2011-g-g-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-chislovaya-posledovatelnost-dejstviya-nad-chislovimi-posledovatelnostyami-predel-chislovoj-posledovatelnosti-primeri-osnovnie-teoremi-o-predelah-chislovih-po.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/levi-k-g-mac-v-d-kusner-yu-s-kirillov-p-g-alakshin-a-m-tolstov-s-v-osipov-e-yu-efimova-i-m-bak-s-postglyacialnaya-tektonika-v-bajkalskom-rifte-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/potreblenie-i-sberezhenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/spravochno-informacionnie-materiali-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/orta-blm-beru-jimdarindai-sinip-zhetekshlg-turali-erezhe-zhalpi-erezheler-orta-blm-beru-jimdarindai-sinip-zhetekshlg-turali-osi-erezhe-bdan-r-erezhe-blm-turali.html
  • grade.bystrickaya.ru/naimenovanie-disciplini-kolichestvennie-metodi-sociologicheskogo-issledovaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/podrazdel-sovremennie-problemi-proizvodstvennogo-i-operacionnogo-menedzhmenta.html
  • university.bystrickaya.ru/geometricheskaya-optika-i-kvantovie-svojstva-sveta.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-raschetnoj-ocenki-upravlyaemosti-i-ustojchivosti-avtomobilya-na-osnove-rezultatov-poligonnih-ispitanij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prodvinutij-kurs-po-tehnologii-sozdaniya-programmnogo-obespecheniya-sertifikat.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-litovci-hotyat-prepodat-es-urok-istorii-19.html
  • knigi.bystrickaya.ru/silnie-shumovie-pomehi-nevozmozhno-osushestvit-priem-radiostancij-sonymini-sistema-hi-fi-komponentov-instrukciya-po-ekspluatacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/prosto-mi-razuchilis-proshat-stranica-12.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomika-matematika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-rasschitana-na-studentov-znakomih-s-kursami-po-fizike-himii-biologii-astronomii-v-ramkah-shkolnoj-programmi-kursami-istorii-filosofii-i-istorii-sociologii-v-ramkah-programm-spbf-gu-vshe.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-poyasnenie-k-didakticheskomu-materialu.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokumentaciya-neobhodimaya-dlya-raboti-klassnogo-rukovoditelya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-slovesnie-igri-vnuchke-katenke-pedagogu-xxi-veka-posvyashayu.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhmis-badarlamasi-mamanditi-memlekettk-zhalpia-mndett-blm-beru-standartini-mzhbs-03-08-279-2006-zhne-tiptk-badarlama-negznde-zrlengen.html
  • report.bystrickaya.ru/kaliningradskaya-oblast-i-sostoyanie-politicheskoj-sistemi-rossii.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-ii-cherepoveckogo-duatlona.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/srednee-polnoe-obshee-obrazovanie-v-1893-g-v-derevne-otkrilas-cerkovno-prihodskaya-shkola-gramotnosti-pri-tojsinskoj.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-rabochej-programme-po-kursu-russkij-yazik.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/roditeli-najdennoj-3letnej-viki-poblagodarili-vseh-internet-resurs-delovoj-kvartal-sajt-ekaterinburg-08082011.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-sbitom-ili-kak-uvelichit-obem-prodazh-obem-1093-a-l.html
  • reading.bystrickaya.ru/mdeniettanu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kilya-no-literaturaya-programmaos.html
  • student.bystrickaya.ru/2-oplata-truda-rabotnikov-municipalnih-uchrezhdenij-i-organizacij-polozhenie-o-pravotvorcheskoj-iniciative-grazhdan.html
  • literatura.bystrickaya.ru/revolyucionnie-anabaptisti-zakon-i-blagaya-vest-25.html
  • predmet.bystrickaya.ru/situacionnie-zadaniya-po-teme-zhizn-v-okeane.html
  • school.bystrickaya.ru/avar-z-hmchno-nebespechnimi-rechovinami-bezpeka-na-hmchnih-pdprimstvah-chast-2.html
  • college.bystrickaya.ru/232-kreditnaya-istoriya-emitenta-606522-rossiya-nizhegorodskaya-oblast-g-zavolzhe-sovetskaya-1a-informaciya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/62-zadachi-i-funkcii-kontrolya-za-ispolneniem-poruchenij-utverzhdeno.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.