Методические указания для студентов
.RU

Методические указания для студентов

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра онкологии и лучевой терапии

САРКОМЫ КОСТЕЙ И МЯГКИХ ТКАНЕЙ
Методические указания для студентов


Иркутск

ИГМУ

2013

УДК

ББК


Рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по специальности «060101 — лечебное дело», «060103 - педиатрия», «060104 — медико-профилактическое дело» по дисциплине «онкология»

(протокол № от 01.01.01)


Составители:

А.В. Белоногов — доктор мед.наук, профессор кафедры онкологии и лучевой терапии ГБОУ ИГМУ Минздрава России.

В.Г. Лалетин — доктор мед.наук, профессор кафедры онкологии и лучевой терапии ГБОУ ИГМУ Минздрава России.

Рецензенты:
Саркомы костей и мягких тканей: учебно-метод. пособие / сост. : А.В. Белоногов, В.Г. Лалетин ; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск : ИГМУ, 2013. – 00 с.


Представленная информация знакомит с актуальной проблемой современной клинической онкологии. Представлены сведения по заболеваемости и смертности от сарком костей и мягких тканей. Даны методы диагностики и лечения.

В учебно-методическом пособии предлагаются вопросы к зачету, а также ситуационные задачи, которые позволяют провести контроль знаний студентов.
УДК

ББК

© Белоногов А.В., Лалетин В.Г., 2013

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2013

Цель занятия: Изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение сарком костей и мягких тканей (СК и МТ).
Задачи:
1. Определение понятия. Классификация по системе TNM.

2. Этиология, патогенез, клиника СК и МТ.

3. Диагностика, дифференциальный диагноз.

4. Принципы лечения СК и МТ.
Необходимый исходный уровень знаний студентов:

1. Этиология, патогенез, клиника СК и СМТ.

2. Методы диагностики.

3. Основные виды лечения.
Практические навыки:

1. Уметь собирать анамнез.

2. Уметь проводить осмотр и пальпацию тканей.

3.Уметь трактовать результаты лабораторных, инструментальных и рентгенологических данных.
Место проведения занятия - учебные комнаты кафедры, кабинет приема больных с ОС и СМТ.
Цель темы:

- сформировать профессиональные знания и умения по анализу факторов, влияющих на результаты лечения СК и МТ.

- сформировать профессиональные знания по проблеме ранней диагностики заболевания и особенностях лечения.
Воспитательная цель

В ходе занятия отрабатываются навыки теоретического и практического подхода в диагностике и лечении СК и МТ. Особое внимание студентов обращается на то, что знания, полученные в ходе занятия позволяет обеспечить качество лечения на основе знания установления стадии заболевания и следовательно улучшения результатов лечения.
Мотивация изучение темы (актуальность проблемы). Мотивация изучения темы носит не только практический, но и научный подход. Результаты лечения должны быть направлены на органосохранные операции и виды лечения и улучшения качества жизни данной категории больных.


Методическое и материальное оснащение:

1. Тесты.

2. Ситуационные задачи.

3. Проблемные вопросы.

4. Методические разработки.

5. Рентгенограммы.

6. Таблицы.

7. Слайды.
Профессиональные компетенции студента
Студент должен знать:


Перечень вопросов для самоподготовки к занятию

  1. Какая структура заболеваемости СК и МТ?

  2. Эпидемиология СК и МТ.

  3. Классификация СК и МТ по стадиям, клиническим группам (ТNM).

  4. Какой минимум обследования необходимо выполнить при СК и МТ?

  5. Какой основной инструментальный метод диагностики СК и МТ?

  6. Какие дополнительные методы диагностики СК и МТ?

  7. Заболеваемость и смертность от СК и МТ в РФ.

  8. Структуру онкологической службы в РФ в лечении СК и МТ.

  9. Как делятся больные СК и МТ на клинические группы?

  10. Правила и сроки диспансеризации больных СК и МТ.

  11. Общие принципы реабилитации больных СК и МТ.

  12. Основы профилактики СК и МТ.

  13. Принципы диагностики СК и МТ.

  14. Принципы хирургического, лекарственного лечения больных СК и МТ.

  15. Факторы, определяющие прогноз у больных СК и МТ.

  16. Клиника и симптомы СК и МТ.

  17. Задачи работы и организационную структуру хосписа, отделения паллиативной помощи, консультативного противоболевого кабинета лечения СК и МТ.



Практические навыки для студентов при изучении СК и СМТ:

*Провести беседу для населения на онкологическую тему – СК и МТ.

*Назначить необходимый объем обследования при подозрении на СК и МТ.

*Интерпретировать рентгенограммы больных СК и МТ.

*Сформировать диагноз СК и МТ с оценкой стадии, клинической группы.
 *Выбрать метод лечения СК и МТ с учетом локализации опухоли, стадии и гистологического строения.

*Составить план диспансерных мероприятий больного СК и МТ. 
*Сформировать группу высокого риска возникновения СК и МТ. 
*Интерпретировать клиническую картину СК и МТ в зависимости от патогенетического варианта.

*Назначить необходимый объем обследования при СК и МТ.

 *Сформулировать диагноз СК и МТ.

*Выбрать метод лечения с учетом возраста больной и патогенетического варианта СК и МТ.

*Составить план диспансерных мероприятий у больного СК и МТ. 
*Назначить необходимый объем обследования при подозрении на СК и МТ. 
*Выбрать метод лечения СК и МТ с учетом прогностических факторов. 
 *Составить план диспансерного наблюдения больной СК и МТ III клинической группы.

*Интерпретировать клиническую картину СК и МТ в зависимости от локализации и степени распространения опухоли. 
*Назначить необходимый объем обследования при подозрении на СК и МТ. 
*Интерпретировать рентгенограммы больных с СК и МТ. 
*Сформулировать диагноз СК и МТ с учетом стадии, клинической группы. 
*Выбрать метод и объем лечения с учетом локализации опухоли, стадии и гистологического строения.
*Уметь анализировать гемограммы онкологических больных при проведении им лучевого и химиотерапевтического лечения. 
*Заполнить сигнальной медицинской документации на первичных больных (ф.№0-90/у; №27-1/у; №27-2/у).

*Оценить стадию и TNM конкретных больных.

*Оценить клинические группы и прогноз заболеваний. 
*На основании анамнеза и клинической картины болезни выработать алгоритм лечения.

Таблица 1

План практического занятия

«Саркомы костей и мягких тканей»


metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-na-baze-spo-dlya-specialnostej-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-uchebnoj-disciplini-tehnologiya-tekushego-i-kapitalnogo-remonta-skvazhin.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnoe-zadanie-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnoe-zadanie-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatij-po-kursu-grazhdanskoe-processualnoe-pravo-rossii-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij-po-kulturologii-dlya-studentov-vseh-specialnostej-barnaul-2001.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/alla-dobrosockih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-territorii-goroda-riddera-vostochno-kazahstanskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-2010-god-stranica-13.html
  • school.bystrickaya.ru/ispolnitelnaya-sistema-rossijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/dvizhenie-knizhnogo-fonda-analiz-deyatelnosti-uchrezhdenij-kulturi-municipalnogo-obrazovaniya-kushyovskij-rajon-v-2010-god.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vv-malov-ipos-so-ran-aspirant-dialog-kultur-i-civilizacij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-nedostatki-proiznosheniya-svistyashih-zvukov-priemi-postanovki-v-prakticheskoj-deyatelnosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-brazilii-v-integracionnih-processah-v-zapadnom-polusharii-v-konce-hh-nachale-hhi-vv.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalinauskas-igop-duhovnoe-soobshestvo-stranica-24.html
  • school.bystrickaya.ru/ekaterina-medichi-2.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-avgust-2009-goda.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatelstvuyushij-zasedaniya-provedennogo-pod-predsedatelstvom-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossijskoj.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-psihologicheskoe-obosnovanie-demokratii-po-gegelyu-kozhevu-fukuyame-za-gorizontom-istorii.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-za-2010g-r-p-talmenka.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-ekologicheskaya-bezopasnost-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/perechen-statej-opublikovannih-v-nauchno-metodicheskom-zhurnale-gstoriya-prablemi-vikladannya.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-s-porohovshikova-p-sergeicha-ta-v-1913-godu-ona-bila-pereizdana-stranica-9.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sredstva-massovoj-informacii-3.html
  • college.bystrickaya.ru/1-sistemi-tverdotelnogo-trehmernogo-proektirovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-14-pravila-okazaniya-uslug-pochtovoj-svyazi-v-red-postanovlenij-sovmina-ot-16-03-2005-n-285-ot-03-10-2006.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mayak-novosti-31052005-100000-pervij-kanal-novosti-31-05-2005-15-00-00-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-33-issledovanie-potrebitelej-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080301-65-kommerciya-torgovoe-delo-ryazan.html
  • learn.bystrickaya.ru/gomeopaticheskij-metod-v-veterinarnoj-klinicheskoj-praktike-a-v-avdeeva-otv-sekretarotv-perevodchik.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhednevnij-monitoring-smi-oao-rao-energeticheskie-sistemi-vostoka-03-fevralya-2010-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-18-etapi-razvitiya-mirovoj-sistemi-socializma-oglavlenie.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-sistema-meropriyatij-kompleksnogo-investicionnogo-plana-monogoroda-ust-ilimsk-irkutskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/resheniem-soveta.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pedagogika-i-psihologiya-visshej-shkoli-disciplina-vhodit-v-cikl-dnm-v.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostav-oborotnih-sredstv-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-vozniknovenie-finansov-socialno-ekonomicheskaya-sushnost-finansov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-pitanie-i-uhod-za-telom-kniga-i-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metallicheskie-konstrukcii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/psihologo-pedagogicheskie-nauki-i-sportivnie-disciplini-estestvenno-matematicheskie-i-tehnicheskie-nauki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-rektoram-visshih-materiali-k-voprosu-o-hode-razrabotki-i-vvedenii-kreditnoj-sistemi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-obuchayushihsya-12-16-let.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionno-metodicheskie-centri-rekomendacii-k-avgustovskomu-soveshaniyu-rabotnikov-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-tatarstan-2010.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.



    Этапы занятия

    Время

    Коэффициент уровня усвоения

    1.

    Организационный момент. Вступительное слово преподавателя. Преподаватель проверяет присутствующих. Знакомство с темой, целью и планом занятий. Определяется актуальность темы для начальной мотивации и мобилизации внимания.

    5 минут

    Знакомство – 0,6

    2.

    Контроль исходного уровня знаний (тестовый)

    10 минут

    Знания – 1,0

    3.

    Теоретический разбор нового материала. Разбор темы ведется согласно методики проблемного изложения материала (исходя из цели изучения темы, преподаватель формулирует проблему и демонстрирует способы ее решения, делая студентов соучастниками решения поставленной проблемы) вопросам терминологии и непосредственно о проблеме диагностике СК и МТ, стадийности и лечения.

    30 минут

    Знания – 1,0

    4.

    Перерыв

    5 минут




    5.

    Продолжение: Теоретический разбор историй болезни, рентгенограмм.

    45 минут

    Знания – 1,0

    6.

    Перерыв

    10 минут




    7.

    Самостоятельная работа. Освоение студентами практических навыков осмотра онкологического больного, работа с историей болезни (Практические задания по теме)

    45 минут

    Навык – 1,2

    8.

    Перерыв

    5 минут







    Продолжение: Самостоятельная работа по сбору анамнеза у больных СК и МТ.

    25 минут

    Навык – 1,2

    9.

    Подведение итогов занятия преподавателем: коррекция ошибок, индивидуальная оценка знаний студентов, задание на дом.

    20 минут

    Знакомство – 0,6

    10.

    ИТОГО

    3 час 35 минут