.RU

Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольных работ для студентов заочной формы обучения по направлению 110200 «Агрономия»






______________________________________________________________________________

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра ботаники, генетики и селекции


Б О Т А Н И К А

Методические указания по изучению дисциплины

и задания для контрольных работ


для студентов заочной формы обучения по направлению

110200 – «Агрономия»


Cанкт-Петербург- Пушкин

2009


Рекомендовано Учебно-методическим Советом Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.

Протокол № 1 от 22 октября 2009 г.


Составители: Д.б.н., профессор Н.М.Найда

к.б.н, доцент А.Н.Бабарыкина


Рецензент: к.с-х.н., доцент Орлова А.Г


Введение

Ботаника – является базовой дисциплиной для специальных агрономических предметов: растениеводства, луговодства, овощеводства, плодоводства, селекции и семеноводства и др.

^ Цель дисциплины – формирование знаний и умений по анатомии и морфологии семенных растений, систематике, географии и экологии растений.

Задачи дисциплины:

Требования к освоению дисциплины

В результате изучения курса ботаники студент должен:

^ Объем дисциплины и виды учебных работ

Вид учебной нагрузки

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

200

1

2

Аудиторные занятия всего

34

24

10

Лекции

12

10

2

Лабораторные занятия

22

14

8

Самостоятельная работа и оформление контрольной работы

166

76

90

Вид итогового контроля




зачет

экзамен


^ Общие методические рекомендации

При освоении дисциплины рекомендуем придерживаться следующего плана:


Содержание дисциплины и ее разделы

1. Анатомия и морфология семенных растений

2. Систематика

3. География и экология растений


^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Анатомия и морфология семенных растений

1.1. Растительная клетка

Клетка как основная структурно-функциональная единица живой материи. Краткая история изучения клетки. Основные особенности растительных клеток. Форма и величина клеток. Протопласт и его производные. Химический состав и физико-химическое состояние протопласта.

Цитоплазма. Матрикс цитоплазмы – гиалоплазма (ее ферментативная активность, микротрубочки и микрофиламенты, движение). Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции. Рибосомы. Строение и свойства биологических мембран. Одномембранные органеллы: плазмалемма, тонопласт, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы. Двумембранные органеллы: митохондрии и пластиды. Пластиды как органеллы специфические для зеленых растений. Субмикроскопическое строение хлоропластов, лейкопластов, хромопластов. Теория симбиотического происхождения пластид и митохондрий.

Ядро. Форма, число и размеры ядер. Физико-химические особенности. Ядерная оболочка, ядерный сок, хромосомно-ядрышковый комплекс. Строение метафазной хромосомы. Ядрышко его образование, строение, функция. Функции ядра. Митотический цикл.

Деление клеток. Амитоз. Мейоз. Их биологическая сущность.

^ Клеточная стенка как производное протопласта. Строение и химический состав. Образование и рост клеточной стенки. Поры м перфорации. Видоизменения клеточной стенки (одревеснение, опробковение, кутинизация, менерализация, ослизнение).

Вакуоль. Образование вакуолей. Клеточный сок, как производное протопласта. Его состав. Роль вакуолей в жизнедеятельности клетки.

Включения. Запасные питательные вещества растений, их химический состав и локализация в клетке, тканях, органах растений. Использование человеком. Жиры. Алейроновые зерна. Крахмальные зерна. Растворимые запасные продукты. Продукты вторичного обмена веществ. (эфирные масла, смолы, соли кальция и др.), физиологически активные вещества клетки: ферменты, фитогормоны, витамины, фитонциды и антибиотики. Их роль в растении и использование.

Жизненный цикл и дифференцировка клеток.


^ 1.2 Ткани высших растений

Понятие о тканях. Ткани образовательные и постоянные. Образовательные ткани (меристемы). Функции и цитологические особенности. Первичные и вторичные меристемы. Расположение в теле растения: апикальные, интеркалярные, латеральные меристемы. Раневые меристемы, их роль в формировании каллюса и раневой пробки; значение в практике садоводства при черенковании и прививках, при хранении плодов и овощей. Понятие о культуре тканей.

Классификация постоянных тканей. ^ Покровные и основные ткани. Эпиблема. Особенности строения клеток в связи с функцией поглощения. Эпидерма, образование и функции. Строение основных клеток эпидермы. Кутикула. Строение и работа устьиц, их роль в газообмене и транспирации. Трихомы (волоски). Пробка. Покровные комплексы – перидерма и корка. Чечевички, их формирование и функции. Основные ткани: ассимиляционные, запасающие и воздухоносные. Функции, особенности строения.

^ Механические и проводящие ткани. Роль механических тканей в растении. Колленхима, склеренхима, склереиды. Особенности строения. Проводящие ткани и комплексы. Строение трахеальных элементов – трахеид, сосудов. Онтогенез сосуда. Ситовидные элементы – ситовидные клетки и ситовидные трубки. Онтогенез ситовидных трубок с клетками спутницами. Образование тилл и каллезы. Проводящие комплексы – ксилема и флоэма, их гистологический состав. Проводящие пучки. Выделительные ткани. Ткани внешней секреции: железистые волоски, секреторные волоски, нектарники, осмофоры, гидатоды. Ткани внутренней секреции: смоляные и слизевые вместилища, млечники, выделительные клетки.

Использование тканей в качестве пищевого, кормового, прядильного сырья.

^ 1.3. Вегетативные органы высших растений

Вегетативные органы. Общие закономерности строения: полярность, симметрия, гомология и аналогия, метаморфоз.

Формирование зародыша, проростка; развитие корня и побега семенного растения.

Корень и корневая система. Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Классификация корневых систем по происхождению и строению. Степень их развития в зависимости от условий обитания. Зоны растущего корня. Анатомия корня. Первичное строение корня (эпиблема, первичная кора, центральный цилиндр). Переход к вторичному строению. Вторичное строение корня (первичная и вторичная ксилема, камбий, вторичная кора, перидерма). Формирование боковых корней.

Специализация и метаморфозы корней. Микориза. Клубеньки. Втягивающие корни. Опорные и дыхательные корни. Запасающие корни. Строение корнеплодов. Использование их человеком.

^ Побег и система побегов. Метамерия побега. Почка – зачаточный побег. Строение и классификация почек. Развитие побега из почки. Листорасположение. Нарастание побегов - моноподиальное, симподиальное. Ветвление побегов – верхушечное и боковое. Кущение. Удлиненные побеги и укороченные.

Побег – структурная единица растения. Морфологическая классификация жизненных форм: древесные растения – деревья, кустарники; кустарнички; полудревесные - полукустарники, полукустарнички; травы – многолетние и однолетние.

Стебель – ось побега. Функции типичного надземного стебля. Классификация стеблей по положению в пространстве, по форме и продолжительности жизни.

Анатомия стебля. Формирование первичной анатомической структуры стебля из апекса нарастания: эпидерма, первичная кора, центральный цилиндр. Рост стебля в длину. Различия в первичном строении стебля и корня. Понятие о стелярной теории. Строение стебля однодольных растений.

Переход к вторичному строению стебля. Камбий и его деятельность. Вторичное строение стебля двудольных трав: пучковое (кирказон), непучковое (лен), переходное (подсолнечник). Строение стебля двудольных и голосеменных древесных растений. Структура древесины. Возрастные изменения древесины и коры (ядровая древесина, заболонь, корка) и их роль в жизни древа. Использование древесины.

Лист – боковой орган побега. Функции листа. Части листа. Жилкование. Классификация листьев. Листья простые и сложные. Формации листьев (листья низовые, срединные и верховые). Гетерофиллия. Микроскопическое строение листьев двудольных и однодольных растений. Строение хвоинки. Зависимость строения листьев от экологических условий. Листопад. Метаморфозы листа.

Метаморфозы побега и их связь с изменением функции этого органа (колючки, кладодии, филлокладии, усики). Метаморфозы побегов как органы запаса, естественного и искусственного вегетативного размножения и объекты растениеводства. (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица, кочан).

^ 1.4. Размножение растений

Размножение: определение понятия, биологический смысл. Размножение бесполое и половое. Вегетативное размножение как форма бесполого размножения. Его значение в природе и применение в агрономической практике. Использование культуры тканей дли вегетативного размножения. Понятие о клоне.

Бесполое размножение. Спорогенез. Равноспоровые и разноспоровые организмы. Половое размножение. Гаметогенез. Типы полового процесса: изогамия, гетерогамия, оогамия, конъюгация. Чередование поколений и смена ядерных фаз в цикле развития высших растений.

2.СИСТЕМАТИКА



    1. ^ Введение в систематику

Задачи и методы систематики. Классификация (искусственные, естественные, филогенетические системы), номенклатура (основные таксономические категории, бинарная номенклатура), филогенетика (изучение исторического развития растений, их таксонов).

Краткая история систематики. Объекты ботаники в современной системе органического мира.

^ 2.2 Надцарство Доядерные (Предъядерные) организмы

Общая характеристика Доядерных. Царство Дробянки. Отдел Архебактерии. Отдел Настоящие бактерии: краткая характеристика, значение в природе и деятельности человека. Отдел Цианобактерии. Особенности строения, фотосинтезирующий аппарат. Фиксация азота в гетероцистах, размножение. Распространение и значение в природе и жизни человека.

^ 2.3.Надцарство Ядерные организмы

Царство Грибы

Отдел Настоящие грибы. Общая характеристика, цитологические особенности. Классификация грибов: классы Хитридиомицеты, Оомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты. Характеристика, особенности, размножение, основные представители. Роль грибов в круговороте веществ в природе, их значение для человека (патогенные, паразитные, плесневые, пищевые, кормовые, источники антибиотиков и ферментов).

^ Отдел Слизевики, или миксомицеты. Общая характеристика, особенности, размножение, основные представители.

Отдел Лишайники. Особенности строения и размножения. Роль в природе, использование человеком.


    1. ^ . Царство Растения. Водоросли

Общая характеристика растений. Понятие «низшие» и «высшие» растения. Классификация.

Водоросли. Общая характеристика. Цитологические особенности. Отделы: Красные водоросли (Багрянки), Зеленые водоросли, Диатомовые водоросли, Бурые водоросли. Эволюция тела, фотосинтетического аппарата, полового процесса. Чередование ядерных фаз.


^ 2.5 Высшие споровые растения

Общая характеристика высших растений, их отличие от низших. Происхождение и классификация. Высшие споровые и семенные растения.

Высшие споровые растения. Классификация, формирование органов, размножение. Чередование ядерных фаз. Гаметофит и спорофит. Отдел Проптеридофиты. Общая характеристика и место в эволюции высших растений.

^ Отдел Моховидные. Характеристика, классификация, экология. Роль в заболачивании и торфообразовании.

Отдел Плауновидные. Общая характеристика, классификация. Равно- и разноспоровые.

^ Отдел Хвощевидные. Общая характеристика, значение.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика, классификация. Строение и жизненный цикл. Водные папоротники, как представители разноспоровых. Значение.

^ 2.6. Семенные растения

Семенные растения. Эволюционные связи с высшими споровыми. Биологические преимущества семенных растений.

Отдел Голосеменные (Сосновые). Происхождение, общая характеристика, классификация. Классы: Саговниковые, Гинкговые, Хвойные, Гнетовые. Роль хвойных в растительном покрове. России, хозяйственное использование.

Отдел Покрытосеменные –высшая ступень эволюции растений. Общая характеристика. Происхождение покрытосеменных. Теории происхождения цветка.

^ 2.7. Цветок, семя и плод

Цветок как метаморфоз побега. Части цветка. Околоцветник простой и двойной. Симметрия. Голые цветки. Типы цветков по расположению членов цветка на цветоложе, числу кругов, числу частей цветка и в каждом груге. Формулы и диаграммы цветков. Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные.

Андроцей. Строение тычинки, микроспорогенез и микрогаметогенез. Гинецей. Классификация гинецеев. Строение пестика. Завязь верхняя и нижняя. Строение семязачатка. Типы семязачатков. Мегаспорогенез, мегагаметогенез.

Онтогенез цветка. Цветение. Монокарпические и поликарпические растения. Соцветия – значение, строение, классификация. Опыление. Типы (автогамия, ксеногамия) и способы опыления (абиотическое и биотическое опыление). Адаптация цветка к типу и способу опыления (двудомность, дихогамия, гетеростилия, самонесовместимость). Хазмогамные и клейстогамные цветки.

Оплодотворение (амфимиксис). Сущность двойного оплодотворения. Развитие и строение семени. Морфологические типы семян по месту отложения запасных питательных веществ. Апомиксис. Полиэмбриония. Плод. Развитие и строение. Классификация плодов. Плоды простые и сборные. Соплодия. Семена и плоды, как объекты растениеводства.

Прорастание семян. Покой семян, сохранение всхожести. Надземное и подземное прорастание.


    1. ^ Систематика Покрытосеменных

Основные системы покрытосеменных. Отдел, классы. Сравнительная характеристика.

Класс Двудольные. Подкласс Магнолииды. Семейства: Магнолиевые, Лавровые, Нимфейные.

Подкласс Ранункулиды. Семейства: Лютиковые, Маковые.

Подкласс Кариофиллиды. Семейства: Гвоздичные, Маревые, Гречишные.

Подкласс Гамамелиды. Семейства: Буковые, Березовые.

Подкласс Дилленииды. Семейства: Чайные, Вересковые, Тыквенные, Капустные (крестоцветные) Мальвовые.

Подкласс Розиды. Семейства: Крыжовниковые, Розовые, Бобовые, Рутовые, Льновые, Виноградные, Сельдерейные (Зонтичные).

Подкласс Ламииды. Семейства: Мареновые, Пасленовые, Вьюнковые, Бурачниковые, Норичниковые, Яснотковые (Губоцветные).

Подкласс Астериды. Семейство Астровые (Сложноцветные).

^ Класс Однодольные.

Подкласс Лилииды. Семейства: Лилейные, Луковые, Амариллисовые, Орхидные, осоковые, Мятликовые (Злаковые).

Подкласс Арециды. Семейства: Пальмы, Рогозовые.


^ 3. ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

3.1. Флора и растительность

Флора. Ареалы растений и типы ареалов. Понятие о флористическом районировании Земного шара. Антропофиты: культурные, сорные, рудеральные и другие растения. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

Растительность. Распределение растительности в зависимости от климатических условий. Схема идеального континента. Понятия зональной, интразональной и азональной растительности. Растительность СНГ, как зональная система.

^ 3.2 Экология растений

Традиционное и современное понимание экологии, ее история и задачи. Общая экология и экология растений. Раздела экологии (аутэкология, экология популяций, синэкология).

Аутэкология растений: организм и среда, учение об экологических факторах Правило лимитирующих факторов и пределы выносливости. Стенотопные и эвритопные виды. Экологическая индивидуальность видов. Понятие об экологической нише. Деятельность человека как важнейшее условие реализации экологической ниши сельскохозяйственными растениями.

Классификация экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. ^ Климатические факторы. Свет. Понятие о фотосинтетической активной радиации (ФАР), свет и фотосинтез. Экологические группы растений по отношению к свету. Свет, как эколого-географический фактор, понятие о фотопериодизме. Температура. Лимитирующая роль высоких и низких температур. Адаптивные возможности растений в отношении температурного фактора: холодостойкость, морозоустойчивость, жароустойчивость растений.

Вода. Адаптация растений к недостаточному и избыточному увлажнению. Экология водных растений. Экологические группы растений по отношению к водному режиму местообитаний. Засухоустойчивость растений.

Воздух. Экологическое значение газового состава атмосферы. Постоянные и непостоянные компоненты атмосферы. Экологическое значение кислорода, свободного азота и углекислого газа. Баланс углекислоты в атмосфере. Опасность парникового эффекта. Загрязнения воздуха и устойчивость растений. Движение воздуха как прямодействующий и косвенный экологический фактор Анемофильные и анемохорные растения. Влияние ветра на древесные растения: ветровал, бурелом, флагообразная форма кроны.

Почва, комплексность эдафического фактора. Экологическое знчение химических свойств почвы: реакции почвенного раствора, содержание в почве кальция, доступного азота, элементов минерального питания. Особенности растений засоленных почв (галофитов). Экологическое значение органических веществ почвы. Механический состав почвы. Растения песчаных (псаммофиты) и скальных (литофиты) местообитаний. Особенности растений, обитающих на болотах и торфах. Орографический фактор, перераспределяющее значение рельефа. Огонь, его положительное и отрицательное значение.

^ Биотические факторы. Типы влияния организмов друг на друга. Классификация биотических факторов. Животные, как регулятор процессов формирования фитомассы. Зоофильные и зоохорные растения. Взаимовлияние растений, понятие об аллелопатии.

^ Антропогенные факторы. Принципиальное отличие экологической роли человека от роли других живых организмов. Бессознательное и сознательное влияние человека на растения. Экология и агрономия.

^ Жизненные формы, как результат приспособления растений к экологическим факторам. Понятие об экологической классификации жизненных форм на примере классификации по К.Раункиеру. Экологическая структура вида (биотипы, экотипы).

^ Экология популяций. Место популяций в системе уровней организации живого. Плотность популяций и понятие группового и массового эффекта применительно к популяциям растений. Принципиальная невозможность бесконечного повышения урожая путем увеличения плотности популяций сельскохозяйственных растений (правило Завадского). Возрастной состав растительных популяций. Соотношение понятий абсолютный возраст и возрастное состояние. Возрастные спектры популяций и понятие о нормальных, инвазионных и регрессивных популяциях. Понятие о типах стратегии жизни у растений (виоленты – К-стратеги; эксплеренты – R-стратеги; патиенты –L-стратеги). Примеры различных стратегий культурных растений и сорняков. Отличие в степени гетерогенности популяций дикорастущих и возделываемых растений. Связь гетерогенности и устойчивости популяций.

Синэкология – экология растительных сообществ (фитоценология, геоботаника). Понятие о фитоценозе. Влияние фитоценоза на среду обитания. Фитосреда. Структура и динамика фитоценозов. Классификация фитоценозов.

Агроценозы, их отличие от естественных сообществ. Необходимость создания высокопродуктивных агроценозов, как экологическая и хозяйственная проблема.

Проблема экологической типологии угодий. Значение экологической типологии угодий для сельского и лесного хозяйства. Экологические шкалы (Л.Г.Раменский, Х. Элленберг) и их использование при оценке угодий. Понятие о фитоиндикации. Проблема экологического мониторинга и экологической экспертизы. Экология и проблема оптимизации сельскохозяйственного ландшафта.


^ Темы Лабораторно-практических занятий



п/п



Сессия

^ Тема занятия



1

1

Строение функции растительной клетки. Препараты: кожица лука, хлоропласты в листе элодеи, хромопласты в мякоти плодов шиповника, кристаллы оксалата кальция в чешуе лука, крахмальные зерна в клубнях картофеля.

2

1

Растительные ткани. Образовательные ткани (меристемы). Покровные ткани. Проводящие ткани и проводящие пучки.

3

1

Морфология корня. Типы корней по происхождению. Корневые системы. Первичное и вторичное анатомическое строение корня. Анатомия корнеплодов.

4

1

Морфология побега, метаморфозы побега. Анатомическое строение стебля однодольных растений. Вторичное анатомическое строение стебля двудольных травянистых и древесных растений.

5

1

Лист. Морфология листа. Метаморфозы. Анатомическое строение листа.

6

1

Морфология цветка. Части и члены цветка. Формула цветка. Соцветия: значение, классификация. Плод и семя. Образование, строение и классификация.

7.

2

Высшие споровые растения. Классификация, общая характеристика, чередование поколений и смена ядерных фаз.

Семенные растения: отдел Голосеменные. Общая характеристика, строение, чередование поколений, классификация, значение представители.

8

3

Методика определения видов покрытосеменных растений.

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство Лютиковые. Общая характеристика. Представители. Значение.

9

3

Семейства: Розовые и Бобовые, Сельдерейные. Общая характеристика, представители значение.

10

3

Семейства: Пасленовые, Крестоцветные и Астровые.

11


3

Семейства: Осоковые и Мятликовые (Злаковые)



Основная литература


  1. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. 3-е издание, перераб.и доп. М.: КолосС, 2005.

  2. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. Ч.1. Учебное пособие. М., 2008.

  3. Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. 3-е изд-е, исправл. – М .: Ком Книга, 2007.

  4. Барабанов Е.И. Ботаника. – М.: «Академия», 2007.

  5. Долгачева В.С., Алексахина Е.М. Ботаника. – М.: «Академия», 2003.

  6. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника. Систематика высших, или наземных растений. 4-е изд-е, исправл. – М.: «Академия, 2006.

  7. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника. 3-е изд-е, исправл. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2008.

  8. Андреева И.И., Родман Л.С., Чичев А.В. Практикум по анатомии и морфологии растений. – М.: КолосС, 2005.

  9. Ботаника с основами фитоценологии: Анатомия и морфология растений. Учебник для вузов. – М., 2007.

  10. Ботаническая география с основами экологии растений. – М.: Колос, 1994.

  11. Лотова Л.И., Нилова М.В., Рудько А.И. Словарь фитоанатомических терминов. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007.


Дополнительная литература

  1. Эзау К. Анатомия семенных растений. Кн.1-2. – М.: Мир, 1980.

  2. Цвелев Н.Н. Определитель сосудистых растений Северо-Западной России. – СПб, 2000.

  3. Иллюстрированный определитель растений Карельского перешейка. – СПб, 2000.

  4. Скворцов В.Э. Растения Средней полосы России: Атлас-определитель. – М.: 5 за знания, 2008.

  5. Шанцер И.А. Растения Средней полосы Европейской России. Полевой атлас. Изд-е 2-е, исправ.и доп. – М.: КМК, 2007.

  6. Ботаника: Карс альгологии и микологии. – М.: Изд-во МГУ, 2007.

  7. Левина Р.Е. Морфология и экология плодов. – Л.: Наука, 1987.

  8. Атлас основных видов сорных растений России. – М.: КолосС, 2009.


Гербаризация растений

Необходимый материал:


Лучшей бумагой для сушки растений является фильтровальная, можно использовать газеты. Растения для гербария собирают в сухую погоду. Выбирают типичные, здоровые, неповрежденные растения со всеми вегетативными органами (корень, побег), а также с цветками и плодами, т.к. морфологические особенности плодов в некоторых семействах являются важными диагностическими признаками, по которым идет определение. Растения. цветущие до появления листьев, собирают дважды: с цветками и с листьями. У деревьев и кустарников для гербария срезают веточки с цветками и листьями и кусочки коры.

Травянистые растения выкапывают с небольшой частью корневой системы, чтобы описать подземную часть растения. Корни осторожно встряхивают, в отдельных случаях моют, но не следует отрывать комки почвы с корнями. При наличии у растений толстых корневищ или луковиц их разрезают и оставляют тонкую пластинку. Выкопанные и подготовленные растения укладывают в лист бумаги «рубашечку», растение тщательно расправляют. В «рубашечке» сушится только одно растение. В картонной папке собирают несколько видов растений в «рубашечках. За пределы «рубашечки не должны выходить части растения. Затем необходимо заполнить черновую этикетку и заложить ее в «рубашечку». На этикетке отмечают название семейства, вида, место произрастания, местонахождение и дату сбора этого растения. Если вид растения не известен, то указывают и оставляют свободное место для вида. Название растения определяют позже по определителю. Черновую этикетку сохраняют во время сушки, а потом заменяют на постоянную. Постоянную гербарную этикетку заполняют ручкой. На ней должны быть указаны: название вуза, кафедры, название семейства и вида растения по русски и по латыни, место произрастания, местонахождение, дата сбора, фамилия собравшего и определившего растение.

Г Е Р Б А Р И Й


^ САНКТ-ПЕТРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ботаники, генетики и селекции

Семейство______________________________________________


Вид_____________________________________________________

_____________________________________________________


Место произрастания______________________________________


Местонахождение_________________________________________


Собрал____________________Определил_____________________


«_____»__________________20____г.


Рис. Рис. 1. Гербарная этикетка

Гербарную этикетку к листу крепят клейкой лентой (скотчем). Растения в бумажных «рубашечках» последовательно закладывают в гербарную сетку (рис.2), переложив 2-4 листами газет. Затем прикрывают второй рамкой и стягивают прочно веревкой. Газеты, впитывающие влагу растений необходимо заменять сухими. В одну сетку закладывают не более 12-15 растений.

Высушенное растение монтируют на лист плотной бумаги формата А3 (42х28 см), обычно по одному растению, крепят полосками скотча. Этикетку располагают в левом нижнем углу и тоже крепят скотчем.

^ К третьей летней сессии студент-заочник должен подготовить гербарий из 25 растений.








Рис. 2. Необходимое снаряжение для сбора и сушки растений: 1- гербарная сетка для сушки, 2- папка для сбора растений, 3- копалка

^ Справочная информация к разделу

«Систематика Покрытосеменных растений»

Студент-заочник должен самостоятельно познакомиться с алфавитом, основным грамматическим и лексическим материалом латинского языка



monografii-uchebnie-posobiya-nauchnie-broshyuri-a-v-fedorov-mediaobrazovanie.html
monografii-uchebniki-uchebnie-posobiya-umk-bibliograficheskij-ukazatel-trudov-prepodavatelej-i-sotrudnikov-sankt.html
monografiya-43.html
monografiya-balagova-kandur-lyubov-hazretalievna-adigskaya-literaturnaya-diaspora-istoriya-etnoduhovnaya-identichnost-poetika.html
monografiya-chast-1-stranica-3.html
monografiya-elektronnij-variant-knigi-podgotovlen-po-izdaniyu-stranica-7.html
  • university.bystrickaya.ru/f-r-a-g-m-e-n-t-eta-provincialnaya-istoriya-sluchila-sebya-v-yarostnie-no-otnositelno-bezzabotnie-vremena-mahrovogo-zastoya.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-gidrocefali-i-mikrocefali-pedagogicheskij-zakon-183.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grinev-v-belgorodskoj-kreposti.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-i-razvitie-upravlencheskogo-potenciala-molodih-menedzherov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-uchashihsya-starshih-klassov-obsheobrazovatelnih-shkol-studentov-srednih-specialnih-i-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-ispolnitelnoj-vlasti-nizhegorodskoj-oblasti-i-ih-strukturnih-podrazdeleniyah.html
  • turn.bystrickaya.ru/oskolki-ranyat-i-ubivayut-moskovskaya-pravda-oleg-sultanov-24042008-086-str-3-prilozhe.html
  • college.bystrickaya.ru/-nauka-ob-izmereniyah-metodah-i-sredstvah-obespecheniya-ih-edinstva-i-sposobah-dostizheniya-trebuemoj-tochnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-viii-vii-politika-v-sovete-ministrov-voprosi-vneshnej-i-vnutrennej-politiki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kuponnij-procentnij-period-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-moskovskaya-gorodskaya-telefonnaya-set-inn-7710016640.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mikromir-koncepcii-sovremennoj-fiziki-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/22-struktura-generalnogo-plana-titulnij-list.html
  • education.bystrickaya.ru/125009-rossiya-moskva-tverskaya-6-str-2-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete-podlezhit-raskritiyu-v-sootvetstvii-s-zakonodatelstvom-rossijskoj-federacii-o-cennih-bumagah-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ikt-v-zdravoohranenii-administraciya-dubenskogo-municipalnogo-rajona-respubliki-mordoviya-postanovlenie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-vipolnenie-poleta-41podgotovka-k-virulivaniyu-i-rulenie-rukovodstvo-po-letnoj-ekspluatacii-samoleta-pzl-104.html
  • grade.bystrickaya.ru/nvsoboleva-god-rozhdeniya-tisyacha-devyatsot-dvadcat-tretij-stranica-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-l-karunin-predsedatel.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukopis-orilyakskogo-monaha-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-osnove-fgos-vpo.html
  • college.bystrickaya.ru/1-kurs-programma-disciplini-gse-f-02-fizicheskaya-kultura-osnovnoe-otdelenie-cel-i-zadachi-disciplini-1-cel-disciplini.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-predmetuteoriya-finansov-na-temu-sostoyanie-ekonomiki-i-finansov-respubliki-belarus-na-sovremennom-etape.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnologiya-sozdaniya-kompyuternih-prezentacij-s-pomoshyu-ms-powerpoint.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-na-temu-myod-i-produkti-pchelovodstva-biologicheskoe-vliyanie-na-organizm.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-osnovnaya-hozyajstvennaya-deyatelnost-emitenta-ezhekvartalnij-otchet.html
  • crib.bystrickaya.ru/inok-filofej-domostroj-stavlennicheskaya-gramota-visokopreosvyashennejshij-ioann-mitropolit-sankt-peterburgskij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskie-materiali-po-discipline-programma-po-gistologii-citologii-i-embriologii-dlya-studentov-dnevnogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/krestnij-hod-istoriya-vidi-naznachenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialist-guz-arhangelskij-oblastnoj-centr-medicinskoj-profilaktiki-prodolzhitelnost-zanyatiya-90-minut-struktura-zanyatiya-vvodnaya-chast-5-min.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-oao-dek-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-15-dekabrya-2010-goda.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izucheniya-disciplini-dlya-studentov-otdeleniya-dnevnogo-obucheniya-pp.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervaya-arhangelskaya-elektrostanciya-nachala-rabotu-na-anglijskom-ugle-ia-dvina-inform-22082005.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekarstvennie-rasteniya-i-sire-soderzhashie-purinovie-alkaloidi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-vesele-bilo-v-samom-razgare-vsyo-shlo-kak-obichno-podvipivshie-gosti-perebivaya-drug-druga-pozdravlyali.html
  • learn.bystrickaya.ru/fizicheskaya-karta-mira-2009-sd-predlagaem-vashemu-vnimaniyu-pyatnadcatij-vipusk-nashego-kataloga-izdanij-na-cd-i.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-pressa-zakoni-iz-dolgogo-yashika-14.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.