.RU

Методические указания для студентов

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра онкологии и лучевой терапии

САРКОМЫ КОСТЕЙ И МЯГКИХ ТКАНЕЙ
Методические указания для студентов


Иркутск

ИГМУ

2013

УДК

ББК


Рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по специальности «060101 — лечебное дело», «060103 - педиатрия», «060104 — медико-профилактическое дело» по дисциплине «онкология»

(протокол № от 01.01.01)


Составители:

А.В. Белоногов — доктор мед.наук, профессор кафедры онкологии и лучевой терапии ГБОУ ИГМУ Минздрава России.

В.Г. Лалетин — доктор мед.наук, профессор кафедры онкологии и лучевой терапии ГБОУ ИГМУ Минздрава России.

Рецензенты:
Саркомы костей и мягких тканей: учебно-метод. пособие / сост. : А.В. Белоногов, В.Г. Лалетин ; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск : ИГМУ, 2013. – 00 с.


Представленная информация знакомит с актуальной проблемой современной клинической онкологии. Представлены сведения по заболеваемости и смертности от сарком костей и мягких тканей. Даны методы диагностики и лечения.

В учебно-методическом пособии предлагаются вопросы к зачету, а также ситуационные задачи, которые позволяют провести контроль знаний студентов.
УДК

ББК

© Белоногов А.В., Лалетин В.Г., 2013

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2013

Цель занятия: Изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение сарком костей и мягких тканей (СК и МТ).
Задачи:
1. Определение понятия. Классификация по системе TNM.

2. Этиология, патогенез, клиника СК и МТ.

3. Диагностика, дифференциальный диагноз.

4. Принципы лечения СК и МТ.
Необходимый исходный уровень знаний студентов:

1. Этиология, патогенез, клиника СК и СМТ.

2. Методы диагностики.

3. Основные виды лечения.
Практические навыки:

1. Уметь собирать анамнез.

2. Уметь проводить осмотр и пальпацию тканей.

3.Уметь трактовать результаты лабораторных, инструментальных и рентгенологических данных.
Место проведения занятия - учебные комнаты кафедры, кабинет приема больных с ОС и СМТ.
Цель темы:

- сформировать профессиональные знания и умения по анализу факторов, влияющих на результаты лечения СК и МТ.

- сформировать профессиональные знания по проблеме ранней диагностики заболевания и особенностях лечения.
Воспитательная цель

В ходе занятия отрабатываются навыки теоретического и практического подхода в диагностике и лечении СК и МТ. Особое внимание студентов обращается на то, что знания, полученные в ходе занятия позволяет обеспечить качество лечения на основе знания установления стадии заболевания и следовательно улучшения результатов лечения.
Мотивация изучение темы (актуальность проблемы). Мотивация изучения темы носит не только практический, но и научный подход. Результаты лечения должны быть направлены на органосохранные операции и виды лечения и улучшения качества жизни данной категории больных.


Методическое и материальное оснащение:

1. Тесты.

2. Ситуационные задачи.

3. Проблемные вопросы.

4. Методические разработки.

5. Рентгенограммы.

6. Таблицы.

7. Слайды.
Профессиональные компетенции студента
Студент должен знать:


Перечень вопросов для самоподготовки к занятию

  1. Какая структура заболеваемости СК и МТ?

  2. Эпидемиология СК и МТ.

  3. Классификация СК и МТ по стадиям, клиническим группам (ТNM).

  4. Какой минимум обследования необходимо выполнить при СК и МТ?

  5. Какой основной инструментальный метод диагностики СК и МТ?

  6. Какие дополнительные методы диагностики СК и МТ?

  7. Заболеваемость и смертность от СК и МТ в РФ.

  8. Структуру онкологической службы в РФ в лечении СК и МТ.

  9. Как делятся больные СК и МТ на клинические группы?

  10. Правила и сроки диспансеризации больных СК и МТ.

  11. Общие принципы реабилитации больных СК и МТ.

  12. Основы профилактики СК и МТ.

  13. Принципы диагностики СК и МТ.

  14. Принципы хирургического, лекарственного лечения больных СК и МТ.

  15. Факторы, определяющие прогноз у больных СК и МТ.

  16. Клиника и симптомы СК и МТ.

  17. Задачи работы и организационную структуру хосписа, отделения паллиативной помощи, консультативного противоболевого кабинета лечения СК и МТ.



Практические навыки для студентов при изучении СК и СМТ:

*Провести беседу для населения на онкологическую тему – СК и МТ.

*Назначить необходимый объем обследования при подозрении на СК и МТ.

*Интерпретировать рентгенограммы больных СК и МТ.

*Сформировать диагноз СК и МТ с оценкой стадии, клинической группы.
 *Выбрать метод лечения СК и МТ с учетом локализации опухоли, стадии и гистологического строения.

*Составить план диспансерных мероприятий больного СК и МТ. 
*Сформировать группу высокого риска возникновения СК и МТ. 
*Интерпретировать клиническую картину СК и МТ в зависимости от патогенетического варианта.

*Назначить необходимый объем обследования при СК и МТ.

 *Сформулировать диагноз СК и МТ.

*Выбрать метод лечения с учетом возраста больной и патогенетического варианта СК и МТ.

*Составить план диспансерных мероприятий у больного СК и МТ. 
*Назначить необходимый объем обследования при подозрении на СК и МТ. 
*Выбрать метод лечения СК и МТ с учетом прогностических факторов. 
 *Составить план диспансерного наблюдения больной СК и МТ III клинической группы.

*Интерпретировать клиническую картину СК и МТ в зависимости от локализации и степени распространения опухоли. 
*Назначить необходимый объем обследования при подозрении на СК и МТ. 
*Интерпретировать рентгенограммы больных с СК и МТ. 
*Сформулировать диагноз СК и МТ с учетом стадии, клинической группы. 
*Выбрать метод и объем лечения с учетом локализации опухоли, стадии и гистологического строения.
*Уметь анализировать гемограммы онкологических больных при проведении им лучевого и химиотерапевтического лечения. 
*Заполнить сигнальной медицинской документации на первичных больных (ф.№0-90/у; №27-1/у; №27-2/у).

*Оценить стадию и TNM конкретных больных.

*Оценить клинические группы и прогноз заболеваний. 
*На основании анамнеза и клинической картины болезни выработать алгоритм лечения.

Таблица 1

План практического занятия

«Саркомы костей и мягких тканей»


metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-na-baze-spo-dlya-specialnostej-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-uchebnoj-disciplini-tehnologiya-tekushego-i-kapitalnogo-remonta-skvazhin.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnoe-zadanie-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnoe-zadanie-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatij-po-kursu-grazhdanskoe-processualnoe-pravo-rossii-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij-po-kulturologii-dlya-studentov-vseh-specialnostej-barnaul-2001.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-otchetnost-pri-reorganizacii.html
  • crib.bystrickaya.ru/iz-opita-ispolzovaniya-programmi-skype-pri-obuchenii-anglijskomu-yaziku-l-v-tarasevich-uchitel-anglijskogo-yazika-abanskaya-sosh-3-krasnoyarskogo-kr.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnaya-novizna-issledovaniya-etnopravosudie-u-mordvi-v-konce-xix-nachale-xxi-v.html
  • spur.bystrickaya.ru/komandirovannim-oblegchat-koshelki-gosduma-rf-monitoring-smi-18-maya-2006-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/dva-poslaniya-predvoditelya-vtorogo-v-svete-poslednih-otkritij.html
  • student.bystrickaya.ru/2-h-etazhnogo-korpusa1-brevenchatij-domik-3-shitovih-domikov.html
  • crib.bystrickaya.ru/kategorii-i-tipi-soobshenij-swift-soobshenij-vvedenie-v-bankovskie-elektronnie-uslugi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/baa-sinistarin-saual-tslmen-memlekettk-satip-aludi-zhzege-asiru-turali-habarlandiru-2009-zhili.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-etnos-i-territoriya-abhazii-t-m-shamba-a-yu-neproshin-abhaziya-pravovie-osnovi-gosudarstvennosti-i.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-po-predmetu-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/informacionnie-kompetencii-prikaz-212-ot-30-12-2010g-obsuzhdena-na-roditelskih-sobraniyah-02-12-2010g-na.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-bitva-na-polyah-pelennora-kniga-pyataya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1osnovnaya-deyatelnost-banka-investicionnij-bank-finam.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizacii-sozdannie-universitetom-dubna-v-ramkah-zakona-217-fz-ot-02082009-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-istoriya-sociologii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/richard-dawkins-unweaving-the-rainbow-richard-dokinz-raspletaya-radugu-preface-predislovie-stranica-11.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tomas-f-kram-upravlenie-energiej-konflikta-kak-prevratit-rabotu-v-tvorchestvo-act-refl-buk-2000-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogovie-testovie-zadaniya-po-upravlenie-i-ekonomika-farmacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-pervogo-zamestitelya-ministra-ekonomicheskogo-razvitiya-i-vneshnih-svyazej-respubliki-buryatiya-makarova-a-n-v-hode-rabochej-poezdki-prezidenta-rb-v-kizhinginskij-rajon-v-iyule-2004gg.html
  • student.bystrickaya.ru/22-aprelya-konev-i-s-sorok-pyatij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/transformaciya-znachenij-terminov-islamizaciya-i-reislamizaciya-v-kontekste-sovremennih-socialno-politicheskih-processov.html
  • institut.bystrickaya.ru/tvorcheskaya-rabota-po-literature-na-temu-nravstvennie-istoki-pobedi-v-velikoj-otechestvennoj-vojne.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sibirskij-bank-iskitimskoe-otdelenie-5949-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2008-goda.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-stoyashie-pered-drugimi-subektami-byudzhetnogo-planirovaniya-58-razdel-rashodnie-obyazatelstva-i-formirovanie-dohodov-61-razdel-byudzhetnie-celevie-programmi-63.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-vvedenie-v-zadachi-issledovaniya-i-proektirovaniya-cifrovih-sistem-napravlenie-010400-informacionnie-tehnologii-magistratura.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tak-analiz-pravovogo-regulirovaniya-publichnih-uslug-pozvolyaet-videlit-ryad-problem.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-s-karandashom-po-karte-b-f-porshnev-borba-za-trogloditov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/41-osnovnie-trebovaniya-k-soderzhaniyu-moskovskij-gosudarstvennij-oblastnoj.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/r-a-akademig-a-m-azalievti-redakciyasimen.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novonews-novonewslv-riga-05082011-za-polgoda-na-pensii-potratili-600-mln-latov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-k-ontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-iv-kursa-zaochnogo-otdeleniya-farmacevticheskogo-fakulteta-omgma-po-discipline-farmakologiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/laputin-e-b-spravochnik-putevoditel-prakt-vracha.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/58-yutina-krasota-elena-makarova.html
  • student.bystrickaya.ru/37meropriyatiya-po-predotvrasheniyu-chrezvichajnih-situacij-poyasnitelnaya-zapiska-soderzhanie-sostav-graficheskoj-chasti-proekta-1.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zashita-proekta-proekt-mechta-metodicheskie-rekomendacii-k-provedeniyu-vospitatelnih-meropriyatij-4-ustnij-zhurnal-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.



    Этапы занятия

    Время

    Коэффициент уровня усвоения

    1.

    Организационный момент. Вступительное слово преподавателя. Преподаватель проверяет присутствующих. Знакомство с темой, целью и планом занятий. Определяется актуальность темы для начальной мотивации и мобилизации внимания.

    5 минут

    Знакомство – 0,6

    2.

    Контроль исходного уровня знаний (тестовый)

    10 минут

    Знания – 1,0

    3.

    Теоретический разбор нового материала. Разбор темы ведется согласно методики проблемного изложения материала (исходя из цели изучения темы, преподаватель формулирует проблему и демонстрирует способы ее решения, делая студентов соучастниками решения поставленной проблемы) вопросам терминологии и непосредственно о проблеме диагностике СК и МТ, стадийности и лечения.

    30 минут

    Знания – 1,0

    4.

    Перерыв

    5 минут




    5.

    Продолжение: Теоретический разбор историй болезни, рентгенограмм.

    45 минут

    Знания – 1,0

    6.

    Перерыв

    10 минут




    7.

    Самостоятельная работа. Освоение студентами практических навыков осмотра онкологического больного, работа с историей болезни (Практические задания по теме)

    45 минут

    Навык – 1,2

    8.

    Перерыв

    5 минут







    Продолжение: Самостоятельная работа по сбору анамнеза у больных СК и МТ.

    25 минут

    Навык – 1,2

    9.

    Подведение итогов занятия преподавателем: коррекция ошибок, индивидуальная оценка знаний студентов, задание на дом.

    20 минут

    Знакомство – 0,6

    10.

    ИТОГО

    3 час 35 минут