.RU

Методические указания для студентов специальности 1 - страница 2


Форма. По форме различают простые и сложные древостои. Если кроны деревьев образуют один сомкнутый ярус, то это насаждение относят к простой форме, хотя высота отдельных деревьев может варьировать в значительных пределах. Если кроны деревьев по высоте составляют отдельно выраженные ярусы, легко выделяемые глазомерно, то это сложный по форме, многоярусный лес. Составом древостоя называется доля участия каждой породы в общем запасе данного насаждения, Различаются чистые и смешанные древостои. К чистым относятся те, древостой которых состоит из одной древесной породы.
Смешанные древостои состоят из двух или нескольких пород. Состав древостоя обозначается формулой, в которой участие каждой породы выражается в десятых долях от общего запаса, принимаемого за 10. Породы обозначаются в формуле начальными буквами их названий (например, чистый сосновый древостой – 10С; смешанный древостой сосны и березы – 6С4Б означает, что 6/10 запаса составляет сосна, а остальные 4/10 – береза). Единичные деревья, не составляющие 1/10 запаса, приписываются к формуле со знаком плюс (например, 10Г+Лп означает, что в насаждении граба встречается единичная липа). Древесная порода, представленная в смешанном древостое наибольшим запасом, называется главной, или господствующей.

Возраст насаждений является одним из главных показателей леса. За единицу измерения возраста леса принят промежуток времени, называемый классом возраста. В зависимости от биологических особенностей древесных пород класс возраста установлен в 20 или 10 лет (табл.2). Если деревья в насаждении имеют разницу в возрасте, не превышающую длительность одного класса возраста, то насаждение считается одновозрастным. Возраст насаждений определяется методом подсчета годичных слоев на пнях срубленных деревьев или при помощи специальных возрастных буравов. Средний возраст насаждений высчитывается делением суммы вычисленных возрастов на количество деревьев.


Т а б л и ц а 2. ^ Классы возраста древостоев


Древостои

Классы возраста

I

II

III

IV

V

VI

VII

Хвойные семенные (дуб, ясень)

1– 20

21– 40

41– 60

61– 80

81–100

101–120

121– 140

Лиственные и порослевые (дуб, ясень)

1–10

11– 20

21– 3 0

31– 40

41– 50

51– 60

61– 70


Диаметр древесных пород определяется на уровне груди (1,3м) специальной мерной вилкой (реже складным метром) с делением (ступенями толщины) различной величины: 1см, 2см, 4см. При отсчете диаметра 0,5см и более ступени в расчет не принимаются.

^ Высота древесных пород определяется с помощью различных приборов: мерными вилками, специальными высотомерами, эклиметром.

Полнотой называется степень плотности состояния пород данного древостоя на единице площади. Различают абсолютную полноту – степень плотности стояния древостоя данной породы на единице площади, выраженную суммой площадей сечения всех деревьев, и относительную полноту, которая определяется сопоставлением суммы площадей сечения данного древостоя с аналогичной величиной соответствующего нормального насаждения данной породы, взятого из таблиц хода роста.

В смешанных насаждениях полнота определяется для каждой породы отдельно и по ярусам. Суммирование полученных величин составит общую полноту насаждения.

Глазомерное определение полноты древостоя определяется по степени сомкнутости крон. Например, когда кроны деревьев соприкасаются, не оставляя просветов, полнота будет равна 1. Если просветы занимают 20%, а проекция крон – 80%, то полнота будет равна 0,8.

Полноту насаждений можно определить по соотношению запасов данного насаждения с аналогичным нормальным ходом роста или с помощью приборов, наиболее простым из которых является полнотомер Биттерлиха.

^ Бонитет леса – показатель продуктивности древостоя, зависящий от условий местообитания. Определяется он средней высотой господствующей породы насаждения и возрастом. Общепризнанный критерий продуктивности насаждений – средняя высота в определенном возрасте. Чем выше средняя высота, тем лучше условия местопроизрастания и выше продуктивность леса.

Существует пять классов бонитета. Обозначаются они римскими цифрами, К I классу относятся леса наивысшей продуктивности, а к V – наименьшей. В связи с тем, что крайние классы имеют широкую амплитуду колебаний, дополнительно выделяются Iа и Iб вверху, Vа и Vб внизу. Согласно бонитировочной шкале М. М. Оролова, классы бонитета различаются в зависимости от средней высоты, возраста и происхождения (семенного или порослевого) древостоя.

При картографировании лесной растительности одним из главных моментов является правильное определение типа условий местопроизрастания леса.

Тип условий местопроизрастания (эдафотоп) дается по приведенной в табл. 3 двумерной эдефической сетке П.С. Погребняка.


Т а б л и ц а 3. ^ Типы условий местообитания по богатству и влажности почвы

(эдафическая сетка П.С. Погребняка)


Категория

влажности почвы

Ряды богатств почвы

Крайне бедные (боры)

А

Относительно

бедные (суборы)

В

Относительно

богатые (сложные суборы) С

Богатые

дубравы

Д

Очень сухие 0

Ао

В0

С0

Д0

Сухие 1

А1

В1

С1

Д1

Свежие 2

А2

В2

С2

Д2

Влажные 3

А3

В3

С3

Д3

Сырые 4

А4

В4

С4

Д4

Мокрые (болота) 5

А5

В5

С5

Д5


В основу сетки положены два фактора: почвенное богатство (трофность) и почвенная влажность. По горизонтали показывается богатство почвы (ряд трофотопов): A, B, C, Д, где A – наиболее бедные, а Д – наиболее богатые почвы по механическому составу и агрохимическим свойствам; по вертикали располагается ряд увлажнения почв (ряд гигротопов): 0, 1, 2, 3, 4, 5, где 0 – наиболее сухие почвы, 5 – наиболее влажные. Пример A1 – сухой бор, Д2 – свежая дубрава.

Принято следующее определение типов лесов. Тип леса – это участки леса, однородные по составу лесных пород, другим ярусам растительности и фауне, комплексу лесорастительных условий (климатических, почвенных и гидрологических), взаимоотношениям между растениями и средой, восстановительным процессам и направлению смен в них, а следовательно, при одинаковых экологических условиях, требующих однородных лесохозяйственных мероприятий.

Для каждого типа леса приводится полная характеристика типа леса и местообитания (приложение 5).

Описание лесной растительности производится в следующем порядке:

1) яруса лесообразующих пород (главных и сопутствующих);

2) яруса подлеска (деревья и кустарники, произрастающие под пологом леса, которые никогда не достигают высоты лесообразующих пород, рябина черемуха, крушина, бересклет и др.);

3) яруса подроста молодых деревьев, которые могут в будущем заменить старый древостой первого яруса (подрост, достигающий более половины материнского яруса, образует второй ярус);

4) описание растений живого напочвенного покрова: а) кустарничков (черника, вереск, багульник, подбел и др.), б) трав, в) мхов и лишайников (приложение 6).

Описание (приложение 5) сопровождается определением возраста, высоты и среднего диаметра, полноты древесных пород, процента покрытия травяного покрова, лишайников, мхов яруса. На основании полученных данных определяется название растительной ассоциации и устанавливается тип леса. Результаты наблюдений заносятся в таблицу отчета (приложение 7).

При определении типа леса следует учитывать, что в условиях Беларуси сосна, ель, дуб, ясень, береза пушистая и бородавчатая, ольха являются коренными породами. Название типов леса дается только по главной лесообразующей породе и доминирующему (индикаторному) растению живого напочвенного покрова (сосняк-брусничник, черноольшанник таволговый).

В название ассоциаций кроме главной лесообразующей породы включаются и сопутствующие, породы подлеска, а из травянистых растений и кустарничков кроме доминантов включаются и содоминанты.

Пример: тип леса – черноольшанник снытевый. Ассоциация – черноольхово-ясенево-снытево-недотроговая. Главная лесообразующая порода – черная ольха, сопутствующая – ясень. В травяном покрове доминирует сныть, недотрога – содоминант.

Таксационная характеристика леса дается в виде формулы, Например: 5С2Б3Ос, (40) Б-П, П-0,7 (состав: 5 – сосна, 2 – береза, 3 – осина; возраст – 40 лет; бонитет – П, полнота – 0,7).

При описании кустарников выясняется их происхождение (порослевое, семенное, смешанное), определяется возраст, густота, количество отдельных кустарников, средний диаметр и высота. Описывается травянистый и моховой покровы, устанавливается название ассоциации.


^ 6. Обследование зооценозов


Одна из важнейших характеристик экосистемы – видовое разнообразие. В биоценозе животные – это потребители производимой растениями энергии,

Описание видового разнообразия крупных животных проводится по следам или оставляемым ими остаткам жизнедеятельности. Расчет поголовья проводится исходя из следов и ареала по формуле

П = А/Р, шт., (1)

где А – площадь изучаемой экосистемы, м2;

Р – необходимая площадь питания на одно животное, м2.

Дробное значение округляется до целого.

Мелкие животные определяются также по следам и на них распространяются ловушки для определения видового разнообразия. Расчет поголовья проводится по той же формуле (1).

Сообщество насекомых изучается по особям, попавшим в ловушку и уловленных сачком. Кроме того, подсчитывается количество муравьиных куч на площади сообщества. Пауки изучаются по ловчим сетям. При определении водных систем ихтиофауна определяется с помощью контрольных забросов сетей, а зоопланктон и зообентос – с помощью контрольного драгирования водоема.

Почвенные обитатели определяются следующим образом: кроты и норные – по количеству нор, ими сделанных.

Для определения насекомых отбираются лесная подстилка и (или) гумусовый горизонт с площади 1 м2, пробы помещают в почвенные сита, просевают. Самый мелкий отсев в мелком сите, в поддон которого налита вода, помещается под сильный источник света на 1 сутки. Почвенная биота уходит на дно сита и проваливается в поддон. Через 24 часа поддон изучается под 5 – 25-кратным увеличением для выявления численности и видового состава почвенных обитателей. После этого они пересчитываются по формуле (2) на площадь экосистемы. Пробы берутся в точках, где описываются фитоценозы в трех повторениях, усредняются и отдельно указываются виды животных, встречающихся единично:

Ч = 10000 , Т , Н, шт., (2)

где Ч – численность вида в экосистеме, шт.;

Т – площадь экосистемы, га;

Н – численность вида в пробе, шт.

Результаты изучения заносятся в таблицу (приложение 8).


^ 7. Обследование микробоценозов


Микроорганизмы в экосистеме находятся во всех средах: воде, воздухе, почве, растениях, животных.

При полном описании экосистемы они определяются в этих средах.

При частичном описании проводится определение их в воде, почве, воздухе и эпифитной микрофлоре растений. Пробы воды высеваются на среду Эндо и культивируются при температуре 220 и 370С для определения сапрофитных и патогенных форм микроорганизмов и грибов.

Проба почвы берется с площади 0,1м2 трехкратно в точках описания фитоценозов.

Из почвы делается водная вытяжка, причем можно брать как лесную подстилку и гумусный горизонт, так и все горизонты, включая морену. Вытяжка может высеваться сразу либо после разбавлений (1:104; 1:105; 1:106 и т.д.) в зависимости от плодородия почв (чем почва плодородние, тем выше разбавления). Высев проводится на среду Эндо, МПА, МПБ, МПК, КАА, ПФА для выявления различных видов микроорганизмов.

После определения делается пересчет с учетом разделения на 1м2 по формуле

М = 10 . С . Р, (3)

где М – численность микроорганизмов на 1м2, колоний;

С – численность колоний данного вида на среде в чашке Петри, шт.;

Р – разведение.

Для описания эпифитной микрофлоры необходимо выполнить смывы с растений дистиллированной водой, после чего проводят высев на те же среды, что и почвенные пробы, причем для смыва следует использовать по 10 мл воды на растении, высев проводить в двух, - трехкратной повторности.

После прорастания проводится идентификация микроорганизмов и результаты заносятся в таблицу (приложение 9).


ЛИТЕРАТУРА


1. Методические указания по почвенно-геоботаническим и агрохимическим крупномасштабным исследованиям в БССР /под ред. В. Парахневич. – Мн.: Ураджай, 1973.

2. Ф е д о р о в а А. И. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений /А.И. Федорова, А.Н. Никольская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. В е р е м ч у к О. Н., Природные сообщества Беларуси / О. Н. Веремчук, А.Т. Жуковский , Н.К. Якимович. – Брест: Изд-во С. Лаврова, 2003.

4. Красная книга Республики Беларусь: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и растений / гл. ред. Г. П. Пашков и др. – Мн.: Бел Эн., 2004.

ПРИЛОЖЕНИЯ


П р и л о ж е н и е 1

^ Классификация жизненных форм растений по Раункиеру

Под жизненной формой понимают своеобразный внешний облик (габитус) растения, который возникает в онтогенезе в результате роста, в определенных экологических условиях и отражает совокупность ос­новных приспособительных черт.

В основу классификации Раункиер в 1905 году положил признак, чрезвычайно важный с приспособительной точки зрения: положение и способ зашиты почек возобновления у растений в течение неблагопри­ятного периода. По этому признаку различают приведенные ниже жизненные формы.

Фанерофиты (почки зимуют или переносят засушливый период открыто, достаточно высоко над землей). К этой группе относятся де­ревья, кустарники, деревянистые лианы, эпифиты.

Хамефиты (почки располагаются на высоте 20 – 30 см от уровня почвы), К этой группе относятся кустарнички, полукустарники и по­лукустарнички, многие стелющиеся растения.

Гемикриптофиты (почки возобновления находятся на уровне почвы или погружены в подстилку). К этой группе относятся травяни­стые многолетние растения.

Криптофиты (почки находятся на глубине нескольких сантимет­ров, как у корневищных, клубневых, луковичных растений, или зиму­ют под водой, как у гидрофитов).

Терофиты – однолетние растения, у которых все вегетативные части отмирают к концу сезона и зимующих почек не остается. Возоб­новление растений происходит на следующий год из семян.


П р и л о ж е н и е 2


metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-raboti-dlya-studentov-napravleniya-podgotovki-270100-62-arhitektura.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline-ekonomika-otrasli.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-bakalavra-po-napravleniyu-200500.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-osnovi-predprinimatelstva.html
metodicheskie-ukazaniya-ekaterinburg-2006-trebovaniya-k-diplomnim-i-kursovim-rabotam-i-otchetam-o-proizvodstvennoj-praktike-po-specialnosti-07300-prikladnaya-matematika-metodicheskie-ukazaniya-sost-v-b-surnev-ekaterinburg-uggu-2006.html
metodicheskie-ukazaniya-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gou-vpo-sibirskaya-gosudarstvennaya-avtomobilno-dorozhnaya-akademiya-sibadi-stranica-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/paradigmi-postsovetskoj-istoricheskoj-nauki-vsyak-sam-sebe-istorik.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kravchenko-a-i-kulturologiya-hrestomatiya-dlya-visshej-shkoli.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biokompyuteri-ili-zhivie-kompyuteri.html
  • essay.bystrickaya.ru/bhagavad-gita-kak-ona-est-stranica-46.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadanie-oznakomitsya-s-soderzhaniem-sillabusa-po-istorii-gosudarstva-i-prava-rk.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-z-farrahov-ministr-zdravoohraneniya-respubliki-tatarstan-b-d-mendelevich-nachalnik-otdela-po-voprosam-zdravoohraneniya-apparata-kabineta-ministrov-respubliki-tatarstan-r-s-safiullin.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-poryadok-priema-grazhdan-v-moskovskij-gosudarstvennij-oblastnoj-universitet-na-20112012-uchebnij-god.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sbornik-proizvedenij-aleksandr-viktorovich-kostyunin-petrozavodsk-11-11-2009-g-soderzhanie-rukavichka-rasskaz-stranica-9.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-24-master-volshebnih-palochek-garri-potter-i-dari-smerti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/maksim-nastoyashee-imya-molodogo-talantlivogo-parnya-iz-podmoskovnogo-goroda-egorevska.html
  • college.bystrickaya.ru/1-polozhenie-reglamentiruet-poryadok-periodichnost-sistemu-ocenok-i-formi-provedeniya-promezhutochnoj-attestacii-obuchayushihsya-i-utverzhdaetsya-direktorom-posle-rassmotreniya-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/koefficienti-oslableniya-doz-radiacii-zdaniyami-sooruzheniyami-i-transportnimi-sredstvami.html
  • tasks.bystrickaya.ru/122-organizacionnie-i-tehnicheskie-meri-po-inzhenerno-tehnicheskoj-zashite-informacii.html
  • literature.bystrickaya.ru/biografiya-abel-nils-henrik-1802-1829gg-na-bolshoj-ploshadi-goroda-oslo-stolici.html
  • esse.bystrickaya.ru/qnh--kodovoe-oboznachenie-prikaz-ministerstva-transporta-ukraini-ot-16-aprelya-2003-goda.html
  • knigi.bystrickaya.ru/richard-bendler-dzhon-grinder-stranica-16.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravo-sobstvennosti-pravomochiya-sobstvennika.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/znachenie-tehnologii-razvitie-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-dlya-realizacii-antropologicheskogo-vektora-tyutorskogo-dejstviya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-raboti-po-mdou-67-za-2010-2011-god.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspredelenie-nablyudaemih-k-i-parhonom-starikov-po-polu-i-vozrastu-piter.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskie-mesyachniki-goda-publichnij-doklad-za-200910-uch-god.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov-fakulteta-pravo-i-politologiya-zaochnoj-formi-obucheniya-po-subbotam.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hnicheskie-problemi-specifiku-tehnicheskih-stranica-29.html
  • education.bystrickaya.ru/110-kit-ma1-10000-o-kompanii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/specialnaya-korrekcionnaya-nachalnaya-shkola-detskij-sad-5-8-i-drugih-vidov-msou.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacionalnij-issledovatelskij-universitet-visshaya-shkola-ekonomiki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-finansiruetsya-evropejskim-soyuzom-stranica-18.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vuzovskoe-obrazovanie-trebuet-nezamedlitelnih-mer-gosudarstvennogo-reagirovaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-4-zakonomernosti-sistem.html
  • predmet.bystrickaya.ru/russkaya-usadba-v-dramaticheskih-proizvedeniyah-ap-chehova.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodika-izucheniya-stepeni-zagryazneniya-okruzhayushej-sredi-po-lishajnikam.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izuchenie-polozheniya-zhenshin-v-rabotah-po-stratifikacii-kniga-e-giddensa-eto-kurs-lekcij-kotorij-avtor-chitaet-uzhe.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slova-vedomosti-05042007-60-str-a2-gosduma-rf-monitoring-smi-5-aprelya-2007-g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-osnovnoj-literaturi-po-mezhdunarodnomu-pravu-metodicheskie-materiali-dlya-studentov-5-kursa-zaochnogo-otdeleniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-literatura-seminar-2-metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-seminarskih-zanyatij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.