.RU

Методические указания для студентов специальности 2205, 0755 «Проектирование и технология эвс», «Комплексная информационная безопасность автоматизированных систем»




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)


Кафедра информационной безопасности

электронно- вычислительных систем (КИБЭВС)


Давыдова Е.М., Новгородова Н.А.


БАЗЫ ДАННЫХ


Методические указания для студентов специальности 2205, 0755

«Проектирование и технология ЭВС», «Комплексная информационная безопасность автоматизированных систем»


2005

СОДЕРЖАНИЕ


1.ВВЕДЕНИЕ В БАЗЫ ДАННЫХ 5

^ 1.ВВЕДЕНИЕ В БАЗЫ ДАННЫХ 5

1.1.Информационные системы, их разновидности 5

1.2.Состав АИС 12

1.3.Архитектура, предметная область. 14

2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 19

^ 2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 19

3. МОДЕЛИ ДАННЫХ 28

3. МОДЕЛИ ДАННЫХ 28

3.1.Понятие модели 28

3.2. Иерархические модели 29

3.3. Сетевые модели 32

3.4. Реляционные модели данных 33

3.4.1. Реляционная алгебра 35

3.4.2. Реляционное исчисление 40

3.5. Объектно-ориентированные БД 42

^ 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ 44

4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ 44

4.1. Выбор ключевых полей 45

4.2. Ссылочная целостность 47

4.3. Введение в нормализацию данных 48

Первая нормальная форма 49

Вторая нормальная форма 50

Третья нормальная форма 52

Нормальная форма Бойса-Кодда. 54

Четвертая нормальная форма. 55

Пятая нормальная форма 56

4.3.Как проектируют базы данных 56

^ 5. ЯЗЫК ФОРМИРОВАНИЯ ЗАПРОСОВ К БАЗЕ ДАНЫХ. 58

5. ЯЗЫК ФОРМИРОВАНИЯ ЗАПРОСОВ К БАЗЕ ДАНЫХ. 58

5.1. Оператор выбора 59

5.1.1. Определение критерия отбора данных. 63

5.1.2. Сортировка результатов запроса 67

5.1.3. Агрегирующие функции 68

5.1.4. Группировка данных и построение отчетов 69

5.1.5. Объединение таблиц и сложный анализ данных 73

5.1.6. Подзапросы 76

5.2. Команды манипулирования данными 78

^ 6. ФУНКЦИИ СУБД 80

6. ФУНКЦИИ СУБД 80

6.1 Функции управления, обеспечение абстракции данных 80

6.2 Методы размещения данных 82

Последовательный метод 84

Прямой метод доступа 84

Индексно-последовательный метод 85

Индексно-произвольный метод доступа 86

6.3 Системные функции. Обеспечение сохранности и секретности 86

6.4 Обеспечение целостности 87

6.5 Функции пользователя. Актуализация данных 90

7 ТРАНЗАКЦИИ 91

7 ТРАНЗАКЦИИ 91

^ 8 ТЕХНОЛОГИЯ КЛИЕНТ-СЕРВЕР 94

9 БЕЗОПАСНОСТЬ БАЗ ДАННЫХ 100

9 БЕЗОПАСНОСТЬ БАЗ ДАННЫХ 100

10 ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРФЕЙСА 102

10 ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРФЕЙСА 102

^ КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. 111

Задания на курсовую работу 111

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 115

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 115

ПРИЛОЖЕНИЕ А 116

ПРИЛОЖЕНИЕ А 116

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 128

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 128



  1. ^ ВВЕДЕНИЕ В БАЗЫ ДАННЫХ


Информатика – это наука о применении компьютеров в различных сферах деятельности, то есть наука о компьютерных (иногда говорят — новых информационных) технологиях.

Информатика занимается схематичным, «формализованным» представлением информации, ее обработкой, предписаниями по ее переработке и машинами, обрабатывающими информацию. Цель информатизации состоит в разработке способов решения задач информационной обработки на вычислительных машинах, а также в разработке, организации и эксплуатации вычислительных систем.

Формирование моделей информатики нацелено на представление определенных структур, взаимодействий и процессов в какой–либо области применения (предметной области) с помощью формальных средств, таких как структуры данных, языки программирования или логические формулы. Задача информатики – исследовать свойства формальных моделей, развивать их далее и устанавливать связи между формальными моделями и реальным миром в данной предметной области в смысле постановки задачи.


    1. ^ Информационные системы, их разновидности

В начальный период развития ЭВМ каждый программист, разрабатывая программы, разрабатывал и свою форму представления данных, т.е. информационную модель объекта. Это приводило к тому, что каждая программа работала со своими данными что, в конечном счете, вело к избыточности и множеству информационных моделей объекта.

Важной предпосылкой создания единой информационной модели стала возможность сохранения больших объемов данных. Появились магнитные диски и удобный доступ к данным.

Введем понятия: информация и данные.

Под информацией (в бытовом понимании) понимают любые сведения о каком-либо событии, сущности, процессе и т.д., являющемся объектом операций: восприятия, передачи, преобразования или использования. Информативные образцы могут создаваться в самых разнообразных формах: в форме звуковых, световых или радиоволн, электрического тока или напряжения, магнитных полей, знаков на бумажном носителе и т.д.

Поскольку существует потребность в информации при принятии решений в любой сфере деятельности: в производстве, в человеческих отношениях, в управлении и т.д., человек создал естественные информационные системы: лекции, общение между людьми, радио, газета и т.д.

В нашем сложном мире любая взаимосвязь и коррекция действий возможны только благодаря информации. Недаром говорят: "Кто владеет информацией, тот владеет всем", или: "Самое ценное, что у нас есть, - это информация".

Данные можно определить как информацию, фиксированную в определенной форме, пригодной для последующей обработки, хранения и передачи.

Совокупность различных средств, предназначенных для сбора, подготовки, хранения, обработки и выдачи информации в интересах различных пользователей и приложений, представляет собой информационную систему (ИС).

Информационная система объединяет следующие составляющие:

При разработке информационных систем возникают два аспекта: инфологический и датологический. На этапе инфологического проектирования ИС решаются вопросы, о каких явлениях или объектах реального мира требуется накапливать информацию, какие их характеристики и взаимосвязи будут учитываться. Задача инфологического этапа проектирования базы данных - получение семантических (смысловых) моделей, отражающих конкретную предметную область. Таким образом, на этапе инфологического проектирования решается вопрос о предметной области. Датологический аспект решает вопросы о представлении в памяти машины информационной системы, т.е., исходя из существующих средств, решаются вопросы хранения и обработки информации, модели представления информации, методы ее преобразования и формируются правила смысловой интерпретации.

Поскольку области применения информационных систем разнообразны, разнообразны и их свойства и особенности, присущие каждой ИС. Среди множества факторов, определяющих совокупность свойств конкретной ИС, можно выделить три основных: технический уровень системы; характер обрабатываемой информации; целевые функции, т.е. круг задач, для решения которых данная система предназначена.

Рассмотрим последовательно все три фактора.

По техническому уровню ИС разделяются на ручные, механизированные, автоматизированные и автоматические.

В ручных ИС все процессы обработки информации осуществляются вручную. Эти ИС имеют небольшой объем и хранятся на специальных карточках (например, перфокарты, личные карточки студентов, картотеки) различных типов. Примером ручной ИС может служить библиотечный каталог.

В механизированных ИС для обработки и поиска информации используются различные средства механизации, а именно счетно-перфорационные машины. Кроме того, в комплект технических средств входит набор перфорационных машин, посредством которых информация заносится на перфокарты.

В автоматизированных и автоматических ИС для хранения, обработки и поиска информации используются ЭВМ. Кроме этих операций, ЭВМ используется при выполнении операций, связанных со сбором, подготовкой и передачей информации, а также выдачей ее пользователю. При функционировании автоматизированных информационных систем (АИС), являющихся наиболее распространёнными, на различных этапах технологического процесса обработки информации принимает участие человек, который является полноправным партнером ИС. В автоматических ИС все процессы протекают без участия человека. Обычно автоматические ИС используются в составе крупных АСУ технологическими процессами и объектами. “партнерами “ автоматических ИС являются роботы, станки с числовым программным обеспечением, технологические процессы. Входная информация в таких системах представляется в форме сигналов или каких-либо физических величин, выходная информация используется для управления или регулирования, например, технологического процесса.

По характеру обрабатываемой информации ИС делятся на документальные и фактографические.

Документальные ИС служат для работы с документами на естественном языке: монографиями, научными отчетами, диссертациями, текстами законодательных актов и т.д. Основной задачей документальных ИС является поиск документов по их содержанию. Это требует понимания системой смысла запросов.

Документальные модели данных соответствуют представлению о слабо структурированной информации, ориентированной в основном на свободные форматы документов, текстов на естественном языке[7].

Модели, основанные на языках разметки документов, связаны прежде всего со стандартным общим языком разметки – SGML (Standard Generalised Markup Language), который был утвержден ISO в качестве стандарта еще в 80-х годах. Этот язык предназначен для создания других языков разметки, он определяет допустимый набор тегов (ссылок), их атрибуты и внутреннюю структуру документа. Контроль за правильностью использования тегов осуществляется при помощи специального набора правил, называемых DTD-описаниями, которые используются программой клиента при разборе документа. Для каждого класса документов определяется свой набор правил, описывающих грамматику соответствующего языка разметки. С помощью SGML можно описывать структурированные данные, организовывать информацию, содержащуюся в документах, представлять эту информацию в некотором стандартизованном формате. Но ввиду своей сложности SGML использовался в основном для описания синтаксиса других языков (наиболее известным из которых является HTML), и немногие приложения работали с SGML-документами напрямую.

Гораздо более простой и удобный, чем SGML, язык HTML позволяет определять оформление элементов документа и имеет некий ограниченный набор инструкций — тегов, при помощи которых осуществляется процесс разметки. Инструкции HTML в первую очередь предназначены для управления процессом вывода содержимого документа на экране программы-клиента и определяют тем самым способ представления документа, но не его структуру. В качестве элемента гипертекстовой базы данных, описываемой HTML, используется текстовый файл, который может легко передаваться по сети с использованием протокола HTTP. Эта особенность, а также то, что HTML является открытым стандартом и огромное количество пользователей имеет возможность применять возможности этого языка для оформления своих документов, безусловно, повлияли на рост популярности HTML и сделали его сегодня главным механизмом представления информации в Интернете.

XML (Extensible Markup Language) — это язык разметки, описывающий целый класс объектов данных, называемых XML - документами. Он используется в качестве средства описания грамматики других языков и контроля за правильностью составления документов. То есть сам по себе XML не содержит никаких тегов, предназначенных для разметки, он просто определяет порядок их создания.

Тезаурусные модели основаны на принципе организации словарей, содержат определенные языковые конструкции и принципы их взаимодействия в заданной грамматике. Эти модели эффективно используются в системах-переводчиках, особенно многоязыковых переводчиках. Принцип хранения информации в этих системах и подчиняется тезаурусным моделям.

В процессе индексирования документов используется и составляется тезаурус- словарь, содержащий перечисление основных лексических единиц предметной области и описание парадигматических отношений между ними. Парадигматические отношения - это семантические отношения, существующие между лексическими единицами языка независимо от контекста. Поиск нужного документа производится по соответствующему запросу.

Дескрипторные модели — самые простые из документальных моделей, они широко применялись на ранних стадиях использования документальных баз данных. В этих моделях каждому документу соответствовал дескриптор — описатель. Дескриптор - это некоторое множество слов или словосочетаний, которые соответствуют основным понятиям предметной области и включены в ее тезаурус.

Дескриптор имел жесткую структуру и описывал документ в соответствии с теми характеристиками, которые требуются для работы с документами в разрабатываемой документальной БД.

Как определить о чем идет речь, когда употребляется слово рак - животное, заболевание или созвездие? Для распознавания того, о чем идет речь, необходимо составить тезаурус для каждого из трех вариантов поиска.

При поиске нужного документа возможны ситуации: неточность поиска (информационный шум); неполнота (не все документы найдены); релевантные документы (соответствующие запросу).

Качество поиска документа оценивается по точности поиска и полноте. Полнота поиска определяется по формуле:

R=A/C ,

где А - число документов, релевантных запросу, С - общее число документов, имеющихся в системе.

А точность поиска нужного документа определяется по формуле:

Р =А/L ,

где L - общее количество документов, выданных в ответ на запрос.

В фактографических ИС хранимая и обрабатываемая информация представляет собой конкретные сведения, факты, примеры, результаты измерений, справочные и статистические данные. Информация часто носит оперативный характер. Она выдается пользователю или прикладным программам для обработки. Фактографические ИС реализуются банками данных.

Банк данных - это автоматизированная информационная система, включающая в свой состав комплекс специальных методов и средств (математических, информационных, программных, языковых, организационных и технических) для поддержания динамической модели предметной области с целью обеспечения информационных запросов пользователей[2].

В результате развития технологии ИС система доступа к данным и данные, которые накапливаются в системе, были логически разделены. Поэтому БнД состоит из двух частей:

1) базы данных (БД), которая является датологическим представлением информационной модели предметной области;

2) системы управления базой данных (СУБД), с помощью которой и реализуется централизованное управление данными, хранимыми в базе, доступ к ним и поддержание их в состоянии, соответствующем состоянию предметной области.

Примером фактографических систем служат: учет складских запасов, обработка заказов и товарно-транспортных накладных, учет поставок, подготовка форм статистической отчетности и т.д.

СУБД - программная система, предназначенная для создания БД, поддержания ее в актуальном состоянии, обеспечения эффективного доступа к ней. Доступ к БД возможен только посредством СУБД. СУБД общего назначения не ориентированы на определенную предметную область и предоставляются пользователю как коммерческое изделие, обладающее средствами настройки для работы с конкретной БД в условиях конкретного применения. СУБД общего назначения входит чаще всего в состав инструментального средства для создания автоматизированных информационных систем и позволяет сократить сроки разработки таких систем.

По целевым функциям (назначение самой ИС) системы подразделяются:

информационно-справочные;

управленческие;

информационно - расчетные;

информационно - логические.

Информационно-справочные системы обеспечивают информационные запросы пользователя, примером такой системы может служить система резервирования мест на авиационном и железнодорожном транспорте.

Управленческие ИС служат для решения задач АСУ предприятия: ИС больниц, автоматизированных складов, материально-технического снабжения, учета кадров, бухучета и т.д. Они, как правило, ориентированы на выдачу различного рода справок, отчетных форм для руководства предприятием.

В информационно-расчетных ИС хранимая информация используется для решения расчетных задач. Например, статистический учет и анализ, прогноз месторождений и погоды. К этим же системам относятся системы, функционирующие в составе САПР.

Информационно-логические системы способны выдавать информацию, не введенную ранее в систему в непосредственном виде, а вырабатываемую на основании логического анализа, обобщения и т.д. Это, как правило, интеллектуальные ИС.

    1. metodicheskie-ukazaniya-forma-f-so-pgu-18-205.html
      metodicheskie-ukazaniya-glossarij-s-kontrolnimi-zadaniyami-dlya-studentov-zaochnogo-fakulteta-utverzhdayu-stranica-5.html
      metodicheskie-ukazaniya-i-didakticheskie-materiali-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-izdatelstvo-tyumenskogo-gosudarstvennogo-universiteta.html
      metodicheskie-ukazaniya-i-individualnie-zadaniya-dlya-studentov-ido-obuchayushihsya-po-napravleniyu-220700-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv-sostavitel.html
      metodicheskie-ukazaniya-i-kontolnie-raboti-po-anglijskomu-yaziku-dlya-studentov-zaochnikov-1-kursa-istoricheskogo-fakulteta-vipusk-4.html
      metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-raboti-dlya-studentov-po-specialnosti-150414montazh-i-tehnicheskaya-ekspluataciya-holodilno-kompressornih-mashin-i-ustanovok.html
    2. report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-matematiki-na-2008-2009-uchebnij-god.html
    3. teacher.bystrickaya.ru/glava-17-priostanovlenie-proizvodstva-po-delu-statya-zakonodatelstvo-o-grazhdanskom-sudoproizvodstve.html
    4. bukva.bystrickaya.ru/rbk-daily-moskva-28-aprelya-2011-podgotovlen-po-rezultatam-ezhednevnogo-monitoringa-i-vklyuchaet-v-sebya-analiz.html
    5. composition.bystrickaya.ru/politicheskie-partii-sovremennoj-rossii-chast-4.html
    6. essay.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-na-period-karantina-2klass.html
    7. learn.bystrickaya.ru/glava-pyataya-navodnenie-kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej.html
    8. shpargalka.bystrickaya.ru/va-zhukovskij-1-chas-rabochaya-programma-po-literature-5-9-klassi.html
    9. university.bystrickaya.ru/etapi-statisticheskogo-nablyudeniya-prepodavatel-doc-glushenko-i-a-voprosi-k-zachetu-po-discipline.html
    10. esse.bystrickaya.ru/razrabotka-organizacionno-ekonomicheskih-metodov-i-modelej-upravleniya-logisticheskoj-sistemoj-podderzhki-zhiznennogo-cikla-naukoemkoj-produkcii.html
    11. writing.bystrickaya.ru/biotehnologiya-v-vosproizvodstve-i-selekcii-krupnogo-rogatogo-skota.html
    12. uchenik.bystrickaya.ru/arbitrazhnij-sud-kak-garantiya-realizacii-ekonomicheskih-interesov-subektov-v-rossijskoj-federacii-chast-13.html
    13. laboratornaya.bystrickaya.ru/pticaportniha-i-muravibochki-igor-ivanovich-akimushkin.html
    14. literatura.bystrickaya.ru/russkij-yazik-i-kultura-rechi-stranica-5.html
    15. credit.bystrickaya.ru/opredelimsya-s-osnovnimi-ponyatiyami-st8-proshlo-menee-15-let-kogda-rossijskoj-federaciej-bil-priznan-prioritet.html
    16. school.bystrickaya.ru/3-mishlenie-kratkij-ekskurs-v-istoriyu-psihologii-23-frejdizm-psihoanaliz-30.html
    17. kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-elektivnogo-kursa-tema-ultrazvukovie-metodi-issledovaniya-u-detej-i-podrostkov.html
    18. tetrad.bystrickaya.ru/v-sootvetstvii-s-federalnim-planom-statisticheskih-rabot-na-2005-god-i-postanovleniem-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-statistiki-rosstata-ot-29-08-2005-6-stranica-6.html
    19. institute.bystrickaya.ru/federalnij-nadzor-rossii-po-yadernoj.html
    20. crib.bystrickaya.ru/informacionno-metodicheskij-centr-otdela-obrazovaniya-apastovskogo-municipalnogo-rajona-rt.html
    21. learn.bystrickaya.ru/g-v-dolinskij-aspirant-institut-mashinovedeniya-im-a-a-blagonravova-ran-moskva.html
    22. crib.bystrickaya.ru/gost-51-98.html
    23. literatura.bystrickaya.ru/rol-socialno-strukturnih-i-kulturnih-faktorov-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-aspekt-press-moskva-1999.html
    24. crib.bystrickaya.ru/ih-ciklogramma-massovih-rajonnih-meropriyatij-s-uchashimisya-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah.html
    25. writing.bystrickaya.ru/kosmologicheskaya-strela-vremeni.html
    26. thesis.bystrickaya.ru/predmetnie-nedeli-v-shkole-nachalnie-klassi-anglijskij-yazik-biologiya-himiya-geografiya-matematika-sostaviteli.html
    27. literatura.bystrickaya.ru/slovar-osnovnih-terminov-t-a-homenko-gl-7-13-22.html
    28. upbringing.bystrickaya.ru/kredittk-oitu-zhjesn-e-basti-erekshelgn-br-rbr-studentt-zheke-ou-traektoriyasin-aliptastiru-bolip-tabiladi-studentt-zheke-zhospari-mndett-pnder-men-tadau-pnder-komponentnen-tradi.html
    29. report.bystrickaya.ru/kniga-dvenadcataya-augustinus-sanctus-avrelij-354-430-znamenitij-teolog-i-cerkovnij-deyatel-glavnij-predstavitel.html
    30. knowledge.bystrickaya.ru/obzor-russkoj-literaturi-vtoroj-polovini-xx-veka-2-chasa-rabochaya-programma-po-literature-dlya-10-11-klassov.html
    31. kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-prednaznachena-dlya-menedzherov-i-specialistov-vseh-urovnej-vedushih-peregovori-cel-povishenie-kompetentnosti-v-oblasti-vedeniya-peregovorov.html
    32. ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-uchebno-metodicheskij-kompleks-pravo-vto-magisterskaya-specializaciya.html
    33. spur.bystrickaya.ru/lesnie-ekosistemi-i-ih-ohrana.html
    34. klass.bystrickaya.ru/alfavitno-predmetnij-ukazatel-stranica-3.html
    35. control.bystrickaya.ru/chto-proishodit-vo-vremya-cerkovnoj-sluzhbi-chast-2.html
    36. occupation.bystrickaya.ru/nuclear-waste-essay-research-paper-nuclear-waste.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.