.RU

Методические указания к самостоятельной работе - Контрольные вопросы по курсу Тематический план





^ Методические указания к самостоятельной работе

В рамках курса “Экология” студенты приобретают и развивают навыки самостоятельной работы по сбору материалов по проблемам, предложенным в программе (см., например, темы рефератов), а также проявляют и совершенствуют свои способности к анализу и интерпретации полученной информации. Самостоятельные занятия включают в себя изучение источников и литературы, походы в музеи, заполнение Рабочей тетради, написание реферата.

Реферат представляют студенты заочной формы обучения, студенты, занимающиеся по индивидуальным планам, а также студенты дневного и вечернего отделений, которым необходимо набирать дополнительные баллы. Тема реферата должна быть проблемно-ориентированной и может быть выбрана из предложенного списка или сформулирована самим студентом при согласовании с преподавателем. Содержание реферата должно раскрывать заявленную тему, включая ответы на поставленный проблемный вопрос (например, “Оказывают ли плотины отрицательное воздействие на окружающую флору?”). В реферате должно быть краткое, по-возможности исчерпывающее, изложение основных положений и идей, содержащихся в тех источниках, которые студент избрал в соответствии с заданной темой. В заключении реферата студент может отразить собственное восприятие и отношение к рассматриваемой проблеме (1-2 стр.). Структура реферата: титульный лист, подробное оглавление, введение, основная часть (10-15 стр.), заключение, список использованных источников (в т.ч. ссылки на сайты в Интернет).

Во время посещения музеев студенты должны ознакомиться с экспозицией и после экскурсии или заполнить соответствующий раздаточный материал (например, в занятии по теме “Взаимодействие человека и природы” в Дарвиновском музее используется методический материал, разработанный в этом музее), или самостоятельно записать-зарисовать усвоенные знания (в Музее воды, например, нужно отметить какие вещества и устройства используются для очистки водопроводной воды в Москве или как определяется качество питьевой воды и т.д.). Информацию о музеях и их сайтах в интернете можно найти на музейном портале (www.museum.ru).

Для студентов возможен и такой вид самостоятельной работы как подготовка публикации в СМИ (главным образом, в районных газетах) статьи по экологической проблематике.


Рекомендуемые темы рефератов


  1. - Озоновые дыры - естественное явление или антропогенное?

  2. - Влияние роста содержания СО2 в атмосфере на растения (польза или вред)?

  3. - От чего вымерли мамонты (изменение климата, глобальная катастрофа, охота)?

  4. - Иссякнут ли запасы пресной воды на Земле?

  5. - Можно ли противостоять наступлению пустынь?

  6. - Конвенция о биоразнообразии - альтруизм или прагматизм?

  7. - Трансгенные растения - опасность или спасение?

  8. - Неомальтузианство - взгляд рационалиста или псевдоучение?

  9. - Влияют ли отрицательно плотины на окружающую среду?

  10. - Влияние применения разных видов оружия на окружающую среду.

  11. - Влияние промышленных химических веществ на живые организмы (нефть, металлы, удобрения, инсектициды, диоксины, фенолы и т.д.).

  12. - Проблема переброски стока северных рек на юг - история или актуальность?

  13. - Парниковый эффект - реальность или вымысел?

  14. - Красная книга - мортиролог?

  15. - Ядерные отходы - источник дохода или гибели?

  16. - Сверхскоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург: проблемы экологической экспертизы.

  17. - Гидроэлектростанции. Соотношение вреда и пользы.

  18. - Горнодобывающая отрасль - рентабельность или убыточность?

  19. - Экология, как научная дисциплина, изучающая законы развития и функционирования биосферы.

  20. - Атомная энергетика - светлое будущее или катастрофа?

  21. - Дни диких африканских животных сочтены?

  22. - Океан - будущее человечества.

  23. - Проблемы содержания зеленых насаждений в условиях Москвы.

  24. - Безотходное и малоотходное производство.

  25. - Охрана и рациональное использование недр.

  26. - Особенности экологической ситуации в мегаполисе.

  27. - Тропические леса - легкие нашей планеты.

  28. - Электромобиль - перспективы и трудности.

  29. - Заповедники - резервации или республики?

  30. - Последствия потепления климата для России.

  31. - Международное сотрудничество. Деятельность ЮНКУР.

  32. - Влияние архитектуры на здоровье горожан.

  33. - Эволюционная теория: за и против.

  34. - Генная инженерия - во благо человека или во вред?

  35. - Экология человеческого жилища (квартира, подъезд, дом, район, город).

  36. - Домашние животные: забота и ответственность хозяев.

  37. - Домашние растения - источник здоровья и гармонии.



^ Система текущего и итогового контроля знаний


Наименование работы Срок выполнения



Максимальный балл

1-я контрольная работа

4-я неделя

12

2-я контрольная работа

7-я неделя

12

3-я контрольная работа

10-я неделя

12

Итоговая контрольная работа

По окончании курса

20

Выступления на семинарских занятиях

В течение семестра

20

Заполнение рабочей тетради студента

В течение семестра

24

Реферат

По окончании курса

24



По количеству баллов проставляется:

0-59 – незачет

60-100 – зачет


60-74 – удовлетворительно

75-90 – хорошо

91-100 – отлично

^ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Пояснительная записка


Для специальностей дизайн, религиоведение, политология, востоковедение, музеология учебным планом предусмотрены семинарские занятия. Занятия строятся на подготовленных студентами выступлениях-докладах по предложенным ниже темам и обсуждении их в группе.

Образовательные задачи, решаемые в ходе семинарских занятий, предусматривают для студента: расширение и углубление знаний по некоторым важным вопросам курса; умение кратко изложить суть материала, почерпнутого им из источников; выработку навыков критического анализа получаемой информации; умение делать логические умозаключения и выводы; тренировку навыка четкого формулирования своей мысли; умение слушать выступления товарищей, вести диалог, дискуссию в группе.

На семинарах открывается возможность рассмотреть более подробно темы из различных разделов курса, исходя из специфики группы.

За выступление на семинаре, участие в обсуждении докладов студент получает баллы, необходимые для зачета. Активная работа на каждом семинаре обеспечивает максимально возможное количество баллов.

Выступление может сопровождаться иллюстрациями собственного изготовления, что развивает способности студентов к творческому освоению материала курса.


Занятие 1. Естественнонаучные основы экологии

^ Вопросы для обсуждения

Структура биосферы, экосистемы (элементы, их функции и связи).

Роль живых организмов в поддержании устойчивого состояния биосферы.

Примеры трофических связей в экосистемах различных климатических поясов.

Литература

Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. Гл. 2-3.

Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 2001.

www.darwin.museum.ru - Дарвиновский музей.


Занятие 2. Модели развития системы “природа - общество”

Вопросы для обсуждения

Деятельность Римского клуба.

Появление исследований пределов роста.

От концепции нулевого роста к концепции устойчивого развития.

Литература

Римский клуб: История создания, избр. докл. и выступления, офиц. материалы / Под ред. Д.М. Гвишиани. М.: УРСС, 1997. 377 с.: портр.

Медоуз Д. и др. Пределы роста. М.: МГУ, 1991.

Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М., 1994.

www.iied.org - Международный институт по устойчивому развитию.


Занятие 3. Глобальные проблемы человечества

Вопросы для обсуждения

Изменение природной cреды под воздействием хозяйственной деятельности.

Новые технологии против истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Рост мирового населения.

Проблема голода и генетически модифицированные растения и животные.

Литература

Горнунг М.Б. Постоянновлажные тропики: Изменение природной cреды под воздействием хозяйственной деятельности. М.: Мысль, 1984. 240 с.

Алексеев В.В., Киселева С.В., Чернова Н.И. Рост концентрации СО2 в атмосфере - всеобщее благо? // Природа. 1999. № 9.

Данилов-Данильян В.И. К вопросу о коэволюции природы и общества // Экология и жизнь. 1998. № 2.

Довгуша В.В., Кудрин И.Д. Общество и техногенная среда обитания // Жизнь и безопасность. 1997. №1. С. 207-230.


Занятие 4. Экология в России

Вопросы для обсуждения

Причины и главные факторы процесса депопуляции в России.

Экологические последствия депопуляции.

Взаимозависимость экологических, экономических и социальных проблем.

Основные аспекты экологического права в России.

Литература

Конституция Российской Федерации. 1993. Глава 2: Права и свободы человека и гражданина (http://constitution.garant.ru)

Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2005. 64 с.

Урсул А.Д. Россия на пути к экологобезопасному устойчивому развитию: специфика и приоритеты // Экология России. 1997. № 1.

www.perepis2002.ru/index.html - Всероссийская перепись населения 2002 г. – Итоги.
www.demoscope.ru/center/center.htm - Демоскоп Weekly - Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.


Занятие 5. Человек и город

^ Вопросы для обсуждения

Воздействие окружающей среды на организм человека в городе.

Виды загрязнений, присутствующих в мегалополисе.

Природоохранные мероприятия в Москве.

Литература

www.ecocity.ru - Научно-исследовательский и проектно-изыскательский Институт Экологии Города.

www.ecoportal.ru - Всероссийский Экологический Портал.

www.ecolife.ru/jornal/ - Научно-популярный журнал "Экология и жизнь".

www.ecologia.ru - Популяризация естественнонаучных знаний и пробуждение интереса к изучению природы.

mi-dolzhni-vernut-ne-tolko-abhaziyu-i-yuzhnuyu-osetiyu-no-takzhe-abhazov-i-osetin-gosduma-rf-monitoring-smi-23-maya-2008-g.html
mi-edem-v-sevastopol-k-antarova-dve-zhizni.html
mi-gluboko-uvazhali-ego-i-gordilis-svoim-nastavnikom-kniga-adresovana-vsem-komu-pamyaten-i-dorog-institut.html
mi-gosudarstvennoj-politiki-v-tom-chisle-s-prioritetami-regionalnoj-socialnoj-politiki-stranica-4.html
mi-gosudarstvennoj-politiki-v-tom-chisle-s-prioritetami-regionalnoj-socialnoj-politiki-stranica-9.html
mi-horosho-znaem-mnogih-polkovodcev-i-prezidentov-no-nam-neizvestni-imena-mnogih-vrachej-otkritiya-kotorih-pozvolili-sohranit-rod-chelovecheskij-imena-vrachej-ko-stranica-7.html
  • college.bystrickaya.ru/3124-prochie-rashodi-edinaya-uchetnaya-i-nalogovaya-politika-tyumgngu-na-2012-god.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protivostoyat-narkotrafiku-novosti-12.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-materialovedenie-tehnologii-polucheniya-i-obrabotki-metallicheskih-materialov-so-specialnimi-svojstvami.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-referata-vvedenie-sushnost-svobodi-kak-ponimali-svobodu-filosofi-zaklyuchenie.html
  • college.bystrickaya.ru/34-nauchnie-primeti-1-u-dzhems-rodonachalnik-vsego-11.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-5-na-okazanie-uslug-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remont-liftov-mpti-f-svfu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-disciplina-elektrotehnika-i-elektronika-stranica-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/548-prilozhenie-glavnij-redaktor-zav-psihologicheskoj-redakciej-zam-zav-psihologicheskoj-redakciej-vedushij-redaktor.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-uroka-intellektualnaya-igra-chto-gde-kogda-po-teme-tuberkulez.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-kulturnaya-sfera-rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-2-osobennosti-organizacii-ucheta-i-nalogooblozheniya-valyutnih-operacij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svyatie-mesta-goroda-pushkino.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-33-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta-stranica-12.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-prinimaemoe-apellyacionnoj-instanciej-kotoroe-otmenyaet-ili-izmenyaet-reshenie-mirovogo-sudi-i-vinosit-novoe-reshenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teatrov-mira-razvedchikov-admiralov-diplom-stranica-4.html
  • report.bystrickaya.ru/igra-s-realnostyu-vsvoem-rasskaze-igra-v-biser-german-gesse-govo-ril-ob-osobom-poryadke-kotoromu-podchinyayutsya-muzika.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/doklad-hatunceva-vladimira-aleksandrovicha.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-predmetu-programmnoe-obespechenie-evm.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbornik-nauchnih-dokladov.html
  • school.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-prismotra-i-ozdorovleniya-ii-kategorii-61-lel-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-pokazateli-ekonomiki-za-11-mesyacev-1997-goda-investicionnij-portret-respubliki-buryatiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/gtrk-yuzhnij-ural-programma-vesti-yuzhnij-ural-21032010-politicheskie-novosti-pravovaya-baza-udusheniya-biznesa-23-03-2010-12.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennie-tehnologii-vosstanovitelnoj-medicini-materiali-x-mezhdunarodnoj-konferencii-asvomed-2008.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ustnaya-teoriya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/oborot-vekselej-v-hozyajstvennoj-deyatelnosti-i-rol-nacionalnogo-banka-ukraini-v-oborote-vekselej.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tom-3-dokumentacii-ob-aukcione-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-30oaef.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipovie-uchebnie-programmi-po-specialnoj-tehnologii-i-proizvodstvennomu-obucheniyu-po-edinichnim-kvalifikaciyam-36-01-54-52-kontroler-stanochnih-i-slesarnih-rabot-2-3-4-j-razryadi-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/hudozhestvennaya-detal-v-proze-f-amirhana-raznovidnosti-funkcii-evolyuciya-10-01-02-literatura-narodov-rossijskoj-federacii-tatarskaya-literatura.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-momenti.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-celi-zadachi-i-osnovnie-vozmozhnie-scenarii-realizacii-sobranie-deputatov-goroda-shumerli-reshilo.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-vtoraya-vrassvetnij-chas-1957-1958-gg.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-vvedenie-osnovnaya-tema-dannogo-kursa-metodi-razrabotki-bolshih.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istoriya-mezhdunarodnih-otnoshenij-dlya-specialnosti-032301-65-regionovedenie-podgotovki-specialista.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kirilicheskie-adresa-mogut-bit-nedostupni-dlya-servisov-e-mail-press-sluzhba-oao-tattelekom-dajdzhest-smi.html
  • institut.bystrickaya.ru/svyaz-mezhdu-komponentami-metod-obucheniya-osnovannij-na-samostoyatelnom-poiske-informacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.