.RU

Методические указания для студентов

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра онкологии и лучевой терапии

САРКОМЫ КОСТЕЙ И МЯГКИХ ТКАНЕЙ
Методические указания для студентов


Иркутск

ИГМУ

2013

УДК

ББК


Рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по специальности «060101 — лечебное дело», «060103 - педиатрия», «060104 — медико-профилактическое дело» по дисциплине «онкология»

(протокол № от 01.01.01)


Составители:

А.В. Белоногов — доктор мед.наук, профессор кафедры онкологии и лучевой терапии ГБОУ ИГМУ Минздрава России.

В.Г. Лалетин — доктор мед.наук, профессор кафедры онкологии и лучевой терапии ГБОУ ИГМУ Минздрава России.

Рецензенты:
Саркомы костей и мягких тканей: учебно-метод. пособие / сост. : А.В. Белоногов, В.Г. Лалетин ; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск : ИГМУ, 2013. – 00 с.


Представленная информация знакомит с актуальной проблемой современной клинической онкологии. Представлены сведения по заболеваемости и смертности от сарком костей и мягких тканей. Даны методы диагностики и лечения.

В учебно-методическом пособии предлагаются вопросы к зачету, а также ситуационные задачи, которые позволяют провести контроль знаний студентов.
УДК

ББК

© Белоногов А.В., Лалетин В.Г., 2013

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2013

Цель занятия: Изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение сарком костей и мягких тканей (СК и МТ).
Задачи:
1. Определение понятия. Классификация по системе TNM.

2. Этиология, патогенез, клиника СК и МТ.

3. Диагностика, дифференциальный диагноз.

4. Принципы лечения СК и МТ.
Необходимый исходный уровень знаний студентов:

1. Этиология, патогенез, клиника СК и СМТ.

2. Методы диагностики.

3. Основные виды лечения.
Практические навыки:

1. Уметь собирать анамнез.

2. Уметь проводить осмотр и пальпацию тканей.

3.Уметь трактовать результаты лабораторных, инструментальных и рентгенологических данных.
Место проведения занятия - учебные комнаты кафедры, кабинет приема больных с ОС и СМТ.
Цель темы:

- сформировать профессиональные знания и умения по анализу факторов, влияющих на результаты лечения СК и МТ.

- сформировать профессиональные знания по проблеме ранней диагностики заболевания и особенностях лечения.
Воспитательная цель

В ходе занятия отрабатываются навыки теоретического и практического подхода в диагностике и лечении СК и МТ. Особое внимание студентов обращается на то, что знания, полученные в ходе занятия позволяет обеспечить качество лечения на основе знания установления стадии заболевания и следовательно улучшения результатов лечения.
Мотивация изучение темы (актуальность проблемы). Мотивация изучения темы носит не только практический, но и научный подход. Результаты лечения должны быть направлены на органосохранные операции и виды лечения и улучшения качества жизни данной категории больных.


Методическое и материальное оснащение:

1. Тесты.

2. Ситуационные задачи.

3. Проблемные вопросы.

4. Методические разработки.

5. Рентгенограммы.

6. Таблицы.

7. Слайды.
Профессиональные компетенции студента
Студент должен знать:


Перечень вопросов для самоподготовки к занятию

  1. Какая структура заболеваемости СК и МТ?

  2. Эпидемиология СК и МТ.

  3. Классификация СК и МТ по стадиям, клиническим группам (ТNM).

  4. Какой минимум обследования необходимо выполнить при СК и МТ?

  5. Какой основной инструментальный метод диагностики СК и МТ?

  6. Какие дополнительные методы диагностики СК и МТ?

  7. Заболеваемость и смертность от СК и МТ в РФ.

  8. Структуру онкологической службы в РФ в лечении СК и МТ.

  9. Как делятся больные СК и МТ на клинические группы?

  10. Правила и сроки диспансеризации больных СК и МТ.

  11. Общие принципы реабилитации больных СК и МТ.

  12. Основы профилактики СК и МТ.

  13. Принципы диагностики СК и МТ.

  14. Принципы хирургического, лекарственного лечения больных СК и МТ.

  15. Факторы, определяющие прогноз у больных СК и МТ.

  16. Клиника и симптомы СК и МТ.

  17. Задачи работы и организационную структуру хосписа, отделения паллиативной помощи, консультативного противоболевого кабинета лечения СК и МТ.



Практические навыки для студентов при изучении СК и СМТ:

*Провести беседу для населения на онкологическую тему – СК и МТ.

*Назначить необходимый объем обследования при подозрении на СК и МТ.

*Интерпретировать рентгенограммы больных СК и МТ.

*Сформировать диагноз СК и МТ с оценкой стадии, клинической группы.
 *Выбрать метод лечения СК и МТ с учетом локализации опухоли, стадии и гистологического строения.

*Составить план диспансерных мероприятий больного СК и МТ. 
*Сформировать группу высокого риска возникновения СК и МТ. 
*Интерпретировать клиническую картину СК и МТ в зависимости от патогенетического варианта.

*Назначить необходимый объем обследования при СК и МТ.

 *Сформулировать диагноз СК и МТ.

*Выбрать метод лечения с учетом возраста больной и патогенетического варианта СК и МТ.

*Составить план диспансерных мероприятий у больного СК и МТ. 
*Назначить необходимый объем обследования при подозрении на СК и МТ. 
*Выбрать метод лечения СК и МТ с учетом прогностических факторов. 
 *Составить план диспансерного наблюдения больной СК и МТ III клинической группы.

*Интерпретировать клиническую картину СК и МТ в зависимости от локализации и степени распространения опухоли. 
*Назначить необходимый объем обследования при подозрении на СК и МТ. 
*Интерпретировать рентгенограммы больных с СК и МТ. 
*Сформулировать диагноз СК и МТ с учетом стадии, клинической группы. 
*Выбрать метод и объем лечения с учетом локализации опухоли, стадии и гистологического строения.
*Уметь анализировать гемограммы онкологических больных при проведении им лучевого и химиотерапевтического лечения. 
*Заполнить сигнальной медицинской документации на первичных больных (ф.№0-90/у; №27-1/у; №27-2/у).

*Оценить стадию и TNM конкретных больных.

*Оценить клинические группы и прогноз заболеваний. 
*На основании анамнеза и клинической картины болезни выработать алгоритм лечения.

Таблица 1

План практического занятия

«Саркомы костей и мягких тканей»


metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-na-baze-spo-dlya-specialnostej-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-uchebnoj-disciplini-tehnologiya-tekushego-i-kapitalnogo-remonta-skvazhin.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnoe-zadanie-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnoe-zadanie-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatij-po-kursu-grazhdanskoe-processualnoe-pravo-rossii-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij-po-kulturologii-dlya-studentov-vseh-specialnostej-barnaul-2001.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vasilij-makarovich-shukshin-stranica-27.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xiii-trebovaniya-bezopasnosti-pri-avarijno-vosstanovitelnih-rabotah-na-linejnih-sooruzheniyah-klp.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-principi-raboti-cifrovogo-potoka-soedinitelnih-linij-e1-i-ego-otlichie-ot-analogovih-linij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-transport-3-transport-dorozhnoe-stroitelstva-avtodorozhnij-transport-aviaciya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iskusstvo-teatra-v-nastoyashee-vremya-prevratilos-v-massovuyu-formu-samodeyatelnogo-tvorchestva-mnogochislennie-dramaticheskie-kruzhki-kollektivi-narodnih-teatrov-stranica-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problemi-mediaobrazovaniya-nauchnaya-shkola-pod-rukovodstvom-a-v-fedorova-monografiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protokol-raznoglasij-informacionnij-byulleten-profsoyuza-192-2009-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mesto-i-rol-yaponii-v-mirovoj-ekonomike.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-sfera-uslug-v-sovremennom-obshestve-ekonomika-menedzhment-marketing-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-socialnie-media-napravlenie-podgotovki-reklama-i-svyazi-s-obshestvennostyu-profili-podgotovki-upravlenie-personalnim-i-korporativnim-imidzhem.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-raboti-po-kursam-rezhushij-instrument-iformoobrazovanie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-nechvolodov-ot-razoreniya-k-dostatku-posvyashaetsya-vsem-predstavitelyam-proizvoditelnogo-truda-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/20-let-nazad-1989-g-departament-kulturi-i-nacionalnoj-politiki.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologii-izucheniya-narodnogo-kostyuma-mezhdunarodnaya-nauchno-metodicheskaya-konferenciya-prepodavatelej-vuzov-uchenih-specialistov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-omsk-2009-recenzenti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-vidi-iskusstv.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tovarovedenie-i-ekspertiza-odnorodnih-grupp-tovarov-moloko-i-molochnie-produkti-uchebnoe-posobie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-centre-tvorcheskogo-mediadosuga.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-nam-dejstvitelno-pora-uhodit-chtobi-ne-zaderzhivat-drugih-kotorie-zhdut-svoej-ocheredi-iscelitsya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vipusk-specialnostej-publichnij-otchyot-za-2009-2010-uchebnij-god-sizran-2010.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-metodicheskoj-raboti-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-3-goroda-krasnokamenska-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tendernaya-dokumentaciya-po-zakupke-rabot-po-remontu-tehnicheskomu-uhodu-i-obsluzhivaniyu-elektrooborudovaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/doktor-faustus-zhizn-nemeckogo-kompozitora-mann-tomas.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskoe-zanyatie-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-o-predpolagaemom-narushenii-stati-8-konvencii-obrashenie-v-eropejskij-sud-po-pravam-cheloveka-v-sluchae-narusheniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-fakultativnogo-kursa-sovremennie-metodi-upravleniya-razvitiem-goroda-po-specialnosti-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/provospalitelnoe-zveno-immuniteta-u-bolnih-gomel-19-20-aprelya-2012-goda-osnovan-v-2009-godu-vipusk-4-vchetireh.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervij-tom-trudov-novgorodskoj-ekspedicii-v-bolshej-svoej-chasti-bil-posvyashen-obosnovaniyu-novgorodskoj-arheologicheskoj-hronologii-sozdanie-hronologicheskoj-shkal.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obshie-polozheniya-v-f-kolbanov-rukovoditel-departamenta.html
  • crib.bystrickaya.ru/ierarhiyu-samosovershenstvovaniem-sovetskaya-strana-razorennaya-chetirehletnej-imperialisticheskoj-vojnoj-i-trehletnej.html
  • write.bystrickaya.ru/filma-stranica-13.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktualnie-voprosi-ohrani.html
  • essay.bystrickaya.ru/delo-principa-informacionnij-byulleten-profsoyuza-486-2008-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodologiya-poznaniya-sporta-i-optimizaciya-upravleniya-im.html
  • shkola.bystrickaya.ru/plan-organizacionno-upravlencheskih-meropriyatij-na-20-10-2011-uchebnij-god-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.



    Этапы занятия

    Время

    Коэффициент уровня усвоения

    1.

    Организационный момент. Вступительное слово преподавателя. Преподаватель проверяет присутствующих. Знакомство с темой, целью и планом занятий. Определяется актуальность темы для начальной мотивации и мобилизации внимания.

    5 минут

    Знакомство – 0,6

    2.

    Контроль исходного уровня знаний (тестовый)

    10 минут

    Знания – 1,0

    3.

    Теоретический разбор нового материала. Разбор темы ведется согласно методики проблемного изложения материала (исходя из цели изучения темы, преподаватель формулирует проблему и демонстрирует способы ее решения, делая студентов соучастниками решения поставленной проблемы) вопросам терминологии и непосредственно о проблеме диагностике СК и МТ, стадийности и лечения.

    30 минут

    Знания – 1,0

    4.

    Перерыв

    5 минут




    5.

    Продолжение: Теоретический разбор историй болезни, рентгенограмм.

    45 минут

    Знания – 1,0

    6.

    Перерыв

    10 минут




    7.

    Самостоятельная работа. Освоение студентами практических навыков осмотра онкологического больного, работа с историей болезни (Практические задания по теме)

    45 минут

    Навык – 1,2

    8.

    Перерыв

    5 минут







    Продолжение: Самостоятельная работа по сбору анамнеза у больных СК и МТ.

    25 минут

    Навык – 1,2

    9.

    Подведение итогов занятия преподавателем: коррекция ошибок, индивидуальная оценка знаний студентов, задание на дом.

    20 минут

    Знакомство – 0,6

    10.

    ИТОГО

    3 час 35 минут