.RU

Методика использования луд в учебном процессе 14 Проведение автоматизированных практикумов на различных уровнях образования 16


Автоматизированные лабораторные практикумы удаленного доступа

в практической подготовке студентов XXI века

А.М. Зимин


Содержание

Система автоматизированного лабораторного практикума с удаленным доступом 4

Автоматизированный лабораторный практикум в МГТУ им. Н.Э. Баумана 8

Методика использования ЛУД в учебном процессе 14

Проведение автоматизированных практикумов на различных уровнях образования 16
Введение
В настоящее время на всех уровнях образования все большую роль играют современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ). Одной из важных проблем является применение таких технологий в практической подготовке студентов, являющейся одной из наиболее значимых компонент, характеризующих уровень и эффективность обучения [1-4]. Однако реализация практической подготовки на современном и опережающем уровне в XXI веке – веке стремительно ускоряющегося научно-технического прогресса – сопряжена со значительными трудностями как экономического, так и методического характера. Известно, что лабораторные практикумы являются самым дорогим (до 80 % всех затрат на обучение) видом учебного процесса. С другой стороны, ускоряющаяся смена техники и бурное развитие технологий с неизбежностью приводят к столь же быстрому моральному старению учебного лабораторного оборудования. В результате темпы обеспечения образовательных учреждений лабораторным оборудованием значительно ниже, чем это было бы необходимо в современных условиях.

Ни одно образовательное учреждение не может предоставить каждому студенту современные полноценные и эффективные средства практической подготовки по всем изучаемым предметам для индивидуального использования в удобное для него время и в сроки, которые определяются его индивидуальными способностями усваивать учебный материал. При традиционном фронтальном выполнении лабораторных работ образовательное учреждение содержит десятки единиц лабораторного оборудования, что требует значительных лабораторных площадей, обслуживающего персонала, а также средств поддержки и модернизации оборудования. Поэтому каждое образовательное учреждение вынуждено проводить лабораторные занятия исключительно на имеющемся оборудовании по строгому расписанию, с ограничением времени их выполнения, независимо от степени усвоения учебного материала отдельными студентами, с ограниченным набором объектов практического изучения и не индивидуально, а коллективно.

Одна из самых перспективных в этом направлении информационных технологий, позволяющих найти выход из описанной выше ситуации, предоставляет возможность проведения практикумов на современном лабораторном оборудовании, территориально распределенном по различным университетам, с помощью сетевых средств. Такой подход, основанный на разработке и использовании автоматизированных лабораторных практикумов удаленного доступа (АЛП УД), был осознан в Российской Федерации на рубеже XX-XXI веков и получил достаточно широкое распространение в первом десятилетии XXI века.

В соответствии с концепцией АЛП УД, разработанной ведущими техническими университетами Российской Федерации [1 - 5], практикумы проводятся сначала традиционным способом на имеющемся в данном образовательном учреждении лабораторном оборудовании, где студенты получают необходимые практические навыки. Затем им предоставляются возможности самостоятельно и независимо от местоположения учебного учреждения проводить через глобальную сеть индивидуальные учебные эксперименты на современных лабораторных стендах по новейшим методикам. Для этого создаются лаборатории удаленного доступа (ЛУД), которые позволяют проводить опыты на реальном физическом оборудовании для условий, задаваемых самими учащимися индивидуально. Другие названия ЛУД, используемые в литературе – система автоматизированного лабораторного практикума, Интернет-лаборатория. Важно, что использование ЛУД предусматривается не только в рамках дистанционного образования, но и при применении традиционных очных технологий проведения учебного процесса

В лабораториях удаленного доступа исследования проводятся при территориальном разнесении экспериментатора и оборудования. Это позволяет использовать в учебном процессе уникальные установки и стенды, расположенные на значительном удалении от учебных классов, в том числе оборудование, непосредственный контакт с которым является небезопасным.

С учетом высокой актуальности проблемы и тенденции роста доли использования в учебном процессе технологий дистанционного обучения преподаватели ведущих технических и естественнонаучных университетов РФ провели научно-методическое обоснование создания лабораторий удаленного доступа, создали концепцию использования лабораторий удаленного доступа в учебном процессе, сформулировав их место в практической подготовке будущих специалистов и, в особенности, выделив роль активного участия студентов в формировании условий эксперимента, индивидуально задаваемых самими обучающимися. Были сформулированы принципы обеспечения безопасности функционирования сложных экспериментальных стендов в лабораториях удаленного доступа (реализация условий эксперимента, исключающих повреждение установок или нештатные режимы их работы; неквалифицированный и несанкционированный доступ к управлению параметрами стендов и др.), созданы пилотные лаборатории удаленного доступа, разработаны отраслевой стандарт и унифицированная система для всесторонней поддержки всех этапов подготовки и проведения удаленного учебно-научного эксперимента, созданы сетевые образовательные электронные ресурсы. В первые годы ХХI века в ряде университетов разработаны и внедрены образцы лабораторного оборудования нового поколения, оснащенного техническими и программными средствами для создания лабораторий удаленного доступа, создан Всероссийский сервер автоматизированных лабораторных практикумов удаленного доступа (рис. 1), на котором опубликованы сведения более чем по 60 автоматизированным лабораторным практикумам, разработанным университетами РФ.



Рис. 1. Главная страница Всероссийского сервера АЛП УД (http://www.alpud.ru)

Особое значение технология удаленного проведения эксперимента приобретает в федеральных и национальных исследовательских университетах, где в соответствии с основными принципами их построения организуются специализированные центры коллективного пользования (ЦКП) приобретенным экспериментальным оборудованием.
^ Система автоматизированного лабораторного практикума с удаленным доступом
В соответствии с отраслевым стандартом под лабораторией удаленного доступа понимается комплекс технических, программных и методических средств, обеспечивающих автоматизированное проведение лабораторных и экспериментальных исследований непосредственно на физических объектах и (или) математических моделях с использованием удаленного компьютерного доступа. В настоящей статье рассматриваются только такие лаборатории, где ведутся реальные эксперименты на физических стендах.

^ Удаленный компьютерный доступ – такой режим функционирования ЛУД, при котором работа с физическим объектом осуществляется с компьютера, удаленного на сколь угодно большое расстояние от места размещения самого объекта.

Создание ЛУД требует, во-первых, применения специальных технических средств как для автоматизации лабораторного стенда, так и для связи управляющего компьютера с удаленным пользователем, проводящим эксперимент в режиме сетевого управления; во-вторых, разработки прикладного программного обеспечения или использования в отдельных случаях специализированных пакетов программ; и в-третьих, методической поддержки лабораторных учебно-научных экспериментов.

^ Автоматизация стенда. Для того чтобы осуществить локальную автоматизацию лабораторного стенда, требуется применение специальных технических средств - управляющего компьютера, связанного со стендом посредством устройства сопряжения с объектом [1 - 3], различных датчиков и исполнительных механизмов, модулей преобразования и согласования сигналов и т.п.

Состояние подсистем стенда обычно характеризуется аналоговыми сигналами с датчиков, расположенных в непосредственной близости от установки. По каналам измерения данные от стенда после преобразования с помощью аналогово-цифровых преобразователей (АЦП) передаются в ЭВМ. После их обработки компьютер вырабатывает управляющие воздействия, которые после цифро-аналоговых преобразователей (ЦАП) подаются на исполнительные элементы каналов управления (питание шаговых двигателей, запускающие импульсы для различных подсистем стенда и т.п.). Типы датчиков и исполнительных механизмов стенда могут быть весьма специфичными, что приводит к ряду особенностей локальной автоматизации эксперимента, однако набор стандартов на организацию измерительно-управляющих устройств и систем ограничен. При построении ЛУД могут использоваться как платы сопряжения, встраиваемые в измерительные приборы или в компьютер (приборный интерфейс GPIB, измерительно-управляющие платы Plugin-Card), так и отдельные устройства в виде программируемых логических контроллеров, магистрально-модульных систем, комбинированных многоуровневых иерархических систем и т.п.

^ Связь удаленного пользователя с автоматизированным лабораторным стендом. При создании ЛУД особое внимание уделяется поддержке связи с удаленным пользователем через локальную и (или) глобальную сеть. Программное обеспечение для функционирования ЛУД должно, с одной стороны, обслуживать в интерактивном режиме диалог удаленного пользователя с Web-сервером при настройке условий эксперимента, а с другой – реализовать заданный обучающимся режим работы стенда и трансляцию результатов его выполнения на удаленный компьютер или на Web-сайт ЛУД. Чаще всего управляющий лабораторным стендом компьютер (его называют Lab-сервером) и Web-сервер разделены. Схема связей и потоки команд и данных для такого способа организации представлены на рис. 2.



Рис. 2. Потоки команд и данных при проведении удаленного эксперимента

Программное обеспечение для функционирования ЛУД должно, с одной стороны, обслуживать в интерактивном режиме диалог удаленного пользователя с Web-сервером при настройке условий эксперимента, а с другой – реализовать заданный режим на лабораторном стенде и трансляцию результатов его выполнения на удаленный компьютер или на Web-сайт практикума. Кроме того, разработанное для данной ЛУД специализированное программное обеспечение должно осуществлять и методическую поддержку лабораторных работ, т.е. содержать описание лабораторного стенда, методику измерений, различные справочные материалы и т.п. Бόльшая часть программного обеспечения является оригинальной, написанной на языках высокого уровня (обычно используются программные среды С++ и DELPHI) специально для данной лаборатории удаленного доступа, хотя при его создании могут быть использованы и другие программы, например, средства графического программирования, среди которых следует выделить продукты фирмы National Instruments (LabVIEW, BridgeVIEW и др.).

^ Проведение удаленных учебных экспериментов. Для всесторонней поддержки проведения удаленных учебных экспериментов в МГТУ им. Баумана разработана интерактивная диалоговая удаленная система ИНДУС (см., например, [3, 5]) – рис. 3.



Рис. 3. Состав системы ИНДУС и связи подсистем

При создании системы задача ставилась таким образом, чтобы удаленный пользователь не только получал данные эксперимента, но и мог активно изменять условия его проведения, а режимы эксперимента были индивидуальными для каждого студента.

Подсистема телекоммуникаций обеспечивает связь удаленного пользователя с Web-сервером и Web-сервера с управляющим компьютером. Эта связь может осуществляться по различным протоколам в зависимости от оборудования и системного программного обеспечения. Обучающая подсистема содержит полную информацию об экспериментальном стенде (оборудование, измерительные приборы и т.п.), краткие теоретические положения, методику измерения и т.д. в объеме, достаточном для подготовки к проведению лабораторной работы и написания отчета. Подсистема тестирования предназначена для контроля усвоения знаний о стенде, физических принципах и методике эксперимента, без которого студент не допускается к активному проведению опытов. Справочная подсистема содержит текстовые, табличные и графические данные, необходимые для обработки результатов эксперимента. Подсистема идентификации пользователя проверяет, имеет ли пользователь право на управление установкой в настоящий момент, и обеспечивает проведение эксперимента в данное время только одним пользователем. Подсистема программирования условий эксперимента позволяет в интерактивном режиме настроить стенд на требуемые условия проведения опытов. При этом производится текущий контроль допустимых параметров эксперимента. Подсистема имитации эксперимента позволяет до проведения активных экспериментов знакомиться с пультом управления стендом и имитировать элементарные операции настройки условий эксперимента, чтобы снизить затраты времени на реальный эксперимент. Подсистема визуализации данных эксперимента позволяет наглядно представить результаты эксперимента в форме, удобной для их дальнейшей обработки. Подсистемы управления и измерения позволяют перенастраивать лабораторный стенд и осуществлять его функционирование в заданном пользователем режиме работы, а также осуществлять измерение заданных параметров. Объектовая подсистема и подсистема измерений представляют собой стендовую часть лабораторной установки.

Для проведения удаленного лабораторного практикума система включает наглядные и простые в усвоении методические пособия, необходимые как для подготовки к выполнению лабораторной работы, так и для написания отчета после проведения эксперимента и обработки данных.

В системе ИНДУС подготовка к проведению лабораторного практикума обеспечивается обучающей подсистемой, а контроль усвоения изложенных теоретических материалов, описания стенда и методики эксперимента реализуется с помощью подсистемы тестирования, основанной на современных Web-технологиях. Приступить к выполнению экспериментальной части данной лабораторной работы студент может только при правильном ответе минимум на 4 из 5 вопросов. В случае неудовлетворительного ответа на вопросы теста (менее четырех правильных ответов) ему предлагается более внимательно ознакомиться с теоретической частью данной лабораторной работы и описанием установки, для чего производится автоматический переход в обучающую подсистему.
^ Автоматизированный лабораторный практикум в МГТУ им. Н.Э. Баумана
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана имеет статус национального исследовательского университета Российской Федерации и обладает по ряду направлений подготовки студентов уникальной, зачастую единственной в стране лабораторной и экспериментальной базой. Коллективом преподавателей и сотрудников МГТУ им. Баумана на базе уникальных технических объектов создан ряд лабораторий удаленного доступа, приоритеты которых общепризнанны. Разработки удостоены Дипломов и наград ряда выставок. Демонстрационные версии лабораторий удаленного доступа размещены на специализированном портале ЛУД МГТУ им. Н.Э. Баумана (http://lud.bmstu.ru) (рис. 4) и на Всероссийском сервере автоматизированных лабораторных практикумов с удаленным доступом. На портале МГТУ им. Баумана имеются ссылки на другие сайты, содержащие сведения о ЛУД, созданных в автономных подразделениях (например, автоматизированные практикумы кафедры физики МГТУ).

На кафедре "Плазменные энергетические установки" создана и с 2000 г. успешно функционирует лаборатория удаленного доступа по спектральным исследованиям источников излучения и диагностике плазмы, которая в 2007 г. модернизирована на базе новой экспериментальной аппаратуры, уникальной в своей предметной области. Она может быть использована также при изучении курса общей физики как в техническом университете, так и в образовательных учреждений среднего общего и профессионального образования.



Рис. 4. Главная страница портала ЛУД МГТУ им. Баумана

На базе современных испытательных машин на кафедре "Прикладная механика" создана и функционирует единственная в РФ лаборатория удаленного доступа по механике деформируемого твердого тела, где могут проводиться практикумы по курсу «Сопротивление материалов» и учебно-научная исследовательская работа студентов.

Лаборатория «Робототехника» создана применительно к космическим манипуляционным роботам и также использует подход, разработанный в МГТУ им. Баумана для всесторонней поддержки проведения учебных удаленных экспериментов и основанный на применении интерактивной диалоговой удаленной системы ИНДУС. Здесь студент может сначала на математической модели отработать различные операции (в том числе, в условиях невесомости), а затем реализовать их на новейшем манипуляционном роботе фирмы «Кававсаки».

Виртуальная часть Интернет-лаборатории включает в себя Web-сервер и Model-сервер (рис. 5). Пользовательский интерфейс удаленного управления представляет собой Windows-приложение, которое пользователь может загрузить с сайта по ссылке, полученной после согласования условий проведения сеанса удаленного управления с администрацией Интернет-лаборатории. При выполнении широко используются различные мультимедиа-средства (видеокамеры, управляемые удаленным пользователем по сети Интернет, аудио- и видеосистемы для связи с оператором лаборатории и др.). С демо-версией этой лаборатории также можно ознакомиться на портале ЛУД МГТУ.



    Рис. 5. Схема Интернет-лаборатории «Робототехника»

На базе уникальной разработки МГТУ им. Н.Э. Баумана – одного из крупнейших в Европе радиотелескопа миллиметрового диапазона длин волн, который расположен в 90 км от Москвы – создана Интернет-лаборатория «Радиотелескоп МГТУ им. Н.Э. Баумана», также не имеющая аналогов в Российской Федерации. Здесь проводятся исследования по аппаратуре и методам исследования радио- и астрофизических объектов, и прежде всего – хромосферы Солнца.

Масса управляемой с помощью сетевых технологий антенны радиотелескопа составляет более 20 тонн. На базе этой лаборатории удаленного доступа организован университетский центр коллективного пользования.

^ Пример выполнения автоматизированного лабораторного практикума по радиофизике (рис. 6). Сначала удаленному пользователю предлагается ознакомиться с устройством радиотелескопа (рис. 7, 8).

Затем в методической части пользователь знакомится с методами сканирования (на рис. 9 приведена страница, посвященная растровому сканированию), а после этого переходит к практической части, которая начинается с тестирования (рис. 9). При положительном результате тестирования (правильные ответы не менее, чем на 4 вопроса) пользователь может перейти к составлению сценария эксперимента (рис. 10). Для заполнения формы задания сценария эксперимента на этой странице в отдельном окне имеется контекстная подсказка с перечнем требуемых параметров, который различен для трех используемых режимов сканирования.



Рис. 6. Страница проведения практикума на радиотелескопе

Для анализа и графической обработки результатов проведенного эксперимента предусмотрены специальные сетевые инструменты (рис. 11). После авторизации пользователя в меню «Просмотр базы данных» ему доступны файлы всех проведенных им ранее экспериментов.



Рис. 7. Страница устройства приемника излучения



Рис. 8. Страница методической части



Рис. 9. Страница тестирования



Рис. 10. Задание сценария эксперимента



Рис. 11. Страница визуализации и обработки результатов эксперимента

В графическом окне выводятся изотермические контурные карты объекта. Уровни изотерм отсчитываются в процентах относительно некоторого опорного уровня, принимаемого за уровень спокойного Солнца. Щелчком левой клавиши мыши в любой точке изображения исследуемого астрофизического объекта в правой части экрана могут быть получены так называемые срезы, представляющие собой графики зависимостей относительной яркостной температуры Солнца от вертикальной и горизонтальной координат.

Ссылка на сервер радиотелескопа размещена на круглосуточном сайте ЛУД МГТУ им. Баумана (http://lud.bmstu.ru). Там же расположена демо-версия лаборатории.
^ Методика использования ЛУД в учебном процессе
В соответствии с разработанной концепцией использование ЛУД начинается с младших курсов, где наряду с традиционными формами лабораторных практикумов используется сетевой доступ к учебным стендам других университетов. Такие общие банки лабораторных практикумов существенно расширяют перечень доступных студентам экспериментальных стендов и допускают значительно большие возможности выбора при индивидуализации обучения. На старших курсах в практическую подготовку включаются лабораторные практикумы и учебно-исследовательская работа на стендах ведущих научных организаций по соответствующему профилю знаний.

При использовании ЛУД через сеть Интернет предполагается, что студент перед удаленным экспериментом принимал участие в более простых лабораторных работах, проводимых очно в лаборатории образовательного учреждения и имеет элементарные понятия о теме проводимого практикума и необходимые практические навыки. Однако он теперь имеет возможность проводить опыты на таких стендах и по таким методикам, которые были бы ему ранее недоступны, а главное – он может самостоятельно составлять сценарий и устанавливать режимы эксперимента. Он имеет здесь право на ошибку и получит об этом информацию, когда его собственная программа эксперимента будет проходить контроль осуществимости на удаленном стенде.

Для проведения лабораторных практикумов направляются заявки на выполнение лабораторных работ в региональные центры инженерного образования или непосредственно в базовые вузы. Чаще всего переписка для согласования перечня работ и времени их проведения производится по электронной почте. Вход на сервер конкретной ЛУД для ознакомления с теоретической частью, описанием оборудования, методикой проведения эксперимента, а также для проведения тренировок и имитаций на вынесенном пульте управления стендом в демонстрационном режиме производится без ограничений.

Далее типовой сценарий проведения удаленного учебного эксперимента выглядит следующим образом. После ввода полученных от системного программиста ЛУД паролей (обычно их два: первый – для входа на сайт зарегистрированного пользователя, чтобы создать для него на сервере личную папку, где будут храниться файлы с результатами его экспериментов, и второй - для входа в режим монопольного управления стендом) и выделения лимитов времени на проведение учебного эксперимента удаленный пользователь прежде всего попадает в подсистему тестирования, где проходит тест-контроль на усвоение методических материалов. Как правило, ему предлагаются контрольные вопросы и по устройству стенда, и по методике эксперимента, и по теоретической части.

При положительных результатов теста обучающийся входит в монопольный режим управления удаленным оборудованием и переходит на страницу ЛУД, где расположен пульт управления экспериментальным стендом. Здесь ему предлагается выбрать сценарий и задать условия опытов. Как отмечалось выше, эксперимент проводится не в режиме on-line, а после задания всей его программы. Поэтому после задания условий опыта в одной из подсистем ЛУД производится автоматический контроль их осуществимости и безопасности. Кроме того, производятся оценка длительности проведения эксперимента с заданными условиями и проверка, укладывается ли эта длительность в выделенные данному пользователю лимиты времени.

Если все необходимые условия выполнены, пользователь нажатием кнопки "Выполнить эксперимент" осуществляет запуск программы опыта. Далее он может следить за ходом эксперимента в окне браузера, где будет появляться различного рода информация о ходе проведения опыта. Это могут быть различные окна с указанием, например, процента длительности его выполнения или каких-то промежуточных результатов, видеоизображения стенда и т.п. Часть ЛУД предусматривает также возможность прямых переговоров с обслуживающим стенд персоналом. Персонал экспериментального стенда отслеживает и условия, и последовательность опыта, а при необходимости в экстренных ситуациях может вмешаться в ход его проведения.

По окончании эксперимента удаленному пользователю представляются его результаты в табличном и/или графическом виде. После выхода из монопольного режима управления обучающийся может сохранить их на своем компьютере или воспользоваться программным обеспечением ЛУД для обработки первичных данных. При этом преподаватель, находящийся вблизи рабочего места обучающегося, может, воспользовавшись особым паролем, оперативно проверить результаты лабораторной работы.
^ Проведение автоматизированных практикумов на различных уровнях образования
Этому вопросу уделяется большое внимание, чтобы обеспечить преемственность технологии проведения удаленного эксперимента, начиная со среднего образования. Применение АЛП УД на ранних стадиях обучения позволит, с одной стороны, существенно расширить материальную базу для практической подготовки, а с другой – ознакомить с этой технологией и ее возможностями значительно больший круг потенциальных пользователей АЛП УД в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. В результате будет обеспечен единый подход к технологии повышения уровня практической подготовки будущих специалистов.

Проводился подробный анализ возможностей адаптации разработанных в высших учебных заведениях АЛП УД применительно к общему и среднему профессиональному образованию. Необходимо отметить, что из нескольких десятков уже используемых лабораторных практикумов удаленного доступа более половины посвящено общеобразовательным или общефизическим курсам, изучаемым в образовательных учреждениях высшего профессионального образования на 1–2 курсах. Анализ показывает, что около 50% из этих АЛП УД могут быть использованы в среднем образовании (общем или профессиональном) либо без каких-либо изменений, либо с минимальной коррекцией.

В первую очередь, вышесказанное относится к следующим практикумам, информация о которых размещена на Всероссийском сервере АЛП УД: испытание на растяжение и сжатие образцов материалов; емкость, конденсатор, RC-цепи; подключение RL-цепи к источнику постоянной ЭДС и отключение от источника ЭДС; RLC-цепь; исследование электрических цепей при последовательном, параллельном и смешанном соединении элементов; закон Ома; законы Кирхгофа; исследование источника тока; исследование источника электродвижущей силы; анализ излучательных характеристик газов и плазмы.

Эти ресурсы по дисциплинам «Физика», Электротехника», «Техническая механика» могут быть с минимальными изменениями использованы не только в высшем профессиональном образовании, но и на уровнях среднего образования. Еще несколько практикумов, которые недостаточно полно отражены на сервере, требуют некоторой переработки для использования в среднем образовании.

Кроме того, на специализированном сервере АЛП УД анонсированы разработанные учеными МЭИ (ТУ) Интернет-лаборатории по основам электротехники и электроники (более 20 лабораторных работ) и МГТУ им. Н.Э. Баумана «Радиотелескоп МГТУ». Эти укрупненные Интернет-ресурсы могут быть использованы при изучении одноименных курсов и курса основ астрономии в среднем образовании. Кроме того, само разработанное в МЭИ (ТУ) и серийно выпускаемое оборудование для проведения практикумов по основам электротехники и электроники, оснащенное системой удаленного доступа, может быть использовано и на уровне среднего образования.
Заключение
Лабораторный практикум на всех уровнях образования является одной из важнейших составляющих подготовки учащихся, способствующих выработке практических навыков.

Задача создания и последующего коллективного использования автоматизированного лабораторного практикума с удаленным доступом, который проводится на реальном физическом оборудовании для условий эксперимента, индивидуально задаваемых самими обучающимися, является весьма актуальной для большинства образовательных учреждений РФ.

Большое значение имеет вопрос использования технологии удаленного доступа на различных уровнях образования. Применение АЛП УД на более ранних стадиях обучения позволит, с одной стороны, существенно расширить материальную базу для практической подготовки будущих специалистов, а с другой, – ознакомить с этой технологией и ее возможностями значительно больший круг потенциальных пользователей АЛП УД. Таким, образом, будет обеспечен единый подход к повышению уровня практической подготовки будущих специалистов на всех уровнях образования.

Созданы принципы адаптации имеющихся и создания новых практикумов, позволяющие использовать разработки образовательных учреждений различного уровня для совершенствования практической подготовки обучающихся на новейших лабораторных установках. Разработан универсальный практикум удаленного доступа, позволяющий обеспечить преемственность технологии на различных уровнях обучения.
Литература

  1. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии / Под ред. В.Г. Кинелева. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

  2. Новый подход к инженерному образованию: теория и практика открытого доступа к распределенным информационным и техническим ресурсам / Ю.В. Арбузов, В.Н. Леньшин, С.И. Маслов и др. - М.: Центр-Пресс, 2000. - 238 с.

  3. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 352 с.

  4. Информатизация образования: направления, средства, технологии / Под общ. ред. С.И. Маслова. – М.: Изд-во МЭИ, 2004. – 868 с.

  5. Зимин А.М. Автоматизированный лабораторный практикум с удаленным доступом в техническом университете // Информационные технологии. - 2002. - № 2. - С. 39-43.




o-dostignutih-znacheniyah-pokazatelej-dlya-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-gorodskih-okrugov-i-municipalnih-rajonov-za-2010-god-i-ih-planiruemih-znacheniyah-na-3-letnij-period-stranica-4.html
o-dostignutih-znacheniyah-pokazatelej-dlya-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-vladivostokskogo-gorodskogo-okruga-za-2010-god-i-ih-planiruemih-znacheniyah-na-3-h-letnij-period.html
o-dostovernosti-novogo-zaveta-v-obshem-i-evangelij-v-chastnosti-i-pokazal-moim-slushatelyam-chto-dovodi-v-polzu-prinyatiya-novogo-zaveta-kak-dostovernogo-dokumenta-otnyud-ne-proigrivayut.html
o-dressirovke-zhivotnih-i-lyudej-stranica-18.html
o-dressirovke-zhivotnih-i-lyudej-stranica-5.html
o-drevnem-dvupesnce-v-sostave-blagoveshenskogo-kanona-vasilik-vv-ezhegodnaya-bogoslovskaya-konferenciya-2002-g-bogoslovie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sovremennie-problemi-korporativnih-finansov-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-podgotovki-magistra-avtor-prepodavatel-shamraeva-s-a.html
  • control.bystrickaya.ru/ekologiya-vozdushnogo-bassejna-kak-globalnaya-problema-chelovechestva.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/relyativistskij-podhod-k-teorii-istini-chast-2.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-17-verhovnij-glavnokomanduyushij-emelyanov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-chelovecheskie-potrebnosti-kak-faktor-formirovaniya-instituta-mezhdunarodnoj-bezopasnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-pensionnoj-otrasli-centralnie-smi-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-26-avgusta-2011-goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/obyavlyaet-otkritij-konkurs-na-provedenie-rabot-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-laboratornogo-oborudovaniya-po-programme-ren-oao-ak-transnefteprodukt-2012-god-organizator-konkursa.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-respublikanskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-kultura-mira-na-sovremennom-etape-g-ufa-28-aprelya-2011-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-meropriyatij-po-podgotovke-i-provedeniyu-v-altajskom-krae-goda-rossijskoj-istorii-i-prazdnovaniya-1150-letiya-zarozhdeniya-rossijskoj-gosudarstvennosti-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/monografiya-taganrog-2007.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-podgotovitelnie-materiali-po-podgotovke-vipusknikov-9-h-klassov-k-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-po-geometrii-za-kurs-osnovnoj-shkoli.html
  • shkola.bystrickaya.ru/neandertalec-i-prichini-ego-ischeznoveniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-prohodit-v-chetire-etapa-zaochnij-etap-online-testirovanie-s-1-po-15-dekabrya-2011-g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-novosti-mo-rapn-konferencii-publikacii-konkursi-politologicheskogo-soobshestva.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-260-12-2008-osvobozhdenie-za-mgnovenie-10.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xi-opredelenie-terminov-karl-gustav-yung.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspredelenie-vipusknikov-9-klassa-publichnij-otchet-2009-god.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shiarmashili-sheberler-mektebn-krkem-sz-ou-bait-bojinsha.html
  • report.bystrickaya.ru/gyunter-grass-inostrannaya-literatura.html
  • reading.bystrickaya.ru/kriticheskie-ocherki-i-kritiki-modern-i-olega-lekmanova-predislovie-i-primechaniya-olega-lekmanova.html
  • education.bystrickaya.ru/-gorod-udostoilsya-osoboj-pohvali-na-mezhdunarodnom-investicionnom-forume-proestate.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4partijnij-sostav-kniga-vchk-vdvuh-tomah-tom-1-ocr-chernovol-v-g-krasnaya-kniga-vchk-t-2e-izd.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-voprosi-trebuyushie-bolshego-vnimaniya-russuan-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-ih-modifikacii-rukovodstvo-ko-ekspluatacii.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovoe-obespechenie-svoevremennosti-raschetov-za-postavlyaemuyu-selskohozyajstvennuyu-produkciyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovershit-osvyashenie-krestilnogo-hrama-sv-ravnoapostolnogo-knyazya-vladimira-pri-ioanno-predtechenskom-sobore-g-prokopevska-nachalo-v-9-00-podrobnee-nizhe.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-specialnosti-060801-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-apk-institut-distancionnogo-obrazovaniya-forma-obucheniya-zaochnaya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-o-rezultatah-publichnih-slushanij-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/problemno-tematicheskij-kurs.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrakt-vstupaet-v-silu-s-momenta-podpisaniya-ili-s-dati-opredelennoj-storonami-v-kontrakte-kontrakt-vstupaet-v-silu-nezavisimo-ot-togo-bil-izdan-prikaz-o-zachislenii-na-rabotu-ili-net.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kubanskij-gosudarstvennij-universitet-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sverdlovskaya-oblastnaya-associaciya-bivshih-nesovershennoletnih-uznikov-getto-i-nacistskih-konclagerej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-uchashihsya-zanimayushihsya-v-matematicheskom-kruzhke.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliya-o-lichnosti-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-pod-red-mapelman.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-6-energomonitoring-i-energosberezhenie-programma-sankt-peterburg.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.