.RU

Методические указания и контрольные задания для студентов заочников средних профессиональных учебных заведений по специальности 0201 «Правоведение»


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УТВЕРЖДЕНО» Всероссийским аграрным колледжем заочного образования

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Методические указания и контрольные задания

для студентов - заочников средних профессиональных

учебных заведений по специальности 0201 «Правоведение»

Сергиев Посад 2004

Учебные задания разработаны по примерной программе, утвержден­ной Управлением среднего профессионального образования Миноб­разования России 9 июня 2003 года, и одобрены цикловой комиссией правовых дисциплин Хотьковского аграрного колледжа.

Составила: Шведова Ольга Евгеньевна, преподаватель юри­дических дисциплин ФГОУ СП О Брасовского сельскохозяйственного техникума.

Рецензенты: ^ Горбачева Инна Анатольевна, преподаватель юридических дисциплин ФГОУ СПО Брасовского сельскохозяйственного техникума и Сорк Михаил Давидович, доцент юридического факультета Московского государственного открытого педаго­гического университета им. М.А. Шолохова.

Ст. методист Н. С. Шоль
Методист В. М. Давыдова

Лит. редактор А. В. Козлова

Компьютерная верстка О. Л. Артеменкова

Сдано в набор 21.05.2004 г. Тираж 1700 зкз.

Формат 60x84'/i6 Объем 3 п. л.

Подл, в печать 21.06.2004 г. Заказ 105

Отпечатано РИА «Ваш интерес», СП, ул. Вознесенская, 17

^ ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Гражданское право является одной из фундаментальных учеб­ных дисциплин, изучаемых студентами юридических факультетов учебных заведений. В современных условиях возрастает значение гражданского права как учебной дисциплины и науки в связи с тем, что экономические отношения приобретают характер коммерческих, торговых. Гражданское право составляет основную базу правового оформления предпринимательской деятельности.

Как наука гражданское право представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о гражданско-правовом регулировании общественных отношений: закономерно­стях его функционирования и развития; способах достижения его эффективности; средствах получения новых знаний, необходимых для дальнейшего совершенствования гражданского права.

Указанные научные положения о гражданском праве составляют основу материала, изучаемого в курсе гражданского права. Поэтому в нем освещаются не только законодательные нормы, правила, обы­чаи, но и объясняется их практическая значимость, юридическая природа и возможность применения норм гражданского права в сво­ей будущей профессиональной деятельности, а также в повседневной жизни.

Именно такие знания гражданского права, а также навыки их применения, должны быть усвоены студентами при изучении дисци­плины «Гражданское право».

Дисциплина «Гражданское право» относится к общепрофессио­нальным дисциплинам основной профессиональной общеобразова­тельной программы по специальности 0201 «Правоведение».Данная дисциплина изучается студентами 4 курса отделения заочного обу­чения. На заключительном этапе изучения учебной дисциплины осуществляется выполнение курсовой работы (5 курс в течение 20 часов), в ходе которой осуществляется обучение применению знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

з

Таким образом, в результате изучения дисциплины «Граждан­ское право» студент должен:

^ Примерный тематический план



Наименование разделов и тем



Количество часов

всего

в т. ч. практи­ческих занятий

Введение

2




1. Основные положения гражданского права

44

12

1.1. Гражданское право как отрасль права

->




1.2. Источники гражданского права

2




1.3. Гражданское правоотношение

1




1.4. Граждане как субъекты гражданского права

6

2

1.5. Юридические лица

8

4

1.6. Участие публично-правовых образо-ваний-в гражданских правоотношениях

2




1.7. Представительство и доверенность

4

2

1.8. Объекты гражданского права

2




1.9. Осуществление и защита гражданских прав

2







1.10. Гражданско-правовая ответствен­ность

2




1.11. Сделки

8

2

1.12. Исковая давность и другие сроки в гражданском праве

4

о

^ 2. Право собственности и другие вещные права

16

4

2.1. Общие положения о праве собствен­ности и иных вещных правах

4




2.2. Приобретение и прекращение права собственности

4

2

2.3. Общая собственность

2




2.4. Ограниченные вещные права

2




2.5. Защита права собственности и иных вещных прав

4

2

^ 3. Общая часть обязательственного права

20

4

3.1. Общие положения об обязательствах

4




3.2. Исполнение обязательства и способы его обеспечения

8

?

3.3. Прекращение обязательств

2




3.4. Гражданско-правовой договор

6

2

^ 4. Виды договоров

24

12

4.1. Договоры на отчуждение имущества

8

4

4.2. Договоры на передачу имущества в пользование

6

4

4.3. Договоры на выполнение работ

4

2.

4.4. Договоры на оказание услуг

6

7

5. {{недоговорные обязательства: понятия и виды

6

2

^ 6. Наследственное право

6

2

7. Основы права интеллекгуальной собственности

2




^ 8. Курсовая работа

20




ИТОГО: 120

36

Рекомендуемая литература и источники

  1. Конституция РФ.

  2. Гражданский кодекс РФ.

  3. Жилищный кодекс РСФСР 1964 года.

  4. Закон РФ «Об авторских и смежных правах» 1993.

  5. Патентный закон РФ, 1992.

  6. Закон о защите прав потребителей, 1996.

  7. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992.

  8. Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995.

  9. Гражданское право России: Учебник. Часть первая /Под. ред. 3. И. Цыбуленко. - М., 1998.




  1. Гражданское право: Учебник в 2-х т. /Отв. ред. Е.А. Суха­нов. -М., 1998.

  2. Гражданское право: Учебник в 3-х т. /Под. ред. А.П. Сергее­ва, Ю.К. Толстого. - М., 1998.

  3. Комментарий к Гражданском}.' кодексу Российской Федера­ции /Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1996, ч. 1.

  4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федера­ции /Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1997, ч. 2.

  5. Гусев А.Н. Постатейный комментарий Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., 1996, ч. 2 (454-1109).

  6. Тимонина Ю.В., Фесечко Т.А. Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации: Вводный. - М.: Юрайт-М, 2002.

16. О соответствии договоров купли-продажи и поставки
//Хозяйство и право, 1993, № 1.

  1. Витрянский В. Отдельные виды договора аренды //Хозяйство и празо, 1996, № 3, с. 3-16.

  2. Корнеев СМ., Крашенинников П.В. Приватизация жилищно­го фонда. -М., 1996.

  3. Мушкин А.Е. Предоставление жилых помещений и пользо­вание ими. - Л., 1985.

  4. Прокопченко И.П. Жилищное и жилищно-строительное за­конодательство. Справочное пособие. - М., 1986.

  5. Жилищное законодательство России: Сборник нормативных документов с комментариями /Сост. Д.В. Примаков, 1995.

  6. Ефимов А., Поповченко А. Моральный вред //Хозяйство и право, 1995,№ 1.

  7. Гражданское право и ответственность. Уфа, 1996.

6

^ УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

Методические указания к введению

При изучении этой темы студенты должны уяснить, что термин «гражданское право» известен со времен Древнего Рима и происхо­дит от латинского выражения yus civcle - «право гражданское», под которым понималось право римских граждан. Этот термин получил распространение и на сегодняшний момент употребляется во всех системах права. Эволюцию развития частного права в России необ­ходимо отразить в характеристике этапов развития российского гра­жданского законодательства, начиная характеристику с периода до­революционной России и заканчивая периодом перехода к рыночной экономике. Важно при этом отразить в теории права влияние исто­рических периодов развития государства на эволюцию и развитие гражданского законодательства. Студенты должны иметь представ­ление о том, что каждый период оканчивался принятием законода­тельных актов в области гражданского права.

Характеризуя гражданское законодательство, необходимо отме­тить, что гражданское право можно рассматривать как:

  1. науку;

  2. отрасль права;

3) учебную дисциплину.

Преподаватель должен выделить отличия этих понятий и пока­зать их взаимосвязь.

При изучении этой темы студенты должны знать, что граждан­ское право занимает особое место в системе изучения общепрофес­сиональных дисциплин и формировании будущего специалиста, так как закладывает основы знаний о предпринимательской деятельно­сти, участии субъектов в договорных правоотношениях и т. п. Таким образом, готовит студентов к одному из видов деятельности - орга­низационно-правовой.

^ Методические указания к разделу 1

При изучении данного раздела студенты должны уяснить, что выделение гражданского права в отдельную отрасль производится исходя из особенностей предмета и метода. Студенты должны знать характеристику имущественных и личных неимущественных отно­шений, составляющих предмет гражданско-правового регулирова­ния. При изучении данного раздела студенты должны уяснить, что личные неимущественные отношения, не связанные с имуществом, не регулируются гражданским законодательством, а поэтому не включаются в предмет гражданского права. Необходимо выделить взаимосвязь предмета и метода гражданско-правового регулирова-

ния. Ocoбoe внимание следует уделить характеристике особенностей метода гражданского права, проиллюстрировать ее примерами.

Студенты должны уяснить, что важную роль в раскрытии меха­низма гражданско-правового регулирования общественных отноше­ний играет понятие гражданского правоотношения. Необходимо от­метить, что как все правоотношения гражданское правоотношение характеризуется отдельными его элементами: объектом, субъектами, содержанием и формой. Студенты должны уметь давать характери­стику каждого элемента гражданского правоотношения.

при характеристике объекта следует отметить, что по вопросу об ооъекте в литературе высказываются самые различные мнения. Одни авторы считают, что в качестве объекта гражданских правоотношений всегда выступают вещи, другие - поведение человека. Студенты могут высказать свою точку зрения по этому вопросу.

Субъектами правоотношений именуются их участники. Студен­ты должны знать, что в гражданском праве принята трехчленная сис­тема выделения участников гражданских правоотношений: юридиче­ские лица, граждане (физические лица), государство (публично-правовые образования). Все возможные субъекты гражданских пра­воотношений охватываются понятием «лица», которое используется в ГК РФ и других актах гражданского законодательства. Каждый субъект правоотношений индивидуализируется определенными средствами. Студенты должны знать средства индивидуализации граждан и юридических лиц.

Для участия в гражданских правоотношениях субъекты должны обладать правосубъектностью. Студенты должны знать предпосыл­ки и составные части правосубъектности каждого участника право­отношений. Они должны усвоить, что общей предпосылкой возник­новения прав и обязанностей и их реализации является правоспособ­ность. В отношении граждан может иметь место отрыв правоспособ­ности и дееспособности, так как именно граждане обладают способ­ностью взросления и постепенного приобретения определенных во­левых и психологических качеств; публично - правовые образования обладают правоспособностью и дееспособностью в их неразрывном единстве. Студенты должны знать виды, объем дееспособности гра­ждан, а также уметь определять условия ограничения их дееспособ­ности или признания недееспособными.

При изучении темы 1.4 студенты должны усвоить, что для защи­ты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособ­ных граждан законом введен институт опеки и попечительства. Им следует усвоить понятия «опека», «попечительство», «патронаж», а также иметь представление о совокупности прав и обязанностей опе­кунов и попечителей, особенностях совершения сделок в отношении имущества подопечного, отстранения и освобождения от исполнения обязанностей.

8

Наряду с гражданами субъектами гражданских правоотношений являются организации - коллективы граждан. Студенты должны уяснить, что не всякая организация может быть субъектом граждан­ского права, а только та, которая обладает рядом специфических признаков, составляющих понятие юридическое лицо. Студенты должны четко знать признаки юридических лиц, уметь давать их краткую характеристику. Они должны уяснить, что юридическое ли­цо в отличие от граждан может обладать как общей, так и специаль­ной правоспособностью. Причем ограничение правоспособности юридических лиц может иметь место независимо от наличия у них общей или специальной правоспособности. Отдельными видами дея­тельности, перечень которых установлен законом, юридические лица могут заниматься только на основании лицензии. Студенты должны иметть представление о видах деятельности, подлежащих лицензи­рованию, порядке получения лицензии. При изучении темы 1.5. сту­денты должны уяснить также понятия «орган юридического лица», «представитель юридического лица», «филиал», «представительст­во»; знать характеристику элементов, индивидуализирующих само юридическое лицо и его товары, способы образования и прекраще­ния деятельности юридических лиц, состав учредительных докумен­тов, отличия устава от учредительного договора, порядок проведения государственной регистрации юридического лица, классификацию юридических лиц, а также уметь определять вид юридического лица. Студенты должны уяснить, что юридическое лицо считается создан­ным с момента его государственной регистрации и внесения в Еди­ный государственный реестр юридических лиц, а прекратившим свою деятельность - с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

При изучении темы 1.6. необходимо уяснить, что публично -правовые образования являются особыми субъектами гражданских правоотношений. Они обладают целевой правоспособностью, кото­рая может быть шире, чем у остальных субъектов, кроме того, госу­дарство обладает исключительным правом на некоторые виды дея­тельности. Студенты должны знать иерархию системы публично-правовых образований России, формы участия их в гражданском обороте.

В гражданских правоотношениях возникают случаи, когда субъ­екты сами не могут осуществлять свои права и исполнять обязанно­сти и вынуждены прибегать к услугам представителей. Студенты должны знать субъектов представительства, их характеристику, ви­ды представительства. Они должны усвоить, что объем полномочий при договорном представительстве определяется доверенностью. Будучи гражданско-правовой сделкой, доверенность должна соот­ветствовать всем требованиям, предъявляемым к сделкам законом.

9

Наряду с этим составление доверенности подчиняется ряду специ­альных требований. Несоблюдение этих правил может повлечь за собой недействительность доверенности. Студенты должны знать реквизиты доверенности, требования, предъявляемые к ее оформле­нию, уметь составлять различные виды доверенностей.

Как уже отмечалось, объектами гражданских прав являются ма­териальные и духовные блага, по поводу которых субъекты вступают между собой в правоотношения. При изучении темы 1.8. студентам необходимо уяснить, что в соответствии со статьей 128 ГК РФ к объ­ектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги; иное имущество; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, нематериальные блага. Студенты должны усвоить, что юри­дическое понимание вещей не совпадает с обыденным представлени­ем о них. Экономические и физические свойства вещей неодинако­вы, что предопределяет различия в характере возникающих по их повод»' правоотношений. Такие различия называют правовым режи­мом вещи, под которым понимается установленный порядок ее ис­пользования, допустимые свободы и пределы распоряжения ею. Сту­денты должны понять, что с учетом целевого назначения объектов гражданских прав и различий в их правовом режиме вещи классифи­цируются на виды. Студенты должны знать классификацию вещей.

В результате изучения темы 1.8. студенты должны усвоить, что каждый объект имеет свои особенности:

- главной особенностью денег является то, что они, будучи об­
щим эквивалентом, могут заменить собой в принципе любой
объект имущественных отношений, носящих возмездный
характер;

- нематериальные блага не могут регламентироваться граждан­
ским правом, так как они являются частным делом каждого.

Особым юридическим фактом, порождающим гражданские пра­воотношения, является сделка. Для наиболее полного понимания природы сделки изучение темы 1.9. следует начать с ее характери­стики как юридического факта (юридический факт - действие, воз­никновение и прекращение которого зависит от воли человека: пра­вомерное действие; юридический акт. Следовательно, при заключе­нии сделки стороны преследуют цель - приобрести права и создать обязанности). Таким образом, студенты усвоят основные признаки сделки. Они должны знать, что сделка представляет собой единство четырех элементов: субъектов - лиц, участвующих в сделке, субъек­тивной стороны - единства воли и волеизъявления, формы и содер­жания. Порок любого или нескольких элементов приводит к ее не­действительности. Студенты должны знать характеристику условий действительности сделки и последствия признания ее недействи­тельной. После изучения темы 1.9. студенты должны уметь опреде­лять вид сделки, пороки ее элементов.

Нормальный гражданский оборот предполагает не только при­знание за субъектом определенных гражданских прав, но и обеспе­чение их правовой охраной. Студенты должны уяснить, что понятие охраны прав рассматривается как в широком, так и узком смыслах. Следует обратить внимание студентов на то, что в узком смысле ох­рана прав называется защитой гражданских прав. Студенты должны иметь представление о формах и средствах защиты гражданских прав. Они должны знать, что субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности осуществляются и исполня­ются в строго определенных рамках, установленных законом, кото­рые называются пределами осуществления гражданских прав. Со­вершение действий, выходящих за их рамки, называется злоупотреб­лением правом и возникает необходимость наказания нарушителя. Он несет гражданско-правовую ответственность. Студенты должны иметь представление о том. что вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности является спорным в юридической науке. Студентам необходимо усвоить признаки гражданско-правовой от­ветственности, определяющие особенности применения санкций к нарушителю. Студенты должны знать, что основной формой граж­данско-правовой ответственности является возмещение убытков. Она применяется при нарушении любых обязательств. Могут быть предусмотрены специальные меры гражданско-правовой ответствен­ности в случаях, предусмотренных законом или договором.

В результате изучения темы 1.10. студенты должны знать виды гражданско-правовой ответственности, основания и условия граж­данско-правовой ответственности, основания освобождения от нее и снижения размера возмещения. Студенты должны уметь определять условия гражданско-правовой ответственности.

10

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите этапы развития российского гражданского за­конодательства.

  2. Охарактеризуйте предмет гражданского права.

  3. Что понимается под имуществом в гражданском праве?

  4. В чем проявляется взаимосвязь предмета и метода граждан­ского права?

  5. Из каких элементов состоит гражданское правоотношение? Дайте их характеристику.

  6. Перечислите возможных субъектов гражданских правоотно­шений.

  7. Что понимается под правосубъектностью? Раскройте содер­жание правоспособности и дееспособности.

  8. Над какими гражданами устанавливается опека и попечи­тельство? Каков объем полномочий опекунов и попечителей?

  9. Что понимается под патронажем?

  10. Перечислите признаки юридических лиц. Назовите способы возникновения и прекращения деятельности юридических лиц.

  11. Перечислите требования, предъявляемые к доверенности.

  12. Докажите, что публично-правовые образования являются особым субъектом гражданских правоотношений.

  13. Перечислите признаки сделки.

  14. Каковы условия действительности сделки и последствия признания ее недействительной.

  15. Какие формы сделок вы знаете? Каковы последствия несо­блюдения формы сделки?

  16. Перечислите особенности каждого объекта гражданских правоотношений.

  17. Каковы меры защиты гражданских прав? Дайте их краткую характеристику.

  18. Перечислите условия гражданско-правовой ответственности и дайте их характеристику.

  19. Укажите основания снижения размера возмещения и основания освобождения от гражданско-правовой ответственности.

  20. Что понимается под сроком исковой давности? На какие требо­вания исковая давность не распространяется?

Литература

  1. Конституция РФ.

  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1.

  3. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ. Часть 1 /Отв. ред. О.Н. Садиков. - М„ 1996, ч. 1.




  1. Гражданское право: Учебник в 3-х т. /Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 1998, т. 1.

  2. Гражданское право: Учебник в 2-х т. /Отв. ред. Е.А. Суханов. -М., 1998, т. 1.

  3. Гражданское право: Учебное пособие для средних специаль­ных учебных заведений. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2001.

  4. Гражданское право России. Часть 1 (конспект лекций). - М.: «ПРИОР», 2001.

Практическое занятие № 1

Тема 1.4. Граждане как субъекты гражданского права Определение видов и объема дееспособности граждан, условий ограничения дееспособности граждан и признания их недееспособ­ными.

Литература

Гражданское право России. Часть первая: Практикум /Отв. ред. З.И. Цыбуленко, П.В. Рамзаев. 2-е изд.. перераб. и доп. - М : Юристъ, 1999.

Гендзехадзе Е.Н., Дюжева О.А. и др. Практикум по гражданско­му праву: Учеб. пособие Для вузов. В 2 ч. Ч. 1 /Под ред. Н.И. Кова­ленко. - М.: БЕК, 1993.

Практическое занятие № 2

Тема 1.5. Юридические лица как субъекты гражданского права Определение признаков юридического лица, средств индивидуа­лизации юридических лиц.

Литература

Гражданское право России: Практикум. Часть первая /Отв. ред. З.И. Цыбуленко. П.В. Рамзаев.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ 1999.

Гендзехадзе Е.Н., Дюжева О.А. и др. Практикум по гражданско­му праву: Учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1 /Под ред. Н.И. Кова­ленко. -М.: БЕК, 1993.

Практическое занятие № 3

Тема 1.5. Юридические лица как субъекты гражданского права Составление проектов учредительных документов юридических лиц.

Литература

Гражданский кодекс РФ. Часть 1.

Журнал «Хозяйство и право», 1992, № 3, 8.

Практическое занятие № 4

Тема 1.7. Представительство и доверенность Составление образцов доверенностей.

Литература

Виноградова Р. И. Образцы нотариальных документов. - М.: Российское право, 1992.

Практическое занятие № 5

Тема 1.11. Сделки

Определение условий действительности сделок и последствий признания их недействительными.

Литература

Гражданское право России: Практикум. Часть первая /Отв. ред. З.И. Цыбуленко. П.В. Рамзаев. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999.

Гендзехадзе Е.Н., Дюжева О.А. и др. Практикум по гражданско­му праву: Учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1 /Под ред. Н.И. Кова­ленко. - М.: БЕК, 1993.

Практическое занятие № 6

Тема 1.12. Исковая давность и другие сроки в гражданском праве Применение сроков исковой давности. Определение начала те­чения срока исковой давности и последствий его истечения.

Литература

Гражданское право России. Часть первая: Практикум /Отв. ред. 3. И. Цыбуленко, П.В. Рамзаев. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999.

Гендзехадзе Е.Н., Дюжева О.А. и др. Практикум по гражданско­му праву: Учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1 /Под ред. Н.И. Кова­ленко. - М.: БЕК, 1993.

Методические указания к разделу 2 «Право собственности и другие вещные права»

При изучении данного раздела студентам следует уяснить, что материальную основу любого общества составляют экономические отношения собственности. Отношения собственности в экономиче­ском смысле - это отношения между людьми по поводу определен­ных материальных благ, выражающиеся в принадлежности (присво­енное™) этих благ данным лицам и отчужденности от других лиц.

Необходимо обратить внимание студентов на то, что юридическое оформление экономические отношения собственности находят в раз­личных Отраслях права. В гражданском праве статика отношений соб­ственности оформляется правом собственности и иными (ограничен­ными) вещными правами, а динамика - обязательственным правом.

Студенты должны усвоить, что право собственности рассматри­вается в двух смыслах: объективном и субъективном. Они должны знать содержание этих понятий.

Необходимо подчеркнуть, что право собственности является ос­новополагающим (первоначальным) в числе прочих вещных прав. Другие права носят производный от этого права характер, а их вла­дельцы имеют иной правовой титул (основание), чем собственник.

При характеристике вещных прав следует уяснить, что вещное право - неотъемлемая составная часть гражданского законодательст­ва любого развитого государства. Под вещным правом принято по­нимать право, обеспечивающее удовлетворение интересов управо-моченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, ко­торая находится в сфере его хозяйственного господства. Анализ пра­вовых норм позволяет выделить ряд отличительных особенностей вещных прав по российскому законодательству. Студенты должны знать их признаки, а также виды вещных прав. Выявляя присущие вещным правам признаки, необходимо обратить внимание на субъ­ективный состав правоотношения. Для вещных прав, кроме права собственности, характерно, что за каждым из них «маячит» фигура самого собственника. Носитель вещного права находится не только в абсолютном правоотношении со всеми третьими лицами, но и в от­носительном правоотношении с собственником. При изучении этой темы важно понять, как право собственности соотносится с другими вещными правами. Студенты должны понять, что одно лицо не мо­жет персонифицировать и право собственности, и ограниченное по своему содержанию вещное право. Вещные права на имущество принадлежат его собственнику, он не может быть одновременно но­сителем какого - либо ограниченного вещного права на ту же вещь.

При изучении темы 2.1. студенты должны усвоить, что россий­ское законодательство не содержит понятия «право собственности». Содержание права собственности определяется через систему право­мочий собственника: право владения, пользования и право распоря­жения имуществом. Студенты должны знать их определения. Необ­ходимо выделить, что раскрытие содержания права собственности не завершается определением правомочий. Специальный признак, при­сущий правомочиям собственника, заключается в том, что собствен­ник осуществляет принадлежащие ему права по своему усмотрению. Закон содержит только два ограничения права собственности. Сту­денты должны знать, что собственник не должен нарушать права и


14

15

законные интересы других лиц и наносить ущерб окружающей среде. Следует уяснить, что собственник имеет по отношению к своему имуществу не только права, но и обязанности.

Студенты должны знать, что в зависимости от оснований выде­ляют несколько форм собственности. Наиболее распространенной является классификация по субъектам права. Студенты должны знать формы собственности, выделяемые законом и уметь давать их характеристику по плану:

  1. Определение.

  2. Субъекты права собственности.

  3. Объекты права собственности (отметить ограничения права частной собственности по отношению к публичной).

  4. Особенности приобретения и прекращения права собствен­ности на имущество.

  5. Особенности владения, пользования и распоряжения имуще­ством.

При изучении темы 2.2. следует отметить, что право собственно­сти принадлежит к числу таких субъективных прав, которые могут возникнуть лишь при наличии определенного юридического факта, а иногда и их совокупности. Эти юридические факты называются ос­нованиями возникновения права собственности. Студенты должны усвоить, что законодательство различает первоначальные и произ­водные способы приобретения права собственности. В качестве кри­терия разграничения используется правопреемство. Студенты долж­ны знать определение способов приобретения права собственности, их состав и уметь давать краткую характеристику каждого способа. При изучении темы следует выделить, что производные способы приобретения права собственности одновременно являются и осно­ваниями прекращения права собственности.

При изучении темы 2.4. студенты должны иметь представление о том, что право собственности является наиболее широким по содер­жанию вещного права. Иные вещные права наделяют их владельца гораздо более узким кругом полномочий (например, правом владе­ния и пользования или только пользования). Поэтому иные вещные права иногда называются ограниченными. Студенты должны знать определение ограниченных вещных прав, их признаки и виды.

Все вещные права защищаются законом равным образом. Защита собственности в РФ закреплена Конституцией РФ. В зависимости от степени опасности и характера посягательства на право используют­ся гражданско-правовые, уголовно-правовые и административно-правовые средства защиты вещных прав. Основное внимание необ­ходимо сконцентрировать на разборе гражданско-правовых способах защиты. Студенты должны знать, что их особенностью является компенсационный, а не карательный характер, их целью является

восстановление нарушенного права. Студенты должны усвоить сис­тему гражданско-правовых способов защиты ■ права собственности. уметь на конкретных примерах определять характер нарушения пра­ва собственника и подбирать необходимые средства защиты права.

При изучении темы 2.5. необходимо подчеркнуть, что при непо­средственном нарушении права собственности вступает в действие его абсолютная защита от всяких посягательств, носящая вещно-правовой характер. Студенты должны знать вещно-правовые способы защиты рассматриваемых прав: виндикационный. негаторный и иск о призна­нии права собственности; их предмет, субъектов и условия осуществле­ния этих средств защиты нарушенного права.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что понимается под «собственностью»?

  2. Каково соотношение понятий «собственность» и «право соб­ственности»?

  3. Что понимается под правом собственности в объективном и субъективном смыслах?

  4. В чем состоит различие вещных прав и других гражданских прав? Перечислите признаки вещных прав.

  5. Какие вещные права вы знаете?

0. Как соотносятся право собственности и другие вещные пра­
ва?

  1. Какими правомочиями закон наделяет собственника?

  2. Укажите специфический признак, присущий правомочиям собственника.

  3. Какие ограничения прав собственника установлены законом?

  4. Какие формы собственности вы знаете? Дайте их характери­стику

  5. Перечислите основания возникновения и прекращения права собственности.

  6. Почему некоторые вещные права называются ограниченны­ми?

  7. Какие средства защиты права собственности закреплены Конституцией РФ?

  8. Назовите гражданско-правовые способы защиты права соб­ственности, охарактеризуйте их.

Литература

  1. Конституция РФ.

  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1.

  3. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть 1 /Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1996, ч. 1.


16

17

  1. Гражданское право: Учебник в 3-х т. /Под. ред. А.П. Сергее­ва, Ю.К. Толстого. - М„ 1998, т. 1.

  2. Гражданское право: Учебник в 2-х т. /Отв. ред. Е.А. Суханов. -U., 1998, т. 1.

  3. Гражданское право: Учебное пособие для средних специаль­ных учебных заведений. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2001.

  4. Гражданское право России. Часть 1 (конспект лекций ). - М.: «ПРИОР», 2001.

Практическая работа № 1

Тема 2.2. Приобретение и прекращение права собственности Определение законности приобретения либо прекращения права собственности.

Литература

Гражданское право России. Часть первая: Практикум /Отв. ред. З.И. Цыбуленко, П.В. Рамзаев. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, l'999.

Гендзехадзе Е.Н., Дюжева О.А. и др. Практикум по гражданско­му праву: Учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1 /Под ред. Н.И. Кова­ленко. - М.: БЕК, 1993.

Практическая работа № 2

Тема 2.5. Защита права собственности и других вещных прав Составление образцов исковых заявлений о нарушенных правах собственности и других вещных правах, используя базу «Консуль­тант - плюс» и т. п. Либо сборник судебных документов.

Литература

Бланки судебных документов. - Москва.: «ПРОСПЕКТ», 1999.

Методические указания к разделу 3 «Общая

metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline-upravlencheskoe-konsultirovanie-kadrovij-konsalting-i-audit.html
metodicheskie-ukazaniya-po-obemu-tehnologicheskih-izmerenij-signalizacii-avtomaticheskogo-regulirovaniya-na-teplovih-elektrostanciyah-s-pgu-osnashennih-asu-tp-rd-153-34-1-35-104-2001-stranica-10.html
metodicheskie-ukazaniya-po-obemu-tehnologicheskih-izmerenij-signalizacii-avtomaticheskogo-regulirovaniya-na-teplovih-elektrostanciyah-s-pgu-osnashennih-asu-tp-rd-153-34-1-35-104-2001-stranica-16.html
metodicheskie-ukazaniya-po-obnaruzheniyu-zamikanij-listov-stali-serdechnika-statora-elektromagnitnim-metodom-pri-remonte-turbogeneratorov.html
metodicheskie-ukazaniya-po-obsledovaniyu-specialnih-metallurgicheskih-kranov-rd-10-112-6-03-stranica-11.html
metodicheskie-ukazaniya-po-obsledovaniyu-specialnih-metallurgicheskih-kranov-rd-10-112-6-03-stranica-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/dlya-studentov-dnevnoj-formi-obucheniya-uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-24-01-01-mezhdunarodnoe-pravo.html
  • desk.bystrickaya.ru/platonovskie-chteniya-materiali-xiii-vserossijskoj-konferencii-molodih-istorikov-g-samara-23-24-noyabrya-2007-g-samara-izdatelstvo-univers-grupp-2007.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-30-akcii-planshe-i-k-podnimayutsya-vikont-de-brazhelon-ili-desyat-let-spustya.html
  • school.bystrickaya.ru/doklad-rabochej-gruppi-specialnomu-komitetu-stranica-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-obshie-polozheniya-kompleksnie-meri-profilaktiki-zloupotrebleniya-narkoticheskimi-sredstvami-i-psihotropnimi.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vii-oplata-truda-zakonodatelstva-o-trude.html
  • student.bystrickaya.ru/3-kompetencii-formiruemie-v-rezultate-osvoeniya-disciplini-annotacii-disciplin-oop-bakalavriata-politologiya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vozbuzhdenie-proizvodstva-po-peresmotru-sudebnogo-postanovleniya-v-poryadke-nadzora-i-processualnij-poryadok-rassmotreniya-protestov-chast-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-realizacii-programm-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-sankt-peterburgskogo-gosudarstvennogo-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/3-effektivnaya-organizaciya-fizkulturno-ozdorovitelnoj-raboti-prikaz-ot-25-05-2011-g-osnovnaya-obrazovatelnaya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrabotka-100-sluchajno-vibrannih-pisem-v-den-ya-hvatit-rabotat-sverhurochno-pora-rabotat-racionalno-dlya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-filosofiya-gse-f-10-specialnost-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-i-kultur-022600-031201-65-obshie-celi-i-zadachi-kursa-kurs-filosofiya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-i-tendencii-razvitiya-mezhdunarodnogo-i-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-krasnodarskogo-kraya-stranica-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strahovie-dokumenti-v-ved.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-psihologicheskogo-znaniya-i-osnovnie-napravleniya-v-psihologii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktualnie-voprosi-nejrobiologii-nejroinformatiki-i-kognitivnih-issledovanij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-religii-i-cerkvi-itogi-tretego-regionalnogo-zaochnogo-etapa-konkursa-nauchnih-proektov-shkolnikov-v.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-t-fomenko-i-g-v-nosovskogo-stranica-12.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-podgotovki-proektov-prikazov-komandirov-nachalnikov-po-rezultatam-hozyajstvennoj-deyatelnosti-osushestvlyaemoj-podchinennimi-im-voinskimi-chastyami1.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zanyatie-26-latinskij-yazik.html
  • gramota.bystrickaya.ru/znaki-prepinaniya-v-slozhnosochinennih-predlozheniyah-ssp-kak-podgotovitsya-k-sdache-ekzamenov-podgotovka-k-ekzamenu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-barketov-klirik-saratovskoj-mitropolii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.html
  • esse.bystrickaya.ru/punktuacionnie-kazusi-ili.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zapozdalaya-likvidnost-sessiya-parlamentskogo-sobraniya-soyuza-rossii-i-belorussii-11.html
  • studies.bystrickaya.ru/marketing-uslug-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-dengi-tomas-vuds.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskva-stranica-6.html
  • books.bystrickaya.ru/dohodi-byudzhetov-za-2009-g-fakt-2010-g-plan-goroda-sibiri-i-dalnego-vostoka-gruppa-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompensaciya-reaktivnoj-moshnosti.html
  • control.bystrickaya.ru/dvenadcat-lekcij-prochitannih-v-dornahe-s-19-oktyabrya-po-11-noyabrya-1923-goda-perevod-s-nemeckogo-s.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administrativno-pravovoj-status-obshestvennih-obedinenij-chast-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/mukutadze-murman-alexandrovich-issledovanie-fiziko-himicheskih.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-sostavlenie-plana-podvodnogo-uchastka-dzhorzh-bass-podvodnaya-arheologiya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologiya---1156-federalnij-perechen-uchebnikov.html
  • report.bystrickaya.ru/gsd-grubij-selsin-datchik-rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-specialnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.