.RU

Методические указания для студентов

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра онкологии и лучевой терапии

САРКОМЫ КОСТЕЙ И МЯГКИХ ТКАНЕЙ
Методические указания для студентов


Иркутск

ИГМУ

2013

УДК

ББК


Рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по специальности «060101 — лечебное дело», «060103 - педиатрия», «060104 — медико-профилактическое дело» по дисциплине «онкология»

(протокол № от 01.01.01)


Составители:

А.В. Белоногов — доктор мед.наук, профессор кафедры онкологии и лучевой терапии ГБОУ ИГМУ Минздрава России.

В.Г. Лалетин — доктор мед.наук, профессор кафедры онкологии и лучевой терапии ГБОУ ИГМУ Минздрава России.

Рецензенты:
Саркомы костей и мягких тканей: учебно-метод. пособие / сост. : А.В. Белоногов, В.Г. Лалетин ; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск : ИГМУ, 2013. – 00 с.


Представленная информация знакомит с актуальной проблемой современной клинической онкологии. Представлены сведения по заболеваемости и смертности от сарком костей и мягких тканей. Даны методы диагностики и лечения.

В учебно-методическом пособии предлагаются вопросы к зачету, а также ситуационные задачи, которые позволяют провести контроль знаний студентов.
УДК

ББК

© Белоногов А.В., Лалетин В.Г., 2013

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2013

Цель занятия: Изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение сарком костей и мягких тканей (СК и МТ).
Задачи:
1. Определение понятия. Классификация по системе TNM.

2. Этиология, патогенез, клиника СК и МТ.

3. Диагностика, дифференциальный диагноз.

4. Принципы лечения СК и МТ.
Необходимый исходный уровень знаний студентов:

1. Этиология, патогенез, клиника СК и СМТ.

2. Методы диагностики.

3. Основные виды лечения.
Практические навыки:

1. Уметь собирать анамнез.

2. Уметь проводить осмотр и пальпацию тканей.

3.Уметь трактовать результаты лабораторных, инструментальных и рентгенологических данных.
Место проведения занятия - учебные комнаты кафедры, кабинет приема больных с ОС и СМТ.
Цель темы:

- сформировать профессиональные знания и умения по анализу факторов, влияющих на результаты лечения СК и МТ.

- сформировать профессиональные знания по проблеме ранней диагностики заболевания и особенностях лечения.
Воспитательная цель

В ходе занятия отрабатываются навыки теоретического и практического подхода в диагностике и лечении СК и МТ. Особое внимание студентов обращается на то, что знания, полученные в ходе занятия позволяет обеспечить качество лечения на основе знания установления стадии заболевания и следовательно улучшения результатов лечения.
Мотивация изучение темы (актуальность проблемы). Мотивация изучения темы носит не только практический, но и научный подход. Результаты лечения должны быть направлены на органосохранные операции и виды лечения и улучшения качества жизни данной категории больных.


Методическое и материальное оснащение:

1. Тесты.

2. Ситуационные задачи.

3. Проблемные вопросы.

4. Методические разработки.

5. Рентгенограммы.

6. Таблицы.

7. Слайды.
Профессиональные компетенции студента
Студент должен знать:


Перечень вопросов для самоподготовки к занятию

  1. Какая структура заболеваемости СК и МТ?

  2. Эпидемиология СК и МТ.

  3. Классификация СК и МТ по стадиям, клиническим группам (ТNM).

  4. Какой минимум обследования необходимо выполнить при СК и МТ?

  5. Какой основной инструментальный метод диагностики СК и МТ?

  6. Какие дополнительные методы диагностики СК и МТ?

  7. Заболеваемость и смертность от СК и МТ в РФ.

  8. Структуру онкологической службы в РФ в лечении СК и МТ.

  9. Как делятся больные СК и МТ на клинические группы?

  10. Правила и сроки диспансеризации больных СК и МТ.

  11. Общие принципы реабилитации больных СК и МТ.

  12. Основы профилактики СК и МТ.

  13. Принципы диагностики СК и МТ.

  14. Принципы хирургического, лекарственного лечения больных СК и МТ.

  15. Факторы, определяющие прогноз у больных СК и МТ.

  16. Клиника и симптомы СК и МТ.

  17. Задачи работы и организационную структуру хосписа, отделения паллиативной помощи, консультативного противоболевого кабинета лечения СК и МТ.



Практические навыки для студентов при изучении СК и СМТ:

*Провести беседу для населения на онкологическую тему – СК и МТ.

*Назначить необходимый объем обследования при подозрении на СК и МТ.

*Интерпретировать рентгенограммы больных СК и МТ.

*Сформировать диагноз СК и МТ с оценкой стадии, клинической группы.
 *Выбрать метод лечения СК и МТ с учетом локализации опухоли, стадии и гистологического строения.

*Составить план диспансерных мероприятий больного СК и МТ. 
*Сформировать группу высокого риска возникновения СК и МТ. 
*Интерпретировать клиническую картину СК и МТ в зависимости от патогенетического варианта.

*Назначить необходимый объем обследования при СК и МТ.

 *Сформулировать диагноз СК и МТ.

*Выбрать метод лечения с учетом возраста больной и патогенетического варианта СК и МТ.

*Составить план диспансерных мероприятий у больного СК и МТ. 
*Назначить необходимый объем обследования при подозрении на СК и МТ. 
*Выбрать метод лечения СК и МТ с учетом прогностических факторов. 
 *Составить план диспансерного наблюдения больной СК и МТ III клинической группы.

*Интерпретировать клиническую картину СК и МТ в зависимости от локализации и степени распространения опухоли. 
*Назначить необходимый объем обследования при подозрении на СК и МТ. 
*Интерпретировать рентгенограммы больных с СК и МТ. 
*Сформулировать диагноз СК и МТ с учетом стадии, клинической группы. 
*Выбрать метод и объем лечения с учетом локализации опухоли, стадии и гистологического строения.
*Уметь анализировать гемограммы онкологических больных при проведении им лучевого и химиотерапевтического лечения. 
*Заполнить сигнальной медицинской документации на первичных больных (ф.№0-90/у; №27-1/у; №27-2/у).

*Оценить стадию и TNM конкретных больных.

*Оценить клинические группы и прогноз заболеваний. 
*На основании анамнеза и клинической картины болезни выработать алгоритм лечения.

Таблица 1

План практического занятия

«Саркомы костей и мягких тканей»


metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-na-baze-spo-dlya-specialnostej-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-uchebnoj-disciplini-tehnologiya-tekushego-i-kapitalnogo-remonta-skvazhin.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnoe-zadanie-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnoe-zadanie-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatij-po-kursu-grazhdanskoe-processualnoe-pravo-rossii-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij-po-kulturologii-dlya-studentov-vseh-specialnostej-barnaul-2001.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znachenie-raboti-dlya-sovremennosti-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-pribajkalya-sostoyanie-problemi-perspektivi.html
  • klass.bystrickaya.ru/arakelov-g-p-socialnaya-politika-predpriyatiya-sovremennie-problemi-i-perspektivi-avtoref-dis-kand-ekonom-nauk-g-p-arakelov-moskva-2009.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/masoni-i-cru-kratkij-slovar-viyavlennih-lic-prinadlezhashih-k-masonskim-lozham-i-drugim-organizaciyam-sozdannim.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-adaptivnoj-shkoli-so-smeshannim-kontingentom-obuchayushihsya-p-solnechnij-2009-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/izobrazhenie-cheloveka-v-velikuyu-otechestvennuyu-vojnu-v-bikov-m-sholohov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konferenciya-budet-rabotat-po-sleduyushim-sekciyam.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-otmechayut-katolicheskuyu-pashu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-itogovogo-ekzamena-anglijskij-yazik-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-podgotovki-bakalavra.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-takovogo-scenariya-net-no-est-seriya-tekstov-pesen-peredelok-i-pozdravlenie-kafedram.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/contacts.html
  • university.bystrickaya.ru/goncharov-va-kniga-yavlyaetsya-uchebnim-posobiem-po-yazikam-programmirovaniya-c-i-c-ona-mozhet-bit-ispolzovana.html
  • learn.bystrickaya.ru/fizicheskie-metodi-issledovaniya-v-astronomii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-socialnih-platezhej.html
  • institut.bystrickaya.ru/sto-velikih-arheologicheskih-otkritij-stranica-37.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-avtomatizirovannie-informacionnie-sistemi-dlya-specialnosti-230103-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya-moskva.html
  • student.bystrickaya.ru/2-severo-zapadnij-ekonomicheskij-rajon-predsedatel-nauchno-metodicheskogo-soveta-prof.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/professionalnaya-podgotovka-gosudarstvennih-i-municipalnih-sluzhashih.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-sistema-goroda-v-usloviyah-modernizacii-obrazovaniya-i-kompetentnostnogo-podhoda-k-podgotovke-pedagogicheskih-kadrov-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-professionalnaya-etika-napravlenie-030900-yurisprudenciya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nachalo-programmi-v-sentyabre-2012-goda-bremenskaya-mezhdunarodnaya-shkola-poslediplomnogo-obrazovaniya-socialnih-nauk.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleks-mer-po-realizacii-osnovnih-polozhenij-poslaniya-prezidenta-rossijskoj-federacii-federalnomu-sobraniyu-rossijskoj-federacii-2007goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nekotoroe-vremya-zanimalsya-advokatskoj-deyatelnostyu.html
  • exam.bystrickaya.ru/v-1945-g-karl-shmitt-napisal-chto-to-vrode-obrasheniya-k-voobrazhaemomu-chitatelyu-odnoj-iz-svoih-knig-sudya-po-vsemu-tochnaya-data-nam-neizvestna-vojna-k-etomu-vre-stranica-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-27-yanvarya-20-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12052010sostavuamolodie-devushki-pozvolyayut-sebe-za-rulem-bolshe-shalostej.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/p-o-l-o-zh-e-n-i-e-i-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-obshie-svedeniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mestorozhdeniya-zolota-chast-6.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-braka-v-vizantii-pravila-svyatih-otcov-donikejskoj-epohi-.html
  • reading.bystrickaya.ru/kodeks-rf-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-s-n-kozhevnikov-gosudarstvo-i-pravo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-26-polnota-realizacii-programm-po-predmetam-regionalnogo-komponenta-i-komponenta-ou.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-osnovi-fiziko-himicheskih-metodov-analiza-chast-1.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nnovacjn-pdhodi-do-planuvannya-roboti-vihovatelya-grupi-prodovzhenogo-dnya.html
  • education.bystrickaya.ru/3-evolyuciya-zemnoj-kori-drejf-kontinentov-i-spreding-okeanicheskogo-dna-mantijnaya-konvekciya.html
  • letter.bystrickaya.ru/msce-naconalno-ekonomki-v-sistem-svtovogo-gospodarstva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-uchashihsya-6-klassa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.



    Этапы занятия

    Время

    Коэффициент уровня усвоения

    1.

    Организационный момент. Вступительное слово преподавателя. Преподаватель проверяет присутствующих. Знакомство с темой, целью и планом занятий. Определяется актуальность темы для начальной мотивации и мобилизации внимания.

    5 минут

    Знакомство – 0,6

    2.

    Контроль исходного уровня знаний (тестовый)

    10 минут

    Знания – 1,0

    3.

    Теоретический разбор нового материала. Разбор темы ведется согласно методики проблемного изложения материала (исходя из цели изучения темы, преподаватель формулирует проблему и демонстрирует способы ее решения, делая студентов соучастниками решения поставленной проблемы) вопросам терминологии и непосредственно о проблеме диагностике СК и МТ, стадийности и лечения.

    30 минут

    Знания – 1,0

    4.

    Перерыв

    5 минут




    5.

    Продолжение: Теоретический разбор историй болезни, рентгенограмм.

    45 минут

    Знания – 1,0

    6.

    Перерыв

    10 минут




    7.

    Самостоятельная работа. Освоение студентами практических навыков осмотра онкологического больного, работа с историей болезни (Практические задания по теме)

    45 минут

    Навык – 1,2

    8.

    Перерыв

    5 минут







    Продолжение: Самостоятельная работа по сбору анамнеза у больных СК и МТ.

    25 минут

    Навык – 1,2

    9.

    Подведение итогов занятия преподавателем: коррекция ошибок, индивидуальная оценка знаний студентов, задание на дом.

    20 минут

    Знакомство – 0,6

    10.

    ИТОГО

    3 час 35 минут