.RU

«Морфология сказки»


ФОЛЬКЛОР И МИФ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

28 часов


Тема 1. Подробная характеристика избранных сюжетных жанров русского фольклора.


Лекция 1 (1-2). Волшебная сказка. «Морфология сказки» В.Я. Проппа — его последователи и оппоненты. Изучение повествования после Проппа. Нарратология. Применение схемы к другим жанрам фольклора, к мифу. Полемика между Проппом и Леви-Строссом.. Французская нарратология (К. Бремон. А. Греймас, Р. Барт, Ц. Тодоров). А. Дандес. Маранда. Работы С.Д. Серебряного, И.И. Ревзина, Е.М. Мелетинского и др. .

Лекция 2 (3-4) Вторая книга Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Морфологическая структура сказки и ее генезис, или семантика. Сказка и ритуал, сказка как отражение инварианта переходных обрядов. Сказка, обряд и миф.

Лекция 3 (5–6). Другие аспекты изучения волшебной сказки. Время и пространство сказки. Формулы сказки, персонажи, сказочная демонология. Диахроническое изучение отдельных сюжетов и мотивов (в типологическом и генетическом контексте).

Лекция 4 (7–8). Легенды, предания, былички. Место мифа в системе жанров, синхронное и диахронное отношение мифа и секулярного фольклора. Способы его сохранения в традиции.

Лекция 5 (9–10).Эпос / былины. Поэтика былин. Пространство и время в сказке, эпосе и мифе. Мифологическое и историческое (циклическое и линейное) время.

Лекция 6 (11-12). Основные циклы, сюжеты и персонажи былин. Интерпретации былинных сюжетов и мотивов. Основные работы об эпосе.


Лекция 7 (13–14). Общие (межжанровые) закономерности повествовательных текстов. Сюжеты и их интерпретация. Традиция антропологической школы. В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов. «Эпический подтекст», потенциальные сюжеты.


Тема 2. ^ Миф. Основные понятия.


Лекция 8 (15–16). Фольклор и миф. Генетические и типологические соотношения. Понятие прецедента, прообразования. Миф, фольклор и ритуал. Жанры, прямо связанные с мифом или ритуалом (заговор, обрядовый фольклор). Жанры, замещающие миф (легенда, быличка).

Лекция 9 (17–18). Понятие мифа. Основные трактовки этого понятия. «Немифологические» понятия мифа (миф как ложь, миф как психологический феномен, мифология и религиоведение и т. д.). Понятие мифологического мышления. Сторонники и противники этой гипотезы, Леви-Брюль и Марровская школа (Фрейденберг, Франк-Каменецкий), эволюционизм Марра и «коды» Леви-Стросса. Идея «средневекового» и т. п. мышления в исследованиях 60–80-х гг. Позиция Леви-Стросса. Мифологическое и детское мышление. Диахроническая типология в лингвистике и этнологии.

Лекция 10 (19–20). Теория мифа в структурализме, «Структура мифов» и «Mythologiques» Леви-Стросса. Другие направления и главные имена XX в. (Юнг, Элиаде и др.).

Лекция 11 (21–22). Функции мифов (функционализм, психоанализ, структурализм). Главные типы мифов. Креационный миф, этиология. Виды креационных мифов, происхождение мира, человека, языка. Эсхатологические мифы. Демиург и его антагонист, демиург и культурный герой.

Лекция 12 (23–24). Типы мифологических персонажей. Предки, Боги и герои, поколения богов и героев. Зачем нужен миф об инцесте. Инициационные структуры в мифах. Культурный герой и трикстер.

Лекция 13 (25–26). Миф и язык. Реконструкция текстов и реконструкция систем, мифологического повествования и мифологических представлений (пантеона). Сравнительная мифология. Дюмезиль и « трехфункциональность». Собственно лингвистическая реконструкция (имя, миф, заговор) в индоевропеистике. «Основной миф» индоевропейской мифологии, проблемы его реконструкции.

Лекция 14 (27–28). Общие выводы. Мифологические структуры в постмифологических обществах и текстах: миф, фольклор и литература, архетип, фольлоризм и мифологизм в литературе.


Курс включает устный экзамена (на весенней сессии). Отметка на экзамене складывается из трех (двух) частей: 1) отметка за семинар (доклад + работа на семинарах) 2) письменная работа (если она дается в этом семестре – это может меняться) 3) ответ на экзамене. Неудовлетворительная отметка за (1) или (2) означает недопуск к экзамену, т.е. должна быть исправлена до начала сессии или (с разрешения преподавателя) до экзамена. Неудовлетворительная отметка за ответ на экзамене не компенсируется отметками за (1) и/или (2).

o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-zabajkalskogo-kraya-i-problemah-ego-podderzhaniya.html
o-sovershenstvovanii-informacionnij-byulleten-profsoyuza-385-2008-g.html
o-sovershenstvovanii-organizacii-deyatelnosti-skoroj-i-neotlozhnoj-medicinskoj-pomoshi-na-territorii-rossijskoj-federacii.html
o-sovershenstvovanii-pravovogo-regulirovaniya-provedeniya-poiskovoj-i-arhivnoj-raboti-v-celyah-uvekovecheniya-pamyati-pogibshih-pri-zashite-otechestva-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni-zdanie-gosudarstvennoj-dumi-malij-zal.html
o-sovershenstvovanii-tehnicheskih-sredstv-svyazi-i-navigacii-na-rechnom-transporte-dlya-obespecheniya-bezopasnosti-sudohodstva-na-vnutrennih-vodnih-putyah.html
o-soveshanii-specialistov-statisticheskih-sluzhb-stran-sodruzhestva-po-voprosam-sistemi-nacionalnih-schetov.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-3-stranica-8.html
  • education.bystrickaya.ru/-t-tavtologiya--tolkovatel-slov-i-idiomaticheskih-virazhenij.html
  • letter.bystrickaya.ru/nastoyashaya-monografiya-itog-sorokaletnej-raboti-avtora-v-oblasti-izucheniya-unikalnogo-zagadochnogo-pisma-rongorongo-sozdannogo-neskolko-stoletij-nazad-talantl-stranica-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/novie-pravila-igri-dlya-teka-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-1-iyulya-2008-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii-vistupayushaya-v-kachestve-soveshaniya-storon-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti-pyatoe-soveshanie-stranica-9.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-evolyucionnaya-teoriya-ch-darvina.html
  • composition.bystrickaya.ru/podbor-izuchenie-analiz-literaturi-i-otbor-fakticheskogo-materiala-uchebno-metodicheskij-kompleks-ekonomika-obshestvennogo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomika-predpriyatij-dlya-studentov-6-kursa-specialnosti-190205-podemno-transportnie-stroitelnie-dorozhnie-mashini-i-oborudovanie-sm.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-napisaniyu-referata-po-discipline-filosofiya.html
  • institute.bystrickaya.ru/fomichev-v-i-mezhdunarodnaya-torgovlya-uchebnik-2-e-izd-pererab-i-dop.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-istorii-iz-scenariya-filma-koldun-samouchitel-po-razvitiyu-skorosti-misli-ili-mozhno-li-vospitat-geniya.html
  • books.bystrickaya.ru/covremennie-protivopozharnie-klapani-trebovaniya-i-zadachi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rokeckij-lyu-reshenie-kvorum-est.html
  • essay.bystrickaya.ru/cena-nefti-brent-v-londone-po-itogam-torgov-ponizilas-na-176-doll-do-8423-dollbarr.html
  • textbook.bystrickaya.ru/int-integer1-1-primer-programmi-na-si-vipolnenie-vvodavivoda-dannih-i-prisvaivanie-znachenij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/punkt-17-povestki-dnya-skvoznie-voprosi-dokladi-o-hode-osushestvleniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostavitel-vlasova-natalya-vladimirovna-kandidat-ekonomicheskih-nauk-docent-recenzenti.html
  • desk.bystrickaya.ru/pomoch-najti-imenno-svoj-variant-stremleniya-k-elitarnosti-psihologiya-truda-i-chelovecheskogo-dostoinstva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-russkoj-literaturi-xi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-56-kompensiruyushego-vida.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-15-t-dzhefferson-parker-bezmolvnij-dzho.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lot-3-posuda-moskvich.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vremya-prigotovleniya-25-30-minut-3-maslini-i-olivki-konservirovannie.html
  • report.bystrickaya.ru/idei-estestvennonauchnogo-prosvesheniya-na-rusi.html
  • report.bystrickaya.ru/kafedra-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya-doklad-po-discipline-sovremennie-problemi-informatiki-i-vichislitelnoj-tehniki-problemi-iskusstvennogo-intellekta.html
  • school.bystrickaya.ru/hroniki-zoni-ili-pohozhdeniya-brodyagi-mishenko-rasskazi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vibor-suzili-v-voronezhe-sozdana-rabochaya-gruppa-po-koordinacii-deyatelnosti-v-period-perehoda-na-uplatu-strahovih-vznosov.html
  • student.bystrickaya.ru/110-sredstva-obucheniya-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-opd-f-teoriya-igr-i-issledovanie-operacij-shifr.html
  • urok.bystrickaya.ru/prezentaciya-standarta-iso-9001-2008.html
  • grade.bystrickaya.ru/modeli-opisaniya-gosudarstvennih-programm-kak-instrument-upravleniya-po-rezultatam.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/63-specifika-naznacheniya-sudebno-psihologicheskoj-ekspertizi-v-stadii-rassmotreniya-dela-v-sude.html
  • holiday.bystrickaya.ru/modelirovanie-povedeniya-klientov-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-22-23-sentyabrya-2011-goda-bijsk.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurtc-p-k93-iskushenie-potustoronnim-per-s-angl-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-11-sistema-gprs.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dlya-specialnosti-1-25-01-04-finansi-i-kredit.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.