.RU

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 240404 «Переработка нефти и газа» - страница 5


Тема 9.2 Получение товарных масел


Студент должен

знать:

- компонентный состав смазочных масел;

- последовательность операций компаундирования;

- назначение, механизм действия и состав присадок.

уметь:

- составлять поточную схему получения товарных масел.

Базовые масла. Присадки к маслам. Получение товарных масел компаундированием.

Литература: [1], с. 72 - 74; с. 90 – 94.


Методические указания.

Учебный материал данной темы является завершающим этапом изучения технологии производства нефтяных масел. Включает широкий набор присадок, так как базовые масла часто не в состоянии обеспечить требуемые эксплуатационные свойства масел.

Вопросы для самоконтроля.

1. Перечислить основные марки базовых масел и области их применения.

2. Как получают товарные масла с заданной вязкостью?

3. Как проявляется влияние вязкостных присадок на вязкостно-температурные свойства масел?

4. Каково назначение антиокислительных присадок?

5. Для смазки, каких механизмов применяются масла с антизадирными присадками?

6. Каковы свойства многофункциональных присадок?

7. Как проявляется действие моющей присадки?


Раздел 10 ^ СОВРЕМЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ

ЗАВОД

Тема 10.1 Комбинированные процессы переработки нефти по топливному варианту

Студент должен

знать:

- экономическую целесообразность комбинированных процессов;

- состав комбинированной схемы одного из комплексов;

- получаемые продукты и области их применения;

уметь:

- составлять материальный баланс процессов, блоков.

Экономическая целесообразность комбинированных процессов переработки нефти. Состав комбинированных установок ЛК-6У, ГК-3, КТ-1, КТ-2, КТ-3. Рассмотрение одной из комбинированных схем переработки нефти по топливному варианту. Товарный баланс.

Литература: [1], с. 391 - 392.


Методические указания.

Основной вопрос темы - обоснование экономической целесообразности получения на одной установке, на одной промышленной площадке из сырой нефти нескольких товарных продуктов путём комплексной переработки сырья с использованием набора технологических процессов.

Хорошее знание технологических процессов, их особенностей и возможностей - обязательно.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие технико-экономические показатели улучшаются с применением ком­бинированной установки взамен отдельно расположенных установок?

2. Какие блоки входят в состав комбинированной установки ЛК-6У?

3. Какие блоки входят в состав комбинированной установки КТ-1?

4. Каковы недостатки комбинированных установок?


Тема 10.2 Комбинированные процессы получения масел


Студент должен

знать:

- достоинства и недостатки укрупнения установок по различным процессам;

- принципы проектирования заводов и назначение генерального плана;

- схему переработки нефтей по масляному варианту;

- варианты технологических схем современных нефтегазоперерабатывающих заводов;

- назначение, состав и свойства получаемых продуктов;

уметь:

- обосновывать выбор каждого блока комбинированной установки;

- составлять материальный баланс комбинированного процесса получения ма­сел.

Состав комбинированной схемы получения масел КМ-1/2. Назначение каждого блока комбинированной установки. Получаемые продукты.

Литература: [1], с. 391 - 392, с. 389.


Методические указания

Учебный материал темы показывает, как варианты комбинирования отдельных процессов производства масел, изученных ранее, позволяет получить набор товарных масел в широком ассортименте. При изучении обратите внимание на экономическую целесообразность комбинирования.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие блоки входят в состав комбинированной установки КМ-2, назначение каждого блока?

2. Какие масла получают на установке КМ-2?


Тема 10.3 Основные технологические схемы нефтегазоперерабатывающих заводов


Студент должен

знать:

- схемы переработки нефтей по топливно-масляному варианту;

уметь:

- давать экономическое обоснование целесообразности совмещения процессов нефтегазопереработки с нефтехимическими производствами.

Профили нефтегазоперерабатывающих заводов. Принципиальные схемы переработки сернистых нефтей по топливному варианту с высоким уровнем отбора светлых нефтепродуктов.

Схемы переработки нефтей по топливно-масляному варианту.

Возможность совмещения нефтегазопереработки с нефтехимическими производствами.

Литература : [1], с. 385 - 390.


Методические указания.

Варианты и направления переработки нефти в наборе технологических процессов выражают профиль нефтегазоперерабатывающего завода. Для успешного изучения основных вопросов темы необходимо хорошо знать технологические процессы, входящие в схему завода, теорию и практику решения задачи углубления переработки нефти.

Вопросы для самоконтроля.

1. С учётом каких, факторов выбирают направление переработки нефти?

2. Каков ассортимент продукции АВТ завода, работающего по топливному варианту?

3. Каковы возможные варианты переработки вакуумного газойля, гудрона?

4. Каков ассортимент продукции АВТ завода, работающего по топливно-масляному варианту?

5. Какой технологический процесс необходим в схеме переработки сернистых нефтей?

6. Какова роль НГПЗ в развитии нефтехимического крыла завода?

7. Каковы возможны основные виды продукции нефтехимических производств при совмещении нефтегазопереработки и нефтехимии?


Тема 10.4 Энергоснабжение, водоснабжение. Факельное хозяйство


Студент должен

знать:

- оборотные системы водоснабжения;

- способы и значение очистки сточных вод;

- системы снабжения воздухом;

- назначение факельной системы;

уметь:

- составлять принципиальную схему факельного хозяйства нефтегазоперерабатывающего завода.

Основные сведения о паро- снабжении, электроснабжении и топливоснабжении нефтегазоперерабатывающего завода. Водоснабжение. Требования к воде различного назначения. Оборотные системы водоснабжения. Устройство градирен. Системы канализации. Методы и значение очистки сточных вод. Сбор нефти в ловушках. Утилизация нефтешлама. Назначение и методы снабжения воздухом и инертным газом. Факельное хозяйство нефтегазоперерабатывающего завода. Роль факельного и ловушечного хозяйства в охране окружающей среды.

Литература: [1], с. 368 - 383; [1], с. 11 - 13.


Методические указания.

Основные вопросы темы дают общее представление о заводском хозяйстве, без которого не может функционировать ни одно звено нефтегазопереработки. При изучении темы обратите особое внимание на значение всего энергохозяйства завода с точки зрения рационального использования энергоресурсов, воды. Отметьте роль факельного хозяйства в сборе и утилизации газов, поступающих с установок. Материал о модернизации топливно-энергетической системы Московского регионального НПЗ и структуры потребления топливно-энергетических ресурсов в дополнительной литературе.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какова область применения водяного пара в зависимости от его параметров?

2. В каких случаях целесообразно использование теплофикационной воды?

3. Чем грозит для НГПЗ внезапное отключение электроэнергии?

4. С какой целью вводится оборотное водоснабжение?

5. Назовите основные объекты в схеме оборотного водоснабжения?

6. Какие вы знаете системы водоснабжения и водоотведения?

7. Каково назначение факельного хозяйства завода?

8. В каких случаях газ направляется на сжигание?

9. Каковы источники факельных сбросов?

10. Какие виды топлива используются на НГПЗ?

11. Куда направляется паровой конденсат и почему?


Контрольная работа 3.


3 Примерный перечень практических занятий


Номер темы

Номер и название занятия

Количество аудиторных часов

1.2

1. Решение задач с использованием теплофизических величин

8

1.3

2. Упражнения по расшифровке нефтей.

2

2.2

3. Составление материального баланса установки АВТ на основе потенциального содержания фракций в нефтях.

4. Составление материальных балансов ректификационных колонн.

5. Определение температурного режима атмосферной колонны. Составление теплового баланса колонны.

6

6


6

3.1

6. Расчёт термодинамической вероятности протекания химической реакции и величины полезной работы.

2

4.1

7. Расчёт материального баланса установки каталитического крекинга. Определение количества циркулирующего катализатора.

8. Определение теплового баланса реактора каталитического крекинга.

6

6


4.2

9. Составление материального баланса установки каталитического риформинга. Определение количества циркулирующего водородосодержащего газа.

8

4.3

10. Составление материального баланса установок гидроочистки и гидрокрекинга.

6

5.1

11. Составление материального баланса установки газофракционирования.

2

5.2

12. Составление материального баланса установок сернокислотного алкилирования.

13. Составление материального баланса установки изомеризации.

4


2

7.2

14. Расчёты материальных балансов установки деасфальтизации и экстракционной колонны.

6

7.3

15. Составление и расчёт материальных балансов установки селективной очистки масел и экстракционной колонны.

6

7.4

16. Составление материального баланса установки депарафинизации. Расчёт материального блока кристаллизации.

6

10.3

17. Составление поточных схем переработки нефти по топливному и топливно-масляному вариантам.

6




Всего:

88


^ 4 Курсовое проектирование


Студент должен знать:

принципы выбора рациональных схем, технологических режимов и аппаратурного оформления технологических процессов; требования ЕСКД и ЕСТД при выполнении графической части и пояснительной записки курсового проекта;

уметь:

рассчитывать материальный баланс установок, блоков, отдельных аппаратов; определять температурный режим аппаратов и составлять тепловой баланс; определять основные конструктивные размеры аппаратов; выбирать аппараты, используя ГОСТы, нормативно справочную литературу.

Курсовое проектирование служит одним из методов подготовки студентов к само­стоятельному решению вопросов выбора рациональной схемы производства нефтепро­дуктов, наиболее экономичных технологических режимов и современного аппаратурно­го оформления, автоматизации процессов. Во время работы над курсовым проектом сту­денты приобретают навыки работы с нормативно-справочной, технической литературой, действующими ГОСТами.

Курсовой проект выполняется на основе знаний, приобретенных студентами в ходе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Курсовой проект состоит ие пояснительной записки в объеме задания (25-30 с) и. графической части (технологической схемы процесса).

В пояснительной записке приводятся:

- основные направления развития технологии нефтегазоперерабатывающей про­мышленности ;

- назначение и краткая характеристика проектируемого процесса ;

- теоретические основы проектируемого процесса ;

- описание технологической схемы проектируемого процесса (блока);

- нормы технологического режима ;

- качество сырья, вспомогательных материалов, готовой продукции ;

- технологический расчет аппаратов установки , выбор их по ГОСТам, нормативно-справочной литературе;

- основы техники безопасности и противопожарные мероприятия ;

- меры по охране окружающей среды.

Для расчёта выбирается узел установки (например, реакторный блок, блок стабилизации, отделение кристаллизации), состоящий из разнородной аппаратуры, оборудования (печь, реактор, теплообменник, холодильник, колонны ), связанных между собой в единую технологическую схему. Рассчитывается материальный баланс, расход катализатора и реагентов, составляются тепловые балансы, определяются конструктивные размеры аппаратов.

В графической части проводится технологическая схема установки (блока) со схемой автоматизации основного аппарата.

Курсовые проекты установок или их отделений (блоков) выполняются по следующим процессам:

- первичная перегонка нефти до мазута;

- первичная перегонка нефти до гудрона;

- вторичная перегонка бензиновых фракций;

- термический крекинг (висбрекинг) нефтяного сырья каталитический крекинг;

- гидроочистка дизельных топлив;

- гидрокрекинг;

- разделение газов;

-алкилирование;

- изомеризация;

- очистка светлых нефтепродуктов различными методами;

- деасфальтизация масел;

- очистка масел избирательными растворителями;

- депарафинизация;

- гидроочистка масел.


^ 5 Задания для контрольных работ


Методические указания к выполнению контрольных работ.

Выбор вопросов и заданий к контрольной работе определяется по фамилии, имени и отчеству студента, которые записываются в виде таблички, где номер буквы в Ф.И.О. определяет номер группы вопросов, а буква по нижеприведённой таблице оп­ределяет номер вопроса.




Номера вопросов, входящих в задание, будут следующие: буква С первая в фамилии, значит, первый вопрос из первой группы для буквы С - номер 8 (строка 8). Для буквы И - во втором столбце - группе третья строка номер 13, поскольку И - вторая буква в фамилии и т.д.

В том случае, когда фамилии одинаковые, отсчёт номеров вопросов произво­дится в обратном порядке.

Для 1,2,3 контрольной работы выбираются по 8 вопросов.


^ Примеры расчёта задач


Задача 1. Пределы выкипания нефтяной фракции 60-180°С. Определить сред­нюю молекулярную массу.

Решение:

1. Средняя температура кипения фракции:

= 120 °С.

2. Молекулярная масса М cр = 60 + 0,3 • 120 + 0,001 • 120 2 = 110,4

Задача 2. Относительная плотность нефтепродукта = 0,7609. Определить .

Решение: = + 5 • α = 0,7609 + 5 • 0,000818 = 0,765.

Задача 3. Относительная плотность нефтепродукта = 0,7609. Определить .

Решение: = - α (140 - 20) = 0,7609 - 0,000818 • 120 = 0,663.

Задача 4. Определить среднюю молекулярную массу фракции, если = 0,758.

Решение: = 123,42

Задача 5. Определить плотность газа каталитического крекинга; состав:

СН 4 - 13,5% (масс.); С2Нб - 14,04% (масс.); СзН8 - 34,54% (масс.); С4Н10 - 38,4% (масс.).

Решение:

1. Плотность метана = 0,714 кг/ м 3.

2. Плотность этана = 1,34 кг/ м 3.

3. Плотность пропана = 1,96 кг/ м 3.

4. Плотность бутана = 2,59 кг/ м 3.

5. Плотность смеси кг/ м 3

Задача 6. Определить энтальпию паров бензина плотностью = 0,750; М ср = 100 при температуре 400 °С и давлении 4 МПа.

Решение:

1. Находим приведённую температуру:

Т пр. = , где Т кр. – критическая температура, находится по графику [2, с. 19] в зависимости от молекулярной массы или средней температуры кипения;

2. Находим приведённое давление:

П пр = , где П - давление в системе; Р кр - критическое давление, находится по графику [2, с. 19], Р кр = 2,7;

П пр = 1,5.

3. По графику [2, с. 35] по П пр и Т пр находим х; х = 9.

4. Находим поправку = = 49,3 кДж/ кг.

5. Находим энтальпию паров при t = 400°С.

5.1 = + 5 α = 0,750 + 0,000831* 5 = 0,754;

5.2 = α (4 - ) – 308,99,

α = 486,87 кДж/ кг [2, с. 300].

= 486,87(4 – 0,754) – 308,99 = 1272,4 кДж/ кг.

6. Находим энтальпию паров бензина при температуре 400 °С и давлении 4 МПа:

= 1272,4 – 49,3 = 1223,1 кДж/ кг.

Задача 7. Относительная плотность нефтепродукта = 0,750. Определить энтальпию жидкости при температуре 120 °С.

Решение: , где = 227,05 кДж /кг [2, с. 230].

= 263,37 кДж /кг.


Задача 8. Определить индекс вязкости масла, имеющего кинематическую вяз­кость при t = 50 °С, равную 50 мм 2/ с, а при t = 100 °С равную 8,5 мм 2 /с.

Решение: По номограмме [2, приложение 14] аналогично приведённому при­меру определяем индекс вязкости, равный 70.

Задача 9. Расход сырья в реактор каталитического крекинга Q с = 40000 кг/ч;

плотность сырья ρ с = 800 кг/м 3; объёмная скорость подачи сырья ω = 1,5 ч. Опреде­лить объём катализатора, находящегося в реакторе.

Решение: = 33,0 м 3.

Задача 10. Объём паров, проходящих через поперечное сечение ректификаци­онной колонны V д = 3 м 3/ с; линейная скорость движения паров u = 0,5 м/с. Рассчитать диаметр колонны.

Решение:

1. Площадь поперечного сечения колонны:

= 6 м 2.

2. Диаметр колонны:

Д = =2,65 м.


metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-2-po-kursu-osnovi-izmeritelnoj-tehniki-dlya-studentov-elektrotehnicheskih-specialnostej-vseh-form-obucheniya.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-4-po-discipline.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-6-dlya-studentov-specialnosti-071900-informacionnie-sistemi-i-tehnologii-habarovsk.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-9-kompyuternaya-sistema-regulirovaniya-urovnya-vodi-po-discipline.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-po-discipline-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-dlya-studentov-vseh-specialnostej-i-form-obucheniya-altgtu.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-po-kursu-himicheskoe-soprotivlenie-materialov-i-zashita-ot-korrozii-dlya-studentov-specialnosti-170500-mashini-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-tomsk-2008.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rassmotrenie-i-ocenka-predlozhenij-vibor-pobeditelya-zaprosa-predlozhenij.html
  • shkola.bystrickaya.ru/modernizaciya-telefonnoj-seti-v-selskoj-mestnosti-respubliki-kazahstan.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-uchebnaya-disciplina-gosudarstvennaya-politika-i-upravlenie-obrazovatelnaya-programma.html
  • shkola.bystrickaya.ru/uchet-valyutnih-cennostej-i-operacij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-opd-f-017-teoreticheskaya-fizika.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-medved-dva-korablya-nad-zalivom-medlenno-opuskalsya-vecher-tiho-s-morya-na-bereg-napolzal-tuman-vbuhte.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-rekomenduemoj-literaturi-dlya-proshedshih-katehizaciyu.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hh-vek-hronika-neobyasnimogo-god-za-godom-stranica-22.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-departament-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya-bryanskoj-oblasti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-koncepciya-psihicheskih-processov-i-m-sechenova-32-struktura-ponyatiya-refleks-33.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kaledarno-tematicheskoe-planirovanie-way-ahead-6-7-klass-tematicheskoe-planirovanie-way-ahead-4-5-klass.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-patrioticheskogo-vospitaniya-uchashihsya-mou-sosh-21-na-2011-2015-gg-razrabotchiki-programmi.html
  • school.bystrickaya.ru/dinamicheskie-strukturi-dannih-reshenie-zadach-stek-ochered-dek.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6socialno-politicheskie-mehanizmi-ustojchivogo-razvitiya-g-g-parfenova-osnovi-ideologii-belorusskogo-gosudarstva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/institut-tehnologii-metallov-nan-belarusi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/modelirovanie-prognozirovaniya-potrebnostej-kak-sredstva-povisheniya-effektivnosti-raboti-transportnih-setej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/157-zakonnost-i-pravoporyadok-socialnaya-stabilnost-strategicheskij-plan-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnaya-laboratoriya-geoekologicheskih-issledovanij-otchyot-po-nauchno-issledovatelskoj-rabote-za-2009-god.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-konspekt-zanyatij-delo-20-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/makarcheva-eb-soslovnie-problemi-duhovenstva-i-cerkovnoe-obrazovanie-v-konce-xviii-pervoj-polovine-hih-po-materialam-tobolskoj-eparhii-eb-makarcheva-dis-kin-070002-novosibirsk-2001.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biznes-analitika-smi-vtorogo-eshelona-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-17-maya-2010-god.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pn-sabatarinda-akt-ni-oldanudi-timdlg-tidaushilar.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-7-mnozhestvennost-prestuplenij-metodicheskie-ukazaniya-k-resheniyu-zadach.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bileti-po-vvedeniyu-v-professiyu-za-vesennij-semestr-2001-goda.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-ii-stazhirovka-kursanti.html
  • grade.bystrickaya.ru/muzejnaya-i-vistavochnaya-rabota.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-izdanij-uchebnoj-uchebno-metodicheskoj-i-nauchnoj-literaturi-na-pervoe-polugodie-2009-g-utverzhden-na-zasedanii-uchenogo-soveta-spgutd-stranica-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-tri-figuri-processa-krugooborota-kniga-p-process-obrasheniya-kapitala-izdan.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-sovetom-ugaes-ufa-2006-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravda-stranica-9.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-1-ekologicheskie-ogranicheniya-ispolzovannie-pri-vipolnenii-ovos-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossonskij-rajon-nazvanie-raboti.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-3-perechen-prakticheskih-rabot-i-laboratornih-rabot-4-zadaniya-dlya-kontrolnoj-raboti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/83zadanie-na-rassmatrivaemom-periode-s10ch00m-do-13ch00m-diplomnij-proekt.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.